"Декоративно-прикладное искусство:как средство обновления содержания воспитательной работы младших школьников"
эссе
Автор: Семенюта Светлана Петровна, воспитатель, МКОУ "Тазовская школа-интернат", ЯНАО, п.Тазовский
В раздел начальное образование
Декоративно-прикладное искусство: как средство обновления
содержания воспитательной работы с младшими школьниками
В сфере образования актуализирована потребность общества на развитие индивидуальности личности, становление ее как субъекта деятельности, включая творческую составляющую, что обуславливает как обновление содержания образования, так и смену его целей, ориентированных на получение нового качества образования. Гуманистическая направленность педагогической деятельности ориентирует его на создание условий, способствующих раскрытию возможностей ребенка, его самоопределению и самоактуализации в будущем. Стремительное наступление трансформаций новой эпохи, кризис культуры, обусловленный сменой поколений, разрывом связей, утерей традиций, разрушением института семьи, обостряет дефицит потребности человека в ощущении принадлежности, как к своему народу, так и к его историческому прошлому, своеобразию искусства, неповторимому национальному колориту. В процессе творческой деятельности развиваются способности ребенка на основе воображения, наблюдательности, неординарности мышления. Ребенок проявляет самостоятельность, оригинальность, индивидуальность, свой творческий стиль.
Задача воспитателя,
сопровождающего творческую деятельность ребенка: - осуществить отбор как содержания деятельности, так и рабочего материала; - помочь ребенку в выборе «объекта» деятельности; - поддержать желание ребенка и его деятельность, которая будет способствовать развитию качеств его «Я - концепция» (хочу, могу, делаю сам, думаю, ищу); - определить и использовать приемы активизации внимания: погружение в содержание, эмоциональное включение в деятельность, предложение необходимых и достаточных инструкций, поддерживающих вопросов, сопроводительного музыкального фона; - использовать предварительные тренировочные упражнения по развитию воображения, способствующие созданию творческих комбинаций, устранению эмоциональных преград, раскрепощению творческого полета мысли. Результатом такого рода тренировочных упражнений является развитие наблюдательности, ощущений, образного представления. На своих занятиях декоративно - прикладного искусства я широко использую своеобразие региональных особенностей Крайнего Севера, материал о родном крае, о самобытности народа. Большинство занятий отражает краеведческое содержание: низание бисером, плетение поясов и подвязок, вышивка ненецких орнаментов, украшение национальной одежды. Через ручной труд дети открывают для себя мир и ценности
своего народа. Декоративно - прикладное искусство играет огромную роль в воспитании, способствует сохранению, соблюдению и почитанию традиций ненецкого народа. Ребенок стремится к самостоятельному труду, к лучшим национальным традициям: любви к природе, бережному к ней отношению, воспитанию физических и высоких моральных качеств, обычаю взаимопомощи и гостеприимству. На таких занятиях дети чувствуют себя как дома, в чуме - подбирают мех, бисер, сукно для орнамента. Например, женская одежда украшается мозаичными орнаментом, имеет пришитый воротник из кусочков белого меха. В качестве пояса служат узенькие полоски цветных лоскутов. Мужская одежда также украшается полосками разноцветного сукна. Девочки уже правильно держат иголку и наперсток. Шьют они любимых кукол с головами из гусиных клювов. Для кукол шьется одежда и все предметы, необходимые для игры. Куклы получаются прочными и являются именными, они хранятся в специальном мешочке и передаются по наследству. Кукла может быть подарена другим детям во время поездки в гости. Головой куклы служит клюв гуся или утки. К подолу одежды бывают пришитые маленькие пимы, а голове – клюву кукол женщин – полоски сукна или ленточки, изображающие косы. Для детей важно близкое знакомство с результатами труда обыкновенных людей, а не профессиональных художников. На занятиях можно использовать широкий спектр существующего многообразия форм деятельности:
-накопление теоретических блоков информации
(лепка из пластилина и соленого теста животных тундры, рисование, выжигание и резьба по дереву птиц и животных тундры, рыб водоемов Ямала, сбор в тундре природного материала и составление композиций, изготовление поделок из семян, плодов и корней растений, макраме и поделки по технологии - «квиллинг» и «оригами»,);
- включение регионального компонента культуры
(экологические условия Ямала, особенности ненецкой культуры, организация быта - шитье ненецкой одежды и ее украшение, резьба по дереву, изготовление ненецких кукол, сумок, северных сувениров и т.д.).
- освоение технологий проведения нетрадиционных занятий
(
экскурсии в краеведческий музей, на рыбозавод, хлебозавод; встречи со сторожилами и почетными жителями района, собирание экспонатов для своего школьного мини - музея)
-реализация системного подхода
в работе с родителями, представителями творческой деятельности Ямала (день оленевода, день празднования юбилея района, каникулярные дни),что способствует устойчивой мотивации детей к творческой деятельности. Ямал-край проживания людей многих национальностей – это идеальное условие
своеобразного обмена информацией культурологической направленности, что я также использую на занятиях. Результатом таких творческих занятий является формирование целостного миропонимания на основе единства сущности человека, природы, людского сообщества, мироздания в целом, осознание своей роли и места в этой общей системе.
В раздел начальное образование

