Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Системно-деятельностный подход в обучении математики в начальных классах"

статья

Автор: Карабаева Людмила Алексеевна, учитель математики, МБОУ "Гимназия №1", город Ханты-Мансийск, ХМАО-Югра, Тюменская область



В раздел начальное образование






Выполнила:

Л.А. Карабаева

«Гимназия №1»

г. Ханты-Мансийск
«Системно-деятельностный подход в обучении математики в начальных классах» 1

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 3 1. СУЩНОСТЬ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ...........................................................6 2. СОВРЕМЕННЫЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.....................................................8 3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ...................................................10 4. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УРОКОВ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ...................................................12 4.1 Методы обучения при использовании системно-деятельностного подхода ................................................................................................................................. 12 4.2. Организация самостоятельных работ учащихся на уроке..........................16 4.3. Использование различных технологий организации обучения.................20 4.4. Проведение уроков в нестандартной форме................................................ 24 5. ОПИСАНИЕ ОПЫТА....................................................................................... 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.............................................39 2

ВВЕДЕНИЕ
Образование - важнейшая сфера социальной жизни людей, с одной стороны, и процесс становления человека, с другой, следовательно, взаимосвязь и взаимообусловленность образования и общества является более чем очевидной. Современный этап развития общества требует обновления образовательного процесса школы, прежде всего, с точки зрения содержательной и результативной составляющих. Новая школа – это школа, нацеленная на достижение социальной эффективности как основного образовательного результата. В связи с этим вопросы системно-деятельностного подхода становятся весьма актуальными при проектировании образовательного процесса. В контексте современных подходов, обозначенных в стратегии социокультурной модернизации образования и национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», социальная эффективность образования рассматривается как соответствие социальных эффектов образования стратегическим интересам развития общества; качество влияния образования на окружающую среду. Потребности социальной адаптации личности и развития общества в целом выдвигают на первый план новые требования к результатам образования, благодаря которым человек способен самостоятельно работать, учиться и развиваться, контролировать себя и оценивать деятельность. 3
Формирование личности учащегося и формирование универсальных учебных действий является сегодня приоритетом начального общего образования и отвечает требованиям ФГОС НОО. Эффективнее всего это осуществляется в процессе системно – деятельностного подхода. Деятельностный метод лежит в основе развивающего обучения системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, системы Л.В. Занкова, «Школа 2100», », «Школа России», «Перспектива» « Начальная школа XXI века» и другие. Актуализация деятельностного метода обусловлена эффективностью образования по следующим показателям: - обеспечивает условия для развития личности на основе формирования универсальных учебных действий; - более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; - возможность дифференцированного обучения; - существенное повышение мотивации и интереса к учению . Тема курсовой работы: «Системно-деятельностный подход в обучении математики в начальных классах». Объект исследования: Системно-деятельностный подход. Предмет исследования: Применение системно-деятельностного подхода в обучении математики в начальных классах. Цель работы: выявление особенностей при применении системно- деятельностного подхода в обучении математики в начальных классах. Задачи: 1. Изучить и проанализировать источники по теме исследования; 2. Рассмотреть сущность системно-деятельностный подхода в обучении в начальных классах; 2. Рассмотреть современные цели образования и дидактические принципы организации учебной деятельности на уроках математики в начальных классах. 4
3. Изучить факторы, влияющие на качество преподавания математики в начальных классах. 4. Рассмотреть пути повышения эффективности и качества уроков математики в начальных классах. 5. Представить опыт применения системно-деятельностного подхода в обучении математики в начальных классах. В работе использованы такие методы исследования, как метод изучения источников, метод сравнения и метод анализа. Работа структурирована следующим образом: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы. Основная часть, в свою очередь, состоит из четырех глав. В первой главе рассматривается сущность системно-деятельностного подхода в обучении в начальных классах. Во второй главе рассмотреть современные цели образования и дидактические принципы организации учебной деятельности на уроках математики в начальных классах. В третьей главе изучить факторы, влияющие на качество преподавания математики в начальных классах . в четвертой главе рассмотреть пути повышения эффективности и качества уроков математики в начальных классах. В пятой главе представить опыт применения системно-деятельностного подхода в обучении в начальных классах. Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней рассмотрены такие понятия, как системно-деятельностный поход и самостоятельная работа. Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в качестве дополнительного материала на лекциях и семинарах. 5

1.

СУЩНОСТЬ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В

ОБУЧЕНИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно- деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать дидактические принципы, принципы построения урока, модель критериев оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода 1 . Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывает их сам. Учится осознавать этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его УУД. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 1 Инновационные технологии обучения математике в школе и вузе : материалы Всероссийской научно- практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора Д. Ф. Изаака (25 марта 2009 г.). – Орск : Издательство ОГТИ, 2009. – 235 с. 6
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4) Принцип минимакса – школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. 7

2.

СОВРЕМЕННЫЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА

УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который позволяет создать условия для достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся. Российские ученые (Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.) теоретически обосновали и экспериментально доказали, что на развитие человека, его сознание можно влиять в процессе специально организационной деятельности. Использование системно-деятельностного подхода при обучении младших школьников позволяет добиться метапредметных, предметных и личностных результатов образования. Л.С.Выгодский видел один из источников развивающей роли обучения в содержании учебных знаний, в освоении учащимися научных знаний. Поэтому при обучении математике важно максимально учитывать резервы, скрытые как в содержании учебного материала, так и в методике обучения, и направлять их на развитие интеллектуальной деятельности. Известно, что уровень абстрагирования определяется широтой конкретизации, т. е. для подлинного овладения учащимися научными абстракциями, выраженными в слове, необходимо, чтобы эти абстракции имели прочную опору в богатом конкретном опыте учащихся. Дальнейшим развитием этого положения стала теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, центральное место в которой занимает ориентировочная основа действия (ООД), где учащиеся не выполняют формируемое действие, а лишь получают возможность познакомиться с его содержанием, проанализировать и в дальнейшем контролировать ход его выполнения. 8
Это позволяет учащимся сделать выводы, касающиеся предстоящего использования приема выполнения задания (Е. Н. Кабанова-Меллер). Так, ориентировочная часть вычислительного действия предполагает соотнесение компонентов и результата действия с условиями его выполнения. На основе такого соотнесения осуществляется выбор соответствующего приема вычисления. В этой части вычислительного действия кроме выбора приема необходима целостная система условий выполнения арифметического действия, которая обеспечивает понимание учеником необходимости выполнения каждой составной операции приема, способствует прочному усвоению точного приема. Средством выделения и фиксации внутренних отношений изучаемых объектов является, по мнению В. В. Давыдова, моделирование. Д. Б. Эльконин рассматривал моделирование как учебное действие и считал, что моделирование учеником определенных сторон действительности и законов их строения, проводимое под руководством учителя, является общим принципом усвоения. Моделирование не противопоставляется наглядности, а лишь является его высшей ступенью, его развитием и обобщением. Модели служат заместителями предметов и явлений и воспроизводят наглядность, необходимую для формирования представлений и понятий (С. Г. Шаповаленко). 9

3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ

МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. В этот период закладывается ряд ценностных установок, которые влияют как на сформированность волевой сферы, так и на сформированность значимости деятельности, направленной на самообучение и саморазвитие 2 . При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Происходит накопление знаний по осуществлению этапов проектной деятельности, укрепление положительной мотивации при работе по данной технологии. Очень важно заинтересовать ребёнка данным видом деятельности, показать его значимость, намеренно снижая критичность учителя при повышенном эмоционально позитивном отношении к творческим удачам детей. Во втором классе учащиеся обучаются самостоятельному составлению общего плана действий по выполнению проекта. Не следует сразу ориентировать учеников на решение сложной задачи. Опыт показывает, что второклассники лучше работают в микрогруппах. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик 2 Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах /Д.Б. Эльконин. Под ред. Д.И. Фельдштейна. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. - 416 с. 10
начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения. В третьем и четвёртом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся не только осуществляют предварительное планирование обдумывания темы, учатся самостоятельной организации собственной деятельности, поиску дополнительного материала по теме, но и пытаются найти оптимальные пути решения поставленной перед ними проблемы, учатся различным видам предъявления продуктов своего труда, самооценке и рефлексии собственной деятельности и деятельности всего коллектива в целом. П. Я. Гальперин, Л. С. Георгиев, В. В. Давыдов, Н. И. Непомнящая и др. отмечают, что раскрытие действительного содержания важнейших арифметических действий и понятий, организация правильной ориентировки детей в исходных математических явлениях приводит к выделению ими количественной стороны вещей, к формированию научного математического подхода к этой количественной стороне, к осознанному усвоению математических понятий и действий 3 . Поскольку материальная форма выполнения действия является очень важным этапом в формировании вычислительных действий, необходимо использовать разные виды наглядности (натуральную, схематическую, символическую, графическую). Наглядный материал должен служить внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями (А. Н. Леонтьева). 3 Калинченко А. В. Методика преподавания начального курса математики: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А. В.Калинченко, Р.Н.Шикова, Е.Н.Леонович, под ред. А.В.Калинченко. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с. 11

4. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УРОКОВ

МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

4.1 Методы обучения при использовании системно-деятельностного

подхода
С. И. Архангельский пишет, что только тогда можно считать управление познавательной деятельностью обучаемых эффективным, когда в результате выполнения ими той или иной группы упражнений они овладевают требуемыми знаниями и умениями настолько и так, как это планировалось. Определить деятельность обучаемых, основанную на усвоенной ими информации и выполняемую во внешнем плане, позволяет классификация уровней деятельности и соответствующих уровней знаний В. П. Беспалько. По способу использования во внешнем плане усвоенной информации различают два вида деятельности: репродуктивную и продуктивную, которые могут выполняться с различной степенью самостоятельности (с подсказкой и без нее). Соответственно рассматриваются четыре уровня деятельности, которые однозначно соотносятся с качеством усвоения знаний. Если при выполнении задания обучаемый действует репродуктивно и с помощью (наводящие вопросы, подсказка, опора на схему и др.), то можно говорить, что его знания находятся только на уровне узнавания изучаемого объекта — знания-узнавания (первый уровень). В случае, когда обучаемый может самостоятельно точно и полно воспроизвести усвоенную информацию по заданным характеристикам, его деятельность репродуктивна, а знания являются знаниями-репродукциями (второй уровень). Возможность осуществлять преобразование усвоенной информации для решения новых задач свидетельствует о наличии продуктивной деятельности, и если она осуществляется с помощью, то это показатель знаний-умений (третий 12
уровень), если самостоятельно, то — знаний-трансформаций (четвертый уровень) 4 . На эффективность достижения заданных дидактических целей обучения влияют дидактические факторы, такие, как дидактические принципы, иерархическая закономерность процесса усвоения знаний, методы, средства, организационные формы обучения и др . Педагогическая система каждого учителя сегодня выстраивается в соответствии с современными задачами, возможностями и вызовами общества. Деятельностный подход к образовательному процессу, применение практико-ориентированных технологий, проектирование, позволяют эффективно добиваться требуемых государственным стандартом, личностных, предметных, метапредметных результатов. Но, тем не менее, в педагогической среде постоянно возникают дискуссии о возможности применения того или иного метода, соответствии возрастным возможностям учащихся, оправданности затраченных интеллектуальных, моральных, физических усилий. Одним из таких вопросов является применение метода проектов в начальных классов. Преимущества технологии проектного обучения. Она дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; этот метод обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность; проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность; Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно: 4 Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников.- Уфа, 2011 13
• личностно ориентировано; • использует множество дидактических подходов; • самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других • в конкретном деле; • приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда. В основе метода лежит развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания. Данный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную или групповую. Таким образом, проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Также используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. - это могут быть блиц-опросы «А правда ли , что…», информационные справки, подборки, задания для информационного поиска, реклама. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы, специально планирует коммуникативные задачи урока. - использование методики «аквариума»: одна из групп (как правило, она состоит из ребят, уже немного владеющих навыками диалогового общения) начинает работу над заданием, а ученики вместе с учителем 14
наблюдают за действиями одноклассников. После отчёта данной группы идёт обсуждение как качества выполненного задания, так и умения вести диалог. Как правило, в результате такой подготовительной работы, организованной в разных формах и неоднократно, учащиеся приучаются к соблюдению правил ведения диалога 5 . Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. Творческие задания: сказочные истории (спор частей речи, сказка о путешествии, рассказ о возникновении части речи и т.д.); биография (литературного героя, лягушки, стрекозы и др.); один день из жизни кого- либо или чего-либо, страницы из дневника, отчеты о фантастическом путешествии, подслушанный разговор, интервью, статья, сочинение, изложить материал так, чтобы он стал понятен второкласснику и др. (задания предлагаются по желанию – работа должна быть нестандартной, интересной, познавательной, содержать определенную научную информацию) На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Учитель выполняет ряд принципов и приемов, задавая домашнее задание: - Домашнее задание должно быть посильным, понятным, информация о нем должна звучать при полном внимании всего класса, поэтому сразу отвергается вариант «в конце урока», «после звонка». 5 Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики.- М. Просвещение, 2010 15
- можно пользоваться сокращенными записями: ПР – будет проверочная работа, СД – будет словарный диктант, УО – устный ответ, Оз Чт – ознакомительное чтение, Вн Чт – внимательное чтение, чтение с пометками и др. - разнообразные домашние задания, задания на выбор, дифференцированные, дозированные домашние задания, при этом по возможности носить творческий характер: 1. Упражнение … выполняют те, кто ещё хочет потренироваться в подборе синонимичных конструкций к предложениям с ….однородными членами, деепричастиями и т.д. 2. Упражнение… для тех, кто хочет поработать над редактированием текста. 3. Тем, кто хорошо усвоил программный материал, предлагается попробовать написать небольшую творческую работу на тему «Что было бы, если бы ….?» Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
4.2. Организация самостоятельных работ учащихся на уроке
В современной педагогической науке наиболее важной и актуальной проблемой представляется организация самостоятельной работы школьников. Это работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, 16
употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (или тех и других вместе) действий 6 . Исходя из принципов развивающего обучения, самостоятельная работа младших школьников, наряду с повышением предметной компетенции, должна способствовать их личностному развитию. Самостоятельная работа включает в себя три этапа: подготовительный, исполнительский и проверочный. Подготовительный этап знакомства с учебным заданием состоит в том, что ученик читает или перечитывает условие задачи, упражнения, задания; рассматривает или составляет модель, анализирует условие. В процессе этой работы учащиеся осмысливают содержание, выделяют условие и требование, составляют модель (при необходимости) и план выполнения задания. Проверку выполненной работы выделяют в отдельный проверочный этап, который заключается в том, что ученик по собственной инициативе проверяет выполненное задание и оценивает его с точки зрения правильности выполнения, т.е. осуществляет самоконтроль и самооценку. Таким образом, в структуру самостоятельной работы входят анализ и поиск способов осуществления задания, планирование, выполнение, проверка и оценка выполненной работы. Отдельные виды самостоятельной работы могут включать все либо некоторые из перечисленных элементов. Чем больше их входит в самостоятельную работу, тем выше её уровень, а значит, и уровень самостоятельности младших школьников в учебной деятельности. Целесообразно, чтобы задания, предлагаемые учащимся для самостоятельного выполнения, были посильны для них и давались в определённой системе. Её основу составляет постепенное нарастание самостоятельности школьников, которое осуществляется путём усложнения 6 Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов. – М. : Просвещение, 2011. – 239 с. 17
учебного материала и предлагаемых мыслительных задач, а также посредством изменения роли и характера руководства учителя познавательной деятельностью учащихся. В качестве способов усложнения заданий выступают: – увеличение количества выполняемых операций; – самостоятельность в выборе способа действия, соответствующего данному условию; – новизна формулировки заданий, требующая самостоятельного установления взаимосвязей между различными вопросами начального курса математики; – активное использование в процессе выполнения заданий приёмов умственной деятельности (анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения и др.) 7 . На подготовительном этапе самостоятельной работы большое значение приобретает инструктаж, который проводится учителем в устной, письменной или наглядной форме 8 . На подготовительном этапе дети знакомятся с заданием, уясняют его смысл и правила оформления. После этого часть детей с высоким уровнем обучаемости и обученности приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные под руководством учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Этого бывает достаточно, чтобы дети со средним уровнем обучаемости и обученности начали работать самостоятельно. Дети с низким уровнем обучаемости, которые испытывают значительные затруднения, всё задание выполняют по образцу или под руководством учителя. При этом школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступать к самостоятельному 7 Истомина, Н.Б. Контрольные работы по математике : 1–4-й классы / Н.Б. Истомина. – Тула : ООО «Издво Астрель», 2012. – 264 с. 8 Жарова, Л.В. Учить самостоятельности : Кн. для учителя / Л.В. Жарова. – М. : Просвещение, 2013. – 205 с. 18
выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя 9 . Самостоятельная работа тогда будет наиболее эффективной, когда школьники осознают как конечный результат своих достижений, так и ошибки, которые были допущены ими в ходе работы. Большую роль в этом играет анализ учителем результатов работы учащихся с точки зрения формирования навыков самоконтроля. При организации самостоятельных работ можно применять дидактические материалы, особенность которых состоит в том, что они допускают возможность самоконтроля. К каждой карточке с заданиями прилагаются карточки с ответами (контрольные карты). После выполненной самостоятельной работы полученные ответы сверяются с контрольной картой. Чтобы направлять действия в соответствии с целью, стимулировать интерес учащихся, необходимо знать, насколько успешно продвигается класс в самостоятельной работе. Стимулирование самостоятельной деятельности учащихся через коррекцию необходимо для поддержания не только внешнего порядка и дисциплины, но и хода мыслей и созидательных усилий младших школьников. Самостоятельная работа имеет конкретные результаты (положительные или отрицательные), что предполагает анализ их соответствия цели, поставленной перед учащимися, выявление правомерности и целесообразности избранной последовательности этапов работы, без чего невозможно успешное прогнозирование дальнейших этапов обучения. Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика, а степень её сложности – принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой. В учебном процессе 9 Жарова, Л.В. Учить самостоятельности : Кн. для учителя / Л.В. Жарова. – М. : Просвещение, 2013. – 205 с. 19
следует активно использовать сочетание разнообразных видов самостоятельной работы для развития познавательных способностей, инициативы и принятия решения, творческого мышления учащихся, выработки навыков и привычки к труду. Следует по возможности свести к минимуму шаблонное выполнение учебных заданий. Таким образом, активно применяемая в учебном процессе самостоятельная работа содействует формированию самостоятельности как качества личности школьников, способствует реализации принципа индивидуального подхода к обучению, позволяет дифференцировать учебные задания, достичь высокого уровня сознательного и прочного овладения знаниями.
4.3. Использование различных технологий организации обучения
Деятельностный подход на уроках осуществляется через: 1. Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях; 2. Использование активных и интерактивных методик; 3. Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности. 4. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи. Учащиеся: - работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации; - критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; - решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации; - анализируют современные общественные явления и события; - осваивают 20
типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла) - аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах; - выполняют творческие работы и исследовательские проекты. Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность. Так, в практике работы учителей системно- деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока. На этапе самоопределения к учебной деятельности и актуализации знаний создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем. На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Проводится лабораторное и виртуальное исследование (например, по химии, физике). Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности. Коллективная деятельность учащихся организуется в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирается метод разрешения проблемной ситуации. Данный прием используется тогда, когда можно предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы. В основе системно-деятельностного подхода лежит идея полной управляемости учебным процессом. Помимо самих активных методов, в образовании используется технология модерации, обеспечивающая гармоничное встраивание АМО в учебно-воспитательный процесс и эффективное их использование на каждом этапе урока. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них 21
в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Наряду с традиционными формами организации учебного процесса используются и другие, способствующие повышению качества уроков математики. Это такие формы урочной и внеурочной деятельности, как: урок-экскурсию, урока-дискуссии, уроке-консультации, интегрированные уроки - семинар, конференция, путешествие и др., урока- соревнование - поединок, бой, эстафета, КВН, «Брей- ринг», «Счастливый случай», «Звездный час» и т.д. Педагогические техники, применяемые на различных этапах учебного занятия, являются составляющими алгоритмами учебно-познавательной деятельности школьников. Этапы урока Используемые техники (приемы) Описание Проверка домашнего задания «Ладошки» «Мини-экзамен» «Графический» Выполняется при фронтальной работе с классом. Учащимися зачитываются ответы решенных заданий. Если учащийся согласен, то делает шлепок ладонями, если не согласен - поднимает руку за исправление ошибки. Учащийся выходит к доске и отвечает на вопросы своих одноклассников на знание определений и понятий пройденного материала или вытягивает билетики с вопросами, заготовленными учителем заранее. Если ученик затрудняется ответить на вопрос, то отвечает любой ученик из класса. На вопросы учителя учащиеся выполняют рисунок. Ответ «да» соответствует _ , ответ «нет» - . 22
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности «Устный счет» «Шаг навстречу» «Дерево возможных вариантов» Учащиеся разгадывают кроссворды, решают нестандартные задачи и т.д. на усмотрение учителя. Главное «захватить» внимание учащихся. Схематично нарисованное дерево, на которое в конце урока будут наклеены стикеры. Учитель предлагает учащимся на желтых стикерах написать, чего они ждут на уроке, а на красных чего опасаются. В конце занятия учащиеся заклеивают цветными листочками: сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения-желтыми и несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения – красными. Изучение новых знаний и способов действий «Презентация учебного материала» «Проблемное изложение» На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные. Учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела. Они вносятся на плакат по ходу сообщения и т.д. Знания даются не в готовом виде, а ставятся перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Первичная проверка понимания изученного «Учитель-ученик» «Живая модель». Современные образовательные технологии деятельностного типа: 23
проблемно –диалогическая технология; технология мини –исследования; организация проектной деятельности; оценивания образовательных достижений (учебных успехов); технология сотрудничества; ИКТ –технология.
4.4. Проведение уроков в нестандартной форме
Учителя постепенно включают в практику работу системно- деятельностный подход, используют нетрадиционные формы урока как фактор стимулирования познавательной деятельности учащихся. Нестандартные формы и методы обучения позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика, воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию. Умелое их применение способствует интенсификации процесса формирования личности школьника 10 . Применяются следующие нестандартные формы уроков:  Урок - лекция  Урок - экскурсия  Урок - с игровой основой  Урок - общественный смотр знаний  Урок - семинар  Урок - взаимообучение  Урок – аукцион 10 Ситникова М. И. Творческая самореализация / М.И. Ситникова. - Белгород, 2010. - 320 с. 24
 Урок - конференция  Урок - исследование  Урок – диспут  Урое-дискуссия
5. ОПИСАНИЕ ОПЫТА
25
Целью моей педагогической деятельности является создание условий для повышения качества знаний учащихся по математике на основе системно-деятельностного подхода. Достижение планируемых результатов предполагается решением следующих задач: 1)создание положительной мотивации школьников к изучению математики; 2) организация системно-деятельностного подхода на всех этапах урока и внеурочной деятельности; 3) обеспечение развития у обучающихся умений работы с различными типами тестовых заданий на основе системно-деятельностного подхода; 4) организация систематического повторения базовых элементов курса на протяжении всех лет изучения математики с использованием тематического контроля; 5) создание педагогических условий для формирования устойчивого навыка практического применения знаний и выхода на прогнозируемый уровень качества знаний. Чтобы достичь хороших образовательных результатов необходимо использование следующих способов включения учащихся в учебно- познавательную деятельность. На каждом уроке провожу обязательный устный счет, обучающие самостоятельные работы, тесты. Устные упражнения содержат огромные потенциальные возможности для развития мышления, активизации познавательной деятельности учащихся. Они позволяют так организовать учебный процесс, что в результате их выполнения у учащихся формируется целостная картина рассматриваемого явления. Это обеспечивает возможность не только удерживать в памяти, но и воспроизводить именно те фрагменты, которые оказываются необходимыми в процессе прохождения последующих шагов познания. Использование устных упражнений сокращает число 26
заданий на уроке, требующих полного письменного оформления, что приводит к более эффективному развитию речи, мыслительных операций и творческих способностей учащихся. В начале урока использую в качестве актуализации опорных знаний мини экзамен. Любой учащийся выходит к доске и отвечает на вопросы своих одноклассников на знание определений и понятий пройденного материала или вытягивает билетики с вопросами, заготовленными учителем заранее. Если ученик затрудняется ответить на вопрос, то отвечает любой ученик из класса. Положительным моментом такой работы является, несомненно, то, что учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания. В целях оперативного контроля усвоения алгоритма решения заданий, проводятся небольшие самостоятельные работы, цель которых – не выставление оценок, а выявление затруднений тех учащихся, которые что-то не поняли. При организации работы в группах, часть учащихся получает задания, направленные на достижение обязательных результатов обучения, причём, некоторые имеют перед собой образец выполнения задания, а другие – только алгоритм, более сильные учащиеся получают задания на продвинутом уровне. На таком уроке работа сосредоточена на более слабых учениках. В сильной группе, как правило, всегда коллективными усилиями находят верное решение, самостоятельно применяя знания и приёмы деятельности в новой ситуации. Оценивая учащихся нельзя спешить выставлять оценки в журнал, необходимо дать возможность получить более высокую отметку и обязательно поправить "двойку”, для этого ученик должен сделать работу над ошибками самостоятельно или с помощью консультантов (с помощью учителя), а затем решить аналогичное задание на уроке. Главное, что со временем ребята перестают бояться "двоек”, смелее задают вопросы, 27
справляются с задачами обязательного уровня. Обстановка на уроке доброжелательная, спокойная. Обучение алгоритмам даёт возможность достичь обязательного уровня обучения наиболее слабым учащимся и не может привести к стандартизации мышления и подавлению творческих сил детей, так как выработка различных автоматизированных действий (навыков) – необходимый компонент творческого процесса, без них он просто невозможен. Применение проблемного изложения знаний включает в себя, прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения. Суть проблемного изложения знаний в том, что знания даются не в готовом виде, а ставятся перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Ученики становятся активными «творцами» нового, а не пассивными «запоминателями» их. Мною используются карточки на этапе устной самостоятельной работы, которая выполняется в паре под условным названием «Ученик - учитель». Каждый играет то роль учителя, то роль ученика в определенный момент времени. На работу отводится до 10 минут урока. В это время осуществляется включённый контроль, т.е. заслушаются ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Развитию мышления и речи учащихся способствует фронтальная работа, в ходе которой учащиеся получают образцы рассуждений, образцы оформления записей. Они имеют возможность быстро и своевременно исправлять допущенные ошибки. Коллективная работа в классе стимулирует поиск наиболее рационального пути решения задачи, поощряет инициативу и изобретательность. 28
Способствует активизации образовательного процесса такой этап урока, как мини игра «Я учитель». По желанию ученик готовит материал для работы у доски в качестве учителя, чаще всего это материал прошлого урока, в течение 5-10 минут излагает суть нового материала. Учащиеся внимательно слушают выполняющего в данный момент функцию учителя, корректируют ошибки в момент их возникновения, учитель оценивает не только отвечающего на вопросы, но и качественную работу «учителя». Построенная таким образом фронтальная работа способствует развитию у учащихся таких качеств мыслительной деятельности как гибкость ума, рациональность мышления, критичность мышления, а также способствует формированию основных умений, связанных с самостоятельным решением различных учебных и практических задач. Применяемые мною уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: I. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. Структура урока: 1. Постановка цели 2. Самостоятельная работа. Принятие собственного решения 29
3. Работа в парах (четверках) 4. Выслушивание классом различных мнений 5. Экспертная оценка 6. Самооценка 7. Подведение итогов Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. Главной становится идея приоритета развивающей функции в обучении. В качестве одного из средств в учебно-познавательном процессе, позволяющих реализовать идею развития, выступают устные упражнения. Устные упражнения содержат огромные потенциальные возможности для развития мышления, активизации познавательной деятельности учащихся. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Завершающая контрольная работа должна быть предложена ученикам на основе принципа минимакса (готовность по верхней планке знаний, контроль — по нижней). Методы обучения способствующие повышению эффективности образовательного процесса, при использовании системно – деятельностного подхода. 30
Включение активных методов обучения (АМО) в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока. АМ начала урока «Шаг навстречу». Цель: быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе. Это может быть разгадывание кроссворда, решение нестандартной задачи и т.д. на усмотрение учителя. Главное «захватить» внимание учащихся. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 5 минут. АМ выяснения ожиданий и опасений «Дерево возможных вариантов», на этапе вхождения в тему. Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения. Цель: выявить ожидания и опасения обучающихся на уроке. Участники: все обучающиеся. Необходимый материал: схематично нарисованное дерево, на которое в конце урока будут наклеены стикеры. Проведение: Учитель предлагает учащимся на желтых стикерах написать, чего они ждут на уроке, а на красных чего опасаются. В конце занятия учащиеся заклеивают при необходимости цветными листочками: 31
сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения-желтыми и несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения – красными. Оценка результата урока: желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Красное дерево выросло – выросло не то, что ожидали. АМ презентации учебного материала. Метод, как «Инфо–угадайка» позволит сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Участники: все обучающиеся. Время: зависит от объема нового материала и структуры урока. Проведение: учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее. Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. «Белые пятна» стимулируют – многие 32
участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы. АМ подведение итогов урока. Цель: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. Время: 5 минут. Участники: все обучающиеся. Проведение: учитель предлагает вернуться к «Дереву возможных вариантов». Учащиеся выбирают стикеры нужного цвета и наклеивают их на дерево. Если преобладающий цвет желтый, то цели урока достигнуты. Красный – есть над чем поработать. Перечисленные активные методы обучения составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах урока, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями. Работа выполняется в паре. Каждый играет то роль учителя, то роль ученика в определенный момент времени. В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их. «Работа в группах» Учащихся получает задания, направленные на достижение обязательных результатов обучения. Коллективными усилиями находят верное решение, самостоятельно применяя знания и приёмы деятельности в новой ситуации. Преобладающие виды деятельности в рамках авторской дидактической системы: 1.Поисковая деятельность, которая предусматривает включение в учебно-воспитательную работу на уроке механизмов аналитико- синтетической деятельности учащихся. Учебное познание строится как 33
система задач, учитель организует учебно-познавательную деятельность учащихся по следующему алгоритму: 1) осознание проблемности предъявляемой задачи; 2) нахождение личностно-значимых способов разрешения проблемной ситуации; 3) анализ проблемной ситуации; 4) вычленение новых проблем и постановка новых задач; 2.Исследовательская деятельность как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем по следующим этапам: 1) наблюдение и изучение математических фактов и явлений; 2) выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию; 3) выдвижение гипотез; 4) построение плана исследования; 5) осуществление плана исследования; 6) практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний . 3.Проектная деятельность, обеспечивающая самостоятельное получение результата в специально организованных учителем условиях дифференциации образовательного пространства; 4.Организация самостоятельной деятельности по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного руководства учителя, хотя и направляется им. Результативность опыта Применение технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики и при подготовке обучающихся к итоговой аттестации создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся, и в тоже время, позволяет добиться поставленной цели: повышение качества знаний обучающихся. Одним из критериев результативности является изучение уровня самооценки школьника. 34
Уровень сформированности познавательного интереса к математике (в %) № Познавательная деятельность школьников 2012- 2013 уч.г. 2013-2014 уч.г 2014- 2015уч.г. 1 класс 2 класс 3 класс 1. Интеллектуальный уровень. 31% 33% 40% 2. Сформированность качеств учебной деятельности. 25% 25% 28% 3. Уровень волевой регуляции деятельности. 23% 26% 26% 4. Эмоциональная сфера. 25% 18% 15% Из таблицы видно, что с каждым годом возрастает уровень познавательной сферы школьников. В отношении второго показателя значительно труднее сформировать чёткие критерии качеств учебной деятельности (виды мышления, уровень речевого развития, навыки письма), по которым можно было бы судить, в достаточной ли мере развиты те или иные познавательные функции. Уровень волевой регуляции деятельности почти остаётся на одном уровне. Анализ этих данных даёт возможность сделать вывод, что системно- деятельностный подход на уроках математики позволяет развить сферу познавательного интереса обучающихся, обеспечивает развитие у школьников начальной школы высокого уровня знаний, умений, приемов мышления, которые в свою очередь способствуют повышению качества обучения по предмету. 35
По второму критерию проанализировали уровень повышения качества знаний учащихся . Результаты мониторинга за последние три года отражают стабильность успеваемости и рост качества знаний по математике. Следовательно, используемые формы и методы работы являются эффективными и влияют на качество обучения школьников. Эта стабильность в результате того, что на протяжении учебного процесса учитель нацеливает обучающихся на более полное использование способностей, помогает реализовать свои возможности. В течение обучения математике педагог хорошо изучает возможности детей, их интеллектуальные способности, что помогает осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку. При систематической и правильно организованной работе в проведении уроков с использованием элементов системно-деятельностного подхода наблюдается стабильность и положительная динамика роста качества знаний. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обучение математике в школе – сложный, многоуровневый, но в то же время единый процесс, состоящий из целого ряда этапов. Эффективность усвоения предмета учащимися в значительной степени зависит от условий, которые позволяют осуществить тесную, органичную внутреннюю связь между этими этапами, обеспечить целостность, непрерывность образовательного процесса. Системно-деятельностный подход в связи с этим отличается тем, что обеспечивает системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им нового знания. Основные характеристики системно –деятельностного подхода, это:  Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.  Процесс обучения –всегда творческий.  Обучение деятельности на первом этапе предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Технология деятельностного метода –механизм качественного достижения новых результатов образования:  мотивация к учебной деятельности;  актуализация знаний;  проблемное объяснение нового знания;  первичное закрепление во внешней речи;  самостоятельная работа с самопроверкой (внутренняя речь);  включение нового знания в систему знаний и повторение; 37
 итог урока. Среди этапов формирования универсальных учебных действий такие как:  Приобретение первичного опыта выполнения действия в ходе пробных попыток.  Проблематизацияпрежнего способа его выполнения как недостаточного для получения требуемого результата.  Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.  Тренинг по применению нового способа, приобретение умения, промежуточный самоконтроль и коррекция.  Итоговый контроль и установление системных связей с имеющимися способами. Анализ полученных результатов помогает сделать вывод, что системно- деятельностный подход на уроках математики развивает сферу познавательного интереса обучающихся, обеспечивает развитие у школьников начальной школы высокого уровня знаний, умений, приемов мышления, которые в свою очередь способствуют повышению качества обучения по предмету. Результаты мониторинга за последние три года отражают рост качества знаний по математике. Следовательно, используемые формы и методы работы являются эффективными и влияют на качество обучения школьников. 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Битянова М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М.Р. Битянова . - Питер, 2010. - 189 с. 2. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя / А.А. Грин. - М.: Вита-Пресс, 2009. - 88 с. 3. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов. – М. : Просвещение, 2011. – 239 с. 4. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности : Кн. для учителя / Л.В. Жарова. – М. : Просвещение, 2013. – 205 с. 5. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии / Н.И. Запрудский. – Мн.: «Сэр-Вит», 2009. - 195с. 6. Инновационные технологии обучения математике в школе и вузе : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора Д. Ф. Изаака (25 марта 2009 г.). – Орск : Издательство ОГТИ, 2009. – 235 с. 7. Истомина, Н.Б. Контрольные работы по математике : 1–4-й классы / Н.Б. Истомина. – Тула : ООО «Изд во Астрель», 2012. – 264 с. 8. Калинченко А. В. Методика преподавания начального курса математики: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А. В.Калинченко, Р.Н.Шикова, Е.Н.Леонович, под ред. А.В.Калинченко. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с. 9. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики.- М. Просвещение, 2010 10.Ситникова М. И. Творческая самореализация / М.И. Ситникова. - Белгород, 2010. - 320 с. 39
11.Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников.- Уфа, 2011 12.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах /Д.Б. Эльконин. Под ред. Д.И. Фельдштейна. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. - 416 с. 13.Петерсон Л. Г. Интегративная технология развивающего обучения.- М.: НИИ школьных технологий, 2006 14.Петерсон Л. Г. Программа для апробации надпредметного курса «Мир деятельности».-М.: Просвещение, 2010 15.Методическое пособие «Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами УМК «Перспектива» ( в помощь учителю).-М.:ОАО «Издательство «Просвещение», 2010 16.Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА, 2010 40


В раздел начальное образование