Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Числа и цифры. Римские цифры"

урок математики

Автор: Осина Любовь Валерьевна, учитель начальных классов, МБОУ "Начальная школа№17", город Бор,нижегородская область



В раздел начальное образование




Автор: Осина Л.В., МБОУНОШ № 17,г.Бор,Нижегородской обл.
Предмет:
Математика
Класс: 1 класс Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)
Технологическая карта урока «Числа и цифры. Римские цифры»

Тема
Числа и цифры. Римские цифры.
Цели
Систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах. Познакомить детей с историей возникновения цифр, с различными системами нумерации. Познакомить с римскими цифрами, их написанием, действиями с римскими цифрами.
Основные понятия
Число, цифра, арабская и римская система нумерации.
Ресурсы:

- основные

-

дополнительные

- Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 30,31,32.

- карточки с этапами урока

- карточки-сигналы для обратной связи

- карточки с заданиями для фронтальной , групповой и индивидуальной работы.

-карточки-сигналы для определения настроения

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая дифференцированная работа , индивидуальная работа


Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение

которых приведёт к достижению

запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

К - коммуникативные,

П - познавательные,

Л - личностные,

Р – регулятивные.

I.

Мотивация

к

учебной деятельности
(3 мин) Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. . Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности, составляют план урока. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. Помогает в построении этапов урока. * Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. **Посмотрите на доску, подумайте, все ли вам знакомо, есть то ,что вам непонятно, вызывает вопросы?(Да) А есть ли то, что вам понятно и вы можете с этим справиться?(Да, и это есть) Значит, чему будет посвящен наш урок? Что мы будем делать сегодня? Давайте поставим по порядку значки, которые помогут составить нам план урока. (На доске вывешены условные значки- этапы урока, дети выбирают , учитель выстраивает их по порядку: Я повторяю пройденное, Я узнаю новое, Я отдыхаю, Я пользуюсь новыми знаниями: Работаем вместе, Я работаю в группе , Я работаю сам) . План урока составлен, вы готовы активно работать, чтобы пройти все этапы? Тогда начнем! **Уметь узнавать, читать и понимать модели натуральных чисел, математические выражения, неравенства, равенства. *Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им . (
К)
**Уметь оформлять свои мысли в устной форме
(К)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
.
Понимать и объяснять цель задания, данную педагогом
(П).
Корректировать совместно с педагогом составленный план действий
(Р)


II.

Актуализация

знаний.
(5 мин) Цель: Готовность мышления, активизация мыслительных операций для последующих действий. Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем. Воспроизводят ЗУН ,достаточные для решения данных заданий. Работают с индивидуальным набором карточек-сигналов, Строят цепочку логических рассуждений, доказывают правильность своих действий. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует актуализацию умений, активизирует соответствующие мыслительные операции, внимание, память ,логику и т.д. Организует выполнение учебного действия. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности *Первый этап урока: Повторение. **На доске даны задания для устного счета. Для ответа дети пользуются обратной связью-карточками -«сигналами». 1 задание: Подними ту цифру, которая обозначает нужное количество предметов. 2 задание: Дополни выражение, чтобы оно было верным. 3задание: «Магический квадрат» (Найди недостающее число, найди закономерность в расположении чисел и геометрических фигур). Молодцы! Первый этап урока закончен. (Значок с этапом «Повторение» переворачивается, на нем буква
У
). Двигаемся дальше? Уметь обозначать количество предметов соответствующей цифрой. Уметь сравнивать предметы в группах, используя понятия «на больше», «на меньше» Уметь рассматривать связанные с составом числа случаи сложения и вычитания. Уметь представлять любое изученное число в виде набора меньших чисел, Узнавать и называть изученные геометрические фигуры. Уметь выстраивать цепочку логических рассуждений. *Уметь проговаривать последовательность действий на уроке
(Р)
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую
( П)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
(

К)
**Вносить свой вклад в работу коллектива, Быть толерантным в совместной работе.
(Л)
Понимать цель задания. Понимать простейшие алгоритмы, заданные педагогом. Самостоятельно читать информацию, заданную при помощи рисунков и схем.
(П)
Активно участвовать в дидактической игре, участвовать в обсуждении
(К)
Принимать цель задания и выполнять ее
(Р)


III.

Постановка

учебной

задачи.

«Открытие»

новых знаний.
(10 мин) Цели: -организовать постановку цели урока -организовать совместный план действий для преодоления затруднений - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. -определить цель деятельности -формирование теоретической основы, которая служит ориентировкой к деятельности Под руководством учителя дети ставят цель деятельности, обозначают проблему, фиксируют в речи ( почему?), Организует постановку цели. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. *Скажите мне, ребята, а чем вы пользовались, когда решали все эти задания? (Цифрами) А что такое цифры? (Это знаки, с помощью которых мы обозначаем количество предметов). А чем отличается цифра от числа? (Число мы называем, а цифру, которая обозначает это число - записываем) А вы никогда не задумывались, почему мы пользуемся именно такими цифрами, кто их придумал? Все ли люди на Земле пользуются одинаковыми цифровыми знаками? Это и будет темой нашего сегодняшнего урока, то новое, которое вы узнаете. Мы поговорим о цифрах, их истории, узнаем , откуда взялась система цифр, которой мы пользуемся, познакомимся с другими цифровыми знаками. *Уметь оформлять свои мысли в устной форме
(К)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
. (П)
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
(К)
Слушают информацию ,высказывают свое мнение, используя при этом свой жизненный опыт. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует постановку цели урока. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует составление совместного плана действий. Обратимся к истории. В древности, до того как люди научились писать, они обозначали количество предметов зарубками на дереве, завязывали узелки на веревке, но это было долго и неудобно. Поэтому люди изобрели знаки, обозначающие количества предметов, то есть-….ЦИФРЫ. Но живя на огромной планете Земля, люди не могли общаться с другими народами . Каждый народ придумывал свои цифры. Вот вы видите цифры народа Майя, У народов древнего Рима тоже была своя система цифр. Уметь слушать и понимать речь других, активно участвовать в обсуждении.
(К)

Выявляют затруднения, предлагают свой выход. Составляют числа из различных цифр, выбирают наиболее рациональное и простое решение. Исследуют предлагаемые знаки, моделируя из них цифры. Организует определение средств. Помогает при выполнении задания. Помогает при выполнении задания, корректирует и направляет действия в нужном направлении. Значит, цифры у древних народов были разными. Но тогда ответьте, что произошло с течением времени? Учитель показывает современные деньги разных стран, иностранные книги, где везде используются одни и те же цифры - арабские. Почему народы забыли свою систему цифр? (Пользоваться разными цифрами стало неудобно, люди не могли договориться друг с другом, вести торговлю, изучать науки). Какой же вывод из всего этого мы сделаем: Люди пришли к принятию единой системы цифр. А почему выбрали именно арабские цифры? (Наиболее удобны в записи, легче составлять большие числа) А давайте проверим: составьте из арабских цифр – число 24, а теперь составьте это же число с помощью других цифр. Конечно, арабская система оказалась самой легкой и понятной, поэтому ее приняли во всем мире. И мы ее с вами подробно изучаем на математике. А есть еще цифры, которые вы встречали, которые кажутся вам знакомыми? Да. это римская система цифр. Ей тоже пользуются во всем мире ,поэтому мы тоже должны ее очень хорошо знать. Рассмотрим ее поподробнее. (на доске лента римских цифр) Все десять цифр состоят из трех знаков:I . V . X . Рассмотрим, как составлены все десять цифр из этих знаков. Молодцы! Вы многое узнали, до многого додумались, а теперь пришла пора отдохнуть, чтобы перейти к новому этапу урока. (Знак с этапом «Открытие новых Умение моделировать изученные натуральные числа. Умение анализировать ,логически мыслить. Составлять и объяснять свой алгоритм действий
(П)
Принимать активное участие в обсуждении проблемных вопросов
.(К)
Выбирают метод решения задачи и на его основе выдвигают гипотезу
(П)

3 мин. Оценивают выполнение этапов урока. Проговаривают следующий этап урока. Выполняют комплекс упражнений, предлагаемых педагогом. знаний» переворачивается, открывается буква
М)
.
Физкультминутка.

(Проводится двигательная разминка

и зрительная гимнастика ).
Этап «Я отдыхаю» закончен. Табличка с этапом переворачивается, открывается буква
Н.

IV.

Первичное

закрепление

знаний.
(5 мин) Цели: - проверка усвоения основной информации ,необходимой для решения заданий С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Решают фронтально типовые задания из учебника на новый способ действий с проговариванием вслух. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует реализацию данного этапа. Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. 1. - Какой наш следующий этап? Да , мы попробуем использовать свои новые знания. Выполняем задание №5 в учебнике на стр.31. Выполняем задание № 6 на стр.31. Сложно вам было выполнять эти задания? Нет. Почему? Мы пользовались памяткой, помощью товарищей и учителя. Значок с этапом «Я пользуюсь новыми знаниями» переворачивается, появляется буква
И.
Уметь соотносить количество с числом и обозначать его знаком разных систем цифр. Находить для любого числа на числовом отрезке следующее и предыдущее Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
( П)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
(К)
Уметь работать коллективно
( Р)
Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов
(Л)


VI. Этап развития умений.
(7 мин) Цель:
-
Закрепление новых знаний через самостоятельную деятельность. -включение нового в систему знаний. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Выполняют задание в группах по дифференциальному признаку. Проверяют правильность выполнения своей работы, убеждаясь, что новый способ действий освоен. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует групповую работу, оказывает консультации по выполнению заданий. Организует проверку, выявляет места и причины затруднений. - Переходим к следующему этапу. Работаем в группах. Дети получают задания на карточках. Карточки даны по дифференциальному признаку. Карточка №1 Сосчитай количество точек , подставь нужную цифру, проверь, правильно ли подставлены римские цифры. Карточка №2 Решение примеров заданных при помощи римских цифр. Карточка № 3 Сравни ( > < = ). Карточка № 4 Используя состав числа, заполни таблицу римскими цифрами, сравнивая числа. Проверка правильности решения проходит на доске. Учитель задает вопросы : Труднее было выполнять эти задания? Почему? Что вызвало затруднение? Какое задание вам показалось самым сложным? (Пришлось искать сведения в учебнике, принимать самостоятельное решение) Этап закончен. Значок переворачивается, открывается буква
Ц .
Умение соотносить римские и арабские цифры, использовать арифметические действия сложения и вычитания, знаки сравнения, использовать состав числа Уметь проговаривать последовательность действий на уроке
( Р

).
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других ,участвовать в обсуждении ,работая в группе.
(К)
Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
.(Р)
Понимать цель задания и выполнять его
(П)
Выполнять работу в группе, помогая друг другу
(Р)
Воспринимать одноклассников как членов своей команды
(Л)
Не бояться собственных ошибок и быть готовым к их обсуждению, быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.
(Л)


VII.

Этап самостоятельной

работы

.
5 мин Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Выполняют задание самостоятельно при помощи счетных палочек методом конструирования. Дети находят ошибку в решении примера. Выполняют задание на доске, доказывают правильность своего действия. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует проверку на доске Переходим к следующему этапу. Попробуем выполнить следующее задание самостоятельно. Те этапы ,которые мы прошли на уроке должны помочь вам справиться с ним. Для этого нам понадобятся счетные палочки. Работаем по вариантам: На доске образец: 1 вариант: III – II = IV 2 вариант: VI + II = III Вы согласны с решением данных примеров? Нет, решение неверно. Задание: Переложи палочку так, чтобы равенство получилось верным. (Дети конструируют при помощи палочек правильное решение примеров) Желающие показать правильное решение выходят к доске и выполняют его для всех. Итак, этот этап урока тоже завершен, мы со всем справились. Молодцы! Переворачивается значок с этапом « Я сам» , появляется буква
Ы.
Способность применять логическое мышление, уметь соотносить разные системы цифр, владеть сложением и вычитанием в пределах 10. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (
Р)
Уметь выполнять работу по предложенному плану
( Р

).
Использовать полученные знания в новой ситуации самостоятельно
(П)
Оценивать результаты своей работы и работы других
(Р)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
(

Л ).


VIII. Рефлексия учебной

деятельности на уроке
(2мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. С помощью учителя проговаривают следующий этап. Отвечают на вопросы учителя. Выбирают оценку настроения на уроке. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Давайте же подведем итог нашего урока. Что нового мы узнали? Что научились делать, чего не умели раньше? Выберете то настроение, которое было у вас на уроке? (Дети выбирают значки-смайлики из предложенных : улыбка, удивление, грусть, задумчивость и т.д.). Мне тоже было с вами интересно, и я тоже выбираю свое настроение . Учитель переворачивает значок с последним этапом , где стоит
!
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке
( Р

).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
(

Л

).


В раздел начальное образование