"Приёмы совершенствования техники чтения обучающихся начальных классов"
Статья
Автор: Бойко Вера Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ "Гимназия №1", город Ханты-Мансийск, ХМАО-Югра, Тюменская область
В раздел начальное образование
Выполнила:
Бойко Вера Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №1»
г. Ханты-Мансийск
«Приемы работы по совершенствованию техники чтения
обучающихся начальных классов»
Совершенствование темпа чтения - одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, коллективу класса, к самому себе и т. д.. Решается эта задача на уроках литературного чтения, призванного открывать детям мир литературы, формировать у них основы читательской деятельности и универсальные учебные действия, определённые требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( ФГОС НОО). И задача учителя сформировать умение читать ( метапредметное УУД) в определённом темпе, необходимом для понимания прочитанного. По данным методистов начального обучения, почти 30 % младших школьников характеризуются медленным темпом чтения. Этот недостаток очень беспокоит учителей, т. к. существенно затрудняет понимание детьми текстов, а, следовательно, снижает эффективность учебной деятельности в целом. Медленное чтение проявляется в низкой скорости произнесения слов и сопровождается частыми более или менее длительными паузами, побуквенным или слоговым чтением, неправильным называнием букв и прочитыванием слов. Не секрет, что плохо читающему ребёнку неинтересно на уроках, он становится неусидчив и испытывает затруднения при выполнении различных заданий. Я поставила перед собой задачу : мои первоклассники должны к концу учебного года читать 45 - 50 слов в минуту. Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я ищу пути повышения качества обучения на этих уроках. Поэтому меня особенно привлекает опыт учёных, педагогов – новаторов, работающих в этой области. Все используемые мной приёмы, упражнения описаны в литературе. Важно творчески использовать различные методические приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от подготовленности учащихся класса. На каждом уроке особое внимание я уделяю формированию умения читать плавно, выразительно ,постепенно наращивая темп чтения. Здесь важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Большое внимание уделяю работе над слогами, учу ребенка в процессе чтения воспринимать сразу не одну, а две или несколько букв, т.к. за наименьшую единицу чтения берется прямой слог. Здесь на помощь приходят слоговые дорожки и таблицы. Помогают совершенствованию техники и темпа чтения упражнения, приведённые ниже. Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата. Дети недостаточно артикулируют звуки, поэтому чтобы избежать нечёткости произношения, даю им эти упражнения в качестве разминки перед чтением. Звуковая разминка 1.Артикуляция. Гласные: а, о, у, и, э. Сочетания: а-у, а-о, ы - и, э-а, и-о. Пение "песенок" на определённый мотив. Например: " В траве сидел кузнечик".Поём на данный мотив слоги: ба - бя, да - дя, ла - ля ,ма - мя, на - ня ,ра - ря и т.п. На уроках я использую таблицу, которая есть у каждого ребёнка: бкзстранвзршлнх жлпфхчшбрптсткл мндгмктфтрмгнжз
бдфхгнмбсктфмн пткзрмвдгбфкзрч зсчткфщдмлзхвд дгршктбстцтрсчш тргхлдквчбтлмнз шчжнбвдзтгпчхбк фщмждшхчмкбпрвс Задания: прочитайте вторую строчку сверху, правильно называя буквы; прочитайте пятую строчку снизу, добавляя к каждой букве "о" и т.д. При этом прошу читать медленно, во второй раз быстрее и в третий раз очень быстро. Особое внимание нужно уделять чтению слогов с твердыми и мягкими согласными. Здесь на помощь приходит следующая таблица: ди - тя тё - тя де - ло мо - да ре - па дела дуга дума мыло роза духи жена дыня мясо роща душа тёща жало вена рыба жара чаша каша воля сажа тина фото кожа небо сани лиса фара кофе ноты семя лицо шило люди ноша тело Чтение столбиков слов сначала медленно, по слогам; целым словом; быстро. Затем читают все слова в таблице слева направо, сверху вниз, без определённого порядка. Рекомендации детям: читай эти слова каждый день, пока это не будет получаться у тебя свободно! 2.Чтение слов трудных для произношения. Экскурсия, электрификация, правительство и др. 3. Скороговорки: Шла Саша по шоссе и сосала сушку. У ежа - ежата, у ужа - ужата. Проворонила ворона воронёнка. Следующий приём - «Фотоглаз» Этот приём использую с периода обучения грамоте, постоянно усложняя его:
а) за 1 - 2 минуты ученик должен зрительно воспринять слово и записать его , затем несколько слов, предложение; б) за отведённое время ученик должен «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нём данное слово. Использование этого приёма помогло детям научиться читать целыми словами. Цель этого вида работы: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов. Дети любят этот вид работы, для них это игра. Учащиеся, медленно читающие слова в тексте, очень быстро их «фотографируют» и произносят. Большое внимание уделяю тренировке осмысленности чтения и здесь на помощь приходят следующие упражнения: 1)Найди «спрятавшиеся» слова: гщеноктврпесокжрвдомтргоса щаркотбовеснакльедаобеднка 2)Прочитай, сколько здесь предложений: пришлазимаморозщипалщекивыпаломногоснега 3)Прочитать слова на скорость про себя и вычеркнуть лишнее: Река, море, песок, ручей Рыба, лиса, коза, волк Гуси, куры, совы, пони Мама, папа, тётя. няня 4)Прочитай предложения на скорость. Если такое бывает, ставь рядом +,если не бывает, ставь - Наша кошка - ябеда. Таня пила чай. У щуки - шуба. Мальчик ел арбуз. Рыба вела урок. Клюква - это ягода. Осина - это овощ. Следующий приём, который я использую на уроке ,называется " Молния ". Влияет приём на совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти. Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения про себя. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется
по команде «Молния!» и продолжается с 20 секунд (в начале) до 2-х минут. Упражнение используется для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости. Приём многократного чтения. При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объёму отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. Проводится это таким образом. После того как начало рассказа прочитано учителем и осознанно осмыслено учениками, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал и сравнивает с результатом первого чтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке текста артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующее упражнение - чтение в темпе скороговорки. При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности, но зато повысить требования к чёткости прочтения окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. Такие упражнения помогают учащимся преодолеть сложности чтения, а главное - не потерять интереса к самому процессу чтения и дают прекрасные результаты. Литература: В. Волина. Веселая грамматика. Москва, 1995 В. Волина. Занимательное азбуковедение. Москва, 1991 О.В. Джежелей. Чтение и литература. 1 класс. Москва, 2000 В.Н.Зайцев. Резервы обучения чтению. Москва,Просвещение,1991 Р.И. Лалаева. Нарушения чтения. «СОЮЗ», Санкт-Петербург, 1998 Н. Локалова. Как преодолеть медленное чтение у школьников. «Начальная школа», приложение к газете «Первое сентября», № 18, 1998 О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Практическое пособие для обучения детей чтению. ЗАО « Премьера» ГИППВ, 1999
В раздел начальное образование

