"Развитие творческой активности младших школьников"
статья
Автор: Морозова Вера Фёдоровна, учитель начальных классов, МБОУ г.Иркутска СОШ №30, г.Иркутск
В раздел начальное образование
« В воспитании нет главного и второстепенного,
как нет главного лепестка среди многих
лепестков, создающих красоту цветка. В
воспитании всё главное – и урок, и развитие
разносторонних интересов детей вне урока, и
взаимоотношения воспитанников в коллективе».
В.Сухомлинский
Развитие творческой активности младших школьников через
создание развивающей среды как единого безопасного образовательного пространства
Василий Александрович Сухомлинский… Романтик в педагогике, человек безгранично любящий детей, преданный делу, которому посвятил всю свою жизнь! С книги «Сердце отдаю детям» началось моё погружение в профессию. Это были студенческие годы в стенах иркутского педагогического института. С тех пор прошло 30 лет, но книга великого Человека и сегодня отвечает на многие вопросы, возникающие в ходе педагогической практики. Как актуально звучат его слова: «Мы живём в такое время, когда без овладения научными знаниями невозможны ни труд, ни элементарная культура человеческих отношений, ни выполнение гражданских обязанностей. Учение не может быть приятной и лёгкой игрой, доставляющей одни наслаждения и удовольствия. И жизненный путь подрастающего гражданина не будет лёгкой прогулкой по укатанной дорожке. Мы должны воспитать высокообразованных, трудолюбивых, настойчивых людей, готовых преодолевать трудности». Но становится всё более очевидно, что школьное образование, традиционно считавшееся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить гарантии того, что уровень полученного учеником образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной творческой реализации в разнообразных сферах деятельности. Это заставляет родителей и нас учителей усиленно искать дополнительные возможности решения проблемы, используя в школьный период развития детей ресурсы дополнительного образования.
Это может быть решено через создание развивающей среды как единого
образовательного пространства, единства учебной и вне учебной деятельности,
основного и дополнительного образования на принципах развивающего обучения.
Таким образом, организационно-педагогическое пространство школы мы стараемся выстроить так, чтобы удавалось сохранить работоспособность и атмосферу творческого поиска в учебном процессе, совмещая его с исследовательской деятельностью учителей и учащихся. Каждый школьник и учитель должен найти себе занятие (исследовательская, театральная деятельность, кружки, самоуправление, участие в подготовке и реализации проектов) в которых они могут реализовать свой творческий потенциал. Девизом в нашей работе стали слова В.А.Сухомлинского
:
«Подлинная школа – это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в
котором воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений».
В нашей школе проблему создания развивающей среды как единого безопасного образовательного пространства мы решаем через: Использование технологий развивающего обучения Л.В.Занкова, Эльконина-Давыдова, «Классическая начальная школа» Включение в школьный компонент учебного плана авторских программ учителей нашей школы «С Сибирячком по родному краю» и «Моя малая родина», спецкурса «Исследовательское обучение младших школьников А.И.Савенкова
Работу над познавательными процессами по программам «РПС» «Умникам и умницам» О.А.Холодовой, «Речь», «Риторика» Работу клубов: «Эврика», «Природа глазами души», «Играй-городок», «Мы – россияне!» (за основу взяты программы Альтшуллера, Лопатиной и Скребцовой, Мищенковой, Чутко) Работу школьного научного общества учащихся «Созвездие», НПК «Как приблизить час открытий», «Мой город» эвристические олимпиады «Эйдос», конкурсы Центра творческих инициатив Snail; конкурс литературного творчества «Иннокентьевские звёздочки»; городские олимпиады «Сибирячок» и «Нерпёнок», международные игры «Русский медвежонок» и «Кенгуру», предметные олимпиады и интеллектуальный марафон, конкурс «Золотое перо»…. Фестивали творчества «Байкальские звёздочки», «Весенняя капель», «Золотой микрофон» Дополнительное образование в клубе «Непоседы»: тестопластика, юный фенолог, аппликация, театр «РИФ», хореографический ансамбль «Ручеёк» Создание развивающей среды в кабинетах (столы для творчества, место для выставок и т.д.) Деятельность детей, их успехи фиксируются в папках «Мои достижения» и ПОРТФОЛИО Очень важно, чтобы ребёнок видел результат своего труда, мог показать грамоты, благодарности, дипломы, лучшие свои исследовательские и творческие работы друзьям и родителям. В.А.Сухомлинский писал, что живительным воздухом для слабенького огонька жажды знаний является только успех ребёнка в учении, только гордое осознание и переживание той мысли, что он делает шаг вперёд, поднимаясь по крутой тропинке познания. «Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться» - эти слова, воспринимаются нашими учителями как руководство к действию. Результатом работы стали дипломы участников конкурсов «Школа года», «Школа века», «Школа успеха». На городском образовательном форуме методическая служба школы стала лучшей, школа стала победителем конкурса в номинации «Лучшее образовательное учреждение города» и получила миллион рублей для улучшения материальной базы школы. А для этого каждый педагог сам должен быть мобильным, творческим, способным к самообразованию и саморазвитию. В нашей школе
создана система,
направленная на повышение квалификации и активизации творческого потенциала учителя. Она реализуется через Работу по проекту «Внедрение форм учебного сотрудничества» Работу по теме «Учебная самостоятельность и инициативность школьников» Участие в школьном эксперименте: «Развитие ключевых компетенций сотрудничества и общения» (за основу взята программа «Все вместе» О.И.Крушельницкой А.Н.Третьяковой); Апробацию тетрадей Е.Н.Дзятковской «Учусь в радость» на уроках окружающего мира Работу проблемных групп: «Метод проектов», «Технология РО», «Групповые формы работы», «Нестандартный урок», «Методика исследовательского обучения», «Правила оценочной безопасности» Создание авторских программ факультативных занятий, программ работы клубов во внеурочное время Семинары «Использование ИКТ на уроках, во внеклассной деятельности» и др. Тренинги психолога (педагогическое общение) Конкурс «Учитель года» Отчёты по темам саморазвития на школьной НПК «Всё начинается с учителя»
Участие в образовательном форуме (разработки уроков, методическая служба школы, МО начальных классов), конкурсах центра «Инициатива» Банк педагогических находок в методическом кабинете учителей начальных классов: разработки уроков, праздников, программ Банк диагностических методик, тестов Творческие вечера, встречи, капустники, коллективные выезды на дачу под девизом: Каждое дело творчески, а иначе зачем? По данной теме учителями в рамках образовательного форума проведён круглый стол «Развитие творческого мышления», заседание педсовета «Творческая роль учителя и ученика в формировании глубоких и прочных знаний у учащихся» Деятельность учителей, их успехи, творческая активность, результативность деятельности фиксируются в папках «Траектория развития учителя»
Создание развивающей среды
как единого образовательного пространства, позволяет решать поставленную перед школой задачу: формирования творческой личности, способной ориентироваться в многообразии окружающего мира. По словам В.А.Сухомлинского «Ученик – это прежде всего живой человек, вступающий в мир познания, творчества, человеческих взаимоотношений». Работа над созданием безопасного образовательного пространства проходит во взаимодействии
с родителями.
Это тема отдельного разговора. В трудах В.А.Сухомлинского много страниц посвящено рассказам о родителях своих учеников. Он считал, что только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье. В нашей школе работе с родителями уделяют много внимания: На собраниях рассматриваются правовые вопросы, даются рекомендации по созданию дома безопасного развивающего пространства для детей. Проводятся Дни открытых дверей с рекламой дополнительного образования, организацией выставок творческих работ учащихся. На конференции родителей обобщается опыт семейного воспитания. Вопросами безопасности детей в школе занимается общешкольный родительский комитет, совет школы, попечительский совет. Родители бывают на всех праздниках, конкурсах и фестивалях. Они участники спортивных соревнований и походов, организаторы экскурсий и развлечений. Хочется верить, что учителя, дети и их родители могут назвать нашу школу
Школой радости.
Развитие творческой активности младших школьников через
создание развивающей среды как единого безопасного образовательного пространства
Василий Александрович Сухомлинский… Романтик в педагогике, человек безгранично любящий детей, преданный делу, которому посвятил всю свою жизнь! С книги «Сердце отдаю детям» началось моё погружение в профессию. Это были студенческие годы в стенах иркутского педагогического института. С тех пор прошло 30 лет, но книга великого Человека и сегодня отвечает на многие вопросы, возникающие в ходе педагогической практики. Как актуально звучат его слова: «Мы живём в такое время, когда без овладения научными знаниями невозможны ни труд, ни элементарная культура человеческих отношений, ни выполнение гражданских обязанностей. Учение не может быть приятной и лёгкой игрой, доставляющей одни наслаждения и удовольствия. И жизненный путь подрастающего гражданина не будет лёгкой прогулкой по укатанной дорожке. Мы должны воспитать высокообразованных, трудолюбивых, настойчивых людей, готовых преодолевать трудности». Но становится всё более очевидно, что школьное образование, традиционно считавшееся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить гарантии того, что уровень полученного учеником образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной творческой реализации в разнообразных сферах деятельности. Это заставляет родителей и нас учителей усиленно искать дополнительные возможности решения проблемы, используя в школьный период развития детей ресурсы дополнительного образования.
Это может быть решено через создание развивающей среды как единого
образовательного пространства, единства учебной и вне учебной деятельности,
основного и дополнительного образования на принципах развивающего обучения.
Таким образом, организационно-педагогическое пространство школы мы стараемся выстроить так, чтобы удавалось сохранить работоспособность и атмосферу творческого поиска в учебном процессе, совмещая его с исследовательской деятельностью учителей и учащихся. Каждый школьник и учитель должен найти себе занятие (исследовательская, театральная деятельность, кружки, самоуправление, участие в подготовке и реализации проектов) в которых они могут реализовать свой творческий потенциал. Девизом в нашей работе стали слова В.А.Сухомлинского
:
«Подлинная школа – это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в
котором воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений».
В нашей школе проблему создания развивающей среды как единого безопасного образовательного пространства мы решаем через: Использование технологий развивающего обучения Л.В.Занкова, Эльконина-Давыдова, «Классическая начальная школа» Включение в школьный компонент учебного плана авторских программ учителей нашей школы «С Сибирячком по родному краю» и «Моя малая родина», спецкурса «Исследовательское обучение младших школьников А.И.Савенкова
Работу над познавательными процессами по программам «РПС» «Умникам и умницам» О.А.Холодовой, «Речь», «Риторика» Работу клубов: «Эврика», «Природа глазами души», «Играй-городок», «Мы – россияне!» (за основу взяты программы Альтшуллера, Лопатиной и Скребцовой, Мищенковой, Чутко) Работу школьного научного общества учащихся «Созвездие», НПК «Как приблизить час открытий», «Мой город» эвристические олимпиады «Эйдос», конкурсы Центра творческих инициатив Snail; конкурс литературного творчества «Иннокентьевские звёздочки»; городские олимпиады «Сибирячок» и «Нерпёнок», международные игры «Русский медвежонок» и «Кенгуру», предметные олимпиады и интеллектуальный марафон, конкурс «Золотое перо»…. Фестивали творчества «Байкальские звёздочки», «Весенняя капель», «Золотой микрофон» Дополнительное образование в клубе «Непоседы»: тестопластика, юный фенолог, аппликация, театр «РИФ», хореографический ансамбль «Ручеёк» Создание развивающей среды в кабинетах (столы для творчества, место для выставок и т.д.) Деятельность детей, их успехи фиксируются в папках «Мои достижения» и ПОРТФОЛИО Очень важно, чтобы ребёнок видел результат своего труда, мог показать грамоты, благодарности, дипломы, лучшие свои исследовательские и творческие работы друзьям и родителям. В.А.Сухомлинский писал, что живительным воздухом для слабенького огонька жажды знаний является только успех ребёнка в учении, только гордое осознание и переживание той мысли, что он делает шаг вперёд, поднимаясь по крутой тропинке познания. «Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться» - эти слова, воспринимаются нашими учителями как руководство к действию. Результатом работы стали дипломы участников конкурсов «Школа года», «Школа века», «Школа успеха». На городском образовательном форуме методическая служба школы стала лучшей, школа стала победителем конкурса в номинации «Лучшее образовательное учреждение города» и получила миллион рублей для улучшения материальной базы школы. А для этого каждый педагог сам должен быть мобильным, творческим, способным к самообразованию и саморазвитию. В нашей школе
создана система,
направленная на повышение квалификации и активизации творческого потенциала учителя. Она реализуется через Работу по проекту «Внедрение форм учебного сотрудничества» Работу по теме «Учебная самостоятельность и инициативность школьников» Участие в школьном эксперименте: «Развитие ключевых компетенций сотрудничества и общения» (за основу взята программа «Все вместе» О.И.Крушельницкой А.Н.Третьяковой); Апробацию тетрадей Е.Н.Дзятковской «Учусь в радость» на уроках окружающего мира Работу проблемных групп: «Метод проектов», «Технология РО», «Групповые формы работы», «Нестандартный урок», «Методика исследовательского обучения», «Правила оценочной безопасности» Создание авторских программ факультативных занятий, программ работы клубов во внеурочное время Семинары «Использование ИКТ на уроках, во внеклассной деятельности» и др. Тренинги психолога (педагогическое общение) Конкурс «Учитель года» Отчёты по темам саморазвития на школьной НПК «Всё начинается с учителя»
Участие в образовательном форуме (разработки уроков, методическая служба школы, МО начальных классов), конкурсах центра «Инициатива» Банк педагогических находок в методическом кабинете учителей начальных классов: разработки уроков, праздников, программ Банк диагностических методик, тестов Творческие вечера, встречи, капустники, коллективные выезды на дачу под девизом: Каждое дело творчески, а иначе зачем? По данной теме учителями в рамках образовательного форума проведён круглый стол «Развитие творческого мышления», заседание педсовета «Творческая роль учителя и ученика в формировании глубоких и прочных знаний у учащихся» Деятельность учителей, их успехи, творческая активность, результативность деятельности фиксируются в папках «Траектория развития учителя»
Создание развивающей среды
как единого образовательного пространства, позволяет решать поставленную перед школой задачу: формирования творческой личности, способной ориентироваться в многообразии окружающего мира. По словам В.А.Сухомлинского «Ученик – это прежде всего живой человек, вступающий в мир познания, творчества, человеческих взаимоотношений». Работа над созданием безопасного образовательного пространства проходит во взаимодействии
с родителями.
Это тема отдельного разговора. В трудах В.А.Сухомлинского много страниц посвящено рассказам о родителях своих учеников. Он считал, что только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье. В нашей школе работе с родителями уделяют много внимания: На собраниях рассматриваются правовые вопросы, даются рекомендации по созданию дома безопасного развивающего пространства для детей. Проводятся Дни открытых дверей с рекламой дополнительного образования, организацией выставок творческих работ учащихся. На конференции родителей обобщается опыт семейного воспитания. Вопросами безопасности детей в школе занимается общешкольный родительский комитет, совет школы, попечительский совет. Родители бывают на всех праздниках, конкурсах и фестивалях. Они участники спортивных соревнований и походов, организаторы экскурсий и развлечений. Хочется верить, что учителя, дети и их родители могут назвать нашу школу
Школой радости.
В раздел начальное образование