Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Личностно-ориентированный урок в системе обучения русскому языку"

статья

Автор: Ткаченко Лилия Александровна, учитель начальных классов, МБОУ "Начальная школа-детский сад № 44" г.Белгорода, город Белгород



В раздел начальное образование




Личностно-ориентированный урок в системе обучения русскому языку
На современном этапе развития общества школа ставит перед собой задачу, направленную на всестороннее развитие личности ученика. Наряду с этим, обучение должно обеспечивать интеллектуальное, духовное, творческое развитие учащихся. Современная школа, где осуществляются разнообразные подходы к обучению, ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и развитие, создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно ориентированную модель обучения, которая ставит в центр - личность ребенка. Принцип уважения к личности воспитанника и учета в содержании образования его духовного потенциала реализуется путем приобщения к мировой культуре, которая рассматривается в аспекте социального опыта. Сущностью процесса обучения, воспитания и развития, становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личностный, приобщение учащихся ко всем богатствам человеческой культуры. Согласно концепции личностно-ориентированного подхода в обучении, каждый ученик - индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими ценностями, особенностями, отношением к окружающей действительности, субъектным опытом. В условиях личностно-ориентированного подхода каждый ученик для учителя предстает как уникальное явление. Учитель оказывает помощь каждому ученику в достижении своих учебных целей и развитии личностного смысла обучения, то есть помогает школьникам реализовать свой потенциал. Модель личностно-ориентированного обучения отвечает принципам культуросообразности, природосообразности, индивидуально-личностного подхода, принципам гуманитарного образования, содействующего развитию образного восприятия и творческого мышления, формированию эмоционально-личностного отношения к обучению (Сластёнин, 2001, 228). Принцип личностного подхода требует, чтобы в процессе обучения педагог: 1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности личности, а именно темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; 2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие; 3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; 4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а также оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств; 5) максимально опирался на собственную активность личности; 6) направлял деятельность воспитанников на самовоспитание и самообразование личности, оказывал помощь в выборе целей, методов, форм самовоспитания и самообразования; 7) создавал условия для развития самостоятельности, инициативы, самодеятельности воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность. Основной формой организации учебных занятий на протяжении почти четырёх столетий является урок. Урок - главная составная часть учебного процесса (Гуревич, 2007, 187). Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС НОО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современного образования является формирование совокупности
универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В соответствии с этим, современный урок по ФГОС – это: профессиональная и методическая подготовка учителя; целеполагание и мотивация учения; системно-деятельностный подход; современные средства обучения; выбор оптимальных средств обучения; создание условий для саморазвития. Современный личностно-ориентированный урок, на наш взгляд, есть не только динамическая и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, но и развивающая система, которая связана с окружающей действительностью. Важная особенность личностно-ориентированного урока - опора на психофизические предпосылки, обусловливающие обучающемуся возможность успешного овладения программным материалом (Дьяченко, 2007, 32). Поскольку личностно-ориентированный урок является формой реализации образовательного процесса, то он состоит из известных компонентов традиционного урока: цель, содержание учебного материала, формы организации учебно-познавательной деятельности, методы обучения и результат (Разина, 2004, 125). Рассмотрим подробнее компоненты урока. Цель – запрограммированный результат, который человек должен получить в процессе осуществления той или иной деятельности (Лукьянова, 2006, 11). Цель должна быть диагностической (проверяемой) и операциональной (достигаемой). Цели могут быть представлены двумя видами: цели деятельности учителя и цели деятельности учащихся. Содержание – основа, стержневая линия личностно ориентированного урока, раскрывающая значимость изучаемого материала (Коджаспирова, 2001, 37). Включает не только теоретические сведения, но и задачи, упражнения, вопросы учителя, отражающие последовательность интеллектуальных действий обучающегося. В процессе усвоения материала воспроизводятся основные функции личности: свобода выбора, сознательное рефлексивное отношение к предмету своей деятельности, целеполагание, эстетическая оценка предметной среды и человеческих отношений, экономическая и экологическая оценка, целесообразность решений. Формы организации личностно-ориентированного урока могут быть самыми разнообразными, от традиционных до нестандартных. Важным является использование таких средств, с помощью которых учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой работы (Дьяченко, 2007, 30). Методы обучения – эта система целенаправленных действий учителя, организующих учебно-познавательную деятельность учащихся, ведущую к достижению цели урока (Крылов, 2001, 17). Методы обучения представляют не только раскрытие учебного содержания, но и способствуют проявлению личности учителя и ученика, а также налаживают диалог между ними. Именно они и определяют стиль работы учителя на уроке. Реальный результат личностно-ориентированного урока выражается теми знаниями, умениями и навыками, которые приобрели учащиеся в ходе урока. Таким образом, личностно-ориентированный урок состоится, если:  учителем будут созданы условия, превращающие обучающегося в субъект, заинтересованный в учении и саморазвитии;  учитель будет выступать в роли организатора и помощника в учебно- познавательной деятельности учащихся, а не главным действующим лицом на уроке;  субъектная роль ученика будет включать свободу выбора уровня обучения, его темпа;
 учебный процесс будет организован через диалог или полилог (См.: Львов, 2004, 83). Якиманская И.С отмечает, что «урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации » (Якиманская, 2000, 46). То есть урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта уч ащихся по отношению к излагаемому учителем содержанию. Для этого учитель, работая в полилоге с классом, выделяет различные индивидуальные семантические «коды» и, опираясь на них, отбирает те, которые наиболее отвечают научному содержанию знаний, подлежащих усвоению. На личностно-ориентированном уроке учитель должен принять на себя роль координатора, организатора диалога, полилога, помощника в распределении учащихся по группам с учетом их личностных особенностей (а не только успеваемости) в целях создания максимально благоприятных условий для личностной реализации каждого ребёнка. От учителя требуется специальная подготовка при работе на уроке с субъектным опытом учащегося: не просто изложения своего предмета, а анализа того содержания, которым располагают ученики по теме урока. В этих условиях соответственно меняется и режиссура урока. Учащиеся не просто слушают рассказ учителя, а находятся в тесном сотрудничестве с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники, отбирают с помощью учителя то содержание, которое закреплено научным знанием. Учитель постоянно обращается к классу с вопросами, например: что вы знаете об этом; какие признаки, свойства могли бы выделить (назвать, перечислить и т.п.); где они, по вашему мнению, могут быть использованы; с какими из них вы уже встречались и т.п. В ходе такой беседы нет правильных (неправильных) ответов, есть только разные позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые, учитель начинает «отрабатывать» их с позиции своего предмета, дидактических целей. Педагог должен не принуждать, а убеждать обучающихся принять то содержание, которое он предлагает с позиции научного знания. Ученики не просто усваивают готовые образцы, а осознают, как они получены, почему в их основе лежит то или иное содержание, в какой мере оно соответствует не только научному знанию, но и личностно-значимым смыслам, ценностям (индивидуальному сознанию). Такая работа может проводиться не только в рамках урока, где задан жестко контекст и содержание 6eседы, но их передача организуется как «встреча» различною понимания этого содержания, носителем которого является не только учитель, но сами ученики. Научное содержание рождается как знание, которым владеет оба субъекта обучения, происходит своеобразный обмен знанием, коллективный отбор его содержания. Обучающейся при этом есть «творец» этого знания; участник его порождения (Барамзина, 2006, 40). Именно такой урок называется личностно-ориентированным. В ходе, которого учитель не просто ласков и внимателен к детям, а вместе с ними осуществляет равноправную работу по поиску и отбору научного содержания знания, которое подлежит усвоению. При этих условиях усваиваемое знание становится личностно-значимым. Основные требования к личностно-ориентированному уроку выделены И.С. Якиманской. Цель — создание условий для проявления познавательной активности учащихся. Средства достижения учителем этой пели: использование разнообразных форм и методов организации учебно-познавательной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт обучающихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям, различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться или получить неправильный ответ; использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него формы учебного содержания; оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения; поощрение стремления ученика находить
свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учащихся в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять самостоятельность, инициативу, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика (Якиманская, 2000, 51). Необходимо помнить о том, что вышеперечисленные цели и средства организации личностно-ориентированного урока должны быть конкретизированы учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания. Отметим основные этапы личностно-ориентированного урока: - проверка усвоения предыдущего материала; - презентация нового материала; - практическая работа под руководством учителя; - самостоятельная работа учащихся; - самоконтроль и самооценка результата; - подведение итогов урока; - информация о домашнем задании; - контроль над усвоением знаний учащимися. Из этих этапов урока можно создавать различные комбинации, в зависимости от изучаемого материала. Такой подход позволяет каждому школьнику самореализоваться в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями, выявить склонности и интересы ребенка к определенным предметам. Наиболее значимые принципы личностно-ориентированного урока (Давыденко, 2002, 79): - использование субъектного опыта ребенка; Любое новое знание должно опираться на субъектный опыт школьников, на их склонности, интересы, устремления, индивидуально значимые ценности. Это определяет своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым учеником. В процессе взаимодействия на уроке происходит не только одностороннее воздействие учителя на ученика, но и обратный процесс. Ученик как носитель личностно значимого, субъектного опыта должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) все, что сообщает учитель. - вариативность заданий, предоставление учащемуся свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала; При подборе дидактического материала к личностно-ориентированному уроку от учителя требуется учитывать не только его объективную сложность, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Педагог должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его знаково-условным обозначением, словом, рисунком, предметным изображением. - накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества; - обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения. Е.А. Николаева подчёркивает, что «личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности». Как известно, дети разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет разные особенности. При подготовке и проведении личностно- ориентированного урока учителю надо знать характеристики субъектного опыта учащихся, это поможет ему выбрать рациональные приёмы, средства, формы и методы
работы индивидуально для каждого. Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучить учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам (Игнатова, 2009, 19). Особую актуальность на современном этапе развития лингводидактики приобретают те исследования, которые ориентированы на изучение структурно- функциональных и коммуникативно-когнитивных свойств языка, связанных с личностно ориентированным обучением русскому языку учащихся и применением научных достижений в области лингвистики (антрополингвистическое направление), психологии (мнемоническая теория языковой памяти учащихся), педагогики (утверждением личностно ориентированного подхода к обучению) и методики обучения русскому языку. Тенденция к интеграции научных знаний ( Г.И. Богин, Е.А. Быстрова, Т.К. Донская, Ю.Н. Караулов (Караулов, 2003, 128), Е.В. Сидоров) наметилась и в современных исследованиях, в том числе и методике обучения родному языку, обратившейся к проблеме формирования и развития языковой личности учащихся. Следовательно, переориентировка методических исследований, посвящённых личностно ориентированному обучению русскому языку в целом обусловлена структурой психолого- педагогических и лингвистических исследований, а также целым рядом тенденций внутри собственно методической науки. Как отмечает И.Б. Игнатова, «заданной в личностно-ориентированном обучении является методология деятельности учителя и ученика, направленная на индивидуальную творческую самореализацию в процессе обучения, а также формирование личности ученика. При этом, личностно-ориентированное обучение русскому языку предполагает учёт многоуровневой организации языковой личности учащихся и закономерностей формирования у них знаний, умений и навыков» (Игнатова, 2009, 15). Следовательно, применительно к обучению русскому языку, личностно- ориентированное обучение – это обучение, создающее условия для полноценного проявления, формирования и развития языковой личности учащихся в процессе осмысления и овладения языковой системой родного языка и формирования коммуникативных умений и навыков. С нашей точки зрения, в зоне первичного внимания педагога при личностно- ориентированном обучении младших школьников должна находиться деятельность самого ученика, его «внутреннее образовательное приращение развитие (Хуторской, 2005, 58). Процесс обучения должен представлять собой не простую передачу знаний в готовом виде, а предполагать возможность создания знаний самим учеником, то есть знания в процессе обучения русскому языку должны конструироваться, добываться, генерироваться учащимися в результате собственно учебно-познавательной деятельности, и тем самым, становятся личностно значимыми. Особенности младших школьников, которые следует учитывает при реализации личностно-ориентированного обучения выделяет З.И. Калмыкова,: - обучаемость, то есть наличие интеллектуальных свойств человека, от которых при всех прочих равных условиях зависит успешность обучения; - обученность, содержание которой состоит как из программных, так и внепрограммных знаний, умений и навыков; - учебные умения; - познавательные интересы (на фоне учебной мотивации) (Игнатова 2009, 59). Необходимо отметить, что выделенные З.И. Калмыковой особенности школьников принципиально важно учитывать при личностно-ориентированном обучении младших школьников синтаксическим знаниям, так как оправданными могут быть только те методы и приёмы, которые исходят из учёта возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся. Иными словами, реализация личностно-ориентированного обучения синтаксису в начальной школе понимается нами как построение особого рода педагогического процесса
(со специфическими целями, содержанием, технологиями), который ориентирован на развитие и саморазвитие личности младшего школьника. Базовыми понятиями личностно-ориентированного обучения русскому языку, таким образом, является понятие «личность», «языковая личность». Если в психологии при изучении и описании личности в центре внимания оказываются эмоции, мотивация, темперамент, характер, воля (Р.С. Немов (Немов, 2003 521), А.А. Крылов (Крылов, 2001, 323), то при анализе языковой личности в лингвометодическом аспекте на первый план выступают её интеллектуальные хара ктеристики (Л.И. Божович, Г.И. Богин, Ю.Н. Караулов (Караулов, 2003, 231). Понятие «языковая личность» рассматривается учёными уже довольно давно. Высказывания по данному вопросу можно найти в работах Ф.И. Буслаева, Л. Вайсбурга, В. Вундта, В. Гумбольдта, А.А. Потебни, Г. Штейна. Языковая личность может быть рассмотрена в различных аспектах: с позиции возрастных особенностей языковая личность исследовалась О.В. Крысиной, Т.И. Полюковой; гендерные особенности языковой личности рассматривали А.И. Кому, Р.С. Серебрикова, Т.Л. Хризман; национальный компонент языковой личности исследовали в своих работах Ю.Е. Прохоров, Ю.Н. Караулов, И.А. Стернин; результаты изучения языковой личности в социолингвистическом аспекте представлены в трудах Ю.Н. Караулова (Караулов, 2003, 247), Л.П. Крысина, Л.Т. Рытниковой; с точки зрения коммуникативно-деятельностного аспекта языковая личность изучалась Т.К. Донской, И.Б. Игнатовой (Игнатова,2009, 18), Т.В. Самосенковой, И.Б. Тарасовой, И.И. Халеевой. Обобщим, «к необходимости изучения языковой личности как целостного феномена, как фактора, интегрирующего разрозненные результаты экспериментально исследовательской практики, вводящего их в русло единой лингвистической парадигмы, приходят специалисты разных областей». Таким образом, личностно-ориентированный урок - это создание учителем благоприятной творческой атмосферы, постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Основной замысел личностно- ориентированного урока - раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания. Важной особенностью личностно-ориентированного урока является опора на психофизические и индивидуальные предпосылки, обусловливающие ученику возможность успешного овладения программным материалом. В рамках личностно-ориентированное обучение русскому языку работа на уроке предполагает, что совместная деятельность ученика и учителя должна быть направлена на индивидуальную самореализацию школьника и развитие его языковой личности в ходе освоения языковой системы и правил её функционирования в речи. Учитель при проведении урока русского языка при этом рассматривается нами в роли организатора процесса обучения, где ученик, овладевая новыми знаниями, опирается на собственный потенциал и использует соответствующую технологию обучения. В частности, личностно-ориентированное обучение синтаксической грамотности учащихся представляет собой обучение, обеспечивающее оптимальное соотношение творческих приёмов с нормативными, позволяющее ученикам эффективно усвоить программный материал на личностно значимом уровне, создающее условия для индивидуального образовательного приращения школьника как языковой личности, постоянно развивающейся в процессе осознанного усвоения языковых единиц и правил их функционирования в речи.
Список использованной литературы

1. Гуревич П.С. Психологический словарь / П.С. Гуревич. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 800 с. 2. Давыденко Т.М. Проектирование учебного занятия: учебное пособие / Т.М. Давыденко, Е.В. Тонков; БелГУ. – Белгород: БелГУ, 2002. – 91 с. 3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2004. – 288 с. 4. Дьяченко Н.В. Личностно-ориентированный урок: научно-методические аспекты внедрения в образовательную практику школы / Н.В. Дьяченко // Инновации в образовании. – 2007. – № 2. – С. 30-35. 5. Игнатова И.Б. Личностно-ориентированное обучение англоговорящих студентов предложно-падежным формам с временным значением: Монография / И.Б. Игнатова, Н.В. Ерёменко.- Белгород: БелГУ, 2001.-219 с. 6. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов.-М.:Едиториал УРСС,2003. - 263 с. 7. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова. – М.: Академия, 2001. – 176 с. 8. Крылов А.А. Психология : учебник / А.А. Крылов. – М., 2001. – 584 с. 9. Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока / М.И. Лукьянова // Завуч. –2006. – № 2. – С. 5-12 . 10. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2004. – 463 с. 11. Разина Н.А. Технологические характеристики личностно ориентированного урока / Н.А. Разина // Завуч. – 2004. – № 3. – С. 125-127. 12. Сластёнин В.А. Психология и педагогика: учебное пособие для студ., обуч. по непедагогическим специальностям / В.А. Сластёнин, В.П. Каширин. – М.: Академия, 2001 – 479 с. 13. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированного образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – №2. – С.58-64. 14. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.


В раздел начальное образование