Программа кружка "Маленький исследователь"
методическая разработка
Автор: Шубина Лариса Владимировна, воспитатель, МАДОУ ЦРР, г. Благовещенск Республика Башкортостан
В раздел начальное образование
Программа кружка «Маленький исследователь»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели: Овладение элементарными знаниями о явлениях природы, закрепление теоретических знаний и практических навыков в процессе усвоения различных методов изучения природы. Подготовка школьников к решению проблем взаимодействия человека с природой. Задачи:
-
обеспечить разнообразную практическую деятельность учащихся с целью знакомства с окружающими нас явлениями природы; -научить младших школьников использовать лабораторное оборудование при выполнении практических задач; -знать технику безопасности при пользовании лабораторного оборудования; -сформировать у младших школьников навыки бережного отношения к своему здоровью. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА Актуальность выбора определена следующими факторами: Учебный эксперимент в школьных курсах физики, химии, биологии, окружающего мира в начальной школе – это отражение научного метода исследования, присущего конкретной естественной науке. Постановка опытов и наблюдений имеет большое значениение для ознакомления обучающихся с сущностью экспериментального метода, с его ролью в научных исследованиях, а также в формировании умения самостоятельно приобретать и применять знания, развитии творческих способностей. Новизна данной рабочей программы обусловлена тем, что: В школьной практике эксперимент, экспериментальный метод и экспериментальная деятельность обучающихся реализуется в основном при постановке демонстрационных и лабораторных опытов, в проблемно- 2
поисковом и исследовательском методах обучения. Большое количество наблюдений и демонстраций не обеспечивает формирование умений обучающихся самостоятельно и целостно проводить исследования. Именно лабораторный эксперимент, в котором школьники имеют возможность самостоятельно выполнять лабораторные и практические работы вызывает наибольший интерес обучающихся и наиболее эффективен с педагогической точки зрения. Особое значение для выполнения программы имеет организация учебного процесса на основе сотрудничества и творческого общения учителя и учащихся, а также общение учащихся друг с другом. Это обеспечивает возможность обогащать познавательный опыт младших школьников, систематически включать элементы “поиска” в учебную деятельность. Одновременно поиск, который в совместной деятельности с учителем заканчивается “открытием”, играет решающую роль в развитии познавательной потребности ребенка. Сотрудничество учителя и учащихся способствует более результативному выполнению учебных задач и создает благоприятные условия для поддержания познавательного интереса. Основной формой работы кружка являются учебные занятия, на которых предоставлен познавательный материал в виде занимательных опытов и экспериментов. Учебный материал вводится последовательно, чтобы у ребёнка формировалось представление об окружающих явлениях природы. На занятиях в доступной и популярной форме рассказывается об основных законах физики и химии, а также явлениях из области ботаники, биологии, географии, астрономии. Задания и упражнения предлагают парную, групповую, самостоятельную работу. Различные виды деятельности регулярно сменяют друг друга, что позволяет избежать переутомления у детей. Так дети постепенно приобретают навыки учебной деятельности работы в коллективе. 3
На каждом занятии используются разные методы и формы обучения, т.к. в этом возрасте школьникам еще тяжело длительное время заниматься одним видом работы. Поэтому в течение занятия необходимо использовать несколько методов. Это и рассказ, и беседа, и игра, и решение проблемы, проведение эксперимента, и т.д. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане На изучение курса «Маленькие исследователи» в 3 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 34 ч (34 учебные недели). Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Реализация данной программы позволяет более глубоко изучить отдельные темы по предмету «Окружающий мир». Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благородной страны и мира вокруг. Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, 4
соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного учебного предмета, курса; система оценивания Личностные результаты 1.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 2.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности 3.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 4.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. 5
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 6.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. 7.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 8.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Предметные результаты Обучающийся научится: -характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование); -определять тип справочной и научно-познавательной литературы; -характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере; -показывать на карте водные объекты; -характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе; 6
-характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире; -проводить опыты. Контроль и оценка планируемых результатов. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьни ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значе ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значе ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель но положительно к нему настроены, юный человек действи тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) 7
социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности). Особенности организации учебного процесса Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные 8
для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное проведение детьми учебных экспериментов . Благодаря этому у детей формируют ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп равлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Введение.
Зачем нужно изучать природу. Знакомство с лаборантской комнатой. Техника безопасности в кабинете. Способы познания мира: наблюдение, 9
опыт, измерение, моделирование, определение природных объектов. Измерительные приборы и инструменты, увеличительные приборы, лабораторное оборудование.
Вещества.
Твёрдые тела, жидкости и газы. Из чего все сделано? Три состояния вещества. Индикаторы на кухне.
Вода.
Вода, её состояния. Распространение воды в природе, её значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Вода – растворитель. Что такое температура? Измерение температуры воды. Изучение таяния льда.
Воздух.
Что такое воздух? Воздух вокруг нас. Из чего он состоит? Свойства воздуха. Измерение температуры воздуха. Измерение положительной и отрицательной температуры. Измерение относительной влажности. Что такое атмосферное давление? Измерение атмосферного давления. Значение воздуха для растений, животных, человека. Изобретения человека с использованием свойств воздуха.
Звук.
Что такое звук? Измерение громкости звука. Зависимость громкости звука от расстояния. Как распространяется звук?
Свет
. Зачем нам свет? Измерение уровня освещённости. Явления природы.
Источники информации.
Источники информации об окружающем мире. Разные типы словарей, справочников, путеводителей. Расположение сведений в изданиях справочного характера. 10
Таблица 1
Календарно-тематическое планирование учебного материала
кружка «Маленький исследователь» 3 класс УМК «Планета знаний»
Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапова
№ ур ок а Дата урока Тема урока (тип урока) Характеристика деятельности учащихся Планируемые результаты Фор мы конт роля пл ан фа кт предм етные лично стные метапред метные
Наименование темы, количество часов
1 3. 09
Введение.
Знакомство с
Характеризовать
способы изучения Предметные: -рассказывать: 11
лабораторным оборудование м. окружающего мира.
Различать
этапы исследования (от постановки цели до вывода).
Различать
виды оборудования для изучения окружающего мира,
узнавать
и
называть
предметы оборудования,
объяснять
их назначение.
Оценивать
свои успехи при выполнении практических работ. -о способах исследования окружающего мира. Личностные: -проявлять: -интерес к изучению темы; -интерес к знаниям и способам их приобретения; Метапредметные: -определять способы исследования окружающего мира и обосновывать своё мнение; 2 10 .0 9 Правила безопасности при проведении опытов. 3 17 .0 9 Способы изучения окружающего мира. Зачем нужно изучать природу. 4 21 .0 9 Что такое опыт? 5 1. 10 Почему вода в море солёная? 6 8. 10
Вещества.
Индикаторы на кухне. Твёрдые тела, жидкости и газы. Из чего все сделано?
Различать
природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой природы, твердые тела, жидкости и газы (на иллюстрациях учебника и в окружающей действительности).
Заполнять
таблицу «Твердые тела, жидкости и газы».
Приводить
примеры веществ,
узнавать
вещества по описанию, устно
описывать
знакомые вещества. Предметные: - приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества. Личностные: -проявлять: -интерес к изучению темы; Метапредметные: -различать объекты живой и неживой природы, твердые тела, жидкости и газы -проводить опыты и наблюдения. 7 15 .1 0 Индикаторы на кухне. Три состояния вещества. 8 22 .1 0 Занятие- развлечение: отгадывание кроссвордов, просмотр презентаций, интересные сообщения, … 9 29 .1 0 Надуй шарик с помощью лимона. 10 12 .1 1 Приключения соли. 11 19 .1 1
Вода.
Про воду. Вода, её состояния. Распространен
Высказывать
предположения, почему воду часто называют самым главным Предметные: -рассказывать: о воде, её свойствах и значении, о круговороте воды в природе; 12
ие воды в природе, её значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. веществом на планете.
Различать
состояния воды.
Рассказывать
о распространении воды в природе.
Раскрывать
значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Исследовать
свойства воды в ходе практической работы в группах.
Наблюдать
опыт, моделирующий круговорот воды в природе.
Характеризовать
круговорот воды с опорой на схеме в учебнике. Проводить лабораторные работы,
записывать
выводы в рабочей тетради. -выполнять простейшие опыты по изучению свойств воды, определению температуры воды, -по изучение таяния льда. Личностные: -проявлять: -интерес к изучению темы; -бережное отношение к природным богатствам; Метапредметные: -определять состав и свойства воды, -понимать значение воды для живых организмов и обосновывать своё мнение; -проводить опыты и наблюдения. 12 29 .1 1 Вода и мыло. 13 3. 12 Полезные мыльные пузыри. 14 10 .1 2 Занятие- развлечение: отгадывание кроссвордов, просмотр презентаций, интересные сообщения, … 15 17 .1 2 Температура. Что такое температура? Приборы для измерения температуры. 16 24 .1 2 Лабораторная работа №1. Измерение температуры воды. Л. р. №1. 17 14 .0 1 Изучение таяния льда. Лабораторная работа №2 Л. р. №2 18 21 .0 1 Занятие- развлечение: отгадывание кроссвордов, просмотр презентаций, интересные сообщения, … 19 28 .0 1
Воздух.
Что такое воздух? Воздух вокруг нас. Из чего он состоит?
Анализировать
диаграмму в учебнике, с ее помощью
определять
состав воздуха. Предметные: -рассказывать о строении Солнечной системы; о ветре и причинах его возникновения; -выполнять простейшие 13
Свойства воздуха.
Рассказывать
о способах обнаружения воздуха вокруг себя, д
емонстрировать
их.
Участвовать
в игре-соревновании «Поймаем невидимку».
Раскрывать
значение воздуха для растений, животных, человека.
Изучать
свойства воздуха,
наблюдать
демонстрационные опыты,
записывать
выводы в рабочей тетради.
Обсуждать
рассказ «Невидимое сокровище» из книги «Великан на поляне»,
формулировать
соответствующие правила экологической этики. Проводить лабораторные работы,
записывать
выводы в рабочей тетради. опыты по изучению свойств воздуха, по измерению температуры воздуха, атмосферного давления. Личностные: -проявлять: -интерес к изучению темы; -бережное отношение к природным богатствам; Метапредметные: понимать значение воздуха для живых организмов и обосновывать своё мнение; -проводить опыты и наблюдения. 20 4. 02 Лабораторная работа №3. Измерение температуры воздуха. Л. р. №3 21 11 .0 2 Лабораторная работа №4. Измерение положительно й и отрицательной температуры. Л. р. №4 22 18 .0 2 Лабораторная работа №5. Измерение относительной влажности. Л. р. №5 23 25 .0 2 Лабораторная работа №6. Что такое атмосферное давление? Измерение атмосферного давления. Л. р. №6 24 4. 03 Значение воздуха для растений, животных, человека. Изобретения человека с использование м свойств воздуха. 25 11 .0 3 Занятие- развлечение: отгадывание кроссвордов, просмотр презентаций, интересные сообщения, … 26 18 .0 3
Звук.
Что такое звук? Измерение громкости звука.
Раскрывать
понятие «звук».
Изучать
свойства звука. Проводить лабораторные работы, Предметные: -рассказывать: - о функции органа слуха; -о проведении звука, как свойства воздуха; -проводить лабораторные Л. р. №7 14
Лабораторная работа №7.
записывать
выводы в рабочей тетради. работы по измерению громкости звука, распространению звука. Личностные: -проявлять: -интерес к изучению темы; Метапредметные: -проводить опыты и наблюдения. 27 1. 04 Лабораторная работа №8. Зависимость громкости звука от расстояния. Л. р. №8 28 8. 04 Лабораторная работа №9. Как распространяе тся звук? Л. р. №9 29 15 .0 4 Занятие- развлечение: отгадывание кроссвордов, просмотр презентаций, интересные сообщения, … 30 22 .0 4
Свет
. Зачем нам свет?
Раскрывать
значение понятия «свет». Изучать значение света и освещённости. Проводить лабораторные работы,
записывать
выводы в рабочей тетради. Предметные: -раскрывать понятия «свет», «свойства света», «освещённость»; -рассказывать о функции органа зрения. Личностные: -проявлять: -интерес к изучению темы; Метапредметные: -проводить опыты и наблюдения. 31 29 .0 4 Лабораторная работа №10. Измерение уровня освещённости. Л. р. №10 32 6. 05 Явления природы. 33 13 .0 5
Источники
информации.
Источники информации об окружающем мире.
Определять
тип справочной и научно- познавательной литературы.
Находить
необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе.
Презентовать
полюбившуюся научно- популярную книгу: правильно
называть
автора и название, Предметные: -
о
пределять тип справочной и научно- познавательной литературы. Находить необходимые сведения в словаре, справочнике, энциклопедиях. Личностные: -проявлять: -интерес к изучению темы; Метапредметные: -определять способы исследования окружающего мира и обосновывать своё мнение; -определять источники 34 ,3 5 20 .0 5 27 .0 5 Занятие- развлечение: отгадывание кроссвордов, просмотр презентаций, интересные сообщения, … 15
обобщать
и
раскрывать
содержание, необходимой информации и обосновывать своё мнение; 16
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА «Учебно-методическое обеспечение»: Дополнительная литература 1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 111 с. – ( Стандарты второго поколения). 2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. 3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. 4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. 5.Сикорук Л.Л. Физика для малышей. – М.: Педагогика, 1983. – 168с. 6. Таблица 1. Календарно-тематическое планирование учебного материала по ФГОС «Материально-техническое обеспечение»: Модульная система экспериментов PROLog для школ (минимальный уровень)
В раздел начальное образование

