"АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
статья
Автор: Гассиева Марина Николаевна, учитель начальных классов, ГБС(К) ОУ С(К) ОШ ( VIII вида) № 502 Кировского района Санкт-Петербурга, город Санкт-Петербург
В раздел начальное образование
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
АКТИВИЗАЦИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Гассиева Марина Николаевна
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьников составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения). Познавательная деятельность, вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно- политических, эстетических качеств обучающихся; развивает их познавательные силы, личность, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные возможности детей; приобщает к поисковой и творческой деятельности. Для активизации познавательной деятельности на всех уроках учебного плана реализуются следующие дидактические принципы обучения: - воспитывающая и развивающая направленность обучения; - научность и доступность обучения; - систематичность и последовательность обучения; - связь обучения с жизнью; - принцип коррекции в обучении; - принцип наглядности; - сознательность и активность учащихся; - индивидуальный и дифференцированный подход; - прочность знаний, умений и навыков. Осуществление развивающего обучения предполагает повышение качества уроков путем включения обучающихся в активную учебную деятельность и развития у них познавательной активности и самостоятельности. Воспитывающая направленность обучения в школе VIII вида состоит в формировании у учащихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе. Это реализуется в содержании учебного материала и в соответствующей организации деятельности учащихся в школе и вне ее. Обучающимся необходимо помогать познавать окружающий мир с научных позиций, в соответствии с реальной действительностью. Принцип научности тесно связан с принципом доступности, дети могут усваивать только тот материал, который им доступен. Принцип доступности предполагает построить обучение на уровне реальных учебных возможностей каждого ребёнка. Принцип систематичности и последовательности реализуется в каждодневной работе учителя. Последующий материал опирается на предыдущий, а пройденный материал подготавливает учащихся к усвоению нового. В каждом учебном предмете излагается своя система взаимосвязанных понятий, фактов и закономерностей. Каждый раздел учебного материала опирается на ранее изученный. В повседневной деятельности этот принцип реализуется путем использования на уроках положительных примеров из жизни, в том числе и местного населения, и недостатков с обязательным анализом их причин. Для укрепления связи обучения с жизнью полезно использовать средства
массовой информации. Принцип коррекции заключается в исправлении недостатков психофизического развития умственно отсталых детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов. В результате применения коррекционных приемов обучения одни недостатки у обучающихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему школьники быстрее продвигаются в своем развитии. Наглядные пособия нужно делать дифференцированными, содержащими самые основные признаки объекта и по возможности без дополнительных несущественных деталей. Сознательное усвоение учебного материала предполагает активность учащихся в обучении. Познавательная активность умственно отсталых школьников в большинстве случаев сама по себе не возникает, поэтому необходимо ее активизировать. Под активизацией учения понимается соответствующая организация действий школьников, направленная на осознание ими учебного материала. При объяснении нового материала предлагаю ребятам ответить на вопросы (Где записать десятки при сложении в столбик?, Что нужно сделать дальше?). Это позволяет выяснить, понимают ли материал, активизирует познавательную деятельность. При объяснении использую наглядность: таблицы, памятки, дидактический материал. Активизацию познавательной деятельности учеников не представляю без активизации их внимания. Недостаточное внимание мешает им принимать полноценное участие в коллективной работе на уроке, приводит к непониманию учебного материала, плохому запоминанию, ошибок при выполнении заданий. С первых минут урока стараюсь овладеть активным вниманием детей. Для включения их в активную познавательную деятельность применяю различные занимательные задания, вопросы, упражнения («Что лишнее?», «Что изменилось?», «весёлые» задачи и др.). Путём постановки познавательных и практических задач подготавливаю детей к восприятию нового материала («Будем учиться решать примеры (задачи) нового вида», «Будем учиться ставить вопросы к словам, обозначающим предмет»). Коллективное и индивидуальное внимание детей активизирую такими приемами, как метод эвристической беседы, разного рода опоры (схемы, планы, памятки), самостоятельные задания, которые предусматривают активизацию внимания, выполнить задание, аналогичное рассмотренному учителе или коллективно, сравнение результата своих действий с образцом (контроль), самопроверка и взаимопроверка. Всегда помню, что важным условием активизации и поддерживания произвольного внимания является обеспечение мотивационной стороны учебной деятельности, выработка позитивного отношения к тому, что узнается, и к самому процессу познания. Соблюдение этого условия способствует прочности навыков, которые формируются. Введение интересных фактов, новых видов деятельности, элементов игры, соревнования побуждает интерес к содержанию учебного материала
(например, при знакомстве со съедобными и несъедобными грибами, у ребят вызвал интерес тот факт, что из мухомора делают лекарство, и этот гриб едят дикие животные, что муравейник обладает лечебной силой для птиц и жителей леса). Качество усвоенных знаний и познавательная активность на уроке зависит от эмоционального настроя, созданного во время обучения. Важное значение имеет доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его маленьких успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям обучающихся. Стараюсь, чтобы дети работали спокойно. Работа ведётся над развитием всех обучающихся. Одни и те же вопросы программы изучаются различными учениками с неодинаковой глубиной. Но все продвигаются вперёд. Созданию положительных эмоций, которые важны в учебном процессе, особенно способствует использование занимательных форм обучения. Интерес к учебным занятиям стараюсь поддерживать, используя дидактический материал, вводя в урок игровые моменты. Главное, считаю - умение воспитать у школьников правильное отношение к учебному труду. Не обвинять ученика в незнании, а помочь ему овладеть знаниями, умениями и навыками. Каждый ученик имеет право на произвольное высказывание, впечатление, даже если оно окажется ошибочным. Внимание обучающихся тесно связано со значимостью, важностью изучаемого материала. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принцип значимости учебной деятельности имеет важное значение. Проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. Необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребятам трудно объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность на уроке, ведь не всегда результат этой деятельности положительный. И на помощь приходит проблемная ситуация, которая вносит интерес в самостоятельную деятельность учащихся и является активизирующим фактором. Но, занимаясь самостоятельной деятельностью на уроке, ученики не отправляются в «самостоятельное плавание». Я ненавязчиво корректирует их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний. Для организации самостоятельной работы обучающихся использую карточки с заданиями, которые облегчают организацию индивидуальной и дифференцированной работы на уроке и дома. Очень большую образовательную ценность несут в себе такие задания, как нарисовать иллюстрацию к произведению. Тем самым, не акцентируя внимания детей, добиваюсь осмысленного понимания текста. Большое значение на уроках изобразительного искусства имеет беседа. Для того чтобы заинтересовать детей работой показываю не только образец,
но и детские рисунки. А для развития активности обучающихся, некоторую часть урока посвящаем коллективному придумыванию узора, рисунка. В конце урока проводим анализ работ. Ребятам предлагается оценить свою работу и работу товарищей. Ведение календаря природы развивает у обучающихся наблюдательность, любознательность, память, побуждает вглядываться в окружающую природу. Каждый ученик обладает индивидуальными особенностями. Обязательно учитываю это при вовлечении в активную познавательную деятельность. Чтобы учебный материал был доступным, отслеживаю уровень подготовки и развития способностей. Все уроки учебного плана взаимосвязаны между собой. Объясняю детям, что знания, полученные на том или ином уроке, могут пригодится на другом уроке, важны в профессии. (Например, говорили с ребятами на истории СПб, что раньше наш город располагался на 102 островах, а сейчас их 47. 29 островов имеют названия. С помощью этих чисел составили задачи на уроке математики. Знакомясь с циркулем, выяснили, что это инструмент может пригодится на уроке труда или рисования.) Слежу за правильным стилем при построении предложений (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, за написанием числительных (русский язык). Регулярное использование на уроках системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет кругозор младших школьников, способствует их развитию, повышает качество подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и использовать знания в повседневной жизни. Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь поверить в себя, в свои способности. Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы обучающихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности обучающихся разнообразными, творческими, продуктивными.
АКТИВИЗАЦИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Гассиева Марина Николаевна
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьников составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения). Познавательная деятельность, вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно- политических, эстетических качеств обучающихся; развивает их познавательные силы, личность, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные возможности детей; приобщает к поисковой и творческой деятельности. Для активизации познавательной деятельности на всех уроках учебного плана реализуются следующие дидактические принципы обучения: - воспитывающая и развивающая направленность обучения; - научность и доступность обучения; - систематичность и последовательность обучения; - связь обучения с жизнью; - принцип коррекции в обучении; - принцип наглядности; - сознательность и активность учащихся; - индивидуальный и дифференцированный подход; - прочность знаний, умений и навыков. Осуществление развивающего обучения предполагает повышение качества уроков путем включения обучающихся в активную учебную деятельность и развития у них познавательной активности и самостоятельности. Воспитывающая направленность обучения в школе VIII вида состоит в формировании у учащихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе. Это реализуется в содержании учебного материала и в соответствующей организации деятельности учащихся в школе и вне ее. Обучающимся необходимо помогать познавать окружающий мир с научных позиций, в соответствии с реальной действительностью. Принцип научности тесно связан с принципом доступности, дети могут усваивать только тот материал, который им доступен. Принцип доступности предполагает построить обучение на уровне реальных учебных возможностей каждого ребёнка. Принцип систематичности и последовательности реализуется в каждодневной работе учителя. Последующий материал опирается на предыдущий, а пройденный материал подготавливает учащихся к усвоению нового. В каждом учебном предмете излагается своя система взаимосвязанных понятий, фактов и закономерностей. Каждый раздел учебного материала опирается на ранее изученный. В повседневной деятельности этот принцип реализуется путем использования на уроках положительных примеров из жизни, в том числе и местного населения, и недостатков с обязательным анализом их причин. Для укрепления связи обучения с жизнью полезно использовать средства
массовой информации. Принцип коррекции заключается в исправлении недостатков психофизического развития умственно отсталых детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов. В результате применения коррекционных приемов обучения одни недостатки у обучающихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему школьники быстрее продвигаются в своем развитии. Наглядные пособия нужно делать дифференцированными, содержащими самые основные признаки объекта и по возможности без дополнительных несущественных деталей. Сознательное усвоение учебного материала предполагает активность учащихся в обучении. Познавательная активность умственно отсталых школьников в большинстве случаев сама по себе не возникает, поэтому необходимо ее активизировать. Под активизацией учения понимается соответствующая организация действий школьников, направленная на осознание ими учебного материала. При объяснении нового материала предлагаю ребятам ответить на вопросы (Где записать десятки при сложении в столбик?, Что нужно сделать дальше?). Это позволяет выяснить, понимают ли материал, активизирует познавательную деятельность. При объяснении использую наглядность: таблицы, памятки, дидактический материал. Активизацию познавательной деятельности учеников не представляю без активизации их внимания. Недостаточное внимание мешает им принимать полноценное участие в коллективной работе на уроке, приводит к непониманию учебного материала, плохому запоминанию, ошибок при выполнении заданий. С первых минут урока стараюсь овладеть активным вниманием детей. Для включения их в активную познавательную деятельность применяю различные занимательные задания, вопросы, упражнения («Что лишнее?», «Что изменилось?», «весёлые» задачи и др.). Путём постановки познавательных и практических задач подготавливаю детей к восприятию нового материала («Будем учиться решать примеры (задачи) нового вида», «Будем учиться ставить вопросы к словам, обозначающим предмет»). Коллективное и индивидуальное внимание детей активизирую такими приемами, как метод эвристической беседы, разного рода опоры (схемы, планы, памятки), самостоятельные задания, которые предусматривают активизацию внимания, выполнить задание, аналогичное рассмотренному учителе или коллективно, сравнение результата своих действий с образцом (контроль), самопроверка и взаимопроверка. Всегда помню, что важным условием активизации и поддерживания произвольного внимания является обеспечение мотивационной стороны учебной деятельности, выработка позитивного отношения к тому, что узнается, и к самому процессу познания. Соблюдение этого условия способствует прочности навыков, которые формируются. Введение интересных фактов, новых видов деятельности, элементов игры, соревнования побуждает интерес к содержанию учебного материала
(например, при знакомстве со съедобными и несъедобными грибами, у ребят вызвал интерес тот факт, что из мухомора делают лекарство, и этот гриб едят дикие животные, что муравейник обладает лечебной силой для птиц и жителей леса). Качество усвоенных знаний и познавательная активность на уроке зависит от эмоционального настроя, созданного во время обучения. Важное значение имеет доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его маленьких успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям обучающихся. Стараюсь, чтобы дети работали спокойно. Работа ведётся над развитием всех обучающихся. Одни и те же вопросы программы изучаются различными учениками с неодинаковой глубиной. Но все продвигаются вперёд. Созданию положительных эмоций, которые важны в учебном процессе, особенно способствует использование занимательных форм обучения. Интерес к учебным занятиям стараюсь поддерживать, используя дидактический материал, вводя в урок игровые моменты. Главное, считаю - умение воспитать у школьников правильное отношение к учебному труду. Не обвинять ученика в незнании, а помочь ему овладеть знаниями, умениями и навыками. Каждый ученик имеет право на произвольное высказывание, впечатление, даже если оно окажется ошибочным. Внимание обучающихся тесно связано со значимостью, важностью изучаемого материала. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принцип значимости учебной деятельности имеет важное значение. Проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. Необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребятам трудно объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность на уроке, ведь не всегда результат этой деятельности положительный. И на помощь приходит проблемная ситуация, которая вносит интерес в самостоятельную деятельность учащихся и является активизирующим фактором. Но, занимаясь самостоятельной деятельностью на уроке, ученики не отправляются в «самостоятельное плавание». Я ненавязчиво корректирует их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний. Для организации самостоятельной работы обучающихся использую карточки с заданиями, которые облегчают организацию индивидуальной и дифференцированной работы на уроке и дома. Очень большую образовательную ценность несут в себе такие задания, как нарисовать иллюстрацию к произведению. Тем самым, не акцентируя внимания детей, добиваюсь осмысленного понимания текста. Большое значение на уроках изобразительного искусства имеет беседа. Для того чтобы заинтересовать детей работой показываю не только образец,
но и детские рисунки. А для развития активности обучающихся, некоторую часть урока посвящаем коллективному придумыванию узора, рисунка. В конце урока проводим анализ работ. Ребятам предлагается оценить свою работу и работу товарищей. Ведение календаря природы развивает у обучающихся наблюдательность, любознательность, память, побуждает вглядываться в окружающую природу. Каждый ученик обладает индивидуальными особенностями. Обязательно учитываю это при вовлечении в активную познавательную деятельность. Чтобы учебный материал был доступным, отслеживаю уровень подготовки и развития способностей. Все уроки учебного плана взаимосвязаны между собой. Объясняю детям, что знания, полученные на том или ином уроке, могут пригодится на другом уроке, важны в профессии. (Например, говорили с ребятами на истории СПб, что раньше наш город располагался на 102 островах, а сейчас их 47. 29 островов имеют названия. С помощью этих чисел составили задачи на уроке математики. Знакомясь с циркулем, выяснили, что это инструмент может пригодится на уроке труда или рисования.) Слежу за правильным стилем при построении предложений (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, за написанием числительных (русский язык). Регулярное использование на уроках системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет кругозор младших школьников, способствует их развитию, повышает качество подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и использовать знания в повседневной жизни. Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь поверить в себя, в свои способности. Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы обучающихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности обучающихся разнообразными, творческими, продуктивными.
В раздел начальное образование