Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Обобщение знаний о глаголе

Методические разработки уроков

Автор: Кириенко Оксана Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ НОШ №59, город Томск



В раздел начальное образование



Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Тема: Обобщение знаний о глаголе.

Цель:
Обобщение знаний о глаголе.
Задачи:
1. Обобщить полученные знания о глаголах, совершенствовать умения находить в тексте глаголы по значению и вопросу, определять число глагола; 2. Развивать умение употреблять глагол в речи, мышление, внимание, память, речь; 3. Воспитывать желание изучать русский язык, старательность, аккуратность.
Планируемые результаты:
Личностные умения. Проявлять осознание собственных достижений при освоении учебной темы. Метапредметные умения. ● Познавательные умения: Отличать глаголы от других частей речи и обосновывать своё мнение. Строить предложение с глаголами единственного или множественного числа и обосновывать своё мнение. ● Регулятивные умения. Выполнять учебное задание в соответствии с целью. Выполнять самопроверку и корректировку учебного задания. Выполнять учебное задание с взаимопроверкой. ● Коммуникативные умения. Формулировать высказывание, мнение. Согласовывать позиции и находить общее решение (работа в группах). Предметные умения. Находить в тексте глаголы, определять единственное и множественное число. Писать слова с известными орфограммами.

Этапы урока

Задача –

результат

каждого этапа

Деятельность

учителя

Деятельность учеников

УУД,

формируемые

на каждом

этапе

Деятельность

1 группы

(высокий уровень)

Деятельность

2 группы

(средний

уровень)

Деятельность

3 группы

(низкий уровень)
1.Оргмомент -Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжить изучение и закрепим уже полученные знания интересной темы. Её название вы должны будете сформулировать самостоятельно и для этого вам необходимо быть очень внимательными! Личностные умения. 2.Физминутка для моторики рук. Подготовка мелкой моторики рук к письму. -Разомнём пальчики. Помогает детям, у которых не достаточно хорошо развита моторика рук. Работают самостоятельно с массажными шариками. Работают с учителем и под его контролем. Используются носовые платки и канцелярские резинки. Резинки укрепляют мышцы пальцев, платки развивают мелкую моторику рук. Коммуникатив ные умения. Регулятивные умения. 3. Минутка чистописания. Повторить соединение букв. Напоминает и показывает правильное Пишут две строки. Пишут одну сроку. Для учеников ещё не сформировавшимс Регулятивные умения.
соединение букв для всего класса на меловой доске. Контролирует правильность выполнения задания. Помогает детям, у которых возникают трудности в написании повторяемых элементов. я почерком допустимо письмо с частичной обводкой, или с использованием магнитной доски. 4. Словарная работа . Закрепить написание словарных слов. 1.Записать 5 слов с использованием индивидуальных карточек. Оказывает направляющую помощь по необходимости. Запись слов по картинкам, одно слово пропущено в предложении. На цветке _____ пчела. в_робей п_нал м_лина р_бёнок На цветке жужж_т пчела. Пишут эти же слова с пропусками букв. Слова на карточках. Пишут меньшее количество слов с пропусками букв и комментированием. м_лина р_бёнок На цветке жужж_т пчела. Регулятивные умения.
2. Проверка с использованием интерактивной доски. Слайд №2 Слушает ответы. С помощью ИКТ показывает правильное выполнение задания. Доказывают правильность выполнения заданий. Соотносят свои работы с работой, выполненной на доске. Коммуникатив ные умения. Регулятивные умения. 5.Постановка темы и целей урока. Из записанных слов, выделить лишнее слово по какому-нибудь признаку. Это будет глагол, жужжит. Повторяем все, что узнали о глаголе. Определяем тему урока. Повторяем и подчеркиваем в предложении грамматическую основу. Четко проговаривает задание. Слушает ответы детей и причину, по которой было выделено слово. -Как вы думаете, какая сегодня тема урока? - Что вызнаете о глаголе? ( на этом этапе повторяя роль глагола в предложении, подчеркнуть грамматическую основу) Использовать слайд №3,4 - Что не получилось на прошлом уроке? - Чему будем учиться сегодня? С помощью Отвечают на вопросы учителя. Комментируют свои ответы. Подчеркивают грамматическую основу. Коммуникатив ные умения. Регулятивные умения. Познавательны е умения. Предметные умения.
учеников формулирует тему урока. 6.Звукобуквенный анализ. Продолжаем работу над словом, жужжит. Повторить и проверить фонематические знания . Четко проговаривает задание. Оказывает направляющую помощь. Делают при помощи значков и сокращенных слов. С помощью значков. С помощью значков не выписывая из текста, или с использованием карточек схем. Коммуникатив ные умения. Регулятивные умения. Познавательны е умения. 7. Закрепление и обобщение. Продолжаем работу по теме урока. Проверить умение подбирать глаголы к заданному существительному. Групповая работа. Кто больше подберет глаголов к слову пчела. -Кто такая пчела? -По какому признаку мы выделяем насекомых в отдельную группу? Закрепить знания о глаголах и умение выделять их из речи. -Каких еще насекомых вы знаете? К какой части речи относится слово пчела? (можно повторить сущ.) Объявляет конкурс « Кто больше подберет Большая часть ребят работают в группах. Ученики, которые не могут работать в группе, под руководством учителя из предложенных слов выбирают глаголы. Личностные умения Коммуникатив ные умения. Регулятивные умения. Познавательны е умения. Предметные умения.
глаголов к существительном у пчела» Подведение итогов. Осуществляет помощь учащимся 3 группы. Слушает ответы команд. Совместно с учениками определяет группу победителей. Сообщают результаты выполнения заданий. Отвечают на наводящие вопросы учителя. Определение команды победителей. Проверка правильности выполнения работы учителем. Личностные умения Коммуникатив ные умения. Регулятивные умения. Предметные умения. Работа над текстом. Закрепить умение выделять глаголы из текста. Повторить правило определения числа глаголов. Формулирует задание. -Найти глаголы? Определить число глаголов. Осуществляет помощь учащимся 3 группы. Самостоятельная работа. Списать текст, найти глаголы, определить их число.
Шмель
Посмотрите на шмеля, Он летает еле-еле! Весь нектар с цветков он съел Да и к улью полетел. Ненасытный он обжора! Ну а пчелы – вот умора! – Работа выполняется с направляющей помощью учителя. После того как глаголы будут определены.
Гусеница
У гусениц девиз простой: Лист дожевал, так жуй второй! Им больше делать нечего Жуют с утра до вечера. Личностные умения Коммуникатив ные умения. Регулятивные умения. Познавательны е умения. Предметные умения.
Гонят дружно толстяка, Мнут мохнатые бока. Выписать глаголы и самостоятельн о определить число. Подчеркнуть глаголы. Определить число с помощью учителя. Записать глаголы только единственного числа. Подвижная физминутка ( можно повторить имена существительные одушевленные и неодушевлённые используя мяч), можно не имеющую отношение к теме урока, а можно и с использованием слайда №5. Потом назвать все слова действия из стихотворения физминутки. 8. Обобщение знаний по теме урока. Проверка знаний. Проверка знаний с использованием индивидуальных тестов и проверочных работ.
Выполняют

проверочную

работу.

Проверочная

работа по

теме « Имя

существитель

ное» Дополни.

1.Глагол

обозначает
_____________ ______
2. Глагол

Выполняют тесты.

Тесты по теме « Имя

существительное».

1.Глагол обозначает
а) признак предмета б) действие предмета в) предмет
2. Глагол отвечает на вопросы
Регулятивные умения. Познавательн ые умения. Предметные умения

отвечает на

вопросы
_____________ _______
3.Примеры

глаголов

_____________

________

4. Напиши 3

глагола во

множественно

м числе

_____________

________
а) Какой? Какая? Какое? Какие? Б) Кто? Что? В) Что делает? Что сделает?
3. К глаголам относятся
: а) конфета, слон б) весёлый, домашняя в) скачет, поёт
6. Глаголы единственного числа:
а) чирикает, прыгает б) играли, мечтали в) свистел, учили 9 Итог урока. Выставление оценок. Рефлексия. Предлагает детям подвести результаты полученных знаний на уроке. Слайд №6,7
Продолжи.

Сегодня на уроке:



Я научился …



Было интересно …



Было трудно ...



Могу похвалить себя за то, что …



Больше всего мне понравилось …



Мне показалось важным …



Для меня было открытием то, что …
Личностные умения Коммуникати в ные умения.
10.Домашнее задание. Из стихотворения С. Маршака «Снег уже теперь не тот….» выписать глаголы и определить число. Пожеланию подготовить сообщение о глаголе в форме презентации.
Авторская рефлексивная оценка
Урок прошел в классе, где одновременно обучаются дети с разной подготовкой и ОВЗ. Так как задания были дифференцированы по трем группам, все ученики на уроке с интересом выполняли задания. Ожидаемые результаты были достигнуты.
Русский язык. 2 класс
Тема:
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными Автор Кириенко Оксана Владимировна учитель начальных классов Томск 2013год
Тема:
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

Задачи:

1.

Образовательные

Закренить умения находить слова с ь и правильно их записывать.

Запомнить какую роль выполняет мягкий знак в слове

Развивать умение объяснять орфограмму графически.

2.

Коррекционные

Развивать зрительную память, операции анализа и синтеза

Формировать умение формулировать тему, задания.

3.

Воспитательные

Воспитывать интерес к звучащему слову
Предметные умения УУД 1. Рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласных в позиции на конце слова перед согласным. 2. Развивать фонематический слух. 3. Учить использовать Ь (мягкий знак) в письменной речи. 4. Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение. 5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество. Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. Познавательные: осмысление отсутствия звука у данной буквы. Регулятивные: освоение способов написания и соединения письменных букв, способа безотрывного написания слов. Коммуникативные: умение объяснять свои действия (способ написания). Оборудование: Кукла «Мягкий знак», «ПК для озвучивания мягкого знака, показа презентации, карточки для индивидуальных заданий, массажные шарики для физминутки.
Этапы урока

Ход урока

Ι. Оргмомент

-Мы рады увидеть гостей в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе Вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

- Повернитесь и улыбнитесь гостям, поприветствуйте их. -Здравствуйте! -Добро пожаловать!
ΙΙ. Актуализация

знаний.

Ужасно интересно, все то, что неизвестно.

А то, что неизвестно, нам хочется узнать.

Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание.
- Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, трудолюбивыми и старательными. -Какой урок мы начинаем? -А по счету он? - Установим дату урока. -Прежде чем мы запишем дату в тетрадь, надо пальчики размять.
Физминутка (массажные шарики).
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». - Итак:
Чистописание
Игра: «Лишняя буква». Ё Е Ю Я И Ь -
Какую букву, можно исключить из этого ряда букв? Почему?
Мягкий знак, хитрый знак:
Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. -
Давайте на минутке красивого письма, повторим письмо буквы Ь.

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой

Вот так:

ььь ььь ььь

IΙI. Формулиро-

вание проблемы,

планирование

деятельности.
Как только, дети закончат письмо буквы, раздается стук. В классе появляемся игрушка мягкий знак.
Мягкий знак(аудио запись):
-Здравствуйте взрослые!

-Привет ребята!

-Я мягкий знак, я волшебник, а волшебник, потому….
Учитель прерывает. - Поджди, подожди! А давай, ребята расскажут почему, ты волшебник! Как ребята, согласны? -И так тема нашего урока: « Ь» -Цель: выяснить, почему он волшебный? Заодно проверим знания полученные ранее. Для начала загадки: -Мы изящны и легки, мы - фигурные...(коньки) (слайд ) Ты откуда, ты откуда. прилетел к нам красногрудый? -Облетел я всю Сибирь. -Как зовут меня? (Снегирь) (слайд )
- Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в берлоге снеговой. (медведь) (слайд ) -Чтобы не замерз никто, Не обойтись нам без.. . (пальто) (слайд)
Появляется ряд картинок


-Запишите, эти слова, порядок напомнят картинки.

-А что это за слова? ( Можно проговорить)


Запись слов.

- Какие орфограммы объединяют эти слова?( безударная гласная, ь знак)

-Где в слова встречается ь знак?

-Какую функцию, он выполняет в этих словах?

Давайте, подведем итог, что мы знаем о мягком знаке!

Продолжите высказывание.
Мягкий знак – это …….. (буква), которая не имеет ……..(звука). В слове может быть в ………(середине) и ………( в конце). Ь знак указывает на ………(мягкость предшествующего согласного).
-Так почему мягкий знак волшебны?

(Аудио запись, голос мягкого знака, «Молодцы!»)
-
А я хочу, чтобы волшебником был не только Ь, но и вы. Прочитайте, слова в столбике. Попробуем

превратить слова:
мел – в мелкое место; угол – в топливо; шест – в число. – Что получится? После ответов учеников учитель записывает на доске: мель, уголь, шесть. – Теперь спрячьте
ь
в середину слова: Уголь – ... (угольки), боль – … (больница) окунь - ….(окуньки) Музыкальная физминутка.

ΙV. Развитие

умений –

применение

знания.



Работа в парах. Карточки.

_Вставьте в тексте в словах Ь знак, а где он не нужен оставьте пропуск.
Лось – лесной житель. Лось ест ветки и траву. Ему нужна соль. Ребята стали носить в лес соль. Они кладут её на пень или на камень. Лос__ – лесной жител__. Лос__ ест __ветки и траву. Ему нужна сол__. Ребята стали носит__ в лес__ сол__. Они кладут её на пен__ или на камен__.
-Запишите, второе предложение. Подчеркните грамматическую основу.


-Сделать, звукобуквенный анализ слова лось.

V. Итог урока.

- Так почему же Ь - волшебная буква?
- у нее нет собственного звука, - но может влиять на звук, стоящий перед ней, - не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы. Оценки за работу.
Слово нашему гостю ( аудио запись)
-Ребята, вы такие классные! Не забывайте меня! Пишите грамотно! Пока!


В раздел начальное образование