Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Что такое радуга"

Исследовательская работа

Автор: Решетникова Елена Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ "СОШ №38", город Ангарск Иркутская область

Смотреть презентацию



В раздел начальное образование




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 38 »



Исследовательская работа

«Что такое радуга».
Выполнила: обучающаяся 4 «В» класса Каркишкина Эвелина Проверила: учитель начальных классов Решетникова Елена Николаевна
Ангарск

2015 г.


План работы:
1.Введение……………………………………………………………3 2.Цель работы. Задачи. Гипотеза исследования……………………4 3. Теоретическая часть………………………………………………5 3.1 История изучения радуги………………………………………..5 3.2 Как возникает радуга…………………………………………….6 3.3 Бывает ли радуга без дождя……………………………………..6 3.4 Необычные радуги……………………………………………….7 3.5 Вывод……………………………………………………………...8 4. Практическая часть………………………………………………...9 5.Заключение…………………………………………………………10 6.Литература…………………………………………………………11

1.Введение
Смотри, как схожи Душевный мир и радуги убранство. Та радуга и жизнь – одно и то же! И.Гёте

Однажды в летний день я и мои родители были на прогулке. На небе светило солнце, но неожиданно набежали небольшие тучки, закапал дождик. Но вот дождь стихает. Из-за туч выбралось солнце, на листьях заискрились водяные капли, а на небосводе появилась радуга. Мне стало очень интересно, отчего же появляется такая красивая, да ещё цветная картина в воздухе? Кто её нарисовал и так чудесно раскрасил? В этот день мы сделали несколько фотографий этого необычного явления природы. «Радуга - одно из самых красивых явлений природы, и люди уже давно задумывались над её появлением», - сказала мама. « Когда-то люди радугу считали Божьим знамением. Ведь она появляется из ничего, и также таинственно исчезает», - сказал папа. « А если ты хочешь узнать об этом больше, то ответы на все вопросы можешь найти в познавательной литературе», - сказали родители.
2.Цель. Задачи. Гипотеза.

Цель
работы: выяснить причину появления радуги.
Задачи:
 Узнать, кто раскрасил радугу.  Определить какая существует связь между дождём, солнцем и появлением радуги  Поставить опыт получения радуги в домашних условиях.
Гипотеза:
радугу можно получить в лабораторных условиях, возможно ли получить ее в домашних условиях? Если возможно, то, каким способом.
Объектом исследования
является природное явление радуга.
Предмет исследования
– понятие «радуга» как природное явление.
Методы
, которые использовались в работе: - изучение литературы;
-наблюдение; -эксперимент.
Работа над проектом
I этап - организационный: определение задач, планирование деятельности. Роль учителя – направляющая. II этап – поисковый и исследовательский (сбор информации о радуге, проведение опытов, подготовка представлений своих исследований). Роль учителя – наблюдательная. III этап – правильное оформление полученной информации. Роль учителя – обучающая. IV этап – презентация проекта и его продукта. Роль учителя – сотрудничество . В результате проведения этого проекта будут решены следующие задачи:
Коммуникативные.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения проблемы, умение презентовать свой проект.
Регулятивные. По
становка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей, предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осуществление контроля деятельности, внесение коррективы в планирование и способы действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий.
Познавательные.
Формулирование познавательной цели, осуществление поиска и выделение необходимой информации, проведение исследований (наблюдения и опыты), создание, представление и передача сообщений с использованием устройств ИКТ.
Личностные.
Осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат, умение ориентироваться на моральные нормы и их выполнение, адекватно реагировать на трудности, способность к волевому усилию.
3.Теоретическая часть
Возникает вопрос: почему люди назвали дугу
Ра-дуга?
Ра – бог Солнца. Слово « радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая радуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор её так и зовут – радуга. Человечество связало радугу с множеством поверий и легенд. В древнегреческой мифологии, например, радуга – это дорога, по которой ходила посланница между миром богов и миром людей Ирида.
У древних славян считалось, что радуга пьет из озер, рек и морей воду, которая затем проливается на землю дождем. А в Библии радуга появляется после всемирного потопа, как символ союза Бога и человечества. Радуга вдохновляла, и будет вдохновлять многих поэтов, художников и фотографов на создание ярчайших произведений искусства. Она также фигурирует во многих народных приметах, связанных с предсказанием погоды. Например, высокая и крутая радуга предвещает хорошую погоду, а низкая и пологая радуга предвещает – плохую.
3.1История изучения радуги
Это красивое явление стали изучать уже в глубокой древности. Аристотель, древнегреческий философ, пытался объяснить причину радуги. Первым понял причину радуги немецкий монах Теодорик, в 1304 г. Воссоздавший ее на сферической колбе с водой. Однако открытие Теодорика было забыто .

В 1611 г. архиепископ Антонио Доминис попытался объяснить радугу как естественное явление природы. Его объяснение радуги противоречило библейскому, поэтому он был отлучен от церкви и приговорен к смертной казни. Антонио Доминис умер в тюрьме, не дождавшись, казни. Его тело и рукописи были сожжены. Научное объяснение радуги дал в 1635 году Рене Декарт. В 1666 году Исаак Ньютон доказал, что обычный белый цвет – это смесь лучей разного цвета. «Я затемнил мою комнату, - писал он, - и сделал очень маленькое отверстие в ставне для пропуска солнечного света». На пути солнечного луча ученый поставил особое трехгранное стеклышко - призму. На противоположной стене он увидел разноцветную полоску – спектр. Ньютон объяснил это тем, что призма разложила белый цвет на составляющие его цвета. Ньютон первый разгадал, что солнечный луч многоцветный .
3.2 Как возникает радуга?
Откуда берется удивительный красочный свет, исходящий от дуг радуги? Ничего странного здесь нет. Радуга – это просто, это солнечные лучи, преломляющиеся в каплях дождя. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька выполняет роль крохотной призмы, а поскольку их очень много, то и радуга получается в полнеба. Вот кто, оказывается, строит разноцветные ворота в небе быстро и красиво! Луч солнца и дождевые капли. Наружный край дуги обычно красный, а внутренний – фиолетовый. В солнечном спектре различают семь цветов. Чтобы лучше запомнить их последовательность люди придумали такую фразу: «
К
аждый – красный
О
хотник - оранжевый
Ж
елает - жёлтый

З
нать - зелёный
Г
де - голубой
С
идит - синий
Ф
азан - фиолетовый». По первым буквам слов и вспоминают цвета. Вид радуги, яркость цветов, ширина полос зависят от размеров и количества капель в воздухе. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной. Конечно, не только о хорошей погоде думали люди, любуясь радугой. С радугой издавна связывались представления о благополучии, о счастье. Существовало поверье, будто в том месте, где радуга как бы уходит одним из своих концов в землю, можно откопать горшок с золотом. А чтобы до окончания жизни быть счастливым и удачным во всех делах, достаточно хотя бы раз пройти под радугой босиком. Жаль вот только, что никому ещё не удавалось пройти под радугой, никто не смог подойти к её основанию.
3.2 А бывает ли радуга без дождя?
Оказывается, такое чудо тоже бывает. Зимой в воздухе «плавают» кристаллики льда. Они тоже могут разделить белый цвет на семь цветов радуги, поэтому радугу можно наблюдать даже зимой. Радуги можно увидеть около водопадов, фонтанов, на фоне завесы капель, разбрызгиваемых поливальной машиной или полевой поливальной установкой. Можно самому создать завесу капель из ручного пульверизатора и, встав спиною к Солнцу, увидеть радугу, созданную собственными руками.
3.3 Необычные радуги
Чаще всего наблюдается простая радуга-дуга, но известен широкий спектр различных оптических феноменов, связанных с возникновением радуги, например огненные радуги, возникающие на перистых облаках, или туманная радуга. При определённых обстоятельствах можно увидеть двойную радугу, с самолёта — перевёрнутую или даже кольцевую, а в определённых местностях (в основном в США) — лунную радугу . Вторичная радуга Радуга в водяной пыли от водопада
«Нормальная» и отражённая радуги над озером, на закате


Вывод:
радуга появляется в солнечную погоду во время дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли.
Радуга повисла разноцветным коромыслом, Опустив один конец в зелёный океан… М.Рысаков. Радуга. Мчится в небе колесница Под дождём и Солнцем, Колесница в небе мчится Весело и звонко. Управляет колесницей Радуга – кудесница, Разноцветная Ирида – Смелая наездница. Семь послушных лошадей Впряжены возницей, Легкокрылых, удалых – Семёрка быстро мчится.
4. Практическая часть
Чтобы убедиться в том, что белый цвет состоит из семи цветов и радугу можно получить искусственным путём, я провела несколько опытов :
Опыт 1.
Оборудование: зеркальце, стеклянную призму. Описание: учительница зеркальцем поймала «солнечного зайчика» и направила на стеклянную призму, которую я держала в руке. На потолке появилась радуга.

Опыт 2.
Оборудование: баночка с мыльной водой, приспособление для выдувания пузырей. Описание: берем приспособление, окунаем в баночку с мыльной пеной и выдуваем пузыри. На летящих в воздухе пузырях можно увидеть радугу.
Опыт 3.
Оборудование: зеркало, миска с водой. Описание: я положила зеркало в неглубокую миску с водой. Поставила миску так, чтобы луч света от солнца отражался от зеркала на стену или потолок. На потолке я увидела радугу. Эксперимент удался.
Опыт 4.
Оборудование: компьютерный диск, источник света - солнце . Описание: В солнечный день направляем компьютерный диск под углом 25°. Если диск «поймает» луч света, то в результате преломления луча на стене или на потолке возникнет радуга.
Опыт 5.
Мы решили полить растения в саду в яркий солнечный день. Мы стали спиной к солнцу. Каково было наше удивление, когда в брызгах воды мы тоже увидели радугу .
Результаты.
По полученным результатам, я пришла к выводам, что: 1.Причиной возникновения радуги является преломление и «распад» солнечного света в каплях воды и отражение этого света на небе. 2.Получение и наблюдение радуги в домашних условиях возможно.
5.Заключение
Осуществление данного проекта позволило мне развить свои навыки работы с дополнительной литературой, умение проводить эксперименты, проводить анализ полученных результатов, обосновывать итоги исследований. Во время работы над проектом я узнала о природном явлении радуге: как появляется радуга и почему она разноцветная, определила, какая существует связь между дождем, солнцем. Солнечный свет преломляется в капельках воды и «распадается» на несколько цветов. Эти цвета называют спектром. А капли – это маленькие призмы, которые отражают эти разноцветные лучи на небе. Так я узнала, как появляется радуга и почему она цветная Изучив литературу, я узнала, что радуга может быть одной дугой, а может быть двойная. Существует ночная радуга (лунная) и зимняя, но она бывает
очень редко и не такая красочная, как летняя. В меньших масштабах ее можно увидеть на каплях воды у водопадов, фонтанов и в морском прибое. При этом в качестве источника света могут служить не только Солнце и Луна, но и прожектор. Интересно расположение цветов в радуге. Оно всегда постоянно. Красный цвет главной радуги расположен на ее верхнем крае, фиолетовый – на нижнем. Между этими крайними цветами следуют друг за другом остальные цвета в такой же последовательности, как в солнечном спектре. В принципе в радуге никогда не бывают представлены все цвета спектра. Чаще всего в ней отсутствуют или слабо выражены синий, темно-синий и насыщенный чисто красный цвета. С увеличением размеров капель дождя происходит сужение цветных полос радуги, сами же цвета становятся более насыщенными. Из истории изучения радуги я выяснила, что многие пытались объяснить природу этого явления, но полно это явление раскрыл Исаак Ньютон более 300 лет тому назад. Опытным путём я доказала, что эффект радуги можно получить в домашних условиях и в любое время года любоваться этим красивейшим природным явлением, которое всё ещё хранит много загадок. Получение радуги экспериментальным методом (искусственная радуга) позволяет провести исследование этой радуги. Полученные результаты при исследовании могут быть интересны для школьников. Практическая ценность работы состоит в том, что полученные материалы могут быть использованы при проведении уроков и занятий по ознакомлению с окружающим миром Цель - узнать о природе атмосферного оптического явления – радуга, была мною достигнута, выдвинутые мною гипотезы подтвердились.




Литература:
1.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е издание, дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2008. 2.Травина И.В. 365 рассказов о планете Земля/Науч.-поп.издание для детей. – М.:ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2007. 3.Энциклопедия для любознательных «Где, что и когда?» ЗАО Компания «Махаон» - М.: 2007 4.Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. – М.:Педагогика – Пресс, 1993. 5. Интернет- ресурсы




В раздел начальное образование