Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Развитие умения писать большую букву в названиях городов,сел,деревень.

Поурочная разработка

Автор: Горшкова Ирина Вениаминовна, учитель начальных классов, НОШ с.Алексеевка-филиал МОБУ имени Фатиха Карима с.Аитово муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан, с.Алексеевка Бижбулякский район Республики Башкортостан



В раздел начальное образование



Урок по русскому языку во 2 классе « Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сёл, деревень». Учитель Горшкова Ирина Вениаминовна. Цели :
Образовательные
: формировать умение писать с большой буквы названия городов, сёл, деревень.
Развивающие
: развивать орфографическую зоркость, каллиграфию, внимание, мышление.
Воспитывающие
: воспитывать уважение и любовь к родному краю, к Родине.
Здоровьесберегающие
: следить за осанкой и правильной посадкой детей за партами. Задачи:
Предметные:
 Развитие умения писать большую букву в топонимических названиях: городов, сёл, деревень;  Развитие чувства языка, умение улавливать связи между объектами и их названиями;
Метапредметные:
*овладение знаниями о мире, стране, районе и топонимике; *умение вычитать информацию из разных источников и переводить её в словесную информацию; *побудить учащихся к ведению диалога, изложению своего мнения, аргументации своей точки зрения.
Личностные:
 Формирование готовности преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения.
Оборудование:
 Учебник «Русский язык» - 2 класс, Р.Н.Бунеев, БАЛАСС 2011  Презентация к уроку  Задания на листочках
Ход урока
I.Организационный момент ( представиться)
- Повторяйте все за мной: Я на уроке русского языка. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я очень хочу учиться. Я готов к работе. Работаю.
II. Минутка чистописания.
На доске слова: р…ка, оз…ро, стр…на, гор…д -Посмотрите на доску, прочитайте слова и скажите - Чем похожи эти слова? ( Это существительные, отвечающие на вопрос что? Во всех словах есть буква «Р» и пропущена безударная гласная) - какое слово лишнее? ( лишнее слово –
город
, безударную гласную «о» нельзя проверить, нужно запомнить, во всех остальных словах её можно проверить) - Какое слово является общим для всех этих слов? Обоснуйте свой ответ. ( Общим для всех слов является слово «
страна»,
ведь в любой стране есть города, сёла и деревни) Рроса Рраео … - определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца. ( Заглавная и маленькая буква «р» соединяются с орфограммами в данных словах)

III. Словарная работа:

Подбери животным клички и запиши их рядом с названиями:
Кошка Шарик собака Мурка корова Сокол конь Зорька - Назови имена собственные, нарицательные. Как они пишутся?
Вывод: Как пишутся имена собственные?
Физминутка: Раз подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть.
IV. Сообщение темы урока:

« физическая карта России» (слайд)

- Что вы видите на карте? (города, реки, моря)

-Назовите примеры морей, рек, городов опираясь на карту

- Как они написаны?

- Это тоже имена собственные


- Сегодня мы совершим путешествие в мир топонимики ( слово на доске)

наука которая занимается географическими названиями.

- Сегодня только начало этого путешествия: наш путь пройдёт через

страны, сёла, деревни.

- Назовите тему урока. ( Названия стран, городов, сёл, деревень)
- Как называются страна и город, где мы живём?
V. Изучение нового материала.

На доске текст.

Летом наша семья путешествовала по России. Мы побывали в её крупных

городах: Ростове, Курске, Калуге. Погостили у бабушки в деревне Костино.

В ней всего две улицы – Садовая и Заречная. Есть глубокая и чистая река

Воронка. Путешествие – интересный и полезный вид отдыха.

-

Что

написано

на

доске

? (

текст

)

Докажите

.

Какой

это

текст

? (

Повествование

)

-

Прочитайте

в

тексте

названия

страны

.

-

С

какой

буквы

написано

название

страны

?

-

Как

написаны

названия

городов

,

деревни

?

-

Что

ещё

написано

с

большой

буквы

?

-

Сформулируйте

правило

по

ходу

нашего

рассуждения

.

(

название

стран

,

городов

,

деревень

,

улиц

,

рек

пишутся

с

большой

буквы

)

VI.

Работа

в

группах

:

Выписать

названия

в

тетрадь

:

Первый

ряд



страны

Второй

ряд



городов


Третий

ряд



улиц

Что

мы

не

выписали

? (

названия



деревни

,

реки

)

-

Запишите

в

тетрадь

.

VII.

Физкультурная

пауза

Покажите

жестами

,

как

велика

наша

Родина

.



Как

высоки

деревья

в

наших

лесах

.

Как

высоки

наши

горы

Как

широки

наши

поля

.

Как колышется пшеница от ветра.

VIII. Работа с учебником.

Откройте учебник на странице 107, найдите упражнение 154. Прочитайте

про себя задание.

Читают вслух.( Слайд)

Выполняют в тетрадях.

Проверка. ( Владимир, Кострома, Москва, Суздаль, Углич, Ярославль)

IX. Работа у доски. ( Задания на карточках)

Выбери нужную букву.

(М,м)осковская (О,о)бласть

(Г,г)ород (Н,н)орильск

(М,м)альчик (С,с) аша

(П,п)ланета (З,з)емля

(У,у)ченик (И,и)ванов (П,п)ётр
X. Итог урока. * Урок подошел к концу. *Какие имена собственные вы знаете? *Как нужно правильно писать имена собственные?
XI. Рефлексия - Ребята, я прошу Вас поставить отметку себе за урок при помощи сердечек. «5» это красное сердечко «4» это зелёное сердечко «3» это жёлтое сердечко  Спасибо всем за урок. Вы были молодцы. XII. Домашнее задание. Заполнить листочки. До свидания!


В раздел начальное образование