"Альтернативная коммуникация в практике работы с детьми, имеющими тяжёлые и множественные нарушения в развитии"
статья
Автор: Матвеева Ольга Викторовна, учитель-дефектолог, ГКУ ЦССВ "Южное Бутово", город Москва
В раздел начальное образование
Учитель-дефектолог
Матвеева Ольга Викторовна
Альтернативная коммуникация в практике работы с детьми, имеющими
тяжёлые и множественные нарушения в развитии.
В настоящее время актуальным является вопрос социализации и интеграции детей с психофизическими нарушениями, ведущим среди которых является нарушение интеллекта в умеренной, тяжёлой и глубокой степени в сочетании с другими отклонениями в развитии (расстройства аутистического спектра, различные генетические аномалии, нарушения двигательной и сенсорной сферы) в общество. В связи с этим хочется отметить то, что проблема их включения в активную жизнь общества невозможна без налаживания с ними социального взаимодействия и коммуникации.
Коммуникация
— это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Традиционным для осуществления коммуникативного взаимодействия в обществе является использование речевых средств общения. Однако такие особенности, как крайне скудный пассивный словарь, ограничивающий способность к восприятию и понимаю речи собеседника, отсутствие или недостаточная мотивация к речевой деятельности в частности и к коммуникации вообще, а также неумение осуществлять речевое взаимодействие ограничивают процесс общения детей с ментальными нарушениями с другими людьми и, как следствие, затрудняют процесс вхождения их в жизнь социума. Недопонимание со стороны ребёнка требований взрослого, неспособность донести до другого человека свои желания и состояния, а 1
также трудности в структурировании деятельности часто приводят к вспышкам агрессии со стороны ребёнка (проявлениям нежелательного поведения). Так как это может нанести вред и самому ребёнку, и окружающим его людям, а кроме того ограничить его социальные контакты, важным является уменьшение факторов, провоцирующих такое поведение. Одним из инструментов (приёмов), способствующих уменьшению проявлений нежелательного в социуме поведения, а также приёмов, способствующих реализации ребёнка в коммуникативной сфере, являются средства дополнительной или альтернативной коммуникации.
Альтернативная
коммуникация
- способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация также носит название «дополнительная», «тотальная». Существуют различные средства вспомогательной коммуникации. К ним относятся: язык жестов; графическая коммуникация (картинки, пиктограммы, альбомы, система PECS); глобальное чтение; визуальное расписание; вспомогательные технические средства; планшетные коммуникаторы. Все они используются в той или иной степени в нашей работе. Остановимся подробнее на системе альтернативной коммуникации с помощью карточек. Это система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться, используя карточки (фотографии, рисованные изображения, пиктограммы). Важно отметить, что использовать карточки можно только тогда, когда ребёнок научился соотносить предметы и их изображения. В противном случае работа будет малоэффективна. Мы определили следующую стратегию коррекционной работы с использованием карточек: 2
формирование мотивации к общению; совершенствование понимания речи; развитие коммуникативных навыков; стимулирование речевой активности. Важным условием для обучения с помощью карточек является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать, то есть наличие мотива деятельности. Конечная цель занятий — способность ребёнка сообщить о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями. Поэтому очень важен момент подготовки мотивационных стимулов, изображения которых будут использоваться в обучении. Ввиду того что на первоначальном этапе производится обучение навыкам, с помощью которых ребёнок выражает свои просьбы, необходимо определить круг его интересов и те предметы и действия, которые он обычно просит. Это осуществляется следующими способами. 1. Наблюдение за ребёнком и запись данных в таблицу. Можно понаблюдать, чем любит заниматься ребёнок в свободное время, что он любит есть (как во время обычных трапез, так и когда получает что-нибудь вкусненькое), что любит пить, с кем любит проводить время, куда любит ходить, а также чего особенно не любит. 2. Систематическое тестирование мотивационных стимулов. Можно собрать все любимые предметы ребёнка вместе и дать ему выбрать один либо из всего комплекта, либо из пары любимых предметов. Нужно также обратить внимание, какие стимулы или предметы ребёнок выбирает чаще, какие — реже, с какими ему сложно расставаться, а какие он отдаёт без сожаления. Чем чаще ребёнок выбирает определённый стимул, тем большей мотивационной ценностью он обладает. Как мы используем карточки в нашей работе? При составлении и формировании навыка работы с
коммуникативными досками и альбомами
. 3
На них закрепляются изображения наиболее значимых для ребёнка предметов и видов деятельности, пиктограммы, визуально обозначающие часто используемые инструкции, а также карточки, обозначающие состояния ребёнка. Таким образом, используя этот альбом, с одной стороны, мы можем подкрепить нашу речевую инструкцию символом и таким образом упростим её понимание ребёнком, с другой стороны, ребёнок сможет сообщить нам необходимую информацию, указывая на ту или иную карточку, а в дальнейшем при систематической работе выстраивать фразы с использованием нескольких карточек. Мы используем
визуальные расписания
. Визуальное расписание является визуальным представлением событий, которые будут происходить в течение дня или в рамках какой-либо деятельности. Наиболее простой вариант визуального расписания - планшет «сначала- потом»: простая последовательность действий (событий) из двух элементов. Например, сначала заниматься, потом гулять. Когда ребенок уже понимает понятие «СНАЧАЛА – ПОТОМ», вводится сложное расписание различных мероприятий и последовательностей действий в течение дня. В расписание включаются те занятия, которые действительно происходят именно в такой последовательности. На расписании размещаются наглядные материалы (например, фотографии, рисунки, написанные слова), которые изображают определенные виды деятельности и мероприятия. Текущий момент деятельности обозначается стрелочкой. Расписание располагается на постоянном месте (на доске в группе, в кабинете специалиста, дома). В практике работы мы используем расписания обще групповых видов деятельности. Это режимные моменты и занятия. Существуют индивидуальные визуальные расписания для каждого ребёнка с обозначением индивидуальных занятий со специалистами. 4
Кроме того, воспитатели и специалисты применяют визуальные расписания для структурирования деятельности на занятии. Обозначается перечень заданий или конкретное задание разбивается на мини операции по типу инструкционной карты. Мы стараемся каждое занятие строить так, чтобы на нём было возможно применение средств альтернативной коммуникации. Например, на занятии «Круг» каждый из этапов сопровождается применением средств альтернативной коммуникации. Сначала происходит повторение правил поведения. Важным условием здесь является визуализация с помощью пиктограмм. Далее повторяются календарные представления. Дети обозначают с помощью карточек, подкрепляемых названиями, текущие время года, месяц и день недели. Далее происходит приветствие друг друга. Дети здороваются друг с другом (с использованием жестов и речевых средств для говорящих детей и с использованием жестов и пиктограмм для неговорящих детей). Затем дети выбирают и вывешивают фотографии присутствующих детей и взрослых. Главным структурным компонентом занятия является построение обще группового расписания на текущий день. Кроме того, мы используем карточки для разграничения помещений и зонирования пространства для различных видов деятельности в группе, создаём с помощью карточек визуальную опору для решения проблемных ситуаций во время занятий и в процессе свободной деятельности воспитанников. Важно отметить, что применение средств альтернативной коммуникации ни в коем случае не должно заменять речевое общение. Поэтому параллельно с использованием карточек, мы стараемся создать условия и для стимулирования собственной речи ребёнка. Специалисты, создавая проблемные ситуации, используя мотивационные стимулы, побуждают ребёнка к речевой активности (отражённая речь, высказывание с опорой на пиктограммы и мнемо-таблицы и т.д.) 5
Применяя систему альтернативной коммуникации мы определили ряд особенностей в работе с ней: • При обучении использованию графической системы символов ребёнку сначала необходимо предъявлять фотографии реального объекта (к примеру, собаки), потом — рисунок с объектом, и затем — пиктограмму. • Важно использование как можно большего количества дополнительных знаков и символов (жестов, картинок) и, например, написанного слова. Всё это помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, способствуя таким образом развитию понимания и вербальной (звуковой) речи. • Необходима постоянная поддержка мотивации. Обучение использованию любой системы дополнительной коммуникации — это чаще всего сложная, долгая и упорная работа, которая требует постоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребёнком, постоянной поддержки мотивации и заинтересованности и ребёнка и окружающих его взрослых, так как не всегда система воспринимается легко и быстро. • Ключевой является работа над генерализацией коммуникативного навыка. Особенно трудно вывести использование системы дополнительной коммуникации за пределы занятия или учреждения и использовать приобретённые навыки в повседневной деятельности, что, собственно, и является основной целью применения системы дополнительной коммуникации. В итоге нужно сформировать у ребёнка способность осуществлять коммуникативные операции с разными людьми и в разных условиях. В связи с этим необходимо объяснить родителям или близким взрослым ребёнка важность единства требований и условий жизни ребёнка с целью максимального ускорения процесса обучения. Одним из важных моментов является так называемое случайное обучение, когда в насыщенной мотивационными стимулами среде взрослый ждёт проявления инициативы ребёнка по поводу одного из стимулов, 6
формирует более сложную коммуникативную реакцию и затем предоставляет ребёнку тот самый мотивационный стимул. По итогам применения средств альтернативной коммуникации мы выделили для себя следующие плюсы и минусы. 1.Плюсы. Карточки незаменимы для детей, которые не ориентируются на речь и не воспринимают речевые инструкции. Система визуальных расписаний снимает тревожность у детей, привыкших жить по определённому режиму (в первую очередь это касается детей с РАС) Визуальные расписания способствуют самостоятельности детей при следовании определённому плану деятельности 2.Минусы. Для создания предметно-развивающей среды с применением карточек необходимы дополнительные ресурсы: - доски или альбомы; - карточки; - липучки. Не всегда удобно носить карточки с собой В заключение нужно отметить, что универсальных средств и форм обучения детей с ментальными нарушениями нет. Для каждого ребёнка набор средств индивидуален и должен производиться с учётом всех психофизических особенностей и возможностей ребёнка и материальных возможностей окружающих его взрослых. Однако наш опыт применения таких средств альтернативной коммуникации, как карточки и системы визуального расписания показывает значительные успехи детей в развитии речи, снятии тревожности и формирования навыка планирования. 7
Список используемой литературы.
1. Мелешкевич О., Эрц Ю. – Бахрах-М, 2015 г. 2. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. — Теревинф, 2011 г. 3. Штягинова Е.А. Альтернативная коммуникация (методический сборник). – Новосибирск, 2012 г. 8
В раздел начальное образование