"Интеграция внеурочной и урочной деятельности"
статья
Автор: Иванова Марина Владимировна, учитель начальных классов, МОУ "Лицей №26", город Саранск, Республика Мордовия
В раздел начальное образование
Интеграция внеурочной и урочной деятельности
Автор: Иванова М.В.,
учитель начальных классов
МОУ «Лицей №26» го Саранск
Начальная школа является первой ступенью в образовательном учреждении,
на которой дети учатся самостоятельно думать, ответственно делать выбор.
По новым федеральным государственным образовательным стандартам
основная
образовательная
программа
начального
общего
образования
реализуется
образовательным
учреждением
через
учебный
план
и
внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности
школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их
воспитания и социализации, способствует расширению образовательного
пространства, создаёт условия для развития детей.
Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, человек должен
активизировать свой творческий потенциал, поэтому большое внимание в
нашей школе уделяется научно-познавательному направлению внеурочной
деятельности. Работа с младшими школьниками организована таким образом,
что
ребята
постоянно
вовлечены
в
интеллектуально-творческую
деятельность.
Также,
ребята
участвуют
в
различных
соревнованиях.
Конкурсы и олимпиады не являются самоценностью, они оцениваются в
контексте развития личности. Поэтому важны не только и не столько
абсолютные
результаты
победителей интеллектуальных
конкурсов и
олимпиад, что было бы вполне естественно в системе дополнительного
образования, сколько индивидуальный прогресс ребёнка. Важно, чтобы
ребенок попробовал свои силы в новой для него деятельности, пусть не
достиг победы в конкурсе, но стал его лауреатом или участником, нашел для
себя что-то новое, сделал свое маленькое личное открытие, увидел результат
своей творческой деятельности, стал духовно богаче. Немаловажной
задачей в начальной школе является ориентация ученика на задания, которые
побуждают его самостоятельно добывать знания, быть исследователем.
Решению
данной
задачи
способствует
проектно-исследовательская
деятельность младших школьников. Она
способствует формированию
универсальных
учебных
действий:
познавательных,
регулятивных,
коммуникативных; учащиеся получают социально и личностно значимый
опыт.
Проекты различных направлений служат продолжением урока и
предусматривают участие всех учащихся в исследовательской и творческой
работе. Например, работу над одним из проектов мы начали на уроке
русского языка. Тема одного из уроков была такова « Создание текста на
основе его главной мысли по теме «Подкормите птиц зимой». На уроке было
организовано наблюдение над разными способами выражения основной
мысли в авторских текстах, а также учились составлять собственный текст.
Детям захотелось помочь зимующим птицам. Так появился проект «Помоги
птицам», над которым продолжили работу во внеурочной деятельности.
Работая в микрогруппах, ребята собрали материал о зимующих птицах. По собранным материалам создали презентацию, провели выставку рисунков и плакатов. А с помощью родителей изготовили кормушки, которые повесили на территории школьного двора. Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций. И, наоборот, во внеурочной деятельности я преподаю курс развивающих занятий «Интеллектика». Принципиальной задачей этого курса является именно развитие мыслительных способностей. На занятиях формируются самостоятельность в действиях, способность управлять собой в сложных ситуациях, осознание собственных действий, нормализуется самооценка. На занятиях создаются благоприятные условия для развития творческих способностей: формируются гибкость, глубина, критичность , обоснованность мышления. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля. А все эти качества так не обходимы ребенку и на уроках. Литература: 1. Жиренко О. Е., Лапина Е. В. Инновационные технологии обучения в современной начальной школе.- Воронеж: ВОИПКиПРО, 2011. 2. Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты. – Волгоград: Учитель, 2012. 3. Зак А. З. Интеллектика. – Москва: Интеллект – Центр, 2002.
б МОУ «ЛИЦЕЙ №26» «ИНТЕГРАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ И УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (выступление на педагогическом совете) Подготовила: Иванова М.В. учитель начальных классов Саранск, 2014
Работая в микрогруппах, ребята собрали материал о зимующих птицах. По собранным материалам создали презентацию, провели выставку рисунков и плакатов. А с помощью родителей изготовили кормушки, которые повесили на территории школьного двора. Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций. И, наоборот, во внеурочной деятельности я преподаю курс развивающих занятий «Интеллектика». Принципиальной задачей этого курса является именно развитие мыслительных способностей. На занятиях формируются самостоятельность в действиях, способность управлять собой в сложных ситуациях, осознание собственных действий, нормализуется самооценка. На занятиях создаются благоприятные условия для развития творческих способностей: формируются гибкость, глубина, критичность , обоснованность мышления. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля. А все эти качества так не обходимы ребенку и на уроках. Литература: 1. Жиренко О. Е., Лапина Е. В. Инновационные технологии обучения в современной начальной школе.- Воронеж: ВОИПКиПРО, 2011. 2. Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты. – Волгоград: Учитель, 2012. 3. Зак А. З. Интеллектика. – Москва: Интеллект – Центр, 2002.
б МОУ «ЛИЦЕЙ №26» «ИНТЕГРАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ И УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (выступление на педагогическом совете) Подготовила: Иванова М.В. учитель начальных классов Саранск, 2014
В раздел начальное образование