ТРОИЦА (фольклорный праздник)
Методическая разработка
Автор: Жукова Елена Ивановна, музыкальный руководитель, ГБОУ Лицей 138, Москва
В раздел начальное образование
Коррекционно-музыкальная терапия
Авторский вариант методической разработки
к программе Н.А. Цыпиной «Ритмика»
для классов коррекционно – развивающего обучения
ЖУКОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА,
Музыкальный руководитель 2015
ТРОИЦА
(фольклорный праздник)
Цель развлечения:
познакомить детей с русским народным творчеством, с народными традициями, воспитывать бережное, уважительное отношение к природе, прививать любовь к русским танцам, желание их исполнять.
Костюмы для взрослых:
леший, русалка, чучело, русские костюмы для девушек.
Детские костюмы:
русалка, одуванчик, гвоздика, незабудка, фиалка, ягодка, русские костюмы.
Атрибуты:
наряженная в сарафан березка в ведре с песком, цветные листочки, платочки для танца, пила (игрушка), глина для лечения березки.
Ход развлечения:
Под русский наигрыш на участок детского сада (школы) приходят дети. Их встречает ведущая в русском сарафане и кокошнике.
Ведущий.
Вы не спать пришли, не стоять пришли, А Троицу-праздник встречать пришли. Троица зеленая, гостья наша дорогая, Ты не в среду пришла и не в пятницу, Ты пришла в воскресенье — всю неделюшку веселье. А вы знаете, ребята, что такое Троица? Это старинный народный праздник земли, воды, леса. Троица — их день рождения, а в Троицу земля, вода и лес именинники. С давних времен люди прославляли и оберегали лес, а больше всего народ любил березку — символ добра, любви и чистоты.
Ребенок.
Люблю березку русскую, то светлую, то грустную, В зеленом сарафанчике, с платочками в карманчике.
Ведущий.
В Троицу, ребята, нельзя было рубить и ломать лес. Только одну маленькую березку разрешалось срубить. Ее наряжали как красную девицу, в сарафан и платочек и ходили с нею в гости. Вот и к нам сегодня должна прийти девица-красавица со своей березкой. А вот и они. Под русскую мелодию входят 6 девушек — воспитателей в русских костюмах. Они идут хороводным шагом плавно, парами. Две девушки в середине несут наряженную березку. Ее ставят в центре, сами останавливаются полукругом, лицом к детям.
Ведущий.
Белая березка, милости просим к нам! Березонька белая, березонька кудрявая, на чем приехала к нам?
Девица 1.
На ковре, на золоте, на атласе, на бархате.
Ведущий.
У кого же ты гостила?
Девица 2.
У отца, у матери, у рода, у племени, у красных девушек.
Ведущий.
Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая! Под тобой, березонька, все не мак цветет. Под тобой, березонька, не огонь горит,
Не мак цветет, не огонь горит — Красны девицы в хороводе стоят, Для тебя, березонька, плясать хотят. Девушки исполняют хоровод под мелодию «Сударушка» в обработке Ю. Слонова
Девица 3.
Ой, девицы, ой, красные, в Троицу березоньку надо бы красить.
Девица 4.
Надо бы венки плести, косы завивати. Украшают косы лентами под мелодию «Во поле береза стояла».
Девица 5.
Девицы-красавицы, мы венки плели, желанье загадывали. Через три дня придем развивать березку. Если венок не завял — желание исполнится.
Ребенок.
Березка — красавица русских полей, Порадуй, березонька, наших детей! Хоровод мы заведем, про березоньку споем. Дети исполняют хоровод «Ай-да, березонька», сл. Агаджанова, муз. Попатенко
Ребенок.
Как у наших, у ворот собирается народ. Все со скрипочками да с балалаечками. Выходят дети в русских костюмах с ложками, погремуш ками, бубнами, трещотками, они исполняют «Частушки».
Ребенок.
У ворот солнцеворот, Выходи плясать, народ! Дети исполняют русский танец. Русская народная мелодия по выбору музыкального руководителя.
Ведущий.
Песня, русская песня, как же ты хороша! Песня, русская песня, жизни нашей душа! Дети и девушки исполняют русскую народную песню «Посею лебеду на берегу». Из-за кустов появляется Леший.
Леший.
Что это за шум? Кто меня разбудил? У меня в лесу тишина, покой, птички поют, цветы цветут и вдруг кто-то шумит, песни поет, в барабаны бьет!
Ведущий.
Леший, ты на нас не обижайся, мы сегодня Троицу празднуем, день рождения земли, леса, воды.
Леший.
Ну, ладно! Успокоили вы меня, а я думал, что вы пришли костры жечь, птичьи гнезда разорять, лес ломать. Таких людей я не люблю и лес от них защищаю. А с вами, ребятишки, я поиграть хочу. Вот тут у меня в мешке шишки еловые, в лесу собирал. Хочу я посмотреть, кто из вас быстрый и ловкий, кто больше шишек наберет.
Проводится аттракцион: «Кто больше соберет шишек». Во время аттракциона за спинами детей появляется Чучело (роль для воспитателя). На плечах под одеждой у него длинная палка, к которой прикреплена веревка, концы ее торчат из рукавов. Леший после аттракциона обращает внимание детей на Чучело.
Леший.
Здравствуй, Чучело! Это, ребята, мой друг! Только он не в лесу живет, а в огороде, он охраняет грядки от птиц.
Чучело.
Здравствуйте, дети! Что у вас тут за праздник? Ответы детей.
Чучело.
А я с вами поиграть хочу. Вот тут у меня веревки висят, не хотите ли силой померяться? Беритесь за веревку, кто справа, кто слева. Кто меня на свою сторону перетянет - тот и самый сильный. Аттракцион «Перетяни канат».
Ведущий.
Спасибо вам, Леший и Чучело, за игры интересные. А теперь послушайте, какую дети песню о Земле-Матушке споют! Исполняется хоровод «Земелюшка-чернозем» (русская народная песня в обработке Е. Тиличеевой)
Леший.
Спасибо вам, ребята, за то, что отмечаете день рождения леса, земли нашей. Приходите в гости в лес. Теперь я знаю, вы его не обидите.
Чучело.
А ко мне осенью приходите, я вас морковкой сладкой угощу. Леший и Чучело прощаются и уходят.
Ведущий.
Посмотрите, дети, как прекрасна наша земля. Какая шелковая трава стелется по ней, какие цветы украшают ее. И к нам в гости сегодня пришли девочки-цветы (выходят девочки в костюмах разных цветов).
Одуванчик.
Носит одуванчик желтый сарафанчик. Подрастет — нарядится в беленькое платьице. Легкое, воздушное — ветерку послушное.
Гвоздика.
Гвоздика полевая, маленький цветок, Среди ромашек белых горит как огонек. Горит она не гаснет под солнечным лучом, И ветер ей не страшен и дождик нипочем.
Незабудка.
Незабудки вспыхнули на траве густой, Будто с неба брызнули голубой росой
Ромашки.
Мы — ромашки, мы — ромашки, словно белые рубашки. На полянке луговой потанцуем мы с тобой.
Фиалка.
Я синие глазки сейчас лишь открыла, И свежей росою листочки умыла. Что, нынче здесь праздник? Пришли сюда дети? Давайте
же
танцем веселым их встретим.
Девочки исполняют танец цветов под «Вальс» Грибоедова.
Ведущий.
Чтобы цвела наша земля, чтобы росли на ней цве ты и деревья, нужен дождь, нужна вода, вот поэтому в Троицу девушки бросали березку в реку или озеро и зазывали дождь.
Девица.
Туча со громом сговаривались: Пойдем, гром, погуляем с тобой По полям, по деревням, Во ту да в другую сторону.
Ведущий.
И шли дожди проливные, поливали луга заливные, благодарил народ дождь, благодарил воду. Вода — начало жизни, без воды все засохнет, все погибнет. Охраняли реки и озера русалки и водяные. Сегодня праздник воды, может быть, и к нам Русалка в гости придет? Появляется Русалка — воспитатель в длинной белой рубашке, волосы распущенные.
Русалка.
Я — Русалка, мне вас не жалко, кого хочу, того замочу (брызгает водой, дети убегают).
Ведущий.
Ребята, Русалка боится только смелых. Кто не испугается и подойдет к Русалке на 5 шагов, тогда она убежит. Дети идут к Русалке, считая шаги. Русалка убегает.
Ведущий.
В народе было такое поверье: сумели на Троицу прогнать Русалку, все пойдет благополучно. И нам теперь можно веселиться от души. Аннушка, Аннушка, теперь нам нечего бояться, сходи за водой. Выходит девочка в русском костюме с коромыслом на плечах. Исполняется танец «Пошла млада за водой». Появляется девочка-Ягода.
Ягода.
Я капелька лета на тоненькой ножке, Плетут для меня лубяные лукошки, Кто любит меня, тот и рад поклониться. А имя дала мне родная землица. Я-земляничка, я росла около березки, мы с ней дружно жили, часто беседу заводили. А сейчас она невесела, низко голову повесила. Злой мальчишка ей сломал веточку зеленую. Вы берез ке помогите, веточку ей полечите.
Ведущий.
Пойдем, Земляничка, покажи нам больную подружку. Земляничка ведет детей к березке на территории, около березки лежит сломанная ветка. Девочка-Земляничка исполняет песню «Березонька», сл. Волгиной, муз. Филиппенко. Ведущая прикладывает ветку к березе, обмазывает глиной, рассказывает детям, как надо лечить деревья.
Ведущий.
Березонька наша снова весела, здорова, да и нам весело стало. Дайте песню споем. Красные девушки исполняют русскую народную песню «Субботея», приглашают плясать детей. Девушки угощают детей пирогами.
Приложение
Р. н. п. «Посею лебеду на берегу»
1. Посею лебеду на берегу — 2 раза Мою крупную рассадушку, мою крупную зеленую. 2. Погорела лебеда без дождя — 2 раза Моя крупная рассадушка, моя крупная зеленая. 3. Посею лебеду на берегу — 2 раза Мою крупную рассадушку, мою крупную зеленую.
Частушки
Начинаю я припевку Я девчонка боевая, Первую начальную, Боевая, ну и что ж, Я хочу развеселить Моя маме боевая, Публику печальную. Ну, а я тогда в кого ж? В песнях радость, в песнях горе, Не давайте мне обедать, В песнях и весельице. Не давайте чаю пить. Только в песнях нахожу Только дайте дозволенья Сердечку утешеньице. С дорогим поговорить. На окошке два цветочка Мы частушки петь кончаем Голубой да аленький. И садимся в решето. Я парнишка боевой, Уезжаем мы в Москву Хоть и ростом маленький. За частушками еще.
«Березонька»
Сл. Волгиной, муз. Филиппенко На лугу, на лугу зеленешеньком, Там березка стоит одинешенька. Низко березонька наклонилась, Горько березонька зажурилась. Ты скажи, что с тобой приключилось? Отчего головой ты склонилась? — Люди недобрые повстречались мне, Ветки зеленые обломали мне. Мы лечили березку зеленую, И водицей поили студеною. Стала березонька веселешенька, Стала кудрявая зеленешенька. Рн.п.
Субботея.
У нас нынче субботея, а назавтра воскресенье. Барыня ты моя, сударыня ты моя, воскресенье. А вчера ко мне Ванюша приходил, Три кармана, три кармана, приносил Барыня ты моя, сударыня ты моя, три кармана приносил. Один карман со деньгами, другой карман с орехами Барыня ты моя, сударыня ты моя, с орехами. Повтор 1-го куплета.
Танец цветов. (
Вальс Грибоедова)
В
танце участвуют
8
девочек, в руках они держат по 2 цвет ка. На вступление девочки медленно бегут, образуя круг и садятся, опустив голову.
1-8 такты.
Девочки медленно поднимаются, цветы подни мают вверх, покачивая ими.
9-16 такты.
Кружатся, покачивая цветами над головой, в кон це опускают руки.
17-24 такты.
Бегут в центр круга, постепенно поднимая руки с цветами, кружатся, покачивая цветами над головой.
25-32 такты.
Девочки бегут из круга, постепенно поднимая цветы и кружатся, покачивая ими, в конце руки опускают в стороны.
33-40 такты.
Исполняют шаг «балансе».
41-48 такты.
Кружатся, в конце садятся, опустив голову.
Реприза.
Движения повторяются сначала до 32 т, в конце делают реверанс.
В раздел начальное образование