Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

" Технология критического мышления на уроках в начальной школе"

мастер - класс

Автор: Самарина Оксана Валерьевна, учитель начальных классов, МБОУ "СШ № 11", город Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра



В раздел начальное образование




Использование технологии

критического мышления в

начальной школе

Мышление развивается в

проблемной ситуации, когда ребенок

сам «собирает» понятия о

предмете.

Л. Выгодский


1. Критическое мышление – это мышление

самостоятельное.

2. Информация является отправным пунктом

развития критического мышления
.
3. Критическое мышление начинается с

постановки вопроса и уяснения проблем.

4. Критическое мышление стремится к

убедительной аргументации.

5. Критическое мышление есть мышление

социальное. Когда мы спорим, читаем,

обсуждаем, возражаем и обмениваемся

мнениями с другими, мы уточняем и углубляем

свою позицию.
30.09.15 2

I фаза

Вызов

(пробуждение

имеющихся знаний

интереса к

получению новой

информации)

Что я знаю?

II фаза

Осмысление

содержания

(получение новой

информации)

Что хочу знать?

III фаза

Рефлексия

(осмысление,

рождение нового

знания)

Что узнал?

Технологические этапы


Приемы технологии

критического мышления

Верные, неверные высказывания

Игра «Верите ли вы?»

Дерево предсказаний

Корзина идей

Кластер

Инсерт

Таблица ЗХУ

Толстые и тонкие вопросы

Синквейн

Приём «Аквариум»

Стратегия «Интервью»

Метод «Шесть шляп»

Прием «Письмо другу».


«Верите ли вы, что…»

Вопросы

Начало урока

Конец урока

Ветер может разрушить горы?

Опавшие осенью листья вредят почве?

1см почвы образуется за 300 лет?

Норы животных, живущих в почве,

разрушают её?

Растения участвуют в образовании почвы?

Почва и камень родственники?

Почва – наша кормилица?


Приём «Корзина идей»

ПОЧВА - ЭТО:
1 2 3 4 5

Прием

«Инсерт»

«

V

»

«+»

«-»

«?»

«!»

- если то, что

вы читаете,

соответству

ет тому, что

вы знаете,

или думали,

что знаете

- если то,

что вы

читаете,

является

для вас

новым

- если то, что

вы читаете,

противоречит

тому, что вы

уже знали, или

думали, что

знаете

- если то,

что вы

читаете,

непонятно,

или же вы

хотели бы

получить

более

подробные

сведения по

данному

вопросу

- если то,

что вы

читаете,

вас удивило


Окружающий мир.

Прием «Сводная таблица»:

Линии сравнения

Дикие животные

Домашние животные
Сами добывают пищу + _ Сами устраивают себе жильё + _ Выводят потомство и ухаживают за ним + _ + Защищаются от врагов + _
Линии

сравнения

Равнины

Возвышенности

Плоскогорья
Цвет на карте зелёный жёлтый Светло – коричневый Высота 0 – 200м 200 – 500м 500 – 800м
Линии сравнения

Холм

Гора
подошва + + склон + + вершина + + высота невысокий +
30.09.15 9
Задача

условие

вопрос

решение

ответ

Приём «Кластер»


Приём «Таблица ЗХУ».

Знаю

З

Хочу знать

Х

Узнал

У

пески

животные

Заполняется в

течение урока

жарко

растения

мало воды климат

нет

растений

люди

верблюды
Одна из форм контроля эффективности чтения с пометами. Читая текст, ученик заполняет графы таблицы:
«З(наю) – У(знал) – Х(очу

узнать)»
или
«З(наю) – Х(очу узнать) –

У(знал)»
своими словами, без цитирования исходного текста .

Приём

«Толстые и тонкие вопросы»

ТОНКИЕ ?

ТОЛСТЫЕ?

Кто... Что...

Когда...

Может...

Будет...

Могли...

Как звали...

Было ли...

Согласны ли вы...

Дайте объяснения, почему...

Почему вы думаете...

Почему вы считаете...

В чем разница...

Предположите, что будет,

если...

Что если...

Что представляет собой Земля?

Что удерживает Землю около

Солнца?

Как называются планеты?

Верно ли, что планет 9?

Почему Луна излучает свет?

Почему день и ночь сменяются?

Вы считаете солнце вращается

вокруг Земли или наоборот?


Приём

«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»
30.09.15 12
Тема урока:

«

Здоровье человека

»

. 4 класс.
« Что надо сделать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет? » .
30.09.15 13
30.09.15 14
Высказывание

До

чтени

я

После

чтени

я

1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и

объемным

2. Форма глаза напоминает яблоко

3. Глаза в сильные морозы мерзнут

4. Зрачок – это отверстие в глазу

5. Изображение рассматриваемого предмета

получается на сетчатке перевернутым

6. Полезно смотреть на солнце без защитных очков

Приём

«ВЕРНЫЕ - НЕВЕРНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ»

Окружающий мир.

Тема урока:

«

Глаз



орган зрения

»

. 4 класс.


Этапы урока

Приемы КМ

1 Вызов

Верите ли вы?

2 Осмысление

Инсерт

3 Рефлексия

Кластер

Синквейн

Тема урока

«Свойства воздуха»


Прием

«Верите ли вы?»

Что воздух имеет определенную форму?

Что воздух невозможно сжать?

Что воздух проводит звуки?

Что воздух имеет массу?

Что у воздуха есть запах?

Что у воздуха есть цвет?

Что воздух не сохраняет тепло?


Прием

«Кластер»

Свойства

воздуха

Без вкуса

Без запаха

Без цвета

Неосязаемый

Сжимается

Без формы

Проводит

звуки

Упругий

Сохраняет тепло

Имеет вес


Прием

«Синквейн»

Воздух.

Прозрачный, упругий,

неосязаемый.

Проводит, сжимается,

сохраняет.

Воздух необходим всем!

Это жизнь.


Прием

«Синквейн»

? (Воздух.)

Бесцветный, прозрачный.

Сжимается, перемещается,

проводит (тепло).

Невидимая одежда нашей

планеты.

Жизнь.


Цели проведения

«Синквейна»

Обогащает словарный запас.

Подготавливает к краткому пересказу.

Учит формулировать идею (ключевую

фразу).

Позволяет почувствовать себя хоть на

мгновение творцом.

Получается у всех.


Стихотворение,

состоящее из пяти строк

Кто? Что?

Предмет

Суть предмета, усиливающая

предыдущие

две строки

Существительное, выступающее как итог

Какой? Какая? Какое?

Два прилагательных, раскрывающие характерные признаки предмета

Что делает?

Три глагола, раскрывающие действия предмета


На уроках русского языка

Глагол.

Важный, необходимый.

Действует, изменяется,

обозначает.

Глаголом жги сердца людей!

Знание.

Местоимение.

Работящее, разностороннее.

Указывает, не называет, помогает.

Часто употребляется в речи.

Заместитель!


В работе

со словарными словами

Ученик.

Умный, воспитанный.

Читает, узнает, умнеет.

Я хочу хорошо учиться.

Школьник.

Товарищ.

Добрый, умный.

Дружит, выручает, советует.

Он в беде поможет.

Друг.


На уроках

развития речи

Зима.

Снежная, пушистая.

Морозит, радует, восхищает.

К нам пришла настоящая зима!

Время года.

Снежинки.

Причудливые, танцующие.

Искрятся, украшают, кружатся.

Белоснежный дар небес.

Мотыльки.


На уроках

литературного чтения

Щелкунчик.

Отважный, добрый.

Щелкает, защищает, побеждает.

Даже игрушки умеют любить!

Живой.

ВЕСНА.

Молодая, цветущая.

Поёт, расцветает, журчит.

Будит природу ото сна.

«Утро» природы.


На уроках

окружающего мира

Земля.

Голубая, третья.

Вращается, освещается,

защищается.

Единственная обитаемая планета.

Жизнь.

Гора.

Каменная, крутая.

Стоит, возвышается, белеет.

С подошвой, склонами, вершиной.

ВЫСОТА!


Попробуйте

составить синквейн

Учитель

Каким не должен

быть учитель?

Каким должен

быть учитель?


Синквейн

Каким должен быть

учитель?

Учитель.

Душевный, открытый.

Развивает, претворяет,

думает.

Много идей- мало времени.

Призвание.

Каким не должен быть

учитель?

Учитель.

Суетливый, крикливый.

Объясняет, объясняет,

ждет.

Когда же закончится урок?

Бедолага.


Прием «Письмо другу».
30.09.15 29
Дети могут написать письмо любому

сказочному персонажу, инопланетянину,

маме, и т.д.

Перед этим раздаю памятки:

1.Я прочитал (а) рассказ (стихотворение)

2. Больше всего запомнилось

3. Понравилось

4. Не понравилось

5. Мое эмоциональное состояние

6. Этот рассказ (стихотворение) учит

меня …


Прием «Архивариус»
30.09.15 30
Учащиеся получают домашнее задание

«любопытный вопрос», на который им необходимо

самостоятельно найти ответ.

Например, что означает фразеологизм «Бить

баклуши», «Держать нос по ветру».

Являются ли однокоренными слова: Родина, род,

родители, однокоренными?

Обязательное условие: указание на то, откуда

сведения получены. Ценится информация, полученная из

энциклопедий, справочников, словарей, художественной

литературы.


Метод «Шести шляп»
30.09.15 31
Правила использования шляп:

Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа

указывает.

Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.

При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления.

Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека.

изменении.

Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать,

какой тип мышления предполагается использовать.

30.09.15 32 Презентацию подготовила учитель начальных классов Самарина Оксана Валерьевна


В раздел начальное образование