Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Особенности развития речи детей с билингвизмом."

статья

Автор: Степанова Маргарита Кузьминична, учитель-логопед, ГКОУ ЯНАО "Окружная санаторно-лесная школа", ЯНАО г.Салехард



В раздел начальное образование



Особенности развития речи детей с билингвизмом. Проблема речевого развития детей является одной из самых актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении. Особенно значим уровень речевого развития детей билингвистов. Овладение родным языком, развитие речи является одним из важных приобретений ребенка в дошкольным детстве. Тундровые дети лишены возможности для интеллектуального развития. Они проживают в необычных условиях, не имеют развивающих игр, отсутствуют возможности просмотра детских передач и т.д. Дети имеют дефицит общения и с взрослыми, и со сверстниками. Уровень речевого развития ненецких детей (тундровых) ниже их русских сверстников. Но это никак не учитывается в процессе обучения. У таких ребят ограничена познавательная деятельность. Ежегодные логопедические обследования указывают на то, что дети недостаточно готовы к обучению в школе. Для того чтобы успешно учиться, ребенку необходим определенный уровень развития познавательных функций – памяти, внимания, мышления. Все эти функции недостаточно развиты или не развиты. За год обучения в подготовительном классе невозможно сформировать фонематическое восприятие, навыки анализа и синтеза, развить словарь и связанную речь. Из числа, поступающих в нашу школу более 45% детей имеют недоразвитие речи. Типичный случай возникновения билингвизма у ненецких детей – когда в семье говорят на родном языке, а при поступлении в школу уже в возрасте 6-7 –летнем возрасте дети вынуждены общаться на русском. Уровень владения русским языком различен: от незначительных звуковых нарушений до грубых лексико-грамматических ошибок. Приступая к обследованию этой категории детей, я учитываю особенности фонетики, лексики и грамматики их родного языка. Следует иметь в виду явление
интерференции, которое заключается в переносе особенностей родного языка на иностранный (русский). Ненецкий язык относится к так называемым аглютивно-суффиксальным, т.е. образующим новые формы путём последовательного присоединения («приклеивания») различных словообразовательных и словоизменительных суффиксов. Этому языку свойственны черты внутренней флексии: некоторые формы образуются изменением звуков основы (например, лабя весело, лав – весел). Как и большинство языков северных народов, в ненецком отсутствует категория рода. Эта особенность отмечается в проявлении аграмматизма в устной и письменной речи (большая яблоко, он пошла). Ненецкий язык имеет свои особенности звукового строя. В исконно ненецких словах нет звуков ж, ш, щ, ф, л и ль. Эти особенности отражаются в дисграфических ошибках, в недостатках звукопроизношения. Ошибки на письме проявляются в заменах букв ж на ш, щ; ф на в. При звукопроизношении звука [л] чаще мягкий. Словарный состав данного языка характеризуется оленеводческой, рыболовной, охотничьей терминологией. Дети ненцев с детства приобщаются к этим видам промысла. Поэтому словарь детей ограничен обиходно-бытовой тематикой. Дети недостаточно или совсем не владеют обобщающими понятиями. Владеет минимальным запасом русской лексики. В ненецком языке нет предлогов , поэтому неправильно используют дети предлоги. Ненецкому языку свойственно простое предложение. Многие дети затрудняются в построении развёрнутого высказывания, у них отсутствуют навыки словообразования. Дети не умеют составить рассказ, затрудняются построить предложения. На вопросы отвечают отдельными невыразительными фразами. Все эти особенности обуславливают слабо развитую связанную речь, низкий словарный запас. Часто словарный запас не соответствует возрасту, он ниже возрастной нормы. Особенно беден словарный запас тех детей (тундровых), которых поздно отдают в школу (в 8 лет). Билингвизм, неблагоприятные социально-бытовые условия, дефицит общения, ограниченные возможности познавательной деятельности становятся причиной общего недоразвития.


В раздел начальное образование