"Корригирующая гимнастика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Автор: Рогова Анна Николаевна, учитель физической культуры, МОУ ИРМО "Дзержинская НШДС", пос. Дзержинск, Иркутский район, Иркутская область
В раздел начальное образование
Муниципальное образовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Дзержинская начальная школа-детский сад»
Согласовано: зам.директора по УВР _______________/Гусева Е.В./ Утверждаю: Директор _______________________/Лукашева Л.М./ Приказ №_________от ____________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КУРС «КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА»
Направленность программы: спортивно-оздоровительная Организационная форма: спортивный кружок 1-2 классы Срок реализации программы – 1 год Разработчик программы: Рогова А.Н. – учитель физической культуры п. Дзержинск 2014 г.
Пояснительная записка и общая характеристика курса
Рабочая программа курса «Корригирующая гимнастика» составлена в
соответствии с ФОГС НОО, Программой формирования универсальных учебных
действий,
на
основе
Программы
внеурочной
деятельности
спортивно-
оздоровительной деятельности «Корригирующая гимнастика для учащихся 1-4
классов» авт. П.В.Степанов, С.В.Сиязев, Т.Н.Сафронов /М.Просвещение, 2011 г./
В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, имеет место рост количества детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности - в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА). В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально- экономической политики нашего государства. Одним из направлений этой работы являются профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний ОДА, в особенности - профилактика нарушений осанки и плоскостопия. Осанка является интегральной характеристикой состояния организма. Неправильно сформированная осанка является не только косметическим дефектом, но и затрудняет деятельность внутренних органов, что в свою очередь может привести к серьезным заболеваниям. Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений ОДА. Среди мер по профилактике нарушений осанки и плоскостопия, помимо правильного подбора мебели, обуви и одежды, своевременного отдыха, важная роль отводится организации двигательного режима школьника. Немаловажную роль играют и физические упражнения корригирующей направленности для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени. Целесообразны и регулярные занятия корригирующей гимнастикой. Особенно необходимы занятия оздоровительной физической культурой учащимся начальной школы. Ведь начало обучения в школе связано с резкой переменой двигательного режима, выражающейся в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности. Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данных факторов за счет использования корригирующих упражнений, что и нашло отражение в данной программе. Известно, что профилактика нарушений осанки и плоскостопия должна проводиться среди учащихся всех медицинских групп. Однако традиционный программный материал в основном предназначен для занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В этой связи остро стоит вопрос о занятиях с учащимися основной и подготовительной медгрупп. И это еще одна особенность данной программы. Программа предусматривает широкое использование на занятиях со школьниками спортивных упражнений, что будет способствовать повышению эмоциональности занятий и, как следствие, их эффективности. В качестве спортивных упражнений предлагается использовать наиболее доступные упражнения художественной гимнастики: они имеют ярко выраженный оздоровительный эффект, техника их выполнения способствует развитию статической мускулатуры и требует поддержания правильной осанки, которая в данном виде спорта является «рабочей осанкой». Повышению мотивации к занятиям способствует и выполнение занимающимися контрольных испытаний, подготовка и участие в показательных выступлениях (на физкультурных праздниках, праздниках здоровья и т.п.). Кроме того, для повышения эмоциональности занятий, создания яркого эмоционального фона в программе используются психорегулирующие упражнения, приемы самоконтроля и самооценки физического и эмоционального состояния. Освоение 2
приемов самоконтроля влияет и на развитие функции внимания, которая, в свою очередь позволяет эффективнее выполнять саморегуляцию и способствовать повышению работоспособности, снижению энергозатрат организма. К занятиям по программе допускаются дети, по состоянию здоровья отнесённые к основной и подготовительной медицинским группам, что подтверждается соответствующим документом (справкой) из лечебного учреждения, обслуживающего ребёнка. Форма одежды: для мальчиков - футболка или майка однотонная без рисунков (желательно светлых тонов), спортивные шорты (велошорты); для девочек - гимнастический купальник однотонный без украшений или футболка (майка) и шорты (велошорты). Обувь - гимнастические туфли (чешки, балетки), надетые поверх сменных носков. Программа может быть реализована как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов. Рекомендуемая наполняемость групп детей, занимающихся корригирующей гимнастикой - 15 ч.
Ценностные ориентиры содержания программы
Помимо задач физического и психического оздоровления, программа решает и задачи духовно-нравственного воспитания и развития. Известно, что нынешнее подрастающее поколение ослаблено не только физически, оно незрело и с точки зрения нравственности, дезориентировано духовно и, как следствие, дезадаптировано к трудностям реальной действительности. В систему жизненных ориентиров современных школьников, как правило, не входят такие как трудолюбие, целеустремленность, упорство, без которых невозможно движение по тернистому жизненному пути. Данная программа предусматривает привитие детям важных социальных ценностей: любви и уважения ко всему живому – к природе, людям, самому себе. Это, в свою очередь, влияет на чистоту помыслов и поступков, формирование чувства ответственности и сопричастности ко всему происходящему. Таким образом, целями реализации программы внеурочной спортивно- оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика) являются: 1. Помощь в освоении школьникам основных социальных норм. 2. Передача школьникам необходимых знаний о здоровом образе жизни и профилактике отклонений в состоянии здоровья. 3. Воспитание у школьников гуманного отношения к людям, ко всему живому. 4. Воспитание сознательного отношения к занятиям и повышение мотивации к ним, воспитание волевых качеств, настойчивости, дисциплинированности. 5. Формирование навыков правильной осанки и рационального дыхания. 6. Укрепление мышечного корсета и мышечно-связочного аппарата стоп, укрепление дыхательной мускулатуры и диафрагмы. 7. Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.
Место курса в учебном плане.
Курс «Корригирующая гимнастика» входит в план внеурочной деятельности. Реализуется в 1-2 классах. На освоение программы отводится в 1-м классе 99 часов, во 2-м классе - 102 часа. Режим занятий – 2 раза в неделю по 1,5 ч.
Ожидаемые результаты реализации программы
3
Воспитательные результаты внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности школьников (корригирующая гимнастика) распределяются по трем уровням. 1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела и психогигиены, о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к окружающим людям; об ответственности за поступки, слова и мысли, за свое физическое и душевное здоровье; о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения. 2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе и различным ее проявлениям: животным, растениям, деревьям, воде и т.д. 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивно- оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших, опыта самообслуживания, самооздоровления и самосовершенствования, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других.
Содержание программы
Раздел 1.
Вводное занятие Правила техники безопасности. Правила подбора и хранения инвентаря.
Раздел 2.
Теоретические сведения (основы знаний) 2.1. Здоровье человека и влияние на него физических упражнений. Здоровье физическое, психическое, душевное. Здоровый образ жизни и мысли (экология души). Потребность в движении тела как выражение потребности души. 2.2. Влияние питания на здоровье. Режим и рацион питания для растущего организма. Питьевой режим школьника. Психогигиена питания. Формирование ценностного отношения к еде и воде как к связующей нити человека и природы. 2.3. Гигиенические и этические нормы. Гигиенические нормы (гигиенические процедуры до и после занятия, в повседневной жизни; уход за гимнастической формой, за повседневной одеждой, за инвентарем). Этические нормы (нормы поведения на занятиях, до и после них, в повседневной жизни, взаимоотношения с педагогом, с товарищами, помощь начинающим и отстающим, основы бесконфликтного поведения на занятиях и в повседневной жизни). Взаимосвязь гигиенических и этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения к окружающим и окружающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности (уважительное и бесконфликтное поведение как основа безопасности на занятиях).
Раздел 3.
Общая физическая подготовка. 3.1. Упражнения в ходьбе и беге. Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полуприседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра; захлестом 4
голени; боком приставным и скрестным шагом; спиной вперед; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа. 3.2. Упражнения для плечевого пояса и рук. На месте в различных исходных положениях; в движении; с предметами (скакалками, палками, мячами, обручами); с партнером. 3.3. Упражнения для ног. На месте в различных и. п.; у опоры; в движении; с предметами; с партнером. 3.4. Упражнения для туловища. На месте в различных и. п. (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами; с партнером. 3.5. Комплексы общеразвивающих упражнений. На месте в различных исходных положениях; с чередованием исходных положений; у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Формирование эстетического вкуса и проявление творческих способностей школьников посредством самостоятельного составления комплексов ОРУ (под музыкальное сопровождение).
Раздел 4.
Специальная физическая подготовка (54 часа). 4.1. Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж. Упражнения в различных исходных положениях; у стены; у зеркала; с закрытыми глазами; с самоконтролем и взаимоконтролем; с предметами. Потребность и навык красивой походки. Осанка, походка и имидж. 4.2. Укрепление мышечного корсета. Упражнения на месте в различных и. п. (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами (палками, резиновыми бинтами); с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами); с партнером. 4.3. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени. Упражнения у опоры; в движении; с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами). 4.4. Упражнения на равновесие. На месте в различных исходных положениях туловища (вертикальных, наклонных); на носках; с поворотами; в движении; с предметами (палками, скакалками, мячами, обручами); с партнером. Взаимосвязь равновесия физического и психического. 4.5. Упражнения на гибкость. Воспитание гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов, выворотности в плечевых суставах с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: на месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа); у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Психологические факторы гибкости (отсутствие психоэмоционального напряжения). 4.6. Акробатические упражнения). Стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки, стойка на руках у стены, соединение элементов. Психологические факторы освоения акробатических упражнений: отношение к чувству страха как к союзнику.
Раздел 5.
Дыхательные упражнения. Упражнения стоя, сидя, в передвижении; упражнения на согласование движений и дыхания; упражнения с задержкой и усилением дыхания; упражнения на развитие носового дыхания; упражнения на развитие различных типов дыхания (грудной тип, ключичный, брюшной, полное дыхание); комплексы дыхательных упражнений. Формирование ценностного отношения к дыханию: дыхание – акт единения с природой.
Раздел 6.
Упражнения на расслабление. Упражнения в различных исходных положениях (лежа, сидя, стоя), в передвижении; активные и пассивные упражнения; локальные и общие; упражнения с партнером. 5
Раздел 7.
Самоконтроль и психорегуляция. Самоконтроль по: общей двигательной активности и самочувствию, ЧСС, частоте и глубине дыхания, по голосу и речи, по особенностям поведения. Психорегуляция (снятие психоэмоционального напряжения, мобилизация). Способы психорегуляции (двигательные, дыхательные, ментальные, комбинированные, идеомоторные).
Раздел 8.
Самомассаж и взаимомассаж Назначение массажа (снятие утомления, психоэмоционального напряжения, подготовка организма к выполнению предстоящей деятельности); показания и противопоказания к применению; гигиенические требования к проведению массажа; приемы массажа в различных исходных положениях массируемого (лежа, сидя, стоя); массаж различных мышечных групп; активные и пассивные приемы массажа.
Раздел 9.
Контрольные испытания и показательные выступления 9.1. Физкультурный праздник.
I вариант
(мероприятие общешкольного масштаба). Показательные выступления. Групповое или сольное выступление с демонстрацией под музыку комплексов гимнастических упражнений (с предметами и без). Демонстрация отдельных упражнений общефизической подготовки или технических элементов в качестве образца для подражания для незанимающихся.
II вариант
(мероприятие для начальной школы: соревнуются только занимающиеся или занимающиеся с незанимающимися). Соревнования по физической подготовке и простейшим элементам гимнастики (с предметами и без). Можно предложить выступающим следующие тесты физической подготовленности: - гибкость позвоночника: наклон вперед из положения сидя; - гибкость (выворотность) плечевых суставов; - силовая выносливость мышц туловища: в положении лежа на животе удержание туловища, разогнутого под углом 45˚; - сила мышц ног: прыжок в длину с места; - силовая выносливость мышц брюшного пресса: в положении лежа на спине удержание ног, согнутых под углом 45˚ в тазобедренных суставах; - проба на равновесие: стоя на всей стопе одной ноги с закрытыми глазами или на носке одной ноги с открытыми глазами; - комплексное тестирование координации движений, скоростной выносливости, силы мышц ног: прыжки через скакалку до ошибки или отказа испытуемого. 9.2. Праздник здоровья.
I вариант
(мероприятие общешкольного масштаба). Конкурсы по корригирующей гимнастике и здоровому образу жизни, на которых выполняются задания как связанные с физическими упражнениями оздоровительного характера, так и с творческими способностями (рисунки, стихи, рассказы и т.д.), выражающими отношение к занятиям и ЗОЖ. Постановка сценок на тему ЗОЖ. Возможны также семейные конкурсы.
II вариант
(мероприятие для начальной школы). Показательные сольные и групповые выступления с демонстрацией гимнастических комплексов оздоровительной направленности (на осанку, на укрепление мышечного корсета, на укрепление мышечно- связочного аппарата стоп, на развитие вестибулярной устойчивости, на развитие гибкости). 6
Учебно-тематическое планирование
№ п/п Название разделов
Общее
кол-во
часов
Теория
Практи
ка
Общее
кол-во
часов
Теория
Практи
ка
1 класс
2 класс
1
Вводное занятие (правила
техники безопасности)
1 1 - 1 1 - 2
Теоретические
сведения
(основы знаний)
4 4 - 6 6 - 2.1 Здоровье человека и влияние на него физических упражнений 1 1 - 2 2 - 2.2 Влияние питания на здоровье 1 1 - 2 2 - 2.3 Гигиенические и этические нормы 2 2 - 2 2 - 3
Общая
физическая
подготовка
21 - 21 21 - 21 3.1 Упражнения в ходьбе и беге 4 - 4 4 - 4 3.2 Упражнения для плечевого пояса и рук 4 - 4 4 - 4 3.3 Упражнения для ног 4 - 4 4 - 4 3.4 Упражнения для туловища 5 - 5 5 - 5 3.5 Комплексы общеразвивающих упражнений 4 - 4 4 - 4 4
Специальная
физическая
подготовка
54 1 53 54 2 52 4.1 Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж 14 1 13 14 2 12 4.2 Укрепление мышечного корсета 12 - 12 12 - 12 4.3 Укрепление мышечно- связочного аппарата стопы и голени 10 - 10 10 - 10 4.4 Упражнения на равновесие 6 - 6 6 - 6 4.5 Упражнения на гибкость 7 - 7 7 - 7 4.6 Акробатические упражнения 5 - 5 5 - 5 5
Дыхательные упражнения
4 1 3 4 1 3 6
Упражнения
на
расслабление
3 1 2 3 1 2 7
Самоконтроль
и
психорегуляция
3 1 2 4 1 3 8
Самомассаж
и
взаимомассаж
3 1 2 3 1 2 9
Контрольные испытания и
показательные
выступления
6 - 6 6 - 6 9.1 Физкультурный праздник 3 - 3 3 - 3 9.2 Праздник здоровья 3 - 3 3 - 3
Всего
99 10 89 102 13 89 7
Рекомендации по организации
и содержанию занятий
корригирующей
гимнастикой для младших школьников
Особенности проведения занятий и распределения содержания программы
При составлении поурочного планирования и определении содержания каждого занятия педагогу следует стремиться к разнообразию решаемых оздоровительных задач. Соблюдая баланс между всеми разделами программы, важно на каждом занятии прорабатывать каждый из разделов. Иначе, при однобокой направленности, существует опасность одностороннего развития того или иного качества, что не только не решает оздоровительных задач, но и может нанести вред здоровью школьника. Например, если на занятии выполнялись в большом объеме упражнения для плечевого пояса и рук из раздела ОФП (общая физическая подготовка), то в разделе СФП (специальная физическая подготовка) целесообразно исключить упражнения с предметами и акробатические упражнения с относительно высокой травмоопасностью. Что касается таких разделов программы, как дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, самоконтроль и психорегуляция, самомассаж и взаимомассаж, то их педагог применяет, исходя из ситуации. Упражнения данных разделов нежелательно выполнять в большом объеме. Также нежелательно выполнять и несколько упражнений из данных разделов подряд. Целесообразно разнообразить упражнения, выполняя на одном занятии одни, а на другом – другие. То же самое касается и теоретических сведений: их сообщение целесообразно осуществлять, распределяя информацию по нескольким занятиям. Особенно ценно сообщать данную информацию в виде бесед, отводя для этого специальные паузы. Не менее важна и своевременность. Например, о влиянии питания на здоровье уместно сообщить перед перерывом на прием пищи или воды.
К разделу 2.3.
«Гигиенические и этические нормы» Помимо традиционных сведений о правилах чистоты школьникам следует прививать понятия о чистоте нравственной, о чистоте помыслов, как основе благородных поступков (гигиена тела и души). Важно: - демонстрировать правильное выполнение норм гигиены и поведения (опрятный внешний вид, осанка, уверенная поступь, красивые и выразительные жесты, вежливое и уважительное отношение к ученикам, помощь отстающим, справедливость и гуманность при разрешении конфликтных ситуаций); - проводить тренинги на закрепление норм; - моделировать различные ситуации, требующие самостоятельного выбора линии поведения;
К разделу 3
«Общая физическая подготовка». ОФП ставит целью не только повышение уровня физической подготовленности, но решает и более фундаментальные задачи: обучение и практическое применение принципов и способов эффективного и физиологически оправданного выполнения простейших двигательных действий (как правильно ходить, бегать с точки зрения оптимальной работы суставов и позвоночника, снятия излишнего мышечного напряжения и т.д.). Важно: - не допускать монотонности; - не допускать утомления; - к упражнениям следует относиться не только как к техническим действиям, но и как средству мобилизации внимания, точности действий и корректности взаимодействий с товарищами, что особенно важно в процессе гуманистического воспитания. 8
К разделу 3.5.
«Комплексы общеразвивающих упражнений». Помимо сугубо физкультурных задач, комплексы ОРУ призваны вырабатывать эстетический вкус и творческие способности. Для этого нужно предложить каждому ученику самостоятельно подготовить комплекс (любой длительности) и продемонстрировать его на любом техническом уровне под музыку, им же и подобранную. В начале обучения педагог должен сам составлять комплексы для учащегося, используя принцип доступности освоения и простоты запоминания. При самостоятельном составлении комплексов занимающийся должен следовать определенной логике: - элементы должны плавно переходить одно в другое, - сложные элементы должны чередоваться с простыми, - набор и сочетание элементов должны быть разнообразными (прыжки сочетаться с равновесиями, широкоамплитудные движения с малоамплитудными, линейные передвижения с поворотами и вращениями), - музыка должна соответствовать характеру исполнителя и содержанию программы, - во всем должно быть чувство меры. Кроме того, необходимо стремиться не только к качеству исполнения, но и к презентабельности: выступление должно легко и с удовольствием восприниматься зрителем. Помимо строго образовательных задач по освоению и совершенствованию техники, составление комплексов требует проявления творческих способностей. При грамотном руководстве у занимающегося формируется хороший эстетический вкус.
К разделу 4.1.
«Формирование навыка правильной осанки». Нарушения осанки и плоскостопие связаны не только с неблагоприятными изменениями в организме. Человек, не отличающийся стройностью, сутулый, с заплетающимися ногами выглядит не только некрасивым, но и неуспешным. Такого человека будут стараться избегать, никто не захочет с ним подружиться. Как правило, такие люди выглядят неуверенными, замкнутыми. А привычка втягивать голову в плечи вообще связана с желанием спрятаться, отгородиться от всего неизвестного (как страус прячет голову под крыло от страха). Необходимо дать понять школьникам, что нужно смело идти навстречу новому, неизвестному, расправить плечи, взглянуть уверенно и сказать миру «Да!». Ведь не зря сказано: «Дорогу осилит идущий». Важно: - подкреплять примерами правильной осанки известных спортсменов, артистов и других популярных личностей; -использовать образные сравнения при разучивании упражнений.
К разделу 4.4.
«Упражнения на равновесие». Способность поддержания тела в положении равновесия характеризует не только уровень развития вестибулярного аппарата, но и напрямую связана с психическими качествами человека, с саморегуляцией – умением уравновесить психическое состояние, успокоиться, отвлечься от сбивающих факторов. В этой связи перед педагогом открывается широкое поле для творчества. Можно предлагать выполнение упражнений под воздействием различных сбивающих факторов: от визуальных или шумовых помех до моделирования негативных проявлений окружающих, попыток вывести из психического равновесия (создание психологических помех). Последнее является также тренировкой бесконфликтного поведения, способом ухода от навязываемого конфликта. Важно: - не допускать монотонности; - поддерживать положительный эмоциональный фон, дозировано применять игровой метод. 9
К разделу 4.5.
«Упражнения на гибкость». Поскольку гибкость связана не только со способностью структур опорно- двигательного аппарата к растягиванию, но и с психическим состоянием занимающегося, данный подраздел работы дает хорошую возможность для использования психотренинга, упражнений на мышечное расслабление и снятие психоэмоционального напряжения. Упражнения на растягивание не должны сопровождаться болевыми ощущениями. Напротив, необходимо состояние комфорта и приятного вытягивания, сопоставимого с утренними потягиваниями после сна. Упражнения с партнером (в исходных положениях растягиваемого сидя, лежа, стоя у стены и т.д.) выполняются по принципу «растягиваемый пассивен, растягивающий активен». И чем больше взаимопонимания и доверительности между партнерами, тем комфортнее будет психологическая атмосфера, и, соответственно, выше результат. Поэтому действия растягивающего (ассистента) должны создавать у растягиваемого состояние доверия. Ведь, при неосторожных действиях имеется опасность причинить боль и даже травму. Тем самым можно вызвать страх (страх упражнений на растягивание, страх перед человеком). Поэтому к данным упражнениям партнеры должны подходить с максимальной ответственностью. Таким образом, возникают предпосылки к формированию доверительного и ответственного отношения к товарищам. Важно: - контролировать состояние занимающихся, не допуская болевых ощущений; - сочетать с дыхательными упражнениями и упражнениями на расслабление.
К разделу 4.6.
«Акробатические упражнения». Во время выполнения данных упражнений, а также перед ними возможно возникновение такого психического состояния, как страх. К сожалению, традиционный подход к чувству страха характеризуется однобокостью и направлен на преодоление данного чувства, вытеснение (подавление) его путем формирования противоположного состояния – состояния уверенности, бесстрашия. В этом случае страх как бы «загоняется внутрь», а во главу угла ставится эффективность технических действий, т.е. результат обучения. Однако в свете задач воспитания личности и самореализации ребенка такой подход, отвергающий всякую рефлексию, неуместен. В данном случае страх должен выступать как союзник, индикатор уровня допускаемой опасности. В этой связи акробатические упражнения подбираются индивидуально, с учетом психической реакции учащегося на них: ученику предлагаются максимально простые и безопасные задания и создаются максимально комфортные условия их выполнения, при которых уровень боязни будет минимальным. Легкое чувство страха пробуждает ответственность за свое благополучие и способствует мобилизации сил. Как следствие, уровень тревожности снижается, улучшается психологическая атмосфера в группе, повышается мотивация к акробатическим упражнениям и занятиям в целом, создаются условия формирования доверительного отношения между педагогом и обучаемым. Все это является важным условием эффективности личностного роста. Важно: - контролировать состояние занимающихся, не допуская головокружения; - использовать акробатические упражнения не только для развития вестибулярной устойчивости, но и для гибкости позвоночника; - учитывать психологические факторы освоения акробатических упражнений: формировать отношение к чувству страха как к союзнику.
К разделу 5.
«Дыхательные упражнения». В процессе воспитания важно формировать в ребенке отношение к дыханию не просто как к одной из жизненно важных функций, но и как к процессу, значимость которого можно охарактеризовать лишь духовно-мировоззренческими категориями. Дыхание – это таинство. Мы вдыхаем то, что находится вне нашего тела. Доверяя себя 10
природе, мы впускаем в себя нечто извне, и оно становится нашим телом, строит его, дает нам жизненные силы. И, напротив, то, что было нашим телом, в момент выдоха покидает нас, становясь частью природы: облачком выдыхаемого пара, затем туманом на опушке леса, затем белыми облаками, а может быть даже далекими звездами. Чем мы дышим? Воздухом, смесью химических элементов? Мы дышим всей Вселенной, самой Жизнью, всеми непостижимыми тайнами, которые так легко становятся разгаданными в момент полного слияния с Природой! Дыхание – это акт соединения себя с окружающим миром, слияния со всем мирозданием. Такое отношение, прививаемое педагогом ученику, заставит его задуматься не только о том, открыта ли на ночь форточка, но и том, стоит ли впускать в себя табачный дым, чтобы отдавать его обратно природе и, следуя своей прихоти, губить ее. Благодарный человек никогда так не поступит. Важно: - контролировать состояние занимающихся, не допуская головокружения; - выполнять упражнения в хорошо проветренном помещении. - учитывать психорегулирующий эффект данных упражнений (помимо воздействия на физиологические процессы), основанный на тесной связи процесса дыхания с психическими состояниями. - формировать духовно-ценностное отношение к дыханию: дыхание – акт единения с природой (а не просто одна из жизненно важных функций).
К разделу 6.
«Упражнения на расслабление». Важно: - своевременно выполнять упражнения на расслабление (после упражнений со значительным напряжением); - следить за дозировкой упражнений и состоянием занимающихся, не допускать появления вялости и снижения работоспособности; - выполнять в сочетании с дыхательными упражнениями (дыхание с удлиненным выдохом способствует релаксации); - использовать для снятия как мышечного, так и эмоционального напряжения; - использовать образные сравнения при разучивании и выполнении упражнений.
К разделу 7.
«Самоконтроль и психорегуляция». Важно: - обеспечивать индивидуальный подход к подбору приемов для разучивания; - способствовать поддержанию интереса занимающихся к освоению данного раздела; - следить за дозировкой упражнений психорегуляции и состоянием занимающихся; - поддерживать положительный эмоциональный фон при обучении; - выполнять психорегулирующие упражнения в сочетании с дыхательными.
К разделу 8.
«Самомассаж и взаимомассаж» Требования аналогичны требованиям к пункту 4.5. «Упражнения на гибкость»: принцип «массируемый пассивен, массирующий активен», взаимопонимание и доверительность между партнерами, ответственность за здоровье товарища. Важно: - своевременно выполнять упражнения (в соответствии с предшествующей и предстоящей работой); - строгое соблюдать правила гигиены и техники выполнения массажных приемов; - контролировать состояние массируемого, не допускать появления вялости и снижения работоспособности; - воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью другого человека, формировать чувство ответственности за выполняемые действия; - способствовать формированию здорового образа жизни. 11
К разделам 9.1.
«Физкультурный праздник» и
9.2.
«Праздник здоровья» Мероприятия должны быть построены по принципу «от каждого – по способностям» и поощрять любые проявления ребенка, связанные с его занятиями: постановка показательного номера с демонстрацией даже самых минимальных достижений; отзывы о тренировках и пожелания к самому себе, что может быть выражено в виде рисунков, рассказов, фотографий. Мероприятия должны проводиться в форме дружеского общения с целью обмена опытом, а не в форме соревнований. Каждый участник должен быть отмечен за свои достижения (в том числе и будущие), каждый участвующий поощряется благодарностью, грамотой, вывешиванием фото на доске почета. Такой подход призван повышать мотивацию школьников к занятиям, к следованию ЗОЖ, к поддержанию и сохранению здоровья. На всех мероприятиях желательно присутствие родителей в качестве зрителей. Возможны также отдельные семейные выступления или семейные соревнования
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система обозначений:
Д
— демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К
— комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости класса);
Г
— комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.
№
п/п
Наименование объектов и средств
материально-технического оснащения
Необходимое
количество
Примечание
Начальная школа 1
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1 Стандарт основного общего образования по физической культуре Д Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно- методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала) 1.2 Примерная программа по физической культуре начального общего образования Д 1.3 Авторские рабочие программы по физической культуре Д 1.4 Учебник по физической культуре Г В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации 1.5 Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению Д В составе библиотечного фонда 12
1.6 Методические издания по физической культуре для учителей Д Методические пособия и рекомендации
2
Демонстрационные печатные пособия
2.1 Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности Д 2.2 Плакаты методические Д Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям
3
Экранно-звуковые пособия
3.1 Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура» Д
4
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
4.1 Щит баскетбольный игровой Д 4.2 Стенка гимнастическая Г 4.3 Скамейки гимнастические Г 4.5 Стойки для прыжков в высоту Д 4.6 Бревно гимнастическое напольное Д 4.7 Перекладина гимнастическая Д 4.8 Канат для лазания Д 4.9 Обручи гимнастические Г 4.10 Комплект матов гимнастических Г 4.11 Набор для подвижных игр К 4.12 Аптечка медицинская Д 4.13 Мячи баскетбольные Г 4.14 Мячи волейбольные Г 4.15 Мячи резиновые Г 4.16 Скакалки Г 4.17 Сетка волейбольная Д 4.18 Оборудование полосы препятствий Д 4.19 Палки гимнастические Г 5.1 Спортивный зал игровой (гимнастический) С раздевалками для мальчиков и девочек 5.2 Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования Включает в себя стеллажи, контейнеры
6
Пришкольный стадион (площадка)
6.1 Сектор для прыжков в длину Д 6.2 Гимнастический городок Д 13
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА 1 КЛАСС
Дата
Коррекция
Кол-во
часов
Содержание
02.09 1,5 Беседа - правила ТБ. Правила поведения на занятиях по корригирующей гимнастике. Выбор формы для занятий. Комплекс общеразвивающих упражнений. 04.09 1,5 Беседа - здоровье человека и влияние на него физических упражнений. Комплекс ОРУ с гимнастической палкой. 09.09 1,5 Беседа - влияние питания на здоровье: режим и рацион питания. Комплекс ОРУ со скакалкой. 11.09 1,5 Беседа - гигиенические нормы: процедуры до и после занятий, уход за формой, инвентарём. Комплекс ОРУ с обручем. 16.09 1,5 Беседа - этические нормы: поведение на занятиях, взаимоотношения с педагогом, товарищами, взаимопомощь. Комплекс ОРУ с малым мячом. 18.09 1,5 Упражнения в ходьбе и беге. Разновидности ходьбы и бега. 23.09 1,5 Ходьба на носках, на пятках, на внутренней и на внешней стороне стопы. Обычный бег, бег с ускорением. 25.09 1,5 Ходьба на носках, на пятках, с высоким поднимание бедра. Обычный бег. Упражнения в беге. 30.09 1,5 Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки. 02.10 1,5 Упражнения для плечевого пояса и рук стоя на месте в различных И.П., с партнёром. Подвижная ига: «Лабиринт». 07.10 1,5 Упражнения для плечевого пояса и рук с предметами. Подвижная игра: «Тропинка». 09.10 1,5 Самостоятельное составление комплекса упражнений для плечевого пояса и рук в движении. 14.10 1,5 Упражнения для плечевого пояса и рук стоя на месте в различных И.П., с партнёром. Подвижная игра: «Скворечники». 16.10 1,5 Упражнения для ног на месте в различных И.П., у опоры. Упражнения на гибкость с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: у опоры. 14
21.10 1,5 Упражнения для ног с предметами, с партнёром. Упражнения на гибкость с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: в движении. 23.10 1,5 Упражнения для ног с предметами, с партнёром. Упражнения на гибкость с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: с предметами. 28.10 1,5 Самостоятельное составление комплекса упражнений для ног в движении. Подвижная игра: «С кочки на кочку». 30.10 1,5 Упражнения для туловища на месте в различных И.П.(стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку), у опоры. Праздник здоровья и спорта. 11.11 1,5 Упражнения для туловища с предметами, с партнёром. Подвижная игра: «Быстро шагай». 13.11 1,5 Упражнения для туловища на месте в различных И.П.(стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку), у опоры. 18.11 1,5 Упражнения для туловища с предметами, с партнёром. Подвижная игра: «Передал – садись». 20.11 1,5 Самостоятельное составление комплекса упражнений для туловища в движении. Подвижная игра: «Салки – выше ноги от земли». 25.11 1,5 Комплекс ОРУ с гимнастической палкой с со скакалкой. Подвижная игра: «Выставка картин». 27.11 1,5 Комплекс ОРУ без предметов, с партнером. Упражнения на гибкость с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: с предметами. 02.12 1,5 Комплекс ОРУ с обручем и малым мячом. Упражнения на гибкость с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: с партнёром. 04.12 1,5 Самостоятельное составление комплекса ОРУ под музыкальное сопровождение. Подвижная игра: «Летающий мяч». 09.12 1,5 Беседа - формирование навыка правильной осанки. Осанка, походка, имидж. ОРУ без предметов. 11.12 1,5 Формирование навыка правильной осанки. Осанка, походка, имидж. Комплекс ОРУ со скакалкой. Подвижная игра: «Цвет». 16.12 1,5 Упражнения для формирования правильной осанки у стены, у зеркала. Подвижная игра: «Мышки и домики». 18.12 1,5 Упражнения для формирования правильной осанки с закрытыми глазами. Подвижная игра: «Кто дальше?». 23.12 1,5 Упражнения для формирования правильной 15
осанки с предметами. Игра: «Прыгай быстрее». 25.12 1,5 Упражнения для формирования правильной осанки с предметами. Подвижная игра: «Смена пар». 30.12 1,5 Упражнения для формирования правильной осанки с самоконтролем и взаимоконтролем. Спортивный праздник: «Физкульт – ура!». 13.01 1,5 Упражнения для формирования правильной осанки и навыка красивой походки. Подвижная игра: «Брито-стрижено». 15.01 1,5 Упражнения для формирования правильной осанки на гимнастической скамейке. Подвижная игра: «Мы – веселые ребята». 20.01 1,5 Упражнения для формирования правильной осанки с гимнастическими палками и мячами. Подвижная игра: «К своим флажкам». 22.01 1,5 Упражнения для формирования правильной осанки с гимнастическими палками и мячами. Подвижная игра: «День и ночь». 27.01 1,5 Упражнения для формирования правильной осанки на гимнастической стенке. Подвижная игра: «Мяч соседу». 29.01 1,5 Упражнения для формирования правильной осанки из различных И.П. Подвижная игра: «Копна, тропинка, кочки». 03.02 1,5 Самостоятельное составление комплекса упражнений для формирования правильной осанки. 05.02 1,5 Упражнения на укрепление мышечного корсета из различных И.П.(стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку). Физкультурный гимнастический праздник. 17.02 1,5 Упражнения на укрепление мышечного корсета у опоры и в движении. Беседа - назначение массажа. Гигиенические требования к проведени ю Приёмы массажа в различных И.П. (лежа, сидя, стоя). 19.02 1,5 Упражнения на укрепление мышечного корсета с предметами: палкой, резиновым бинтом. 24.02 1,5 Упражнения на укрепление мышечного корсета с обручем. Взаимомассаж. Массаж различных мышечных групп. Активные и пассивные приёмы массажа. 26.02 1,5 Упражнения на укрепление мышечного корсета со скакалкой. Взаимомассаж. Массаж различных мышечных групп. Активные и пассивные приёмы массажа. 03.03 1,5 Упражнения на укрепление мышечного корсета с мячом. Акробатические упражнения: мост. Психологические факторы освоения акробатики: отношение к чувству страха как к союзнику. 16
05.03 1,5 Упражнения на укрепление мышечного корсета с партнёром. Акробатические упражнения: мост, перекаты, кувырки. 10.03 1,5 Упражнения на укрепление мышечного корсета с обручем. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойка на лопатках. 12.03 1,5 Упражнения на укрепление мышечного корсета с партнёром. Акробатические упражнения: соединение элементов в комбинацию. 17.03 1,5 Упражнения на укрепление мышечного корсета со скакалкой. Самостоятельное составление акробатической комбинации, и ее выполнение. 19.03 1,5 Упражнения на укрепление мышечного корсета у опоры и в движении. Беседа - упражнения с задержкой и усилением дыхания стоя, сидя, в передвижении. Упражнения на развитие носового дыхания. ОРУ без предметов. 31.03 1,5 Упражнения на укрепление мышечного корсета из различных И.П.(стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку). Комплекс дыхательных упражнений. 02.04 1,5 Упражнения на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени в движении. Физкультурный праздник для начальной школы «Гимнастическое многоборье». 07.04 1,5 Упражнения на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени в движении. Беседа - самоконтроль по ЧСС, частоте и глубине дыхания, по голосу и речи. Комплекс ОРУ без предметов. 09.04 1,5 Упражнения на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени у опоры. Способы психорегуляции: дыхательные, идеомоторные, двигательные, ментальные. 14.04 1,5 Упражнения на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени у опоры. Способы психорегуляции: дыхательные, идеомоторные, двигательные, ментальные. 16.04 1,5 Упражнения на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени с обручем. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. 21.04 1,5 Упражнения на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени с обручем. Беседа - упражнения на расслабление в различных И.П. стоя и в передвижении. 23.04 1,5 Упражнения на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени со скакалкой. Подвижная игра: «Мы – веселые ребята». 28.04 1,5 Упражнения на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени со скакалкой. Упражнения на расслабление в различных И.П. сидя и в передвижении 17
30.04 1,5 Упражнения на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени с мячом. Подвижная игра: «Не задень». 05.05 1,5 Упражнения на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени с мячом. Упражнения на расслабление в различных И.П. лёжа и в передвижении. 07.05 1,5 Упражнения на равновесие на месте в различных И.П. туловища (вертикальных, наклонных), с партнёром. Подвижная игра: «Колечко». 12.05 1,5 Упражнения на равновесие на носках на месте, в движении, с поворотами. Взаимосвязь равновесия физического и психического. Игровые упражнения. 14.05 1,5 Упражнения на равновесие с гимнастической палкой, обручем. Упражнения на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени в движении. 19.05 1,5 Упражнения на равновесие с гимнастической палкой, обручем. Упражнения для туловища на месте в различных И.П.(стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку), у опоры. 21.05 1,5 Упражнения для формирования правильной осанки с самоконтролем и взаимоконтролем. Упражнения на равновесие с мячом, скакалкой. 26.05 1,5 Упражнения на гибкость с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: на месте в различных И.П. (стоя, сидя, лёжа). Психологические факторы гибкости (отсутствие психоэмоционального напряжения). 28.05 1,5 Праздник здоровья: «Папа, мама, я – здоровая семья» 18
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА 2 КЛАСС
Дата
Коррекция
Кол-во
часов
Содержание
02.09 1,5 Беседа - правила ТБ. Правила поведения на занятиях по корригирующей гимнастике. Выбор формы для занятий. Общеразвивающие упражнения без предметов. 04.09 1,5 Беседа - здоровье человека и влияние на него физических упражнений. Комплекс ОРУ со скакалкой. 09.09 1,5 Беседа - здоровье человека и влияние на него физических упражнений. Комплекс ОРУ с малым мячом. 11.09 1,5 Беседа - влияние питания на здоровье: режим и рацион питания. Комплекс ОРУ с гимнастической палкой. 16.09 1,5 Беседа - влияние питания на здоровье: режим и рацион питания. Комплекс ОРУ с обручем. 18.09 1,5 Беседа - гигиенические нормы: процедуры до и после занятий, уход за формой, инвентарём. Комплекс ОРУ без предметов. 23.09 1,5 Беседа - этические нормы: поведение на занятиях, взаимоотношения с педагогом, товарищами, взаимопомощь. Комплекс ОРУ с гимнастической палкой. 25.09 1,5 Упражнения в ходьбе и беге. Разновидности ходьбы и бега. Подвижная игра: «По кочкам». 30.09 1,5 Ходьба на носках, на пятках, на внутренней и на внешней стороне стопы. Обычный бег, бег с ускорением. Подвижная игра: «Передай мяч». 02.10 1,5 Ходьба на носках, на пятках, с высоким поднимание бедра. Обычный бег. Упражнения в беге. Подвижная игра: «Мышки и домики». 07.10 1,5 Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки. Подвижная игра: «Попробуй схватить». 09.10 1,5 Упражнения для плечевого пояса и рук стоя на месте в различных И.П., с партнёром. Подвижная игра: «Пустое место». 14.10 1,5 Упражнения для плечевого пояса и рук с предметами. Подвижная игра: «Прыгай быстрее». 16.10 1,5 Самостоятельное составление комплекса упражнений для плечевого пояса и рук в движении. Подвижная игра: «Спрячь руки за спину». 21.10 1,5 Упражнения для плечевого пояса и рук стоя на месте в различных И.П., с партнёром. Подвижная игра: «Бой петухов». 23.10 1,5 Упражнения для ног на месте в различных И.П., у опоры. Подвижная игра: «Не задень». 19
28.10 1,5 Упражнения для ног с предметами, с партнёром. Подвижная игра: «Третий лишний». 30.10 1,5 Упражнения для ног с предметами, с партнером. Спортивный праздник: «Физкульт – ура!». 11.11 1,5 Самостоятельное составление комплекса упражнений для ног в движении. Подвижная игра: «Шишки, желуди, орехи». 13.11 1,5 Упражнения для туловища на месте в различных И.П.(стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку), у опоры. Подвижная игра: «Кто дальше?». 18.11 1,5 Упражнения для туловища с предметами, с партнёром. Подвижная игра: «Третий лишний». 20.11 1,5 Упражнения для туловища на месте в различных И.П.(стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку), у опоры. Подвижная игра: «Передал - садись». 25.11 1,5 Упражнения для туловища с предметами, с партнёром. Подвижная игра: «Светофор». 27.11 1,5 Самостоятельное составление комплекса упражнений для туловища в движении. Подвижная игра: «Салки – ноги выше от земли». 02.12 1,5 Комплекс ОРУ с гимнастической палкой и со скакалкой. Подвижная игра: «Алфавит». 04.12 1,5 Комплекс ОРУ без предметов, с партнером. Упражнения на гибкость с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: в движении. 09.12 1,5 Комплекс ОРУ с обручем и малым мячом. Упражнения на гибкость с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: у опоры. 11.12 1,5 Самостоятельное составление комплекса ОРУ под музыкальное сопровождение. Подвижная игра: «День и ночь». 16.12 1,5 Беседа - формирование навыка правильной осанки. Осанка, походка, имидж. Комплекс ОРУ с обручем. 18.12 1,5 Беседа - формирование навыка правильной осанки. Осанка, походка, имидж. Комплекс ОРУ без предметов. 23.12 1,5 Упражнения для формирования правильной осанки у стены, у зеркала. Подвижная игра: «Выжигала» 25.12 1,5 Упражнения для формирования правильной осанки с закрытыми глазами. Подвижная игра: «Братец Кролик, братец Лис». 30.12 1,5 Упражнения для формирования правильной осанки с предметами. Праздник здоровья и спорта. 13.01 1,5 Упражнения для формирования правильной осанки с предметами. Упражнения на гибкость с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: с предметами. 15.01 1,5 Упражнения для формирования правильной осанки с самоконтролем и взаимоконтролем. Подвижная игра: «Через ручеек». 20
20.01 1,5 Упражнения для формирования правильной осанки и навыка красивой походки. Подвижная игра: «Пробеги под скакалкой». 22.01 1,5 Упражнения для формирования правильной осанки на гимнастической скамейке. Подвижная игра: «Передал – садись». 27.01 1,5 Упражнения для формирования правильной осанки с гимнастическими палками и мячами. Подвижная игра: «Краски». 29.01 1,5 Упражнения для формирования правильной осанки с гимнастическими палками и мячами. Подвижная игра: «Копна, тропинка, кочки». 03.02 1,5 Упражнения для формирования правильной осанки на гимнастической стенке. Упражнения на гибкость с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: с предметами. 05.02 1,5 Упражнения для формирования правильной осанки из различных И.П.. Упражнения на гибкость с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: с партнёром. 10.02 1,5 Самостоятельное составление комплекса упражнений для формирования правильной осанки. Психологические факторы гибкости (отсутствие психоэмоционального напряжения). 12.02 1,5 Упражнения на укрепление мышечного корсета из различных И.П.(стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку). Упражнения на гибкость с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: на месте в различных И.П. (стоя, сидя, лёжа). 17.02 1,5 Упражнения на укрепление мышечного корсета у опоры и в движении. Упражнения на гибкость с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: с партнёром. 19.02 1,5 Упражнения на укрепление мышечного корсета с предметами: палкой, резиновым бинтом. Подвижная игра: «Мы – веселые ребята». 24.02 1,5 Упражнения на укрепление мышечного корсета с обручем. Акробатические упражнения: мост. Психологические факторы освоения акробатики: отношение к чувству страха как к союзнику. 26.02 1,5 Упражнения на укрепление мышечного корсета со скакалкой. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойка на лопатках. 03.03 1,5 Упражнения на укрепление мышечного корсета с мячом. Акробатические упражнения: мост, перекаты, кувырки. 05.03 1,5 Упражнения на укрепление мышечного корсета с партнёром. Акробатические упражнения: соединение элементов в комбинацию. 10.03 1,5 Упражнения на укрепление мышечного корсета с обручем. Самостоятельное составление акробатической комбинации, и ее выполнение. 21
12.03 1,5 Упражнения на укрепление мышечного корсета с партнёром. Беседа – упражнения с задержкой и усилением дыхания: стоя, сидя, в передвижении. Упражнения на развитие носового дыхания. 17.03 1,5 Упражнения на укрепление мышечного корсета со скакалкой. Комплекс дыхательных упражнений. 19.03 1,5 Физкультурный гимнастический праздник. Упражнения на развитие различных типов дыхания (грудной, брюшной, полное дыхание). 31.03 1,5 Упражнения на укрепление мышечного корсета из различных И.П.(стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку). Дыхательная гимнастика Стрельниковой. 02.04 1,5 Упражнения на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени в движении. Беседа - упражнения на расслабление в различных И.П. стоя и в передвижении. 07.04 1,5 Упражнения на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени в движении. Упражнения на расслабление в различных И.П. сидя и в передвижении. 09.04 1,5 Упражнения на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени у опоры. Упражнения на расслабление в различных И.П. лёжа и в передвижении. 14.04 1,5 Упражнения на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени у опоры. Беседа - самоконтроль по ЧСС, частоте и глубине дыхания, по голосу и речи. 16.04 1,5 Упражнения на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени с обручем. Способы психорегуляции: дыхательные, идеомоторные, двигательные, ментальные. 21.04 1,5 Упражнения на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени с обручем. Способы психорегуляции: дыхательные, идеомоторные, двигательные, ментальные. 23.04 1,5 Упражнения на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени со скакалкой. Способы психорегуляции: дыхательные, идеомоторные, двигательные, ментальные. 28.04 1,5 Упражнения на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени со скакалкой. Беседа - назначение массажа. Гигиенические требования к проведению. Приёмы массажа в различных И.П. (лежа, сидя, стоя). 30.04 1,5 Упражнения на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени с мячом. Взаимомассаж. Массаж различных мышечных групп. Активные и пассивные приёмы массажа. 05.05 1,5 Упражнения на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени с мячом. Взаимомассаж. Массаж различных мышечных групп. Активные и пассивные приёмы массажа. 22
07.05 1,5 Упражнения на равновесие на месте в различных И.П. туловища (вертикальных, наклонных), с партнёром. Игровые упражнения. 12.05 1,5 Упражнения на равновесие на носках на месте, в движении, с поворотами. Взаимосвязь равновесия физического и психического. Игровые упражнения. 14.05 1,5 Упражнения на равновесие с гимнастической палкой, обручем. Упражнения на укрепление мышечного корсета у опоры и в движении. 19.05 1,5 Упражнения на равновесие с гимнастической палкой, обручем. Физкультурный праздник для начальной школы «Гимнастическое многоборье». 21.05 1,5 Упражнения на равновесие с мячом, скакалкой. Упражнения для формирования правильной осанки с предметами 26.05 1,5 Упражнения на равновесие с мячом, скакалкой. Упражнения для ног с предметами, с партнёром. 28.05 1,5 Праздник здоровья: «Папа, мама, я – здоровая семья» 23
Учебно-тематическое планирование
№ п/п Название разделов
Общее
кол-во
часов
Теория
Практи
ка
Общее
кол-во
часов
Теория
Практи
ка
1 класс
2 класс
1
Вводное занятие (правила
техники безопасности)
1 1 - 1 1 - 2
Теоретические
сведения
(основы знаний)
4 4 - 6 6 - 2.1 Здоровье человека и влияние на него физических упражнений 1 1 - 2 2 - 2.2 Влияние питания на здоровье 1 1 - 2 2 - 2.3 Гигиенические и этические нормы 2 2 - 2 2 - 3
Общая
физическая
подготовка
21 - 21 21 - 21 3.1 Упражнения в ходьбе и беге 4 - 4 4 - 4 3.2 Упражнения для плечевого пояса и рук 4 - 4 4 - 4 3.3 Упражнения для ног 4 - 4 4 - 4 3.4 Упражнения для туловища 5 - 5 5 - 5 3.5 Комплексы общеразвивающих упражнений 4 - 4 4 - 4 4
Специальная
физическая
подготовка
54 1 53 54 2 52 4.1 Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж 14 1 13 14 2 12 4.2 Укрепление мышечного корсета 12 - 12 12 - 12 4.3 Укрепление мышечно- связочного аппарата стопы и голени 10 - 10 10 - 10 4.4 Упражнения на равновесие 6 - 6 6 - 6 4.5 Упражнения на гибкость 7 - 7 7 - 7 4.6 Акробатические упражнения 5 - 5 5 - 5 5
Дыхательные упражнения
4 1 3 4 1 3 6
Упражнения
на
расслабление
3 1 2 3 1 2 7
Самоконтроль
и
психорегуляция
3 1 2 4 1 3 8
Самомассаж
и
взаимомассаж
3 1 2 3 1 2 9
Контрольные испытания и
показательные
выступления
6 - 6 6 - 6 9.1 Физкультурный праздник 3 - 3 3 - 3 9.2 Праздник здоровья 3 - 3 3 - 3
Всего
99 10 89 102 13 89 24
25
В раздел начальное образование