Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Формирование читательской активности младшего школьника

обобщение опыта

Автор: Демьяненко Елена Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ Гимназия №1 им. Н.Т. Антошкина, город Кумертау, Республика Башкортостан



В раздел начальное образование



Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №1 имени Героя Советского Союза Н. Т. Антошкина городского округа город Кумертау республики Башкортостан 2014 - 2015 г 1

Демьяненко Е.С. (учитель начальных классов МБОУ Гимназии №1

городского округа город Кумертау РБ)
Привить интерес к книге, сформировать самостоятельность и читательскую активность у ребёнка младшего школьного возраста в рамках ФГОС, задача современного учителя начальных классов. Книга играет важную роль в развитии младшего школьника. Читая, он пополняет свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает память и внимание. Чтение закладывает основы такого важного качества, как любознательность. Книга помогает овладению грамотной речью. 2
СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка _________________________________________4 Основные понятия __________________________________________5 1.1. Книжный мир ребенка младшего школьника _____________________ 6 1.2. Величайшая радость: читать…_________________________________ 7 1.3. Из опыта работы ____________________________________________ 9 Выводы ___________________________________________________11 Практическая часть ____________________________________________13 2.2. Рекомендации для родителей _________________________________13 2.3. Анкеты __________________________________________________ 14 2.4. Упражнения ______________________________________________ 15 2.5. Сценарий кукольного спектакля «Почему медведь злится на муравьев»________________________________ 16 Список литературы_________________________________________ 18 3
Пояснительная записка Ни для кого, ни секрет, что сегодня все большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается рассказами из букваря и хрестоматий, комиксами, журналами, а впоследствии - вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном изображении. Много отвлекающих моментов – Интернет, телевизор, явления, которые поглощают внимание ребенка. Становится модным найти необходимое произведение на сайте Интернет или читать его в своей электронной книге. Таковы факты, а факты, как известно, упрямая вещь, и книга напрямую действует на детей в исключительно редких случаях. Так что же делать, чтобы изменить отношение ребенка к книге. Надо бороться? Или заставлять? Или уговаривать? Или опустить руки и смириться с тем, что телевизор и компьютер заменили книгу многим детям, вступившим в жизнь в третьем тысячелетии? Учитель часто повторяет родителям, что чтение – залог успешного обучения в школе. И слышит в ответ от родителей, что ребёнок не хочет читать. Воспитать любовь к книге, приобщить человека к чтению с раннего детства - задача сложная. Самостоятельность и читательская активность школьников – это составляющие понятия «читательская культура» - привычки к систематическому чтению, которая воспитывается у ребенка в семье, в школе, как на уроках, так и посредством занятий внеклассным чтением. Остановимся на последнем: что необходимо знать педагогу, чтобы развитие самостоятельности и читательской активности младших школьников происходило эффективно. 4
Основные понятия Рассмотрим основные понятия, знания которых нам помогут лучше ориентироваться в данной проблеме.
Обучение чтению -
это массовое обучение и самообучение людей любого возраста индивидуальной творческой деятельности, специально нацеленной на развитие у них стремления и способности. Чтение – деятельность речевая, в ней всегда участвуют два индивидуума: говорящий и слушающий. Это нужно знать, так как пренебрежение чревато для учителя неспособностью кого бы то ни было обучать чтению, а для учеников – равнодушием или явным нежеланием обучаться «читать- мыслить, читать-чувствовать, читать- жить».
Знание книг –
это овладение системной группировкой возможного для субъекта круга чтения. Внешнее проявление этого качества – способность читателя воспроизводить по памяти или безошибочно находить и оценивать применительно к себе в непосредственно книжном окружении любую его нужную часть или конкретную книгу.
Читательская самостоятельность –
это личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт пока в книгах не описан.
Нежелание читать -
это объективное следствие обучения младших школьников отдельным читательским умением без одновременной установки на пробуждение и формирование у них читательской самостоятельности.
Читательские интересы –
это устойчивая спонтанная потребность человека в избирательном общении с книгами, с целью осознания себя и осмысления окружающего мира.
Культура речи –
это на всю жизнь хороший художественный вкус и потребность каждый день общаться с книгой.
Культура чтения –
это на всю жизнь умение учиться и ориентироваться в мире знаний. Чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека. Если привычка к чтению не сформирована в детстве, после подросткового периода шансы стать, развитым читателем, невелики… 5
1.1. Книжный мир ребенка младшего школьника Если путь, прорубая отцовским мечом, Ты соленые слезы на ус намотал, Если в жарком бою испытал что почем- Значит, нужные книги, ты в детстве читал. В.Высоцкий. Один неглупый преподаватель так говорил: «Все, что вы прочтете, вы прочтете до 25 лет. Так что читайте больше: Большинство открытий в приобщении к мировой литературе происходит именно в школьные годы, когда хочется, во-первых, все узнать, во-вторых, быть не хуже других тех, что уже знают, а главное все воспринимается неповторимо ярко, потому что впервые. Но даже хорошим педагогам непросто втянуть школьников в процесс чтения- ведь после школы дети идут домой, где, может быть, и книг- то никаких нет. Случается, что и книги дома есть, и родители их читали, а ребенок читать не любит. Тому могут быть различные причины – от педагогической неграмотности до нервных недугов. Но все же, если в семье разговоры ведутся не только о ценах рынка, но и о «высоком», ребенок этим «высоким» заинтересуется. И возьмет с полки книгу, о которой, может быть, упоминали его родители. «Если привычка к чтению не сформирована в детстве, после подросткового периода шансы стать развитым читателем, невелики…» Е.Барутчева. Научившись читать самостоятельно и свободно (как правило - это происходит к годам к восьми), ребенок оказывается перед выбором: читать или не читать? Что же предлагает ему сегодняшний мир? Что может повлиять на его выбор? Во-первых, большое значение имеет то, что читали ребенку родители. И дело даже не в абсолютном литературном качестве прочитанных в домашнем возрасте, а в той плотности информационного потока, который оптимален для ребенка. Во- вторых, это тот ассортимент, который предлагает сегодняшний книжный рынок для детей младшего школьного возраста. На первый взгляд, он широк и пестр и вроде бы способен обслужить любые вкусы и уровни интеллектуального и возрастного развития. Но при более внимательном рассмотрении обнаруживаются некоторые его особенности. Одна из них – обилие энциклопедий – ярких, но совершенство безэмоциональных. Ребенок с удовольствием смотрит яркие картинки, а к процессу чтения это не имеет никакого отношения. В-третьих, в наличии имеется масса полукниг, полужурналов с играми, наклейками, запоминающимися персонажами и сопровождающими все это текстами, литературный уровень которых колеблется от просто плохого до откровенного низкого. 6
У детей, читающих такие издания, развито поверхностное восприятие, произвольное внимание развито слабо и включается только на яркое, динамичное, не требующее глубокого и тщательного осмысления. Общение с книгой, несомненно, имеется, но это общение не со смысловым, а визуальным рядом данной продукции. Кроме всего этого в больших количествах присутствуют произведения Н.Носова, Э. Успенского, С.Маршака и других детских писателей и поэтов. И большая часть детей пробует читать произведения этих авторов. Одним нравится больше, другим – меньше. А потом происходит сбой и уже не каждый сможет перейти на так называемой «большой литературе». Я думаю, это происходит, потому что нет на книжном рынке рассказов, романов, повестей о сегодняшних детях. Детях младшего школьного возраста. Наверное, переход к «большой литературе» а также к развитию у детей самостоятельной и читательской активности должен происходить не через завлекательность сюжета, а через сопереживание, погружение не во внешний, а внутренний мир героев книги. Честность, справедливость, уважение к людям и себе, любовь к знаниям и труду, ответственность, чувство долга перед семьей - все это ненавязчиво входит в сознание ребенка при чтении хороших книг. Говоря о чтении, как о творчестве, необходимо отметить, что все виды чтения интересны и хороши по-своему. Чтобы сориентировать родителей в книжном мире в родительский уголок я помещаю перечень программных произведений и рекомендуемой детской литературы. Постоянно действует рубрика «Новинки детской литературы для детей и родителей. 1.2. Важнейшая радость: читать «Читайте детям не нотации, а книги» Григорий Остер - «А почему сейчас вечер? А кто деревья качает? А из чего солнце сделано?»… Почему да почему, спрашивает ребенок, едва научившись говорить. Ему все интересно, он торопится все узнать. Родителям приходится проявлять максимум находчивости, сообразительности и терпения, чтобы утолить жажду этих «сто 7
тысяч почему». В такой ситуации на помощь родителям и воспитателям детских садов приходит детская познавательная книжка. Еще в 1927 году М. Горький писал: «Толково осветить на вопрос ребенка – большое искусство». Этому, как неоднократно подчеркивал замечательный советский писатель, должна служить специальная литература. Взрослые обычно считают, что назначение детской книги – развлекать ребенка и, конечно учить и воспитывать. А ведь давно замечено, что талантливое художественное произведение дает бесценный материал для понимания неповторимого мира ребенка и может стать источником неожиданных педагогических открытий. Именно поэтому и писателям зачастую удается «перевести» педагогические проблемы на увлекательный, добрый и даже веселый язык рассказов, стихов и сказок. Всё чаще мы слышим: «Читай, читай, надо читать, надо быть культурным, надо исправить двойку, читай – еще полчаса осталось, потом пойдешь гулять!» - это говорят заботливые мамы и бабушки, искренне сокрушающихся, почему ребенок не любит читать. А как полюбишь из-под палки? Это преступление против книги. Таким путем развить у ребенка самостоятельность и читательскую активность невозможно. Психологи выделяют несколько причин, недостаточного интереса детей к чтению: 1.Недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание. 2.Недостаточное умение читать и понимать текст. 3. Недостаточные словарный запас, начитанность и умение выражать мысль. 4.Несформированность настойчивости, целеустремлённости, терпения, аккуратности, организованности. 5.Неумение сравнивать, находить аналогии. 6.Отсутствие в учении опоры на желания и мотивы школьника. 7.Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров. 8.Авторитарная позиция взрослых в побуждении к читательской деятельности. 9.Низкая самооценка школьника. На самом деле надо воспитывать в ребенке любовь к книге, к чтению. Надо не наказывать чтением, а доказывать каждый день, какая это величайшая радость: читать. Читаешь книги, привыкаешь читать – и жизнь становится интереснее. Книга поможет ребёнку вырасти нормальным человеком – со вкусом, с богатой речью, с «врожденной» грамотностью ( это часто бывает у читающих людей), окруженным друзьями, всегда готовыми к общению, например когда Жуковский спросил умирающего Пушкина, не хочет ли он проститься с друзьями. Пушкин взглянул на полки своей библиотеки и сказал: «Прощайте, друзья!» Установлено, что печатная информация усваивается и заполняется гораздо труднее, чем аудио-визуальная. Однако, именно печатная информация лучше структурирована и является основой любого процесса образования. Чтение развивает привычку к сосредоточенному вниманию и интеллектуальному труду. Читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, более адекватно, быстрее находить правильное решение, имеют больший объем памяти и владеют речью. 8
Хорошо, когда в доме хранятся детские книжки – от поколения к поколению. Что-то может устареть, но основной массив детской классики – вот он, на полках. Это могут быть сказки народов мира, произведения А.С. Пушкина, сказки Г-Х. Андерсена, «Приключения Незнайки и его друзей», «Буратино», «Маугли», «Алиса…», стихи Чуковского, Маршака, Барто, Коваля… - нынешний читатель веселится над ними так же, как когда-то его папа, и при этом относится к книжке с почтением – это «еще папина книжка», а вот эта, рассказы Драгунского, «еще мамина». 1.3. Из опыта работы Для педагога главное – открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Важным моментом в развитии самостоятельности и читательской активности младших школьников посредством занятий внеклассным чтением, считаю – знакомство детей с библиотекой. Библиотека – это книжный дом. Первую экскурсию в библиотеку нужно постараться сделать яркой, познавательной, незабываемой. Записать детей можно и на абонемент, и в читательский зал. Здесь можно познакомиться с любой книгой. Литературные утренники в библиотеке расширяют кругозор и стимулируют интерес к книге, чтению. Дети приходят в библиотеку не только ради книг, но и ради интересного, умного общения. Библиотека – это новая ступень читательского развития ребенка: если прежде он знакомился со всеми книгами, которые ему давали, то в библиотеке он увидит сотни книг, а прочтет лишь малую толику, но представление о разнообразии книг возбудит воображение, раздвинет кругозор, вызовет любознательность. Библиотека дает возможность приобщить детей к систематическому чтению. Необходимо постоянно поощрять честолюбие ребенка. Пусть он понимает: хвастать материальным достатком семьи, положением родителей – стыдно, но уважать себя за знания – достойно. Можно вести «Дневник домашнего чтения», где дети отвечают на вопросы, например: - какие книги прочитали за истекший месяц? - какая книга вызвала особый интерес, увлекла, запомнилась? - какую книгу я хотел бы прочесть. 9
Можно вместе с детьми завести картотеку любимых книг, чтобы другие дети, узнав автора и название книги, тоже смогли найти ее на библиотечных полках и прочитать. Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают речь, память, воображение, т.е. удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой природой. Отсюда – радость познания. Организация и проведение литературных вечеров, утренников, посвященных творчеству того или иного поэта, писателя способствует развитию не только читательской самостоятельности и активности, также помогает развитию у детей творческого мышления, артистизма, помогает расширять кругозор, обогащает словарный запас. Младшие школьники с удовольствием участвуют в инсценировках знакомых произведений или отрывков из них. Они хорошо вживаются в образ героев, имитируют их голосом, движениями, передают повадки. Дети очень любят кукольный театр. Лю бят смотреть кукольные спектакли и любят их ставить. Предложите каждой группе по ставить маленький спектакль. Он может быть изложением известной сказки «Ко нек-горбунок», «Аленький цветочек», «По- щучьему веленью». Он может быть создан по мотивам взрослого фильма «Приключения Шерлока Холмса». Дети могут сами сочинять небольшие сценарии для выступлений, учитель может помочь сочинить диалоги, показать приемы анимации, актерского мастерства. А темы могут быть необычные: «Крокодил и воздушный шарик», «Ночь в магазине игрушек» или «Са мый счастливый день старого чайника». Работа с куклами успешно используется во внеклассной работе. Сложно будет с изготовлением кукол, по этому вы подскажите ребятам, что куклами могут быть ложки, стаканы, носовые плат ки, домашние тапочки, карандаши, — в об щем, все, что есть под рукой. Поставьте ширму для кукольников, установите стулья или скамейки (а можно просто коврики) «в зрительном зале По мере написания сценария готовятся первые выступления. Именно они влияют на повышение активности ребят. Завершить работу и выступить хотят все. Появляются и неожиданные импровизации Такие выступления радуют родителей, они с удивлением отмечают те способности своих детей, которые ранее не замечали. ». Пригласите друзей из младшего отряда или класса и начинайте свой фестиваль 10
кукольных театров. Кукольный театр способствует развитию воображения и фантазии у детей, обогащает их речь, мышление. В новых ФГОС большое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у младшего школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Я использую формы работы как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Учащимся 1- 4 классов можно предложить провести исследования по интересующей их теме. «Выращивание Узамбарской фиалки в комнатных условиях», «Герои башкирских народных сказок», «Разработка сценария игровой программы «Страна малышек- коротышек» по творчеству Н.Носова», «Растения-дети солнца», «Большая тайна маленькой пуговицы», «Мозаика», «Ветер – друг или враг». Чтобы провести исследование, нужно перечитать много литературы, касающихся данного вопроса, выяснить интересующие факты, проанализировать и сделать выводы и лишь потом приступать к проведению исследования. Так, работы моих учеников, имеют дипломы победителей на городском конкурсе юных исследователей «Первые шаги», отмечены дипломами на региональном конкурсе «Я-исследователь» и на Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Талант с колыбели», «Талантоха», «Школа открытий». А по сценарию игровой программы по творчеству Н.Носова «Страна малышек- коротышек» проведен праздник среди параллели третьих классов. В своей работе я широко использую литературные викторины. Их организацию необходимо досконально продумать, иначе неизбежны шум, гвалт и, что самое недопустимое, обиды и даже необъективность оценки детских достижений. Особое значение придается подготовительному этапу, который включает чтение книг, организацию книжной выставки, предварительное ознакомление с вопросами и т.д. С художественным вкусом человек не родится, над многим предстоит работать. У детей все впереди. 11
ВЫВОДЫ 1. Для эффективного развития самостоятельности и читательской активности младших школьников необходимо знать основные понятия: обучение чтению, знание книг, читательская самостоятельность, нежелание читать, читательские интересы, культура речи, культура чтения. Важно помнить педагогу, если привычку к чтению не сформировать в детстве, после подросткового периода шансы стать развитым читателем, невелики. 2. Книжный мир ребенка младшего школьника разнообразен, но не всегда отвечает требованиям воспитания у детей самостоятельности и читательской активности. Обилие полукниг, полужурналов с играми, с наклейками не способных дать хороший познавательный материал, а литературный уровень колеблется от простого до низкого. Нет на книжном рынке рассказов, романов о сегодняшних детях, поэтому и переход к «большой литературе» сложен. Ребенок через сопереживание, погружение во внутренний мир героев книги способен стать самостоятельным и активным читателем. 3. Необходимо внушать ребенку с самого раннего возраста: «Важнейшая радость: читать…» Сначала ему читают взрослые, потом читает он сам. Необходимо помнить, что читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. 4. В работе с младшими школьниками можно использовать различные виды занятий внеклассным чтением. В последнее время я веду со своими учащимися исследовательскую работу, благодаря которой развитие самостоятельности и читательской активности проходит эффективно. 12
Практическая часть Рекомендации для родителей: 1.Прививайте детям интерес с раннего детства. 2.Покупайте книги, выбирая яркие по оформлению и интересные по содержанию. 3.Систематически читайте сами. Это сформирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу ежедневно. 4.Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи, даже если произведение вам не понравилось. 5.Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной им книги. 6.Если вы сами о нём ничего не знаете, поинтересуйтесь. Никогда не поздно получить новые знания и впечатления. 7.Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он сам запомнил текст. 8. Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления. 9.Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам. 10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери. 11.Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи. 12.Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями . Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях. 13
Анкета для учащихся 1.Как ты считаешь, может ли человек жить без книги? 2.Нравится ли тебе читать книги? 3.Какие книги ты читаешь с удовольствием? 4.Нравится ли тебе получать книги в подарок? 5.Что в течение последней недели прочёл (или читал ты)? 6.Тебе её подарили или ты взял её в библиотеке? 7.У вас дома много книг? 8.Назови, что в течение последней недели читали твои А) мама, Б) папа? 9. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи? 10. Назови книгу, которую ты считаешь главной книгой своего времени? Анкета для родителей 1.Является ли чтение одним из увлечений вашего ребёнка? 2.Сколько времени он проводит за книгой? 3.Убеждаете ли вы своего ребёнка читать или он делает это без принуждения? 4.Какие книги он предпочитает? 5.Как вы поощряете его читательские стремления? 6.Назовите, что в течение последней недели читали (или прочли ) вы и ваш муж (жена)? 7. Назовите, что в течение последней недели прочёл (или читал ) ваш ребёнок? 14
8.Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи? 9.Советуете ли вы ребёнку книги своего детства и юности? 10. Являетесь ли вы примером для своего ребёнка в чтении книг? Упражнения для развития мыслительных способностей детей: Упражнение 1. «Перечень заглавий к рассказу» Цель: Учить легко выражать мысли одной фразой. Берётся небольшой рассказ или сообщение. К нему надо подобрать как можно большее число заголовков, отражающих его содержание. Заглавия могут быть строгими, логичными или формальными, то есть, по существу верными, но не схватывающими главное, или образными, яркими, эмоциональными. Приветствуются ответы любого типа. Упражнения 2. «Сокращение рассказа» Цель: Задание предназначено для тренировки организованности, чёткости, умения отвлекаться от мелочей. Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ, аналогичный описанному выше. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные моменты и детали следует отбросить. Упражнение 3. «Выражение мысли другими словами» Цель: Формировать умение оперировать словами, точно выражать мысли. Берётся несложная фраза, например, «нынешнее лето будет очень тёплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Упражнение 4. «Исключение лишнего слова» Цель: Учить классифицировать по свойствам Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чём-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые ), желательно искать нестандартные , но в то же время меткие решения. Упражнение 5. «Способы применения предмета» Цель: Развивать способность концентрироваться на предмете, умение открывать в нём неожиданные возможности. Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо перечислить как можно больше различных способов применения: книгу можно 15
использовать как подставку для кинопроектора, ею же прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т.д. Следует ввести запрет на называние безнравственных , варварских способов применения предмета. Чем больше вариантов названо, тем лучше. Игру можно продолжать несколько дней. Упражнения для групповой работы родителей: Ситуация первая: придя с работы, застаёте ребёнка в слезах. Поговорив с ребёнком, понимаете , что он не знает, как писать сочинение: с чего начинать, какова его логика, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребёнок абсолютно уверен в том, что у него это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть в футбол, ведь он ключевая фигура-вратарь. Как помочь ребёнку, не сломав его? Ситуация вторая: накануне ребёнок долго и упорно учил историю. Но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге – лишь «тройка». Ребёнок заявляет, что больше предмет учить он не будет, потому что «бесполезно». Что делать? Ситуация третья: ребёнок в отчаянии от того, что не может решить задачу. При этом на Ваши вопросы о её содержании отвечает с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации должен действовать родитель? Сценарий кукольного спектакля « «Почему медведь злится на муравьев» Башкирская народная сказка Действуют: АВТОР ЛИСА МУРАВЬИ МЕДВЕДЬ АВТОР: Однажды лиса, позавтракав зайчонком, решила отдохнуть. Выбрала себе место около большого дерева, улеглась поудобнее и заснула. Рядом с деревом был большой муравейник. Увидели муравьи лису, подползли со всех сторон и начали кусать ей лапы и нос. Проснулась лиса от боли, испугалась. ЛИСА: Муравьи вы, муравьишки! За что вы меня тощую и слабую кусаете? За что мучаете? Ведь вам от этого никакой пользы нет. МУРАВЬИ: За то мы тебя кусаем, за то мучаем, что ты испортила наш дом и закрыла наши ходы. АВТОР: Лиса испугалась и решила обмануть муравьев. 16
ЛИСА: Я пришла сюда недавно. До меня здесь был медведь косолапый. Это он смял ваш дом и перепутал дорожки. Вот кого вы должны наказать. От этого вам польза будет. Если вы его покусаете, то и сами сильными будете, как медведь. МУРАВЬИ: А где живет этот медведь? ЛИСА: Живет он далеко отсюда и спокойно спит в своей берлоге. АВТОР: Захотелось муравьям быть сильными, и отправились они искать медведя. Все лето искали медведя, но не нашли. А осенью муравьи пробрались к медведю в берлогу. Кусают муравьи медведя и в нос, и в уши. МЕДВЕДЬ: Вышел бы я, посмотрел на своих врагов, да боюсь, что другие звери увидят меня без хвоста. АВТОР: Пришлось медведю до весны лежать и мучиться. А весной вылез он из берлоги и видит: кишит вся земля муравьями, ползают они взад и вперед. Стал медведь давить лапами, но не смог одолеть. Увидел он муравейник. МЕДВЕДЬ: Сейчас я разорю их дом и отомщу. АВТОР: Запустил медведь лапу в муравейник, муравьи напали на его лапу, путаются в шерсти, кусают. Сунул он себе лапу в рот и стал сосать ее. МЕДВЕДЬ: Как вкусно! АВТОР: Увидел медведь по близости второй муравейник, сунул лапу туда и стал слизывать с нее муравьев. Говорят, что с того времени медведь не может успокоиться, и все ищет муравьев. Если увидит он муравейник, то ни за что не пройдет мимо, а разворотит его и поест муравьев. 17
Список литературы 1. Бермус А.Г. Гуманитарная методология разработки образовательных программ // Педагогические технологии.-2004 г. - № 2.-с.84-85. 2. Богословский В.В., Степанова А.А. Общая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов., М.; Просвещение.-2003г. 3. Брунер Дж. Психология познания.-М.,1998г. 4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детства,-М.,2003г. 5. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия/ сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов.-М., 2000г. 6. Волина В.В. Учимся играя.- М.: Новая школа,2002г. 7.Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Актуальные проблемы возрастной психологии – М., 1999г. 8. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения –М., 2006г. 9. Давыдов.В.В. Психологическое развитие в младшем щкольном возрасте // Возрастная и педагогическая психология – М.,2003г. 10. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения: Сб. статит.-Томск,2005г.-144 с. 11. Дик Н.Ф., Дик Т.И. Активизация учебной и внеклассной деятельнсоти. Ростов н/Д.,2000г. 12. Ильичев Л.Ф.Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь. М.,1998г. – с. 649. 13. Крутецкий В.Н. Психология.-М.: Просвещение, 1999г. – с.203. 14. Круглова Л. Что делает человека счастливым ?// Народное образование. - 2006 г.-№8.-с.26-28. 15. Крылова А.А. Психология.-М.,2000г. 16. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека, т.2 Способности,-М.: Новая школа, 2004г. 17. Ковалев а.Г. Психология личности.-М.,2003г. 18
18. Ксензова Г.Ю. Успех рождает успех.// Открытая школа.-2004 г.- №4.- с.52 19. Мерлин З.С. Психология индивидуальности. – М.-1999 г.-с. 36. 21. Мухина В.С. Детская психология.-М.:1995г. 22. Мухина В.С. Возрастная психология.-М.,2000г. 23. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. –М.-2000 г.-с.757. 24. Психология развития/Под ред. Т.Д. Марциновской.-М.,2001г. 25. Российская педагогическая энциклопедия: Вгт.Гл. ре. В.В.Давыдов.-М.:1998г.- 608с. 26. Рубинштейн с.Л. Основы общей психологии,М.,1998г. 27. Рубинштейн С.Л. проблема способностей и вопросы психологической теории,- нач.шк. первое сентября,2001г. №8 28. Соловейчик С. Учение с увлечением М., Детская литература,2002г. 29. Страхова Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса. // Завуч начальной школы.- 2003 г. - № 3.- с.107. 30. Смирнов а.А. Развитие и современное состояние психологической науки.- М.,2001г. 31. Тюников Ю. Сценарный подход в педагогическом взаимодействии.// Педагогическая техника. -2004 г.- № 2.- с.87-88. 32. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М., 1999 г. – с. 171-174. 33. Уильм Крейн. Теория развития. Секрет формирования личности.-М.,2002г. 34. Хрипкова А.Г. Мир детства: младший школьник.-М.: Педагогика,2000г.- 272с.:илл. 35. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.,1999г. с.98. 19


В раздел начальное образование