Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Игольница (инструменты, соединение разных материалов)

Технологическая карта урока технологии

Автор: Короткова Юлия Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №77, город Кемерово, Кемеровская область



В раздел начальное образование




Технологическая карта пробного урока технологии в начальной школе

Дата:5.10.2015

Школа: МБОУ СОШ №77



Класс: 2Д



Учитель: Короткова Ю.Н.





Тип урока: Изучение нового материала



Тема урока

Игольница (инструменты, соединение разных материалов)

Цель
Развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через изготовление игольницы из пластмассового футляра от киндер-сюрприза.
Задачи

Образовательные
: 1) познакомить с пластиком и поролоном, со способами соединения пластика с бумагой и нитками.; сформировать представления о игольницах и их изготовление. 2) закрепить навыки анализа конструкции изделия; планирования работы, организации рабочего места, выполнения работы по плану; 3) совершенствовать навыки выполнения технологических операций: разметки деталей по шаблонам, резания мелких деталей из бумаги и картона, склеивания деталей из разных материалов.
Развивающие:
способствовать развитию художественно - образного, аналитического и технологического мышления; памяти, устной связной речи; мелкой моторики, пространственного воображения, глазомера.
Воспитательные
: 1) способствовать воспитанию ответственности при выполнении работ с иглами и булавками; 2) способствовать воспитанию общей культуры труда (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения трудовых операций, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия и т.д.
Планируемые результаты

Предметные:
 знать: виды материалов (картон, поролон, скотч двусторонний), их свойства и названия; названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими; технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка.  Уметь: под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами; с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей скотчем (мелких по размеру).
Формируемые УУД:

личностные:
обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы
общечеловеческих нравственных ценностей); в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. 
регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение на основе коллективного обсуждения заданий, образцов, работы с иллюстрацией учебника; с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на рисунки учебника; выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. 
коммуникативные:
слушать и понимать речь других; уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого; вступать в беседу и обсуждение. 
познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (памятка использования ножниц); перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия.
Основные понятия
киндер-сюрприз, пластмасса, поролон, игольница
Межпредметные связи
изобразительное искусство, русский язык, окружающий мир
Оборудование

Оборудование учителя:
образец игольницы из киндер-капсулы; образцы разнообразных игольниц; пооперационная последовательность выполнения игольницы – предметная технологическая карта; слайдовая презентация: иллюстративный материал к водной беседе; план практической работы; критерии оценок; новые термины (киндер-сюрприз, пластмасса, поролон, игольница); правила безопасной работы режущими и колющими инструментами.
Оборудование учащихся:

Материалы:
цветной картон, цветная бумага для аппликаций, готовые глазки для домовенка, клей, двусторонний скотч, шпагат или шерстяные нитки, поролоновая губка, киндер-капсула..
Инструменты:
ножницы, карандаш, ластик, кисточка для клея.
Приспособления:
клеенка (или газета), салфетки для удаления клея (лоскутики ткани), коробочка для мусора.
Литература, интернет-

ресурсы

Литература
: 1. Куревина, О. А. Технология («Прекрасное рядом с тобой») [Текст]: Учебник . 1 класс. – 2-е изд., перераб./ О.А. Куревина, Е. А. Лутцева. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012. – 64 с.
Интернет - ресурсы:
1. Страна Мастеров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: : // stranamasterov
2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: festival.1september 3. Образовательная система 2100 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: school2100 4.
Ход урока

Задачи этапа

урока

(вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

I. Организация класса на работу
Мотивировать учащихся к учебной деятельности. Приветствует детей, психологически настраивает учащихся на урок, организует внимание учащихся. Приветствует детей, психологически настраивает учащихся на урок, организует внимание учащихся. - Здравствуйте, ребята. Сегодня урок технологии у вас проведу я. Меня зовут Юлия Николаевна. - Прежде чем мы начнем работать, давайте вспомним правила поведения на уроке. На уроке будь старательным, будь спокойным и (внимательным). Все выполняй не отставая, слушай (не перебивая). Говорите четко, внятно, чтобы было все (понятно). Будь прилежен на уроке, не болтай: ты (не сорока). Если хочешь отвечать, надо руку (поднимать). Парта - это ни кровать, и на ней нельзя (лежать)! Знай: закончился урок, коль услышал ты (звонок). Когда звонок раздался снова, к уроку будь всегда (готовым). Постарайтесь запомнить эти правила и соблюдать их. Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность. Личностные УУД: обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческ их нравственных ценностей) 1 мин
II. Формулирование темы урока, постановка цели
2 мин. Организовать формулирование темы и цели урока учащимися. Организует формулирование темы и цели урока, обозначает основные образовательные задачи (узнаем, зачем нужна игольница, научимся пользоваться игольницей, изготовим игольницу из киндер - капсулы, выясняет практическую значимость игольницы) Прошу отгадать загадку, доскажи словечко: В ней хранятся мелочи – Те, что очень колкие; С помощью учителя формулируют тему и цель урока, высказывают свое Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
У одних – на гвоздике, У меня – на полке же. Мастерят умелые Школьники и школьницы К маминому празднику Мягкие… (игольницы). -Сегодня мы будем с вами делать игольницы из киндер – капсул. - Ребята, а кто знает, что такое игольница? (Игольница – это футляр или подушечка для хранения иголок и булавок). -Для чего она нужна? (используемая в швейном деле, чтобы не было их потери) - Как думаете, почему мы будем делать работу из киндер – капсул? (Потому что они удобны). мнение о практической значимости изделия проговаривать последовательн ость действий на уроке; учиться высказывать своё предположение на основе коллективного обсуждения заданий
III. Вводная беседа
3-5 мин. Познакомить с историей происхождения игольницы; сформировать представления о значимости игольницы; Способствовать развитию художественно - образного, аналитического и технологического мышления; памяти, устной связной речи; пространственног о воображения, фантазии. Выясняет степень усвоения ранее изученного материала для связи с новой темой через систему вопросов; сообщает новые знания, используя межпредметные связи с изучаемыми дисциплинами; углубляет, систематизирует ранее полученные знания; использует ИКТ, сопровождает беседу иллюстративным материалом, организует детей на самостоятельный поиск информации Игольница – самая первая вещь, которая приобретается или шьется портным. Ведь как же без нее? Это самый нужный аксессуар среди принадлежностей для шитья: все нужные иголочки и булавочки не теряются во время бурной кипящей работы над очередным шедевром. -А как вы думаете, когда появилась игольница? История появления этой полезной вещички уходит в древние века, их изготавливали из ткани и бумаги, которые в то время привозились из-за границы и были очень-очень дорогими. Такую роскошь могли себе позволить лишь очень богатые люди. Позже стали изготавливать игольницы из разнообразных тканей и разной основы – дерева и слоновой кости. А когда люди научились плавить металл, то основу для игольниц делали из олова, серебра, золота, которые тоже могли позволить себе лишь состоятельные (богатые) люди. А бедные изготавливали игольницы из подручных Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы,
Знать:
виды изучаемых материалов, их свойства и названия Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать предварительны й отбор источников информации: ориентироваться на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
материалов. Хранить иглу-кормилицу, которая помогала шить одежду от мала до велика – особое дело. Многие народы твердили, что к этому маленькому чуду нужно относиться бережно, поэтому и ее хранение должно быть на высоком уровне. Она – символ женского начала. Многие народы при рождении девочки втыкали иглу в подобие игольницы и относили в священное место. Мало того, если умирала женщина, то вместе с ней хоронили и иглу. Одним из основных занятий женщин Древней Руси являлось рукоделие. А шитье и вышивание были самыми важными из этих занятий. У каждой девушке был сундук или шкатулка, заполненная всяческими мелочами для шитья. Одной из самых незаменимых вещей-мелочей для рукоделия являлась игольница. И сейчас каждая хозяйка в доме обязательно имеет эту удивительную вещицу, которую выбирают или шьют для себя по душе. А если игла ваша кормилица – ее «дом» должен быть удобным и комфортным. Конечно, можно использовать для хранения иголок купленную подушечку, но гораздо интереснее и приятнее сделать этот аксессуар собственными руками. Во-первых, игольницу можно использовать по назначению, хранить в ней иголки. Во-вторых, игольница ручной работы настолько красива, что может служить и украшением интерьера. -Сегодня мы с вами сделаем игольницу своими руками. Вы её можете подарить маме или поставить дома на полочку, как украшение. предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия.
IV
.
Подготовка к практической работе
4-5 мин.
Закрепить навыки анализа конструкции изделия, планирования работы Показывает образец изделия; определяет его назначение, конструкцию: количество частей, деталей, способы их соединения, приемы украшения; выявляет материалы, инструменты и приспособления; проводит чтение графического изображения изделия; составляет краткий план работы; проводит физминутку
Подготовка к практической работе.

Анализ образца изделия.
Откройте учебник на стр. 60. Рассмотрите игольницу. Что напоминает вам эта игольница? (Домовёнка). Но вместо клея, мы будем использовать двусторонний скотч – Из чего можно сделать игольницу? (киндер – капсула, поролон, нитки) – Из каких материалов мы будем делать наше изделие? (киндер – капсула, поролон, картон, готовые глазки для домовенка) – Какие инструменты нам понадобятся? (ножницы, двусторонний скотч) – Какие знания, полученные на уроках технологии, пригодятся? – Что мы сейчас делали? (Планировали работу.)
План работы.
1. Вырежи шаблоны и детали отделки. 2. Наклей детали. 3. Вырежи поролоновую деталь. 4. Вклей поролон в футляр Составленный план поможет выполнить нам практическую работу. - А теперь давайте немного отдохнем.
Электронная физминутка
Совместно с учителем анализируют образец изготавливаемого изделия, составляют план практической работы, выполняют физминутку
Знать
о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе; конструкции однодетальн ые и многодеталь- ные, способы разметки и сборки деталей, виды отделки.
Уметь:
анализиро- вать, планировать предстоящую практическу ю работу; с помощью учителя решать доступные конструктор- ско – техно- логические задачи. Коммуникативн ые УУД: слушать и понимать речь других; уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого; вступать в беседу и обсуждение. Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположени е на основе коллективного обсуждения заданий, образцов, работы с иллюстрацией учебника; с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
V. Организация рабочего места
3 мин.
Закрепить навыки организации рабочего места; выявить знания о правилах безопасной работы инструментами Проверяет готовность обучающихся к уроку: выясняет наличие материалов, инструментов и приспособлений. Проводит инструктаж по размещению оборудования на рабочем столе; выявляет режущие и колющие инструменты; обучает правилам безопасной работы режущими и колющими инструментами Отдохнули, теперь давайте проверим готовность рабочих мест. Проверим, всё ли необходимы у вас есть на столах:
материалы:
киндер – капсула, шаблоны из картона, двусторонний скотч, поролон;
инструменты:
карандаш, ножницы;
приспособления:
шаблоны деталей, готовые глазки. -Теперь давайте вспомним технику безопасной работы с ножницами. Посмотрите, на слайд, там представлены правила:
Правила работы с ножницами:
1. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении. 2. Клади ножницы на стол так, чтобы они не выступали за край стола, кольцами к себе. 3. При работе внимательно следи за линией разреза. 4. Не работай тупыми ножницами. С ослабленным шарнирным креплением. 5. Во время резания придерживай материал левой рукой так. Чтобы пальцы были в стороне с лезвий ножниц. 6. Не держи ножницы концами вверх. 7. Не оставляй ножницы в раскрытом виде. 8. Не режь ножницами на ходу. 9. Не подходи к товарищам во время резания. 10. Передавай ножницы товарищу только в закрытом виде. Кольцами вперед. 11. Не играй с ножницами, не подноси их к лицу, используй ножницы только по назначению. под контролем учителя организовыва ть рабочее место и поддерживат ь порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструмента ми;
Уметь:
организовы- вать рабочее место и поддерживат ь порядок на нём во время работы. Регулятивные УУД: пользоваться памятками (памятка использования ножниц); перерабатыват ь полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; перерабатыват ь полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовыва ть информацию из одной формы в другую – в изделия.
VI. Практическая работа
25-30 мин.
Закрепить навыки выполнения работы по плану; совершенствовать навыки выполнения технологических операций: разметки деталей, склеивания. Способствовать воспитанию общей культуры труда (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения трудовых операций, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно- эстетического вкуса, творческой активности, Определяет критерии оценивания практической работы; организует практическую работу детей; проводит вводный инструктаж (с чего начать работу); организует текущий инструктаж с опорой на пооперационную технологическую карту); предупреждает возможные ошибки и намечает пути и устранения; организует самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, проводит пооперационный контроль. Сели, руки подготовили к работе (размять пальчики).
Сегодня

я

буду

оценивать

работы

по

следующим

критериям:
1.Аккуратность. 2. Точность. 3. Художественное творчество. 4. Самостоятельность. Работаем по составленному плану. – Как соединить пластик с бумагой и картоном? (Детали из бумаги и ниток можно соединить с пластиком с помощью двустороннего скотча.) -Внимательно посмотрите на вашу парту, я заранее вам приготовила шаблоны для ножек, ручек и носика. А также специальные глазки.
1. Вырезаем шаблоны и детали отделки.
А сейчас по шаблонам разметим и вырежем детали для нашей игольницы (ручки, ножки, носик) из картона. При разметке экономьте картон, при вырезании внимательно следите за линией разреза: резать необходимо средней частью ножниц, во время резания держать бумагу так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий, не оставлять ножницы в раскрытом виде, передавать ножницы в закрытом виде кольцами вперед. -Теперь возьмите шерстяные нитки и разрежьте их на восемь небольших частей одинакового размера. (Лучше второй вариант - намотка на пальцы). Посмотрите в учебнике, как правильно их соединить.
2.Наклееваем деталей на капсулу.
Возьмите двусторонний скотч, отрежьте нужное количество, чтобы мы могли приклеить волосы, наклейте на центр верхней части капсулы, наклеиваете пучок волос домовёнка. Теперь также отрежьте скотч для глазок и носика и приклейте Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя, осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту
Уметь:
правильно рабо тать ручными инструмента ми; выполнять экономную и рациональну ю разметку дета лей по шаблонам или с опорой на чертёж , аккуратно выполнять сборку деталей, реализовыва ть творческий замысел в соответствии с заданными условиями. Регулятивные УУД: учиться проговаривать последователь ность действий на уроке; выполнять практическую работу по п лан у;
усидчивости. на капсулу. Отрежьте скотч для ручек и ножек, теперь приклейте, как показано в учебнике.
3.Вырезаем поролоновую деталь.
Посмотри на емкость киндер – капсулы, нам надо вырезать деталь из поролона так, чтобы она вошла туда идеально.
4.Вклеиваем поролон в капсулу.
Приклейте скотч на дно капсулы, теперь возьмите поролоновую деталь и положите в футляр так, чтобы она приклеилась к скотчу. Закройте части футляра.
VII. Подведение итога урока. Рефлексия.
3 мин. Обобщить полученные школьниками предметные знания и умения. Организовать самооценку учебной деятельности Организует выставку работ детей, их обсуждение; проводит анализ типичных ошибок и способов их устранения; выставляет оценки всем учащимся за выполненную работу согласно критериям; выясняет, что узнали нового на уроке, чему научились, где в дальнейшем можно применить полученные знания и практические умения. Организует самооценку учебной деятельности. Итак, ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось. Все молодцы, работы у всех красочные, привлекательные! Теперь подумайте, где можно использовать ваши поделки? Какие трудности встретились вам в практической работе? Все ли поставленные задачи выполнены? Сейчас я оценю ваши работы, не забываем про критерии оценивания (выводятся на слайд еще раз критерии). Тем у кого выполнены все критерии, я ставлю пять, остальным четыре. Теперь давайте выразим свое мнение об уроке. Сейчас я раздам вам кружки. Если вам понравился урок, вы поднимаете зеленый, если не можете определиться, то желтый, если не понравился, то красный.
Рефлексия.
Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональну ю оценку деятельности класса на у р о к е ; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии о ц е н к и и определять степень успешности выполнения своей работы и рабо ты всех, исходя из имеющихся критериев.
VIII. Уборка рабочих мест
2 мин.

Учитель________

Методист________
Способствовать воспитанию общей культуры труда, умению быстро и организованно убрать рабочее место Организует индивидуальное наведение порядка на рабочих местах, организует дежурных на уборку мусора и сбор раздаточного материала. -Давайте приведем свое рабочее место в порядок. Кто напомнит, как правильно убрать свое рабочее место? - Теперь уберите все ваши инструменты на свои места. Не забудьте убрать всю лишнюю. Мне понравилось с вами работать. Спасибо вам, урок закончен. До свидания. Наводят порядок на рабочем столе Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место


В раздел начальное образование