"Решение проектных задач в начальной школе (из опыта работы)".
статья с презентацией
Автор: Гаас Татьяна Александровна, учитель начальных классов, МБОУСОШ №3, город Куйбышев, Новосибирская область
Смотреть презентациюВ раздел начальное образование
Решение проектных задач в начальной школе (из опыта работы).
Начинать новое всегда страшно, но и интересно. Время бежит вперед. Современные дети сейчас не те, что были несколько лет назад. Они требуют от нас нового подхода в обучении. Таким новшеством для меня в своё время стало применение такой формы организации образовательного процесса, с помощью которой можно достичь новых образовательных результатов. Это проектная деятельность, прообразом которой в начальной школе и является решение проектных задач. Данную технологию я использую в своей практике уже четвёртый год и нужно отметить, что применение проектной задачи в учебном процессе вызывает огромный интерес у учащихся. Ребята очень увлекаются такими задачами, маленькими шагами они идут к поставленной цели, не чувствуя при этом усталости. В
1 – 3 классах
основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. В
4 классе
ситуация с проектными задачами меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи. Использую проектные задачи я по-разному: в качестве введения в новую тему, в качестве закрепления пройденного материала или в качестве проверки знаний учащихся и на разных уроках. С точки зрения предметно-содержательной области мы проводим и моно проекты (в рамках одной области знания) и межпредметные проекты. А продолжительность решения п/задач может варьироваться от 1 урока до нескольких дней, исходя из сложности задачи и путей её решения. Формы продуктов проектной деятельности на выходе могут быть совершенно разными: • выставка; • модель, • макет; • игра; • коллекция; • пособие; • оформление кабинета; • постановка; • праздник; • плакат, • презентация в программе Power Point и др. Вашему вниманию я предлагаю работу над решением одной из таких задач в 4 классе. Цель данного проекта: средствами программы «Power Point» создать сказку с собственным сюжетом и персонажами и представить её в виде презентации с титрами.
1-й этап – погружение в проект
Тема проекта должна быть дана в общих чертах, а дети её обсудят, домыслят. Это должна быть тема, над которой детям было бы интересно поработать. Темы детских проектных работ выбираются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для ученика требуется личностно или социально значимая проблема. Например в нашем проекте дети решили лучшие сказки отдать детям в Дом малютки и первоклассникам для просмотра в ГПД.
2-й этап – организация деятельности.
Серьёзной задачей для учителя является само формирование проектной группы.
Чтобы группа успешно справилась с работой, среди её участников должны быть распределены роли: – тот, кто придумывает – тот, кто много знает – тот, кто сомневается, проверяет и перепроверяет Так же должны быть лидеры и исполнители. И ещё, дети должны сотрудничать. На этом этапе решается, каким будет проектный продукт, что будет создано, чтобы цель проекта была достигнута. (Как разделить на группы? Примеры из опыта) по ряду парт в классе; по номеру варианта (I и II вариант); по журналу (пополам, через одного, четные- нечетные и т.д.); по половому признаку — мальчики, девочки; по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень); по дате рождения (четное, нечетное число); по первой букве имени или фамилии (гласные — согласные, звонкие — глухие и проч. — актуально для уроков русского языка); по считалочке; по жребию. В корзине могут находиться: листочки разного цвета — команды красных, желтых, синих; Мозаика. Детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения. Конечно, можно делить учащихся на группы и по желанию, однако лучше разбивать учеников на разные по составу группы. Дети доверяют случаю и меньше сопротивляются нежелательным для себя связям с другими учениками, желание победить, дух соперничества и соревнования все-таки пересиливает, и они учатся налаживать связи, работать в команде, работать на результат. Разбившись на группы, ученики самостоятельно приступили к планированию работы над созданием сказок. Нужно было разработать сначала план презентации: придумать сюжет и разделить его на эпизоды (слайды), а их должно быть по условию не более 10; описать каждую сцену, распределить, кто за что отвечает; определить количество эпизодов на каждого члена группы, выявить имеющиеся и недостающие ресурсы. Каждая проектная задача должна быть обеспечена всем необходимым: -информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки; -интернет, аудио и видео материалы ; -информационно-технологические ресурсы (компьютеры и другая техника с программным обеспечением.
3-й этап – осуществление деятельности
Непосредственно сама работа по плану группы. Ученики работали активно и самостоятельно, каждый в соответствии со своими ролями и сообща. Я не участвовала в процессе, но консультировала их по необходимости и ненавязчиво контролировала процесс работы вместе с экспертом. К такой работе можно привлекать учителей, родителей, старшеклассников. На протяжении всех этапов я наблюдала за процессом решения задачи, фиксируя свои наблюдения в экспертных листах.
4-й этап – презентация результатов и рефлексия
Мы уже принимали отчет: обобщали полученные результаты; оценивали умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение; акцентировали внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат. Презентация – это продукт на выходе проекта. Дети должны были чётко, эмоционально и убедительно представлять свою сказку. После выступления каждой группы необходимо было дать оценку проделанной работе, т.е. произвести рефлексию деятельности и результата. Членами жюри, кроме экспертов, были представители первых классов. Учитывая то, что в первом классе безотметочная система оценивания, мы вместе с ребятами разработали свою оценочную шкалу. Оценивание проходило следующим образом: Мы использовали несколько приёмов рефлексии. «Солнышко», «Оценочное древо», и способ творческой рефлексии процесса «Синквейн». Оценивание происходило через разные аспекты деятельности младших школьников в малой группе в ходе непосредственного решения проектной задачи. Анализ (самоанализ) удач и всех причин неудач, понимание ошибок подталкивает учащихся для дальнейшей работы. Анализ всех экспертных листов после решения проектной задачи дал полную картину того, как строили свою работу школьники на всех этапах принятия решений. Анализируя проведённую работу, хочу отметить, что занятия по решению проектных задач помогли достичь следующих результатов: · возрос познавательный интерес обучающихся; · повысилась мотивация к учебной деятельности; · появился интерес к освоению нового материала; · совместная деятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива; · повысилась активность на уроках, исчезла боязнь неправильного ответа, излишняя застенчивость; · ребята стали более самостоятельными и коммуникабельными. Работая с детьми младшего школьного возраста при внедрении в учебный процесс проектных задач, я столкнулась и с определёнными трудностями: · у некоторых школьников, низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации; · некоторые ребята с трудом могут выбрать главную, значимую информацию; · не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности (приходится прибегать к помощи учителя). Но все эти трудности ничто по сравнению с приобретёнными в процессе проектной деятельности умениями и навыками.
В раздел начальное образование