Экологическое воспитание младших школьников в рамках ФГОС.
методическая разработка
Автор: Щегляк Наталья Леонидовна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 38 муниципального образования Абинский район, город Абинск, Краснодарского края
В раздел начальное образование
Экологическое воспитание младших школьников в рамках ФГОС.
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей. В рамках ФГОС это реально сделать в урочное время и во время внеурочной работы. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на природоведческие вопросы, интересующие детей. Проведение внеклассной работы, направленной на всестороннее развитие личности младшего школьника, способствует более прочному освоению изученного материала на уроках, развивает интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания. Работа по формированию экологической культуры может быть реализована при проведении внеклассной воспитательной работы. Наилучшим результатом воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассная работа должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга . Разнообразная деятельность во внеклассной работе дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы, быть психологически готовыми к общению со специалистами различных областей природопользования, активно оперировать знаниями с целью принятия конкретных решений и убеждения тех, кто еще не осознает необходимость бережного отношения к природе. Проведение недели экологии является одной из форм внеклассной работы. В процессе проведения экологической недели дети получают элементарные экологические знания. Начальная школа стремиться повысить общий уровень экологической культуры детей. Для этого проводятся различные развлекательные программы, которые имеют экологическое содержание и предусматривают воспитание у детей экологической культуры. Подготовка к любому празднику требует большой работы, но дети любят активно участвовать в них. Они устают быть зрителями, им интересно самим быть героями. Театрализованные праздники имеют большое воспитательное значение.
Театрализованное внеклассное мероприятие «На лесной полянке»
Цель:
воспитание экологически грамотного, социально активного человека, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Задачи:
учить детей быть ответственными за свои поступки, формировать культуру поведения в природе, развивать творческое воображение, познавательные возможности детей, воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы, прививать любовь к природе, желание о ней заботиться, заботиться о своём здоровье.
Оборудование:
мультимедийный проектор, костюмы персонажей, пластиковая ёлка искусственные цветы для оформления зала, музыкальное сопровождение. Ход мероприятия.
1 ученик.
На берегу реки Абин под седыми облаками Наша школа так похожа на корабль под парусами! Море сосен, море елей. Лес напротив, лес кругом. Вот о нашем местном лесе речь свою и поведем...
2 ученик
Но прежде спросим у присутствующих здесь - Кто знает, что такое лес?
3 ученик
Что такое леса? Что такое леса? Это нашей Земли вековая краса. В них не только клесты, и не только грибы - В них и наши мечты, и частица судьбы.
4 ученик
Что такое леса? Что такое леса? Это ягодный рай, звонких птиц голоса, Белки, зайцы, кроты - наши братья-зверьки, На полянах цветы, на цветках - мотыльки...
5 ученик
Много песен пропето о лесной красоте, Лес доверию учит, а еще - доброте. Вечно дарит нам что-то, лес нельзя не любить, Это наша забота - край лесной сохранить!
6 ученик
Никто не спорит с тем, что лес - Необычный край чудес, Но если в наш лес попадете - Вы многого там не поймете... Поверьте, нам не хочется В наш лес вас приглашать, Но все-таки пойдемте - Должны вы правду знать! Лесная полянка.(звучит музыка), дети изображающие деревья стоят в зале.( Ель, Дуб, Берёза)
Ведущий
. Стоит жаркий летний день. В эту пору лучше всего на речке, где от воды веет прохладой. Но вот наступает вечер, Косые лучи солнца почти не пробиваются сквозь густую
листву деревьев, тени длинные и глубокие. Приятно посидеть на лесной полянке, где собираются по вечерам лесные жители. Приблизимся к ним и послушаем их разговор. На поляну выходит Колокольчик, потягивается…
Колокольчик.
Ах, наконец стало прохладно, и я могу немножко позвенеть. Это так приятно! Динь-динь! (звенит колокольчик) Появляется Ромашка — мать.
Ромашка - мать.
Слышу, слышу тебя, мой друг колокольчик. Сейчас я позову своих деток, и мы все дружно повернем к тебе свои головки. Несколько девочек, у которых на голове ободки с изображением ромашек, выходят на полянку и водят под музыку хоровод вокруг Колокольчика. Появляется Травка.
Травка.
Мне, простой травке, тоже приятна прохлада. Днем солнце так палило, что я чуть совсем не засохла. А сейчас так хорошо! Приходите, звери, птицы, На траве повеселиться. Я вам мягко постелю, Всех вас очень я люблю.
Ель.
Мы вас тоже очень ждали.
Дуб.
Приготовили вам тень, Приходи, Медведь, Олень.
Береза.
И красавица - девица, по прозванию лисица. Выходят Медведь, Волк, Лиса, Ёж, Дятел, Бобёр. Медведь укладывается под елью, а остальные присаживаются на пеньки.
Дуб.
Мы расскажем вам о том , Как в лесу своем живем.
Дятел.
Смотрите, здесь после гулянки Нам не узнать родной полянки... Вот тут какие-то «звери» Воткнули окурки в тело ели! - Они сначала, видно, тлели, Но вспыхнул вдруг огонь на ели!
Ель.
Поосторожней бы с лесами... Такой огонь мы сбили сами, И все же бросило нас в жар: А если бы большой пожар?!..
Дуб.
Все так изранено в лесу, как после дней войны. Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны. Березу ножиком пырнул какой-то живоглот. И кажется, из-под коры её слеза течет.
Еж.
Я колючий Ёжик, Ни головы, ни ножек. Я из леса к вам пришёл, Там беды большой подъём: Люди там так отдыхают, Сразу шум стоит такой, Всех зверюшек распугают, Мусор всюду оставляют. Жить там стало невтерпёж
-Хоть куда девайся Ёж.
Бобёр.
Да , что тут говорить! Друзья мои лягушки Болеют, как старушки. На дне моей квартиры – Бутылки, тряпки, вилы. Не речка, а помойка.. Кругом лежат жестянки, запчасти, склянки, банки. А мне так жить охота!
Лиса.
Знают все, что я, Лисица, Очень хитрая девица. У меня проблема есть: Как бы Петушка мне съесть. Все сараи на запоре... По ведь разве это горе? Любили мы резвиться вволю, Но появился человек, И стало много нас в неволе. И шубы носят из сестричек... Из всех моих друзей вообще Осталось чуть - спроси у птичек.
Дятел.
Это правда. Что лукавить! Человек не знает меры, Я готов людей прославить, Но у нас исчезла вера!
Медведь.
Ох, сегодня я, ребятки, Так поел малины сладко! Разболелся мой живот, А ещё хотел съесть мед. Разыскал его в дубле Ранним утром на заре, Да нe тут - то, братцы, было Всё разбито и залито, и разрушено давно.
В
ОЛК
.
Кто-то там в траве стрекочет, Мои пяточки щекочет? (вскакивает) Выскакивает Кузнечик. Под мелодию «В траве сидел кузнечик» исполняется танец.
Кузнечик.
Вы большие очень все, Так, что даже страшно мне. Насекомых хоть не любят, Не они природу губят, А виной всему в наш век Неразумный человек. Он животных истребляет, Грибы с корнем вырывает, Не щадит он красоты: Топчет травы и цветы.
Волк.
Прав Кузнечик , хоть и мал,
Лес теперь другим уж стал: Битые бутылки, банки Поселились на полянке. Сколько нам ещё терпеть? Так ведь можно умереть. Превратится лес в пустыню, Где не встретишь и полыни.
Дуб.
Но не всё , друзья, так худо. Верю я, случится чудо: Люди истину поймут И природу сберегут.
Ель.
Обращается к медведю Эй, косматый, глянь - ка, Пришли дети на полянку... На полянку выходят ученики.
1 ученик.
Здравствуй, лес, дремучий лес Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью темной грозовою? Что там шепчешь на заре Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь, какая птица? Всё открой, не утаи, Ты ведь видишь - мы свои! Звери прячутся за деревья.
2 ученик
(оглядывается по сторонам) А что мы видим здесь, друзья? А то, что жить нам так нельзя! Не бережем свои края мы: Везде осколки, мусор, ямы... Всё захламили, всё в отходах... И гибнет лес - дитя природы... Весь мусор к нам везут сюда - и это Наша главная беда!
3 ученик.
Мы хотим, чтоб птицы пели. Чтоб леса вокруг шумели, Чтобы были голубыми небеса. Чтобы речка серебрилась, Чтобы бабочка резвилась И была на ягодах роса.
4 ученик.
Мы хотим, чтоб солнце грело, И берёзка зеленела, И под ёлкой жил колючий ёж. Чтобы белочка скакала, Чтобы радуга сверкала, Чтобы летом лил весёлый дождь. Звери по одному выходят
Медведь.
Будем с вами мы дружить
И попросим защитить Нас от грубости людей. (обращается к березе) Дай послание скорей. (передает послание одному из учеников)
Берёза.
Передаю я вам посланье От Кузнечика, Травинки, От Медведя и Осинки, От деревьев и зверей. Попрошу я всех людей Лес любить и знать о том, Что природа - отчий дом.
Презентация «Правила поведения в природе»
1 ученик.
Дерево, трава, цветок иль птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, Мы в лесу останемся одни.
2ученик.
Возвращаясь домой, Не оставляй там мусор свой! Пусть останется чистым лес И деревья растут до небес!
3ученик.
Букеты большие ты в поле не рви! Ты помни, что вскоре завянут они. А так на полянке, живые не раз Цветеньем своим будут радовать глаз! Не разрушайте этот мир , Девчонки и мальчишки, Иначе эти чудеса Останутся лишь в книжке.
4 ученик
В пустыню превращается Земля, Изводятся леса, мелеют реки. ...Осиротеем - может быть, тогда Переосмыслим мы свои «успехи».
5 ученик
И каждую былинку сберегать Мы как зеницу ока сразу станем, Всю Землю превратить в цветущий сад - Такую цель перед собой поставим.
6 ученик
У нас Земля одна. Не торопитесь, люди, Все выскрести до дна. Не мудрено добраться До скрытых тайников, Разграбить все богатства У будущих веков.
7 ученик
Мы общей жизни зерна, Одной судьбы родня, Нам пировать позорно В счет будущего дня. Поймите это, люди, Как собственный приказ, Не то Земли не будет У каждого из нас.
Исполняется песня «Ты береги нас, береги» (стихи Е. Шкловского,музыка М. Протасова)
Смотрю на глобус шар земной, И вдруг вздохнул он, как живой; И шепчут мне материки: Ты береги нас, береги! В тревоге рощи и леса, Роса на тропах, как слеза! И тихо просят родники: Ты береги нас, береги! Грустит глубокая река, Свои теряя берега, И слышу голос я реки: Ты береги нас, береги! Остановил Олень свой бег: Будь человеком, человек! В тебя мы верим - не солги. Ты береги нас, береги! Смотрю на глобус - шар земной. Такой прекрасный и родной! И шепчут губы на ветру: «Я сберегу вас, сберегу!»
Ведущий:
Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь нашу Землю. Бере гите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не ло - майте деревья, не разоряйте гнезда! Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с любовью за ними. Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли!
Ученик:
Итак, теперь наш эпилог, Подводит сказки он итог. Героев славная капелла Заздравную исполнит смело В честь экологии души, Смотрите, как все хороши!
Все исполняют песню на мотив песенки из мультфильма «Бременские музыканты».
Ничего на свете лучше нету, Чем спасти от гибели планету, Будет лес любимый свеж и зелен, Эту радость мы с тобой разделим. - 2 раза. Береги ты все живое рядом И на все смотри хозяйским взглядом. Знают даже маленькие дети -
Должен быть порядок на планете. - 2 раза. Пусть вода всегда в реке струится, Пусть всегда поют над нами птицы, И природе сами мы поможем, Эту радость мы с тобой умножим. - 2 раза.
В раздел начальное образование