Развитие умения писать большую букву в названиях городов,сел,деревень.
Поурочная разработка
Автор: Горшкова Ирина Вениаминовна, учитель начальных классов, НОШ с.Алексеевка-филиал МОБУ имени Фатиха Карима с.Аитово муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан, с.Алексеевка Бижбулякский район Республики Башкортостан
В раздел начальное образование
Урок по русскому языку во 2 классе « Развитие умения
писать большую букву в названиях городов, сёл, деревень».
Учитель Горшкова Ирина Вениаминовна.
Цели
:
Образовательные
: формировать умение писать с большой буквы названия городов, сёл, деревень.
Развивающие
: развивать орфографическую зоркость, каллиграфию, внимание, мышление.
Воспитывающие
: воспитывать уважение и любовь к родному краю, к Родине.
Здоровьесберегающие
: следить за осанкой и правильной посадкой детей за партами. Задачи:
Предметные:
Развитие умения писать большую букву в топонимических названиях: городов, сёл, деревень; Развитие чувства языка, умение улавливать связи между объектами и их названиями;
Метапредметные:
*овладение знаниями о мире, стране, районе и топонимике; *умение вычитать информацию из разных источников и переводить её в словесную информацию; *побудить учащихся к ведению диалога, изложению своего мнения, аргументации своей точки зрения.
Личностные:
Формирование готовности преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения.
Оборудование:
Учебник «Русский язык» - 2 класс, Р.Н.Бунеев, БАЛАСС 2011 Презентация к уроку Задания на листочках
Ход урока
I.Организационный момент ( представиться)
- Повторяйте все за мной: Я на уроке русского языка. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я очень хочу учиться. Я готов к работе. Работаю.
II. Минутка чистописания.
На доске слова: р…ка, оз…ро, стр…на, гор…д -Посмотрите на доску, прочитайте слова и скажите - Чем похожи эти слова? ( Это существительные, отвечающие на вопрос что? Во всех словах есть буква «Р» и пропущена безударная гласная) - какое слово лишнее? ( лишнее слово –
город
, безударную гласную «о» нельзя проверить, нужно запомнить, во всех остальных словах её можно проверить) - Какое слово является общим для всех этих слов? Обоснуйте свой ответ. ( Общим для всех слов является слово «
страна»,
ведь в любой стране есть города, сёла и деревни) Рроса Рраео … - определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца. ( Заглавная и маленькая буква «р» соединяются с орфограммами в данных словах)
III. Словарная работа:
Подбери животным клички и запиши их рядом с названиями:
Кошка Шарик собака Мурка корова Сокол конь Зорька - Назови имена собственные, нарицательные. Как они пишутся?
Вывод: Как пишутся имена собственные?
Физминутка: Раз подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть.
IV. Сообщение темы урока:
« физическая карта России» (слайд)
- Что вы видите на карте? (города, реки, моря)
-Назовите примеры морей, рек, городов опираясь на карту
- Как они написаны?
- Это тоже имена собственные
- Сегодня мы совершим путешествие в мир топонимики ( слово на доске)
наука которая занимается географическими названиями.
- Сегодня только начало этого путешествия: наш путь пройдёт через
страны, сёла, деревни.
- Назовите тему урока. ( Названия стран, городов, сёл, деревень)
- Как называются страна и город, где мы живём?
V. Изучение нового материала.
На доске текст.
Летом наша семья путешествовала по России. Мы побывали в её крупных
городах: Ростове, Курске, Калуге. Погостили у бабушки в деревне Костино.
В ней всего две улицы – Садовая и Заречная. Есть глубокая и чистая река
Воронка. Путешествие – интересный и полезный вид отдыха.
-
Что
написано
на
доске
? (
текст
)
Докажите
.
Какой
это
текст
? (
Повествование
)
-
Прочитайте
в
тексте
названия
страны
.
-
С
какой
буквы
написано
название
страны
?
-
Как
написаны
названия
городов
,
деревни
?
-
Что
ещё
написано
с
большой
буквы
?
-
Сформулируйте
правило
по
ходу
нашего
рассуждения
.
(
название
стран
,
городов
,
деревень
,
улиц
,
рек
пишутся
с
большой
буквы
)
VI.
Работа
в
группах
:
Выписать
названия
в
тетрадь
:
Первый
ряд
–
страны
Второй
ряд
–
городов
Третий
ряд
–
улиц
Что
мы
не
выписали
? (
названия
деревни
,
реки
)
-
Запишите
в
тетрадь
.
VII.
Физкультурная
пауза
Покажите
жестами
,
как
велика
наша
Родина
.
Как
высоки
деревья
в
наших
лесах
.
Как
высоки
наши
горы
Как
широки
наши
поля
.
Как колышется пшеница от ветра.
VIII. Работа с учебником.
Откройте учебник на странице 107, найдите упражнение 154. Прочитайте
про себя задание.
Читают вслух.( Слайд)
Выполняют в тетрадях.
Проверка. ( Владимир, Кострома, Москва, Суздаль, Углич, Ярославль)
IX. Работа у доски. ( Задания на карточках)
Выбери нужную букву.
(М,м)осковская (О,о)бласть
(Г,г)ород (Н,н)орильск
(М,м)альчик (С,с) аша
(П,п)ланета (З,з)емля
(У,у)ченик (И,и)ванов (П,п)ётр
X. Итог урока. * Урок подошел к концу. *Какие имена собственные вы знаете? *Как нужно правильно писать имена собственные?
XI. Рефлексия - Ребята, я прошу Вас поставить отметку себе за урок при помощи сердечек. «5» это красное сердечко «4» это зелёное сердечко «3» это жёлтое сердечко Спасибо всем за урок. Вы были молодцы. XII. Домашнее задание. Заполнить листочки. До свидания!
Образовательные
: формировать умение писать с большой буквы названия городов, сёл, деревень.
Развивающие
: развивать орфографическую зоркость, каллиграфию, внимание, мышление.
Воспитывающие
: воспитывать уважение и любовь к родному краю, к Родине.
Здоровьесберегающие
: следить за осанкой и правильной посадкой детей за партами. Задачи:
Предметные:
Развитие умения писать большую букву в топонимических названиях: городов, сёл, деревень; Развитие чувства языка, умение улавливать связи между объектами и их названиями;
Метапредметные:
*овладение знаниями о мире, стране, районе и топонимике; *умение вычитать информацию из разных источников и переводить её в словесную информацию; *побудить учащихся к ведению диалога, изложению своего мнения, аргументации своей точки зрения.
Личностные:
Формирование готовности преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения.
Оборудование:
Учебник «Русский язык» - 2 класс, Р.Н.Бунеев, БАЛАСС 2011 Презентация к уроку Задания на листочках
Ход урока
I.Организационный момент ( представиться)
- Повторяйте все за мной: Я на уроке русского языка. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я очень хочу учиться. Я готов к работе. Работаю.
II. Минутка чистописания.
На доске слова: р…ка, оз…ро, стр…на, гор…д -Посмотрите на доску, прочитайте слова и скажите - Чем похожи эти слова? ( Это существительные, отвечающие на вопрос что? Во всех словах есть буква «Р» и пропущена безударная гласная) - какое слово лишнее? ( лишнее слово –
город
, безударную гласную «о» нельзя проверить, нужно запомнить, во всех остальных словах её можно проверить) - Какое слово является общим для всех этих слов? Обоснуйте свой ответ. ( Общим для всех слов является слово «
страна»,
ведь в любой стране есть города, сёла и деревни) Рроса Рраео … - определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца. ( Заглавная и маленькая буква «р» соединяются с орфограммами в данных словах)
III. Словарная работа:
Подбери животным клички и запиши их рядом с названиями:
Кошка Шарик собака Мурка корова Сокол конь Зорька - Назови имена собственные, нарицательные. Как они пишутся?
Вывод: Как пишутся имена собственные?
Физминутка: Раз подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть.
IV. Сообщение темы урока:
« физическая карта России» (слайд)
- Что вы видите на карте? (города, реки, моря)
-Назовите примеры морей, рек, городов опираясь на карту
- Как они написаны?
- Это тоже имена собственные
- Сегодня мы совершим путешествие в мир топонимики ( слово на доске)
наука которая занимается географическими названиями.
- Сегодня только начало этого путешествия: наш путь пройдёт через
страны, сёла, деревни.
- Назовите тему урока. ( Названия стран, городов, сёл, деревень)
- Как называются страна и город, где мы живём?
V. Изучение нового материала.
На доске текст.
Летом наша семья путешествовала по России. Мы побывали в её крупных
городах: Ростове, Курске, Калуге. Погостили у бабушки в деревне Костино.
В ней всего две улицы – Садовая и Заречная. Есть глубокая и чистая река
Воронка. Путешествие – интересный и полезный вид отдыха.
-
Что
написано
на
доске
? (
текст
)
Докажите
.
Какой
это
текст
? (
Повествование
)
-
Прочитайте
в
тексте
названия
страны
.
-
С
какой
буквы
написано
название
страны
?
-
Как
написаны
названия
городов
,
деревни
?
-
Что
ещё
написано
с
большой
буквы
?
-
Сформулируйте
правило
по
ходу
нашего
рассуждения
.
(
название
стран
,
городов
,
деревень
,
улиц
,
рек
пишутся
с
большой
буквы
)
VI.
Работа
в
группах
:
Выписать
названия
в
тетрадь
:
Первый
ряд
–
страны
Второй
ряд
–
городов
Третий
ряд
–
улиц
Что
мы
не
выписали
? (
названия
деревни
,
реки
)
-
Запишите
в
тетрадь
.
VII.
Физкультурная
пауза
Покажите
жестами
,
как
велика
наша
Родина
.
Как
высоки
деревья
в
наших
лесах
.
Как
высоки
наши
горы
Как
широки
наши
поля
.
Как колышется пшеница от ветра.
VIII. Работа с учебником.
Откройте учебник на странице 107, найдите упражнение 154. Прочитайте
про себя задание.
Читают вслух.( Слайд)
Выполняют в тетрадях.
Проверка. ( Владимир, Кострома, Москва, Суздаль, Углич, Ярославль)
IX. Работа у доски. ( Задания на карточках)
Выбери нужную букву.
(М,м)осковская (О,о)бласть
(Г,г)ород (Н,н)орильск
(М,м)альчик (С,с) аша
(П,п)ланета (З,з)емля
(У,у)ченик (И,и)ванов (П,п)ётр
X. Итог урока. * Урок подошел к концу. *Какие имена собственные вы знаете? *Как нужно правильно писать имена собственные?
XI. Рефлексия - Ребята, я прошу Вас поставить отметку себе за урок при помощи сердечек. «5» это красное сердечко «4» это зелёное сердечко «3» это жёлтое сердечко Спасибо всем за урок. Вы были молодцы. XII. Домашнее задание. Заполнить листочки. До свидания!
В раздел начальное образование

