"Электронный портфолио как средство самовыражения учащегося".
Доклад
Автор: Иванова Анастасия Борисовна, воспитатель, КГКОУ "Ермаковский детский дом", с.Ермаковское, Красноярский край
В раздел начальное образование
Доклад на тему:
«Электронный портфолио как средство самовыражения учащегося».
Подготовила: Иванова Анастасия Борисовна С.Ермаковское 2015 год 1
Оглавление
1. Термин «электронный портфолио»..................................................................4 2. Самовыражение учеников................................................................................ 5 3. Портфолио как средство самовыражения ученика..........................................7 4. Модель электронного портфолио.......................................................................8 Заключение.............................................................................................................12 Библиографический список..................................................................................13 2
Введение
Портфолио является современной эффективной формой оценивания, и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействовать индивидуализации образования школьников; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации. Портфолио ученика может быть представлен как комплексный портфолио, который включает в себя: портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов. Не существует жесткой модели портфолио для учеников, так как состав портфолио зависит от того, с какой целью его начинают собирать. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и другими – и является важным элементом практико- ориентированного, деятельностного подхода к образованию. Учителям, портфолио дает возможность проследить за развитием ученика, его способностей. Для учеников - возможность для самоорганизации, самопознания, самооценки и самопрезентации.
1. Термин «электронный портфолио».
Термин «портфолио» пришёл в педагогику из политики и бизнеса - 3
« министерский портфель», « портфель инвестиций». «Портфолио – это коллекция определённой области». Некоторые исследователи рассматривают портфолио как «рабочую файловую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения учащихся». К. Варвус описывает портфолио как « систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимся для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых». Определение Д. Майера: «Портфолио – это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащегося». Фрай определял портфолио как «своеобразную выставку работ учащихся, задачей которой являлось отслеживание его личностного роста». Портфолио позволяет решить две основные задачи: 1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников. 2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними)". «Электронное портфолио - электронная версия документированных отчетов обучающихся о достижениях в усвоении той или иной учебной дисциплины. Такие отчеты могут включать письменные работы, творческие задания, результаты тестирования, сертификаты и другие свидетельства результатов обучения. 4
Портфолио может выполнять функции стартовой оценки уровня достижений, промежуточного и итогового контроля. Основная задача создания портфолио - вовлечение обучающихся в осмысление результатов обучения и постановку целей дальнейшего развития в определенной предметной области». Педагогическая философия портфолио предполагает: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического акцента с оценки на самооценку.
2.
Самовыражение учеников
Одной из ключевых потребностей личности является стремление найти свой путь, свое место в жизни, найти себя среди других и найти метод самовыражения. У детей может возникнуть конфликт между потребностью выразить себя и страхом, что окружающие не примут этого и не поймут, является одним из основных препятствий на пути самовыражения человека. Проблематика самовыражения человека разрабатывается в психологии личности, социальной психологии, возрастной психологии и психотерапевтической практике творческого самовыражения. В изучение особенностей самовыражения личности огромный вклад внес М. Е. Бурно. Термин самовыражения понимается людьми по-разному: 1. Кто то понимает самовыражение как творчество – это самый верный и надёжный способ обратить на себя внимание, быть замеченным, быть услышанным, быть узнанным, быть признанным, быть принятым, допущенным и удостоенным. Каждую секунду у нас есть этот шанс, эта возможность – каждую секунду мы самовыражаемся и творим. 2. Другие предполагают что самовыражение – это выражение внутреннего мира человека в кокой то определенной деятельности. 5
Вкладывая силы в самовыражение, люди создают свой собственный мир, воплощая в нём свою « внутреннюю вселенную ». Самовыражение выполняет целый ряд важных психологических функций: 1. Оно способствует психическому здоровью самовыражающейся личности. 2. Самовыражение развивает личность, потому что оно содействует самопознанию и самоопределению. 3. Оно является средством саморегуляции личности благодаря механизму эмоциональной разрядки, уяснению проблемной ситуации через ее вербальный анализ, получению эмоциональной поддержки от коллектива, Потребность в самовыражения присуща каждому человеку, и она должна быть обязательно удовлетворена, поскольку ее подавление может стать причиной возникновения не только психологических проблем, но и различных психических и соматических заболеваний. У каждого человека существует потребность открыть себя хотя бы самому себе. Самовыражение играет центральную роль в развитии и существовании межличностных взаимоотношений. По сути, самовыражение означает посвящение другого человека в свой внутренний мир, отодвигание занавеса, отделяющего «Я» от «Другого». Это самый прямой способ трансляции другим своей индивидуальности. Самовыражение представляет собой сложный и многоплановый процесс выражения личности в общении, чувствительный ко многим факторам индивидуально-личностным, социально-демографическим и ситуативным. Он может протекать в непосредственной или опосредованной форме, с различной степенью осознания, с использованием вербального и невербального каналов, быть ориентированным на разное число реципиентов. 6
3. Портфолио как средство самовыражения ученика
В школе ученики начинают соперничать между собой, кто лучше учится, кто рисует, поет, танцует, или успевает по отдельным предметам. В этом ему может помочь электронный портфолио. Ученики могут собирать в папку свои достижения по различным дисциплинам, спортивным достижениям. Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции. Со стороны учителя главное, что бы он объяснил ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат. Портфолио – это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более область. Это позволяет сказать, что портфолио является одним из средств самооценки достижений самого учащегося. Электронный портфолио даёт возможность ребёнку попрактиковаться в применении разных компьютерных программ, задуматься о своих ведущих способностях, которые можно представить как достижения в разных областях. Само составление портфолио - мощный стимул к самовыражению и саморазвитию. Есть возможность наглядно продемонстрировать свои успехи, достижения учебной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности своим сверстникам, родителям, педагогам. В процессе работы над портфолио у обучающихся формируются следующие компетенции: готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности; потребность в активной познавательной деятельности. 7
использование портфолио школьников в образовательном процессе имеет большие возможности для развития личности ученика. Составляя электронное портфолио, ученики могут продемонстрировать свои успехи и достижения в определенной области знаний и умений, тем самым самовыражаясь, погружая других учеников в свой внутренний мир. У школьников могут быть представлены портфолио рисунков, стихов, учебных дисциплин, и многого другого. Накопив все достижения, ученик став студентом, может представить свои работы в ВУЗе.
4. Модель электронного портфолио
Составлять портфолио необходимо с начальных или средних классов. Состав портфолио зависит от того, с какой целью его составляют: в раннем школьном возрасте – выявление творческих способностей, формирование положительных моральных и нравственных качеств, создание ситуации успеха и т.д. В данной работе, предложим портфолио, которое будет пополняться с начальных классов до выпуска из школы, оно позволит проследить развитие творческих способностей, становление жизненных идеалов, успехи в учебе и социальную активность.
В портфолио будут присутствовать следующие разделы:
Титульный лист.
Титульный лист должен оформлять ученик, и выбрать фотографию. Ученик должен представить себя таким, какой он есть - важный момент для самооценки.
Мир вокруг меня.
В этом разделе ученики начальных классов могут представить: рассказ о своей семье рассказ о своих друзьях мой город моя школа увлечения 8
Работа над этим разделом – творческая работа. Форма предоставления материала – право выбора ученика. Ученик может представить небольшие рассказы, может раздел «мой город», «моя школа», представить в виде презентации фотографий
Официальные документы
Наличие данного раздела – это возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио В этом разделе помещаются все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах грамоты за участие в конкурсах сертификаты о прохождении курсов по предметам или о результатах тестирования и т. д. В данном разделе допускается представление копий документов. Каждый документ этого раздела оценивается баллом в соответствии с принятой в данной муниципальной образовательной сети шкалой оценки. На основании этих документов оформляется вкладыш в аттестат об основном среднем образовании. При предоставлении документов в этот раздел, необходимо зафиксировать их в таблицу.
Моя учеба
Ученики могут разделить этот раздел на части: Математика Русский язык Чтение Иностранный язык Музыка Труд Физическая культура Информатика Окружающий мир, и т.д. 9
Учителя должны помогать составлять этот раздел портфолио, прикреплять на профиль контрольные работы, выполненные домашние задания, результаты обучения.
Творческие работы
Данный раздел должен содержать все творческие работы ученика: рисунки, сказки, стихи, фотографии поделок. Если работы ребенка были на выставке, необходимо предоставить информацию, число, год, название мероприятия.
Внеклассные мероприятия
В данном разделе записываются все общественные работы, в которых принимал участие ученик: Школьные спектакли Торжественные линейки Чтение стихов на школьном и внешкольном мероприятии Оформление стенгазет Участие на школьных праздниках и т.д. Оформлять данный раздел можно в виде папки, в которую ученик будет вкладывать фотографию с мероприятия, описывать его, необходимо указать дату и место проведения мероприятия.
Отзывы и рекомендации
Этот раздел должен заполняться учителями. Учителя предоставляют отзывы на творческие работы, внеклассные мероприятия, участие в конкурсах. Этот раздел помогает ребенку "найти себя", грамотно выстроить профориентацию будет возможно, используя этот раздел портфолио. Здесь представлена саморефлексия ребенка на разнообразную деятельность, выполняемую им, начиная с учебной и урочной и заканчивая хобби. 10
11
Заключение
Внедрение электронного портфолио дает толчок для переосмысления и обновления традиционной системы, и формирует новое понимание самого процесса обучения, и системы оценивания. Введение портфолио в школах может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, а это сделает более достоверным и ответственным выбор дальнейшего направления и формы обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, а также рассматривается именно как инструмент самоанализа и постановки целей различных видов деятельности. Состав портфолио зависит от конкретных целей обучения, которые могут и должны задаваться именно самим обучающимся. Каждый элемент портфолио становиться своеобразным индикатором степени достижения этих целей. Составление портфолио - мощный стимул к самовыражению и саморазвитию. Есть возможность наглядно продемонстрировать свои успехи, достижения учебной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности своим сверстникам, родителям, педагогам. В ходе работы над портфолио у учеников непроизвольно формулируется цель – показать максимальный результат. В процессе работы над портфолио у обучающихся формируются следующие компетенции: готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности; потребность в активной познавательной деятельности. 12
Библиографический список
1. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования. Вопросы психологии. – 1991. - №6. – С.45 - 49. 2. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии.– 2004. - № 3. - С.32 – 36. 3. Новикова Т.Г. Нужен ли портфолио российскому школьнику? // Методист. - 2004. - № 5. – С.56 – 59. 4. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении. Методическое пособие. – М.: , 2008. 5. Пинская, М. А. Место портфолио в современном образовании. 6. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1996. – С.245. 7. Полилова Т.А., Концепция электронного портфолио Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся // Профильная школа. – 2004. - № 2. - С.48-56. 8. Портфолио достижений ученика – шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе // Профильная школа. - 2004. - № 5. 9. Чошанов М.А. Был. Состоял. Привлекался. Учебный портфолио как альтернативная система оценки. // "Учитель года", №4, 2002. 13
В раздел начальное образование