"Внетабличное умножение и деление"
методическая разработка урока по математике
Автор: Васильева Елена Николаевна, учитель начальных классов, МОУ "СОШ №55", город Саратов
В раздел начальное образование
Тема урока.
Внетабличное умножение и деление (закрепление).
Цели урока:
1. Закреплять умение детей выполнять внетабличное умножение и деление, деление с остатком. 2. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов и уравнения, умение сравнивать, обобщать, преобразовывать. 3. Развивать познавательную активность, мышление, интерес к спорту.
Оборудование:
1. Презентация Power Point 3.Аудио – записи песен «Великолепная пятерка и вратарь», «Еще один рывок».
Ход урока.
1. Организационный момент урока.
Ребята, сегодня урок математики мы проведем на стадионе. - А что такое стадион? Ответы детей.
2. Актуализация знаний.
А теперь первое задание. Какой ряд быстрее дойдет до стадиона, верно решив математическую цепочку. 1 ряд: 43 +57:4 +35:4 = 2 ряд: 70-8 +19: 3·2 = 3 ряд: 15·6:18· 17+15 = Молодцы, ребята, все верно справились с заданием.
3. Работа по теме урока.
А теперь давайте узнаем название этого стадиона. а) Нужно найти значение выражений. (Выражения записываются в тетрадь и решаются. 4 ученика у доски решают по два примера) М 99 – 3 ·(18 + 12) : 5 + 24 : 4 = (87) И (36 : 9 + 23) – 52 : 26 + 87 : 29 = (28) Н (37 + 29 – 18) : 3 + 76 : 2 : 2 = (35) А 9 · (16 – 5) – 36 · 2 : 8 - 70 : 5 = (76) О (76 + 14) : 6 + 4 · 16 : 8 + 77 = (100) Д 100 : 25 + 85 : 5 + 91 : 7 – 29 = (5) 1
Расположите числа в порядке возрастания и прочитайте слово. Число 5 28 35 76 87 100 Буква Д И Н А М О Итак, наш класс прибыл на стадион Динамо. Первое соревнование – это состязание тяжеловесов. б) Соревнуются два спортсмена – финалиста – Миша и Слон. Вам необходимо определить вес, который поднял каждый из спортсменов. Решите уравнения. Миша: Слон: Х : 18 = 96 : 32 Х : 28 = 72 : 24 Х = 54 Х = 84 Миша поднял – 54 килограмма Бегемот поднял – 84 кг - Как называются числа при делении? ( Делимое, делитель, частное). - Что неизвестно в уравнении? ( Делимое). - Как найти делимое? ( Надо частное умножить на делитель). - Кто победит в соревнованиях? Почему? На сколько кг вес Миши меньше? Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? Запишите в тетрадях выражение. (84 – 54 =30) Мы немного задержались у богатырей, а на футбольном поле начался увлекательнейший футбольный матч. (Фонограмма). Мы не будем нарушать ход поединка и поговорим с одним из нападающих команды Дремучего леса Зайцем. А он нам сообщил:
в) Задача:
Сначала на поле вышли 2 команды по 16 игроков. Но вот, не выдержав атаки, все волки, вдруг, полезли в драку и были удалены с поля. А этих волков было 8. Сколько игроков осталось на поле? Дети в тетрадях записывают условие задачи: Было – 2 к. по 16 игр. Удалили – 8 игр. Осталось - ? игр. 2
Задача решается самостоятельно, а затем проверяется с объяснением. 1) Сначала нужно узнать, сколько игроков находилось на ледовом поле. Для этого умножим 16 на 2. Получается – 32 игрока. 2) Затем, узнаем, сколько игроков осталось. Для этого из 32 вычтем 8, получим – 24. 3) Запишем ответ. Ответ: на поле осталось 24 игрока. До конца матча осталось несколько минут, а мы за это время успеем решить геометрическую задачу.
г) Задача:
Футбольное поле имеет форму прямоугольника. Его длина - 14 метров, а ширина – 6 метров. Найдите периметр и площадь поля. 1) (14 + 6) · 2 = 40 ( м) – периметр арены 2) 14 · 6 = 84 (кв. м) – площадь арены Запишите ответ. Итак, футбольный матч закончился со счетом 10 : 7. Победила команда Дремучего леса. Игрокам помогла хитрость Лиса. А сейчас нас ждет бег. Отборочные соревнования.
д) Задача:
В забеге должны были принимать участие кенгуру и страусы. Всего 70 бегунов. Кенгуру разделили на 4 команды по 13 бегунов в каждой команде. А страусов разделили на 2 команды. По сколько страусов было в каждой команде? Задача решается у доски с объяснением. - Запишем краткое условие задачи: Кенгуру – 4 к. по 13 б. 70 б. Страусы – 2 к. по ? б. 1) 13 · 4 = 52 (б.) – было кенгуру 2) 70 – 52 = 18 (б.) – было страусов 3) 18 : 2 = 9 (б.) – в каждой команде страусов Ответ: в каждой команде по 9 страусов. 3
4. Задания на смекалку.
Следующий вид соревнований – бег с препятствиями. Бег необычный. Заяц убегает от Волка, а Колобок от Лисы. Для того чтобы Заяц и Колобок благополучно дошли до финиша, необходимо преодолеть препятствия – выполнить арифметическое задание. а) Вставить пропущенные числа: 88 : 26 = 3(ост. …) 96 : 19 = 5 (ост. …) … : 15 = 6 (ост.10) … : 21 = 4 (ост.20) б) - Расставьте, где надо скобки, чтобы равенства стали верными. 100 – 24 : 2 = 38 36 : 6 + 3 =4 48 – 20 : 4 · 5 = 35 80 : 5 + 6 + 29 = 2 - Молодцы, вы очень здорово помогли нашим друзьям. - Наше путешествие по стадиону Динамо подходит к концу. В итоге нам предстоит отгадать 3 слова, которые являются девизом любой олимпиады. в) На перевернутых карточках со словами записаны задания. 1. Найди лишнее выражение: 32 : 3, 36 : 3, 42 : 3. Лишнее выражение – 32 : 3. Учитель открывает слово
БЫСТРЕЕ.
2. Игра «Аукцион». - Что вы можете сказать про число 72? Соревнуются два ученика. Кто скажет Последнее слово – тот победитель. 4
Ученики могут давать различные ответы: это число двузначное, в нем 7 десятков и 2 единицы, соседи числа 71 и 73, это число четное, множители числа 72 – 8 и 9, разрядные слагаемые 70 и 2, делители этого числа 2, 3, 4, 6, 12. Открывается слово
ВЫШЕ.
3. Какие геометрические фигуры вы видите на рисунке? Посчитайте, сколько всего здесь прямоугольников, квадратов, треугольников и кругов? Открывается слово
СИЛЬНЕЕ.
5. Итог урока.
- Какие задания вызвали у вас интерес? - Какие задания показались вам сложными? - Как вы думаете, для чего нужно заниматься спортом?
6. Рефлексия
«Лестница достижений». 5
В раздел начальное образование