"Проблемы воспитания в современной школе"
Формирование УУД во внеурочной деятельности учащихся классов коррекционно-развивающего обучения.
Автор: Ушакова Лидия Ниониловна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 20, ст.Подгорная, Георгиевский район, Ставропольский край.
В раздел начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20 станицы Подгорной»
Формирование
универсальных учебных
действий
во внеурочной деятельности
в классах
коррекционно - развивающего
обучения.
Учитель начальных классов: Л.Н.Ушакова.
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ
…………………………………………………………………………………………………...2
II. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
1. Что же такое «универсальные учебные действия»?…………………………….……………….........2 2. Функции универсальных учебных действий.. …………………..………………………………. …...3 3. Виды универсальных учебных действий………………………………………………………… …...3
III. РОЛЬ И МЕСТО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ШКОЛЫ.
………………………....................................................4
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНО-
СТИ
………………………………………………………………………………………………………………6 1. Спортивно-оздоровительное направление…………………………..…………………...………...6 2. Духовно-нравственное направление и общекультурное направление……................................7 3. Общеинтеллектуальное направление …………………………………………………...…………8 4. Социальное направление…………………………………………………........................................9
V. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
……………..............10
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
……………………………………………………………………………….11 2
I. Введение.
Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обуче- нии и воспитании нынешнего молодого поколения. Остановимся на некоторых из них: · происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учеб- ного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни старшего дошкольника ведущего места, что при- водит к трудностям развития, произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению; · тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб ду- ховно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря ин- тереса к учению; · резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной; · современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения; · для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закры- тости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов; · категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей, увеличивается. Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложе- ны в государственных стандартах второго поколения. Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразован- ной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования. В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым об- разовательным стандартам? Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, пи- сать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обуче- нию. В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения и воспитания не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, при- нятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Большинству из учителей предстоит перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен вы- ходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходи- мости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
II. Формирование универсальных учебных действий (УУД).
1.Что же такое «универсальные учебные действия»?
В широком значении термин «универ- сальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершен- ствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечиваю- 3
щих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию это- го процесса. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин и во внеурочной деятельности. Каждый учебный пред- мет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной и внеурочной деятель- ности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
2. Функции универсальных учебных действий:
· обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; · создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательно- го развития, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного со- держания.
3. Виды универсальных учебных действий
. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учить- ся. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие мотива- цию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях позна- ния. Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и органи- зацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закла- дывать в начальной школе в процессе обучения. Универсальные учебные действия можно сгруппиро- вать в четыре основных блока: 1)личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жиз- ненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельно- стью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необ- ходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку другу. Таким образом, формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образо- вательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, ор- ганизации форм учебного сотрудничества решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Фор- мирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Для реализации этих целей в школе была сформирована целостная образовательная среда, вклю- чающая урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, учитывающая историко-культурную, эт- 4
ническую и региональную специфику, формирующая у обучающегося активную деятельностную пози- цию. Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения нужно прово- дить большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, организация совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов каждого, обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности.
III. Роль и место внеурочной деятельности в основной образовательной программе школы.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Основным нормативным правовым документом, определяющим внеурочную деятельность, яв- ляется федеральный государственный образовательный стандарт. В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). В качестве форм, в которых может быть реализована внеурочная деятельность закреплены такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. Вместе с тем необходимо понимать, что данные формы не тождественны по целям, содержанию и формам дополнительного образования детей Новый стандарт направлен на обеспечение освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, духовно-нравственного развития и воспитания обучаю- щихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской позиции, сохранение и развитие культурного наследия, овладения духовными ценностями; создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего об- разования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в осо- бенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных де- тей и детей с ограниченными возможностями здоровья; создание системы воспитательных мероприя- тий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школь- ников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социали- зации. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на до- стижение результатов освоения основной образовательной программы. В первую очередь – это дости- жение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятель- ности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Реализация внеурочной деятельности в начальной школе позволяет также решить ряд очень важ- ных задач: - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; - снизить учебную нагрузку обучающихся; - улучшить условия для развития ребенка; - учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Психофизиологические особенности ребенка младшего школьного возраста коррекционных классов (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д. Кроме того, для этих детей еще очень акту- альны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность. Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения 5
учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать фор- мированию логического мышления на первых этапах обучения в школе. Различные формы внеурочной деятельности в начальной школе должны способствовать фор- мированию: - целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разно- образии природы, культур и народов; - эстетических потребностей, ценностей и чувств; - навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не созда- вать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - установки на безопасный, здоровый образ жизни; - способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; - умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с постав- ленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы до- стижения результата; - умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познава- тельных задач; - способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуника- ции; - логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидо- вым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассу- ждений, отнесения к известным понятиям; - умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуще- ствлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное по- ведение и поведение окружающих; - способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и про- странственных отношений; - пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки; - значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений; - уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; - навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; - умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность. В этом проявляется роль внеурочной деятельности обучающихся в достижении планируемых ре- зультатов освоения основной образовательной программы начального общего образования: личност- ных, метапредметных, предметных. Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления отдель- ных аспектов содержания учебных программ. Например, знания и умения по математике: признаки предметов (сравнение по цвету, размеру, форме), пространственные представления, взаимное располо- жение предметов, сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов и т.д., могут быть за- креплены в ходе экскурсии «в природу», на занятиях по изобразительному искусству, в кружках при- кладного творчества и т.д.. Это дает реальную возможность для снижения учебной нагрузки обучаю- щихся за счет обеспечения направленности урочной и внеурочной деятельности на решение общих за- дач. Важно осознать, что внеурочная деятельность способна решать общие задачи с урочной деятель- ностью не только в таких образовательных областях как «Искусство», «Технология», «Физическая культура», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», но и в образовательных обла- стях «Математика и информатика» и «Обществознание и естествознание». В последнем случае представляется целесообразным включение детей в деятельность органов школьного самоуправления, участие в деятельности школьных историко-краеведческих объединений, школьных музеев, взаимодействие с детскими общественными объединениями и организациями гума- нистической направленности, социальными институтами. При освоении обучающимися основ есте- 6
ственнонаучных дисциплин, необходимо во внеурочной деятельности сделать акцент на воспитании эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за экологическое благополу- чие окружающего мира через участие детей в работе соответствующих экологических центров, включе- ние в реализацию игровых экологически ориентированных программ, в том числе, в рамках детских об- щественных объединений. Трудно переоценить и роль спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в создании условий для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. В Сан- ПиН 2.4.2.2821-10 предполагается, что эта потребность может быть реализована посредством ежеднев- ной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 часов. Такой объем двигательной ак- тивности может быть обеспечен за счет участия обучающихся в комплексе мероприятий: в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, уроков физкультуры, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой. Но конечно значительную часть этого объема времени (примерно от 20 до 50 процентов) может обеспечить спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности.
IV. Характеристика основных направлений внеурочной деятельности.
В начальной школы выделены основные направления внеурочной деятельности: - Спортивно-оздоровительное направление - Духовно-нравственное направление - Общеинтеллектуальное направление - Общекультурное направление - Социальное направление Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построе- ния соответствующих образовательных программ ОУ.
Спортивно – оздоровительное направление.
Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способ- ствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьника- ми освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприя- тиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение 7
было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заклю- чается актуальность программы «Подвижные игры». Программа «Подвижные игры» способствует укреплению здоровья, формированию двигательно- го опыта, воспитанию здорового образа жизни, расширяют кругозор учащихся, развивает мышление, внимание, память. Игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры с на- родными песнями, прибаутками, плясками. В программу включены народные игры. Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направ- ленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народов в физ- культурном аспекте деятельности. Игры стали для детей средством самопознания, здесь они проявляют свои лучшие качества: до- броту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Школьники с увлечением, зани- маются в кружке, играют в новые игры на переменах, в группе продлённого дня, со своими друзьями на улице. Занятия способствуют активизации интеллектуальной сферы ребенка как личности. Ребята с удовольствием принимают участие в общешкольных мероприятиях: соревнованиях, весёлых стартах, Днях здоровья, осеннем кроссе. Во время Дня здоровья дети 4-х классов КРО разучи- вали новые игры с первоклассниками.
Духовно-нравственное направление, общекультурное направление
Духовно-нравственное и общекультурное направления включают широкий спектр видов деятельности. Задача этих направлений состоит в формировании духовно - нравственной творчески активной лично- сти, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Духовно-нравственное направление способствует формированию у школьников мировоззренческих основ, помогает привить духовные, моральные и этические ценности, необходимые для нравственного становления личности, полноты духовной жизни человека и межличностных отношений. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств проводится через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в род- 8
ном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимо- сти. Духовно-нравственное и общекультурное направления – это средство, которое через познание истории и культуры своего края способствует изучению истории и культуры в целом своей страны, вос- питанию экологической культуры, формированию ответственности по отношению к природной среде, формированию умений практического характера, совершенствованию интеллектуального, духовного и физического развития, оздоровления, приобретению трудовых и прикладных навыков; способствует воспитанию толерантности, уважения к ценностям народов, населяющих Северный Кавказ, их культу- ре, вероисповеданию, пониманию неповторимости уникальности каждого человека; обогащению знани- ями, раскрывающими прошлое; способствует усвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности. Помогают этому экскурсии в станичную библиотеку, музей пожарной части г. Георгиевска, этно-музей «Казачья старина», городской музей, посещение храма Иконы Казанской Божией Матери.
Общекультурное направление
Общекультурное направление совершенствует интелектуальное, духовное и физическое развитие. Рассмотрим систему эстетического воспитания. У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: литературу, музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе - литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности. Основным и главным элементом литературы как предмета является, конечно, само искусство — произ- ведения художественного слова. В процессе занятий литературой ребенок совершенствует и навыки чтения, учится эстетическому освоению художественных произведений, усваивает их содержание и раз- вивает свои психические силы: воображение, мышление, речь. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления — решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели. Наши ученики участвуют в поэтических конкурсах и даже занимают призовые места (Казаченко Зарина – II место в конкурсе, посвящённом творчеству С. Михалкова, Кириченко Татьяна – III место в конкурсе «Зимушка – зима», Зуб Вадим - III место в конкурсе «Золотая осень»). 9
Музыка как интегрированный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах. «Музыка» выдвигает единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности обучающихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности. Изобразительное искусство как интегрированный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения. Учащиеся классов КРО не отстают от других детей. Они активно участвуют в конкурсах рисун- ков и поделок не только школьных, но и районных, краевых, Всероссийских. Учащаяся 4 в класса Кири- ченко Татьяна награждена Дипломом I степени за участие во Всероссийском конкурсе творческих работ «Волшебство Нового года». Грамотами за участие в школьных конкурсах отмечены ученики: Гуденко Галина, Бычина Ангелина, Чикишев Сергей. Казаченко Русалина, Бычина Ангелина, Кириченко Татья- на, Казаченко Зарина приняли участие в районном конкурсе рисунков, организованным редакцией газе- ты Георгиевские известия». Их рисунки были выставлены в магазине Винни-Пух». Именно внеурочная работа даёт детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Она знакомятся и с такими видами искусства, как кино и театр. Для малышей ученики 4 – х классов КРО готовят инсценированные сказки, кукольные представления. Они не только разучивают слова, но и сами изготавливают костюмы и реквизит, а это тоже способствует творческому развитию учащихся. С первого класса наши дети участвуют в концертных программах в храме Иконы Казанской Божьей Ма- тери станицы Подгорной. Дети читают стихи, поют песни, выступают в инсценированных сказках. Данное направление ориентировано на патриотическое воспитание обучающихся как составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. Его основой является формирова- ние и развитие у детей преданности Родине и гордости за нее в любых экономических и политических ситуациях. Перед обучающимися государством поставлена основная задача: быть достойным гражданином России, хорошо учиться, быть способным и готовым к служению отечеству. Патриотическая работа предполагает использование самых разнообразных видов деятельности. Историческое краеведение: подготовка: поисково-исследовательская работа в архивах (семейных, школьных) и музейных фондах и др. Подготовка по основам безопасности жизнедеятельности: учебно – познавательные: встречи с ве- теранами, уроки мужества, просмотр фильмов патриотической направленности. Прикладная физическая подготовка: творческо – игровые: тематические сборы, творческие конкуры (песни, рисунка, фотогра- фии и др.), военно – спортивные праздники («Зарница», «Юный спасатель» и др.) и др. Церемониаль- ные: смотры, месячник оборонно-массовой работы, вахта памяти и др. 10
Учащиеся классов КРО не отстают от остальных обучающихся – принимают участие во всех ак- циях, месячниках, смотрах по своим возможностям. Бычина Ангелина подготовила выступление о сво- ей прабабушке – радистке, участнице Великой Отечественной войны. Ребята просмотрели и обсудили документальный фильм о главных сражениях Великой Отечественной войны. Приняли участие в кон- курсе рисунков к 70-летию Победы, в конкурсе чтецов. Каждый год ученики наших классов принимают участие в школьном смотре песни и строя «Нам этот мир завещано беречь». В 2014 году командир на- шего отряда Кириченко Татьяна заняла I место в номинации «Лучший командир».
Общеинтеллектуальное направление
Общеинтеллектуальное направление базируется на организации научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся. В кружках школьники изготавливают наглядные пособия или раздаточ- ный материал для учебных занятий в школе и передают их в дар учителям и ученикам. Приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повсед- невной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принци- пов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений. В связи с этим организовываем работу с воспитывающей информацией, предлагаем школьни- кам обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, ге- роизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Но в классах КРО очень трудно организо- вать обсуждения, так как дети не умеют чётко строить предложения, высказывать свои мысли, оформ- лять их, у них беден словарный запас слов. Особенно тяжело даются обсуждения во внутригрупповых дискуссиях. Поэтому большую часть времени мы отводим проектной деятельности. Самостоятельная или управляемая проектная деятельность младших школьников помогает реализовать их творческий потенциал. В процессе проектной деятельности младший школьник использует полученные знания, выбирает определённые учебные действия. Примерный перечень тем и видов проектов для учащихся начальной школы, реализуемых в единстве урочной и внеурочной деятельности отражён в таблице.
Предмет
Темы
Виды проектов
Литературное чтение Малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки) Создание сборника пословиц поговорок, побасенок, загадок; викторина; сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества и др. Сказки Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке); герои сказки в лепке, в рисунках; создание собственных сказок и др. Окружающий мир Человек и природа Осенние работы и праздники в традиции народов моего края; образы природы в устно – поэтическом творчестве народов моего края и др. Человек и семья Терминология родства; роль хозяина и хозяйки; традиции семьи и др. Человек и история и др. Мои земляки в истории России; мои земляки в культуре России; хозяйственные промыслы моего края и др. Математика Математические развлечения: игры с числами; логические, старинные задачи; фокусы с числами и др. Бумажный домик с мебелью, бумажный макет транспорта (самолёты, корабли, машины); конкурс математических игр, энциклопедия математических игр и др. Логические игры: морской бой, крестики-нолики, логические игры в книгах, кино; забытые игры и др. Книга о логических играх, комплекты игр и др. 11
Математика вокруг нас: числа в пословицах и поговорках; математика в торговле, кулинарии, в строительстве и др. Макет зданий из геометрических фигур; кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты»; книга о числах и др. Технология Мир техники и технологий Космонавты России; компьютеры вокруг нас (в магазине, аптеке и др.); что делать с мусором; как вода приходит в дом и др. Мир профессии Кем работают мои родные; кем я хочу быть; сладкие профессии; как хлеб в дом пришёл и др. Великие изобретатели и др. Русский изобретатель И Кулибин; изобретения Архимеда в нашем доме и современной технике; кто изобрёл радио. Наши ребята учились выполнять различные проекты: оформляли гербарии, изготавливали книжки-малышки о временах года, о буквах, подготавливали выставки: «Сказки осени», «Фабрика Деда Мороза», «Здоровый образ жизни», готовили проект – сказку «Репка» и др.. Книжки-малышки были подарены младшим сестрёнкам и братишкам, первоклассникам - шаблоны листьев и грибов, с проектом «Здоровый образ жизни» выступали перед учениками 2б класса. Особые чувства переполня- ли детей, когда они трудились над общим проектом «Осенний ковёр». Много споров было, пока при- шли к единому мнению, как будет выглядеть наш «ковёр». Чтобы подобрать листья, цветы, ягоды при- шлось подробнее познакомиться с местными растениями. Надо было узнать о разных видах клея и вы- брать необходимый для работы. Художники работали над эскизом. Литературоведы искали материал о Чебурашке. Мастера подбирали и сушили листья, цветы, ягоды. Работа получилась интересная, захва- тила даже самых пассивных детей.
Социальное направление
В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления может быть поло- жена общественно – полезная деятельность. Без усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование социальной активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество». Критерием оценки общественно полезной деятельности младшего школьника является не просто ее продукт (он может быть минимален), а степень сформированности ответственного отношения к общему делу. 12
Общественно полезный труд младших школьников в классах КРО организовывался в строгом со- ответствии с правилами и нормами охраны труда детей, безопасности труда и производственной сани- тарии. Труд детей был строго дозированным, разнообразным как по характеру, так и по объёму, по- сильным для детей данной возрастной группы. Дети этих классов очень любят трудиться, что-то изготавливать. Занятия способствуют формиро- ванию осознанной потребности в труде, воспитанию уважения к людям труда, заботливого и бережно- го отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, твор- ческого отношения к труду. Особое внимание учителя обращают на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности, стремления сделать работу как можно лучше и своевременно. Ребята учились пользоваться столовыми приборами, накрывать на стол, приготовлять са- латы, убирать свою комнату, ухаживать за комнатными растениями, убирать территорию школьного двора. Когда ученики хорошо усвоили навыки самообслуживания, им захотелось рассказать малышам о правилах ухода за своей кожей. Они осуществили свой проект: показали спектакль малышам «В гостях у Мойдодыра». Малыши были в восторге. Активно организовывали и принимали участие в выставках поделок: «Осенняя сказка», «Удивительное рядом» (поделки из природного материала), «Фабрика Деда Мороза», «Я и улица»( по правилам дорожного движения) и др.
V. Результативность и эффекты внеурочной деятельности.
В явном виде (зафиксировано в ФГОС НОО) внеурочная деятельность взаимосвязана с програм- мой духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образо- вания и программой коррекционной работы, хотя через планируемые результаты она связана практиче- ски со всеми разделами основной образовательной программы начального общего образования.
Первый уровень результатов
– приобретение школьником социальных знаний (об обществен- ных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в об- ществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами (в рамках основного и дополнительного образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневно- го опыта.
Второй уровень результатов
– формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного от- ношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значе- ние имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социаль- ных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов
– получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школь- ника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в само- стоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях», которые вовсе не обязательно по- 13
ложительно настроены, молодой человек действительно становится деятелем, гражданином, свободным человеком. Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления
образовательных эффектов
этой деятельности (эффектов воспитания и социализации де- тей), в частности: - формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школь- ников; - формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др. Наличие лишь знаний и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения – ко- нечно, немало, но все же не достаточно для появления гражданской идентичности. А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в школьном самоуправлении), и тем более, в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно воз- растает.
Список литературы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. 2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учеб- ные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя /Под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. 3. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С. 46-54. 4. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / Л.А. Шустова // Вопросы психологии. – 1990. – №2. 5. Азбука права: разработки занятий в начальной школе Бобкова Н. Н. 6. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методическое пособие. Кунаш М. А. 7. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск : Пеленг, 1993. 8. Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. // Начальная школа.- 1999, № 10 14
СОДЕРЖАНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ
…………………………………………………………………………………………………...2
II. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
1. Что же такое «универсальные учебные действия»?…………………………….……………….........2 2. Функции универсальных учебных действий.. …………………..………………………………. …...3 3. Виды универсальных учебных действий………………………………………………………… …...3
III. РОЛЬ И МЕСТО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ШКОЛЫ.
………………………....................................................4
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНО-
СТИ
………………………………………………………………………………………………………………6 1. Спортивно-оздоровительное направление…………………………..…………………...………...6 2. Духовно-нравственное направление и общекультурное направление……................................7 3. Общеинтеллектуальное направление …………………………………………………...…………8 4. Социальное направление…………………………………………………........................................9
V. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
……………..............10
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
……………………………………………………………………………….11 2
I. Введение.
Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обуче- нии и воспитании нынешнего молодого поколения. Остановимся на некоторых из них: · происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учеб- ного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни старшего дошкольника ведущего места, что при- водит к трудностям развития, произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению; · тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб ду- ховно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря ин- тереса к учению; · резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной; · современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения; · для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закры- тости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов; · категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей, увеличивается. Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложе- ны в государственных стандартах второго поколения. Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразован- ной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования. В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым об- разовательным стандартам? Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, пи- сать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обуче- нию. В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения и воспитания не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, при- нятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Большинству из учителей предстоит перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен вы- ходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходи- мости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
II. Формирование универсальных учебных действий (УУД).
1.Что же такое «универсальные учебные действия»?
В широком значении термин «универ- сальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершен- ствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечиваю- 3
щих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию это- го процесса. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин и во внеурочной деятельности. Каждый учебный пред- мет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной и внеурочной деятель- ности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
2. Функции универсальных учебных действий:
· обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; · создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательно- го развития, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного со- держания.
3. Виды универсальных учебных действий
. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учить- ся. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие мотива- цию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях позна- ния. Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и органи- зацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закла- дывать в начальной школе в процессе обучения. Универсальные учебные действия можно сгруппиро- вать в четыре основных блока: 1)личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жиз- ненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельно- стью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необ- ходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку другу. Таким образом, формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образо- вательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, ор- ганизации форм учебного сотрудничества решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Фор- мирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Для реализации этих целей в школе была сформирована целостная образовательная среда, вклю- чающая урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, учитывающая историко-культурную, эт- 4
ническую и региональную специфику, формирующая у обучающегося активную деятельностную пози- цию. Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения нужно прово- дить большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, организация совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов каждого, обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности.
III. Роль и место внеурочной деятельности в основной образовательной программе школы.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Основным нормативным правовым документом, определяющим внеурочную деятельность, яв- ляется федеральный государственный образовательный стандарт. В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). В качестве форм, в которых может быть реализована внеурочная деятельность закреплены такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. Вместе с тем необходимо понимать, что данные формы не тождественны по целям, содержанию и формам дополнительного образования детей Новый стандарт направлен на обеспечение освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, духовно-нравственного развития и воспитания обучаю- щихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской позиции, сохранение и развитие культурного наследия, овладения духовными ценностями; создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего об- разования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в осо- бенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных де- тей и детей с ограниченными возможностями здоровья; создание системы воспитательных мероприя- тий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школь- ников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социали- зации. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на до- стижение результатов освоения основной образовательной программы. В первую очередь – это дости- жение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятель- ности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Реализация внеурочной деятельности в начальной школе позволяет также решить ряд очень важ- ных задач: - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; - снизить учебную нагрузку обучающихся; - улучшить условия для развития ребенка; - учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Психофизиологические особенности ребенка младшего школьного возраста коррекционных классов (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д. Кроме того, для этих детей еще очень акту- альны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность. Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения 5
учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать фор- мированию логического мышления на первых этапах обучения в школе. Различные формы внеурочной деятельности в начальной школе должны способствовать фор- мированию: - целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разно- образии природы, культур и народов; - эстетических потребностей, ценностей и чувств; - навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не созда- вать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - установки на безопасный, здоровый образ жизни; - способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; - умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с постав- ленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы до- стижения результата; - умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познава- тельных задач; - способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуника- ции; - логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидо- вым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассу- ждений, отнесения к известным понятиям; - умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуще- ствлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное по- ведение и поведение окружающих; - способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и про- странственных отношений; - пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки; - значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений; - уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; - навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; - умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность. В этом проявляется роль внеурочной деятельности обучающихся в достижении планируемых ре- зультатов освоения основной образовательной программы начального общего образования: личност- ных, метапредметных, предметных. Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления отдель- ных аспектов содержания учебных программ. Например, знания и умения по математике: признаки предметов (сравнение по цвету, размеру, форме), пространственные представления, взаимное располо- жение предметов, сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов и т.д., могут быть за- креплены в ходе экскурсии «в природу», на занятиях по изобразительному искусству, в кружках при- кладного творчества и т.д.. Это дает реальную возможность для снижения учебной нагрузки обучаю- щихся за счет обеспечения направленности урочной и внеурочной деятельности на решение общих за- дач. Важно осознать, что внеурочная деятельность способна решать общие задачи с урочной деятель- ностью не только в таких образовательных областях как «Искусство», «Технология», «Физическая культура», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», но и в образовательных обла- стях «Математика и информатика» и «Обществознание и естествознание». В последнем случае представляется целесообразным включение детей в деятельность органов школьного самоуправления, участие в деятельности школьных историко-краеведческих объединений, школьных музеев, взаимодействие с детскими общественными объединениями и организациями гума- нистической направленности, социальными институтами. При освоении обучающимися основ есте- 6
ственнонаучных дисциплин, необходимо во внеурочной деятельности сделать акцент на воспитании эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за экологическое благополу- чие окружающего мира через участие детей в работе соответствующих экологических центров, включе- ние в реализацию игровых экологически ориентированных программ, в том числе, в рамках детских об- щественных объединений. Трудно переоценить и роль спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в создании условий для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. В Сан- ПиН 2.4.2.2821-10 предполагается, что эта потребность может быть реализована посредством ежеднев- ной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 часов. Такой объем двигательной ак- тивности может быть обеспечен за счет участия обучающихся в комплексе мероприятий: в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, уроков физкультуры, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой. Но конечно значительную часть этого объема времени (примерно от 20 до 50 процентов) может обеспечить спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности.
IV. Характеристика основных направлений внеурочной деятельности.
В начальной школы выделены основные направления внеурочной деятельности: - Спортивно-оздоровительное направление - Духовно-нравственное направление - Общеинтеллектуальное направление - Общекультурное направление - Социальное направление Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построе- ния соответствующих образовательных программ ОУ.
Спортивно – оздоровительное направление.
Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способ- ствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьника- ми освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприя- тиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение 7
было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заклю- чается актуальность программы «Подвижные игры». Программа «Подвижные игры» способствует укреплению здоровья, формированию двигательно- го опыта, воспитанию здорового образа жизни, расширяют кругозор учащихся, развивает мышление, внимание, память. Игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры с на- родными песнями, прибаутками, плясками. В программу включены народные игры. Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направ- ленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народов в физ- культурном аспекте деятельности. Игры стали для детей средством самопознания, здесь они проявляют свои лучшие качества: до- броту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Школьники с увлечением, зани- маются в кружке, играют в новые игры на переменах, в группе продлённого дня, со своими друзьями на улице. Занятия способствуют активизации интеллектуальной сферы ребенка как личности. Ребята с удовольствием принимают участие в общешкольных мероприятиях: соревнованиях, весёлых стартах, Днях здоровья, осеннем кроссе. Во время Дня здоровья дети 4-х классов КРО разучи- вали новые игры с первоклассниками.
Духовно-нравственное направление, общекультурное направление
Духовно-нравственное и общекультурное направления включают широкий спектр видов деятельности. Задача этих направлений состоит в формировании духовно - нравственной творчески активной лично- сти, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Духовно-нравственное направление способствует формированию у школьников мировоззренческих основ, помогает привить духовные, моральные и этические ценности, необходимые для нравственного становления личности, полноты духовной жизни человека и межличностных отношений. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств проводится через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в род- 8
ном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимо- сти. Духовно-нравственное и общекультурное направления – это средство, которое через познание истории и культуры своего края способствует изучению истории и культуры в целом своей страны, вос- питанию экологической культуры, формированию ответственности по отношению к природной среде, формированию умений практического характера, совершенствованию интеллектуального, духовного и физического развития, оздоровления, приобретению трудовых и прикладных навыков; способствует воспитанию толерантности, уважения к ценностям народов, населяющих Северный Кавказ, их культу- ре, вероисповеданию, пониманию неповторимости уникальности каждого человека; обогащению знани- ями, раскрывающими прошлое; способствует усвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности. Помогают этому экскурсии в станичную библиотеку, музей пожарной части г. Георгиевска, этно-музей «Казачья старина», городской музей, посещение храма Иконы Казанской Божией Матери.
Общекультурное направление
Общекультурное направление совершенствует интелектуальное, духовное и физическое развитие. Рассмотрим систему эстетического воспитания. У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: литературу, музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе - литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности. Основным и главным элементом литературы как предмета является, конечно, само искусство — произ- ведения художественного слова. В процессе занятий литературой ребенок совершенствует и навыки чтения, учится эстетическому освоению художественных произведений, усваивает их содержание и раз- вивает свои психические силы: воображение, мышление, речь. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления — решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели. Наши ученики участвуют в поэтических конкурсах и даже занимают призовые места (Казаченко Зарина – II место в конкурсе, посвящённом творчеству С. Михалкова, Кириченко Татьяна – III место в конкурсе «Зимушка – зима», Зуб Вадим - III место в конкурсе «Золотая осень»). 9
Музыка как интегрированный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах. «Музыка» выдвигает единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности обучающихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности. Изобразительное искусство как интегрированный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения. Учащиеся классов КРО не отстают от других детей. Они активно участвуют в конкурсах рисун- ков и поделок не только школьных, но и районных, краевых, Всероссийских. Учащаяся 4 в класса Кири- ченко Татьяна награждена Дипломом I степени за участие во Всероссийском конкурсе творческих работ «Волшебство Нового года». Грамотами за участие в школьных конкурсах отмечены ученики: Гуденко Галина, Бычина Ангелина, Чикишев Сергей. Казаченко Русалина, Бычина Ангелина, Кириченко Татья- на, Казаченко Зарина приняли участие в районном конкурсе рисунков, организованным редакцией газе- ты Георгиевские известия». Их рисунки были выставлены в магазине Винни-Пух». Именно внеурочная работа даёт детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Она знакомятся и с такими видами искусства, как кино и театр. Для малышей ученики 4 – х классов КРО готовят инсценированные сказки, кукольные представления. Они не только разучивают слова, но и сами изготавливают костюмы и реквизит, а это тоже способствует творческому развитию учащихся. С первого класса наши дети участвуют в концертных программах в храме Иконы Казанской Божьей Ма- тери станицы Подгорной. Дети читают стихи, поют песни, выступают в инсценированных сказках. Данное направление ориентировано на патриотическое воспитание обучающихся как составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. Его основой является формирова- ние и развитие у детей преданности Родине и гордости за нее в любых экономических и политических ситуациях. Перед обучающимися государством поставлена основная задача: быть достойным гражданином России, хорошо учиться, быть способным и готовым к служению отечеству. Патриотическая работа предполагает использование самых разнообразных видов деятельности. Историческое краеведение: подготовка: поисково-исследовательская работа в архивах (семейных, школьных) и музейных фондах и др. Подготовка по основам безопасности жизнедеятельности: учебно – познавательные: встречи с ве- теранами, уроки мужества, просмотр фильмов патриотической направленности. Прикладная физическая подготовка: творческо – игровые: тематические сборы, творческие конкуры (песни, рисунка, фотогра- фии и др.), военно – спортивные праздники («Зарница», «Юный спасатель» и др.) и др. Церемониаль- ные: смотры, месячник оборонно-массовой работы, вахта памяти и др. 10
Учащиеся классов КРО не отстают от остальных обучающихся – принимают участие во всех ак- циях, месячниках, смотрах по своим возможностям. Бычина Ангелина подготовила выступление о сво- ей прабабушке – радистке, участнице Великой Отечественной войны. Ребята просмотрели и обсудили документальный фильм о главных сражениях Великой Отечественной войны. Приняли участие в кон- курсе рисунков к 70-летию Победы, в конкурсе чтецов. Каждый год ученики наших классов принимают участие в школьном смотре песни и строя «Нам этот мир завещано беречь». В 2014 году командир на- шего отряда Кириченко Татьяна заняла I место в номинации «Лучший командир».
Общеинтеллектуальное направление
Общеинтеллектуальное направление базируется на организации научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся. В кружках школьники изготавливают наглядные пособия или раздаточ- ный материал для учебных занятий в школе и передают их в дар учителям и ученикам. Приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повсед- невной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принци- пов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений. В связи с этим организовываем работу с воспитывающей информацией, предлагаем школьни- кам обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, ге- роизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Но в классах КРО очень трудно организо- вать обсуждения, так как дети не умеют чётко строить предложения, высказывать свои мысли, оформ- лять их, у них беден словарный запас слов. Особенно тяжело даются обсуждения во внутригрупповых дискуссиях. Поэтому большую часть времени мы отводим проектной деятельности. Самостоятельная или управляемая проектная деятельность младших школьников помогает реализовать их творческий потенциал. В процессе проектной деятельности младший школьник использует полученные знания, выбирает определённые учебные действия. Примерный перечень тем и видов проектов для учащихся начальной школы, реализуемых в единстве урочной и внеурочной деятельности отражён в таблице.
Предмет
Темы
Виды проектов
Литературное чтение Малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки) Создание сборника пословиц поговорок, побасенок, загадок; викторина; сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества и др. Сказки Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке); герои сказки в лепке, в рисунках; создание собственных сказок и др. Окружающий мир Человек и природа Осенние работы и праздники в традиции народов моего края; образы природы в устно – поэтическом творчестве народов моего края и др. Человек и семья Терминология родства; роль хозяина и хозяйки; традиции семьи и др. Человек и история и др. Мои земляки в истории России; мои земляки в культуре России; хозяйственные промыслы моего края и др. Математика Математические развлечения: игры с числами; логические, старинные задачи; фокусы с числами и др. Бумажный домик с мебелью, бумажный макет транспорта (самолёты, корабли, машины); конкурс математических игр, энциклопедия математических игр и др. Логические игры: морской бой, крестики-нолики, логические игры в книгах, кино; забытые игры и др. Книга о логических играх, комплекты игр и др. 11
Математика вокруг нас: числа в пословицах и поговорках; математика в торговле, кулинарии, в строительстве и др. Макет зданий из геометрических фигур; кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты»; книга о числах и др. Технология Мир техники и технологий Космонавты России; компьютеры вокруг нас (в магазине, аптеке и др.); что делать с мусором; как вода приходит в дом и др. Мир профессии Кем работают мои родные; кем я хочу быть; сладкие профессии; как хлеб в дом пришёл и др. Великие изобретатели и др. Русский изобретатель И Кулибин; изобретения Архимеда в нашем доме и современной технике; кто изобрёл радио. Наши ребята учились выполнять различные проекты: оформляли гербарии, изготавливали книжки-малышки о временах года, о буквах, подготавливали выставки: «Сказки осени», «Фабрика Деда Мороза», «Здоровый образ жизни», готовили проект – сказку «Репка» и др.. Книжки-малышки были подарены младшим сестрёнкам и братишкам, первоклассникам - шаблоны листьев и грибов, с проектом «Здоровый образ жизни» выступали перед учениками 2б класса. Особые чувства переполня- ли детей, когда они трудились над общим проектом «Осенний ковёр». Много споров было, пока при- шли к единому мнению, как будет выглядеть наш «ковёр». Чтобы подобрать листья, цветы, ягоды при- шлось подробнее познакомиться с местными растениями. Надо было узнать о разных видах клея и вы- брать необходимый для работы. Художники работали над эскизом. Литературоведы искали материал о Чебурашке. Мастера подбирали и сушили листья, цветы, ягоды. Работа получилась интересная, захва- тила даже самых пассивных детей.
Социальное направление
В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления может быть поло- жена общественно – полезная деятельность. Без усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование социальной активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество». Критерием оценки общественно полезной деятельности младшего школьника является не просто ее продукт (он может быть минимален), а степень сформированности ответственного отношения к общему делу. 12
Общественно полезный труд младших школьников в классах КРО организовывался в строгом со- ответствии с правилами и нормами охраны труда детей, безопасности труда и производственной сани- тарии. Труд детей был строго дозированным, разнообразным как по характеру, так и по объёму, по- сильным для детей данной возрастной группы. Дети этих классов очень любят трудиться, что-то изготавливать. Занятия способствуют формиро- ванию осознанной потребности в труде, воспитанию уважения к людям труда, заботливого и бережно- го отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, твор- ческого отношения к труду. Особое внимание учителя обращают на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности, стремления сделать работу как можно лучше и своевременно. Ребята учились пользоваться столовыми приборами, накрывать на стол, приготовлять са- латы, убирать свою комнату, ухаживать за комнатными растениями, убирать территорию школьного двора. Когда ученики хорошо усвоили навыки самообслуживания, им захотелось рассказать малышам о правилах ухода за своей кожей. Они осуществили свой проект: показали спектакль малышам «В гостях у Мойдодыра». Малыши были в восторге. Активно организовывали и принимали участие в выставках поделок: «Осенняя сказка», «Удивительное рядом» (поделки из природного материала), «Фабрика Деда Мороза», «Я и улица»( по правилам дорожного движения) и др.
V. Результативность и эффекты внеурочной деятельности.
В явном виде (зафиксировано в ФГОС НОО) внеурочная деятельность взаимосвязана с програм- мой духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образо- вания и программой коррекционной работы, хотя через планируемые результаты она связана практиче- ски со всеми разделами основной образовательной программы начального общего образования.
Первый уровень результатов
– приобретение школьником социальных знаний (об обществен- ных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в об- ществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами (в рамках основного и дополнительного образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневно- го опыта.
Второй уровень результатов
– формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного от- ношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значе- ние имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социаль- ных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов
– получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школь- ника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в само- стоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях», которые вовсе не обязательно по- 13
ложительно настроены, молодой человек действительно становится деятелем, гражданином, свободным человеком. Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления
образовательных эффектов
этой деятельности (эффектов воспитания и социализации де- тей), в частности: - формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школь- ников; - формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др. Наличие лишь знаний и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения – ко- нечно, немало, но все же не достаточно для появления гражданской идентичности. А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в школьном самоуправлении), и тем более, в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно воз- растает.
Список литературы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. 2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учеб- ные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя /Под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. 3. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С. 46-54. 4. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / Л.А. Шустова // Вопросы психологии. – 1990. – №2. 5. Азбука права: разработки занятий в начальной школе Бобкова Н. Н. 6. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методическое пособие. Кунаш М. А. 7. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск : Пеленг, 1993. 8. Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. // Начальная школа.- 1999, № 10 14
В раздел начальное образование