"Работа с одаренными и способными детьми в начальной школе"
статья
Автор: Идутова Ирина Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ "Яльчикская средняя общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики", с.Яльчики Яльчикского района Чувашской Республики
В раздел начальное образование
МБОУ «Яльчикская средняя общеобразовательная школа Яльчикского
района Чувашской Республики»
Работа с одарёнными и
способными детьми в
начальной школе.
Автор: учитель начальных классов,
Идутова И.Н.
2015 г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение………………………………………………………………2
2.Основная часть
Идея…………………………………………………………………....3
Теоретическое обоснование…………………………………………3
Описание опыта………………………………………………………4
Результаты работы…………………………………………………..9
3.Заключительная часть
Проблемы и перспективы развития опыта………………………10
7. Библиографический список…………………………………………10
8.Приложения……………………………………………………………11
Описание опыта работы
учителя начальных классов МБОУ «Яльчикская СОШ Яльчикского районаЧР»
Идутовой И.Н.
Тема: Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе.
Ι. Введение
Заявленная тема звучит крайне актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей. Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей. Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность». .
3
2.Основная часть.
Идея
Учитель - координатор усилий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а так же просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Цель:
Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в начальной школе.
Теоретическое обоснование
Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»
Одаренность:
- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми; - общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; - совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок и способностей; - талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
Одаренный ребенок
- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Можно ограничиваться только этими определениями, так как для школьного образования именно эти виды одарённости являются приоритетными. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования. В советской психологии - Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн - намечалось понимание того, что одаренность есть нечто большее, чем сумма способностей, а именно включает не только количественный, но и качественный компонент. Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одаренности, в основном придерживаются определения одаренности, которое было предложено Комитетом образования США. Суть его в том, что одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающие следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление).
Одарённость может проявляться:
- как одарённость явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одарённость. Психологи утверждают, что число таких явно одарённых детей составляет примерно 1 – 3% от общего числа детей; - как одарённость возрастная, т.е. в одном возрасте ребёнок показывает явную одарённость, а потом, по истечении нескольких лет эта одарённость куда-то исчезает; - как одарённость скрытая (потенциальная, не проявленная), т.е. одарённость, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребёнка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одарённостью примерно 20-25% от общего числа учащихся. На развитие одаренности ребенка влияет отношение родителей. Как родителям развивать одаренность детей?
4 Существует множество диагностических материалов, с помощью которых родители могут оценить степень и качество своего влияния на развитие ребенка. Практика подсказывает, что семья одаренного ребенка - это семья с определенными ценностями: образования развития ребенка, участия в его делах, успехах и неудачах.
Описание опыта.
Работая с одаренными детьми, я создала свою систему. При всех существующих трудностях в сфере общего среднего образования для меня открываются новые возможности для развития личности учащегося.
Принципы
моей педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: · принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; · принцип возрастания роли внеурочной деятельности; · принцип индивидуализации и дифференциации обучения; · принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; · принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Направления, формы и методы работы с одаренными детьми.
В качестве основных направлений работы с одаренными детьми выделяю: а) систему преемственных связей среды и методов развития детей при переходе в школу из дошкольного учреждения; б) создание условий для индивидуализации обучения одаренных детей в начальной школе; в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.
Этапы работы над проблемой.
Вся работа условно включает четыре этапа:
Организационный этап
Главная задача на этом этапе – изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов. Познакомилась с научными данными о психологических осо- бенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.
Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность»
позволил нам выделить следующие виды одаренности:
-Общая интеллектуальная (академическая) одаренность; -Информационно - коммуникативная одаренность; -Творческая одаренность; -Социальная одаренность; -Спортивная одаренность. В течении нескольких лет я накопила методический материал для самообразования по данному вопросу.
Этап предварительного поиска
Основной смысл работы на этом уровне состоит в том, чтобы собрать предварительную информацию о ребенке, поступающем в 1 класс. В моём варианте эта информация собирается из пяти основных источников – это психолог, воспитатели, родители, врачи и сами дети. В практике - посещение занятий в детском саду, с целью наблюдения за способностями каждого ребёнка, беседы с воспитателями. За год до поступления в школу провожу совместно с психологом, воспитателями, несколько родительских собраний, предоставляя родителям информацию по исследованию одарённых и способных детей. С этой целью для родителей на первых порах используются методики: "карта одаренности", "интеллектуальный портрет" и др.Подробно изучаю медицинские карты с заключениями
5 врачей. К концу первой четверти первого учебного года определяются склонности ребенка и составляется карта интересов младших школьников. В комплект для исследования входят методики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития. Это прежде всего, тесты Д. Векслера, Дж. Равена и др., для оценки творческого мышления – адаптированные варианты "краткого теста творческого мышления (фигурная форма)" Е.П. Торранса, методики Дж. Гилфорда, а также методики выявления уровня психо-социального развития, направленности (доминирующей мотивации) личности. Изучается сфера физического развития ребенка. Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. В результате исследований выявляются дети с опережающим развитием, в отношении которых психологом формируются рекомендации по индивидуальному подходу. Собранная таким образом информация позволяет мне создать первое представление о каждом поступившем в первый класс ребенке. (
Приложение 1)
Этап оценочно-коррекционный.
Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей. Успешность работы с одаренными детьми на этом этапе во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе:
1.Найти точку роста
. Часто точка роста лежит вне школьной программы.
2.Выявление индивидуальных особенностей.
3.Воспитание лидерских качеств
Творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В своей работе на уроке я использую:
Метод вживания.
Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
Метод эвристических вопросов.
Ответы на семь ключевых вопросов:
Кто? Что?
Зачем? Где? Чем? Когда? Как?
и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
Метод сравнения
. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.
Метод конструирования понятий.
Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.
Метод путешествия в будущее.
Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
Метод ошибок.
Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
Метод придумывания.
Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.
Метод «если бы…
». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
6
«Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн).
Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
Метод инверсии,
или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.
4.Использование развивающих игр при организации внеурочной деятельности.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе организую урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый ученик может реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Со второго полугодия учителя, работающие в этом классе, комплектуют и начинают проводить секции, кружки. Начиная со второго полугодия, проводятся классные олимпиады по математике и естествознанию, в апреле – школьные. Начиная со 2 класса, в рамках школьного компонента реализую программу факультативного курса «Интеллектуальные игры». Это комплекс упражнений, заданий и тренингов, направленный не только на развитие познавательных процессов, но и на личностное развитие, захватывающее ценностные, эмоциональные, моральные, мотивационные аспекты.
(Приложение 2)
В тесном сотрудничестве с педагогами дополнительного образования участвую в реализации общешкольной программы «Одарённые дети». Кружок технического творчества, существующий уже несколько лет в ДДЮТ, востребован и способствует развитию навыков проектирования и моделирования. Эти навыки позволяют детям быть успешными в учебной, учебно-исследовательской и творческой деятельности. Посещая школу искусств, кружки художественного творчества, учащиеся приобретают опыт творческой деятельности. Имею опыт проведения внеурочных интеллектуальных мероприятий. Начиная со 2 класса, дети принимают активное участие в школьных и муниципальных научно-практических конференциях. В данном виде работы заинтересованы родители, учителя юных дарований. Они активно включаются в подготовку и проведение конференций. Дети и родители учатся составлять презентации, занимаются поиском информации по подготовке рефератов в Интернете. Урочную и внеурочную деятельность строю таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени. В работе с одарёнными детьми использую разные направления:
Учебно – познавательное направление.
Цель:
развитие познавательной активности.
Задачи:
выявление индивидуальных способностей; формирование потребности к самообразованию; развитие умений и навыков учебной деятельности; формирование навыков научной организации труда; организация исследовательской работы учащихся; развитие коммуникативных умений;
7 развитие рефлексивных умений.
Формы реализации:
1.
2.
2.Творческое направление.
Цель:
Развитие творческой активности.
Задачи:
выявление и развитие индивидуальных способностей; развитие умений и навыков в творческой деятельности;
Формы реализации:
Развивающие уроки Факультатив «Мир задач» Школьные и районные олимпиады Исследова- тельские проекты Темтические КВНы Викторины Брейн - ринги Научно – исследова- тельские конференции Интеллектуаль- ные игры Тематические КВНы Конкурс «Кенгуру » Всероссийский конкурс «Кит » Творческие лаборатории Конкурс «Старт » Конкурс «Золотое руно » Выставки рисунков и поделок с уроков Кружок «Ритмика» Концерты для родителей Кружок «Веселый математик » Кружок «Живое слово» День именинника Экскурсия в библиотеку Конкурсы рисунков Конкурсы поделок Выпуск классной газеты Посещение кукольного театра Конкурсы чтецов Экскурсии в музей Экскурсии в школьный музей Классные праздники Конкурсы сочинений Конкурс «Русский медвежонок » Кружок «Развитие логического мышления» Посещение ДШИ Клуб«Художест венное слово»ДДЮТ
8
3.Спортивное направление.
Цель
: развитие физических способностей.
Задачи:
выявление физически развитых детей; формирование стремления к развитию физических данных.
Формы реализации:
4.Коллективная деятельность.
Цель:
развитие лидерских способностей.
Задачи:
выявление детей с лидерскими способностями; развитие коммуникативных умений.
Формы реализации:
Секции при ДЮСШ Спортивные игры Спортивные соревнования Посещение освещенной лыжни Посещение катка КТД Сменные поручения Конкурсы поделок Классные и школьные праздники Концерты Групповые проекты Выпуск классной газеты Неделя добра Декада пожилого человеа Научно – практические конференции Спортивные праздники Выпуск классной газеты Коллективные выходы на лыжах Походы Лыжные прогулки Походы Сменные поручения Декада пожилого человеа
9
Работа с родителями:
Цель:
оказание консультативной помощи при воспитании способного и одаренного ребенка.
Задачи:
анкетирование с целью выявления способностей и интересов учащихся; выявления проблем в воспитании способных и одаренных детей.
(Приложение 3)
Составление индивидуального плана работы со способными и одаренными детьми.
(Приложение 4)
Этап заключительного отбора.
Выпуская детей из 4 класса, составляю характеристику на каждого ученика, провожу индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них. Учителя-предметники посещают уроки, классные часы с целью наблюдения и отслеживания способностей детей. Отчёт по работе с одарёнными детьми заслушивается на педагогическом консилиуме 5 классов. Я, как учитель, продолжаю отслеживать успехи тех детей, которые подавали надежды в разных направлениях. Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.
Предполагаемые результаты:
· Увеличение числа одарённых детей, которым оказывается поддержка; · Создание банка данных, включающих в себя сведения о детях с различными типами одарённости; · Использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости; · Количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, конкурсы, НПК); · Качественные показатели по реализации спроса на удовлетворение потребности одаренных детей в средней школе; · Создание индивидуальных образовательных программ; · Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности; · Обобщение результатов работы с одаренными учащимися в школе.
Результаты работы
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является воспитательная система, работа на доверии с обучающимися. Основой такой системы выступает рейтинговая система оценки деятельности учащихся класса. Годовой рейтинг учащихся состоит из разделов: 1. Активность учащихся во внеклассной деятельности. 2. Активность учащихся в спортивных соревнованиях. В первом и втором разделе фиксируются: дипломы, грамоты, сертификаты, уровень мероприятия, степень заслуг – по 10 бальной шкале.
10 3. Учёба (по 5 бальной шкале) В конце года баллы суммируются и фиксируются как годовой рейтинг. Итоги олимпиад (по всем предметам), участие в интеллектуальных конкурсах, идут учащимся в зачет, в рейтинговые таблицы по итогам 4 класса на конкурс «Ученик года». В этот рейтинг вношу с определенным коэффициентом и успехи учащихся во всех спортивных соревнованиях и конкурсах, включая эстетическое, художественное и др. направления. Так, что одаренный музыкант, спортсмен, художник, конструктор, артист и т.д. может быть успешным с оценками «3» по основным предметам. В конце учебного года провожу родительское собрание и праздник для учащихся, где отмечаются достижения детей в научной, спортивной, культурной деятельности. Все юные таланты обязательно отмечаю дипломами и ценными подарками. Статистика побед.
(Приложение 6)
3. Заключительная часть
Проблемы и перспективы развития опыта
Практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одарёнными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях: - между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базой для организации работы с одарёнными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для её осуществления в школе; - между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одарённых детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются; - между огромными потенциальными возможностями развития одарённого ребёнка и несоответствием общего уровня культуры; - между специфичностью и проблемностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей. И всё же, работая с одарёнными детьми много лет, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты. Поэтому, в перспективе я планирую продолжать работу с одарёнными детьми, согласно составленному плану
(Приложение 5)
Литература
1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1996 2. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9. 3. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие.–Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002. 4. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2001 5. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3. 6. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№ 6 7. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000. 8. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003. 9. Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000. 10. Степанов В. Р. Психология одаренности детей и подростков // Вопросы психологии. – 2000.–№ 3 11. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004. 12. Internet
11
Приложение 1
Определение склонностей ребенка
.
Подготовительная работа
Необходимо подготовить лист вопросов и ответов по представленному ниже образцу. Их число зависит от количества участников, они готовятся из расчета два листа на ребенка. Работа проводится в два этапа. На первом этапе листы ответов заполняется учителем, непосредственно работающим с детьми. На втором этапе производится опрос родителей. Данные ответов сопоставляются и делаются соответствующие выводы. Диагностика интересов ребенка
Инструкция для родителей
Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста. На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - "-"; если нравится -"+"; очень нравится - "++". Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов.
Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..." 1) решать логические задачи и задачи на сообразительность; 2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести; 3) петь, музицировать; 4) заниматься физкультурой; 5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры; 6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе; 7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу); 8) играть с техническим конструктором; 9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами; 10) самостоятельно рисовать; 11) играть в спортивные, подвижные игры; 12) руководить играми детей; 13) ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми; 14) ходить в магазин за продуктами; 15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.; 16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных); 17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы; 18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам; 19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми; 20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак идр.); 21) убиратьза собой книги, тетради, игрушки и др.; 22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.; 23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи); 24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества; 25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи; 26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение); 27) ухаживать за домашними растениями; 28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
12 29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе; 30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями; 31) участвовать в постановке спектаклей; 32) заниматься спортом в секциях и кружках; 33) помогать другим людям; 34) работать в саду, на огороде, выращивать растения; 35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер: • математика и техника; • гуманитарная сфера; • художественная деятельность; • физкультура и спорт; • коммуникативные интересы; • природа и естествознание; • домашние обязанности, труд по самообслуживанию. Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно- педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным. Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка. Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.
Лист ответов
: в клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы. Дата__________ Фамилия, имя_______________ Матем. и техника Гуманит. сфера Худож. деятел. Физ-ра и спорт Коммун. интерес Природа Домашние обязан. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
13
Диагностика детской одаренности
Инструкция
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой: (++) — если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто; (+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно; (0) - оцениеаемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; (-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому. Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т. д. Всего у вас на это должно уйти 10-15 минут. Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. А пока можете считать, что вы получили "два" по этому параметру в родительской школе.
Лист вопросов
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями. 2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения. 3. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету". 4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций. 5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям. 6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи. 7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других. 8. Интересуется механизмами и машинами. 9. Инициативен в общении со сверстниками. Ю.Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений. 11. Проявляет большой интерес и исключителыные способности к классификации. 12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею. 13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, чтонужно запомнить. 14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь. 15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки. 16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого- либо конфликта. 17. Интересуется актерской игрой. 18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов. 19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей. 20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. 21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас. 22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства). 23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
14 24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д. 25. Хорошо поет. 26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. 27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека. 28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на "поиск", 29. Легко общается с детьми и взрослыми. 30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников. 31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. 32. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие. 33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. 34.Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке. 35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств. 36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. 37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт. 38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов. 39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное. 40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе. 41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия. 42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме. 43. Проявляет ярковыраженную, разностороннюю любознательность. 44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых. 45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. 46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства. 47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения. 48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов. 49. Часто руководит играми и занятиями других детей. 50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений. 51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления. 52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи. 53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два. 54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. 55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте. 56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает. 57. Стремится вызывать эмоционалыные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает. 58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом. 59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
15 60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. 61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова. 62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов. 63. Умеет делать выводы и обобщения. 64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем. 65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение. 66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем. 67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания. 68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей). 69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям. 70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.). 71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов. 72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений. 73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.). 74.Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре. 75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии. 76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения. 77. Любит игры-драматизации. 78. Быстро и легко осваивает компьютер. 79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим. 80. Физически выносливее сверстников.
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности: • интеллектуальная; • творческая; • академическая (научная); • художественно-изобразительная; • музыкальная; • литературная; • артистическая; • техническая; • лидерская; • спортивная.
Лист ответов
интел- лект Творчес- кая Акаде- мич Худож- изобр Музы- кальн Литера- турн Артис- тичес Техни- ческ Лидер- ская Спортив- ная I 2 3 4 5 6 7 8 9 10
16 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80
Диагностика оценки общей одаренности
Общая характеристика
. Методика разработана автором и адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой: 5 — оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения; 4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко; 3 — оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; 2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому; 1 — четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности; 0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Любознательность (познавательная потребность).
Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам.
Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется в способности выявлятьпроблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию -
способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас.
Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.
Способность к оценке
- прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.
17
Изобретательность
- способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически —
способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивостъ (целеустремленностъ) -
способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм)
- стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.
Обработка результатов
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результэт будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
Приложение 2
Упражнения для развития творческого восприятия
1.
Упражнение
«На одну букву».
Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».
2.
Упражнение
«На несколько букв».
Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.
3.
Упражнение
«Переключение внимания».
Ученики рассматривают предмет в руке, по команде переводят взгляд на стену. Затем опять – на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.
4.
«Что нового?»
Проверяя степень развития наблюдательности и одновременно снимая напряжение, учитель спрашивает у учеников в начале урока: «Что нового вы заметили сегодня в нашем классе?».
5.
«Метафоры».
Учитель спрашивает, что видят ученики при слове «гаснуть». Это упражнение можно выполнять письменно.
6.
«Наполнение слов».
Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает в воображении.
7.
« Цепочка ассоциаций».
Оттолкнувшись от какого – либо слова, отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.
№
Качество
Отметка
Любознотельность Сверхчувствительность к проблемам Способность к прогнозированию Словарный запас Способность к оценке Изобретательность Способность рассуждать и мыслить логически Настойчивость Перфекционизм
18
8.
« Рассказ по картинкам».
Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.
9.
«Составь комикс».
Попросите ребенка составить комикс. Для этого можно использовать готовые картинки или придумать самим и нарисовать их.
10.
«Музыка».
Ребенку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя эти краски, ребенок должен изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок.
11.
«Неоконченный рисунок».
Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача – каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой – либо образ. Повторяться нельзя.
12.
« Придумай название».
Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.
13.
«Рифмоплет».
Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем - сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.
14.
«Архимед».
Предложите ребенку для решения ряд проблем, его задача – найти как можно больше решений. Проблемы могут быть такими: «Как вырастить пальму возле дома? Как развести сад на луне? Как сосчитать все звезды? Как приготовить машину для приготовления уроков?».
Примерные варианты задач на развитие логического мышления
Задача1
Жили-были две фигуры: Круг и Квадрат. На их улице было 3 дома: один дом был с окном и трубой, другой с окном, но без трубы, третий с трубой, но без окна. Каждая фигура жила в своем доме. Круг и квадрат жили в домах с окнами. Квадрат любил тепло и часто топил печку. Кто в каком доме жил? Решение. Круг и Квадрат жили в домах с окнами. Вид дома Фигура Квадрат Круг дом с окнами и трубой дом с окнами, но без трубы дом с трубой, но без окон Квадрат любил тепло и чистоту. Значит, в его доме должна быть труба. Вид дома Фигура Квадрат Круг дом с окнами и трубой + дом с окнами, но без трубы дом с трубой, но без окон Каждая фигура жила в своем доме, т.е. Круг живет там, где не живет Квадрат Вид дома Фигура Квадрат Круг дом с окнами и трубой + дом с окнами, но без трубы + дом с трубой, но без окон - -
19 Ответ. Квадрат живет в доме с окнами и трубой, а круг – в доме с окнами, но без трубы.
Задача 2.
Встретились три друга – Белов, Чернов и Рыжов. У одного были волосы белого цвета, у другого черные, а у третьего рыжие. «Но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии», – заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какой цвет волос у Рыжова? Решение. Ни у кого цвет волос не соответствует фамилии. Фамилия Цвет волос черный белый рыжий Чернов - Белов - Рыжов - «Ты прав», – ответил Белов черноволосому. Значит Белов не черноволосый. Фамилия Цвет волос черный белый рыжий Чернов - Белов - - Рыжов - Решение. У Рыжова черные волосы. Фамилия Цвет волос черный белый рыжий Чернов - + - Белов - - + Рыжов +
Задача 3.
Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери?
Задача 4.
Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка – не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?
Задача 5.
Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут?
Задача
6.
У Миши три тележки разного цвета: красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку. В желтой – не юлу и не неваляшку. Что повезет Миша в каждой из тележек?
Задача 7.
Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок?
Задача 8.
Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На каком этаже живет каждый из мальчиков?
20
Задача 9.
Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не красную. Юле – не зеленую и не желтую. Какую ткань на платье мама купила Оле?
Задача 10.
Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)
Задача 11.
Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера не на втором и не на третьем?
Задача 12.
Оля по росту выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто выше: Наташа или Оля?
Задача 13.
Тремя линиями отделить деревья от зайцев.
Задача 14.
Как расставить семь стульев у четырех стен комнаты, чтобы у каждой стены было их поровну?
Задача 15.
Не откладывай на завтра! Нужен срочно твой ответ. Исполина цифрозавра Победил ты или нет? Победит цифрозавра тот, кто сумеет в кружочках на зубцах его гребня расставить цифры от 1 до 8 так, чтобы ни одна сумма двух рядом стоящих цифр не равнялась какому-либо соседнему числу. Единица уже стоит на своем месте.
Задача 16.
Лестница состоит из 8 ступеней. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть как раз на середине лестницы?
Задача 17.
Сколько здесь прямых углов, треугольников и квадратов?
Задача 18.
Продолжи ряд: 21, 17, 13, ... 1, 5, 9, 13 4,5,8,9,12,13,... 15,16,14,17,13,18,..., ...
21
Задача 19.
Шел пустой автобус. На первой остановке в него село 5 человек и поехали дальше. На второй вошло еще 3, а вышли 2 человека, на следующей вошел 1 человек, вышли 4. Автобус идет дальше. Вновь останавливается – 5 человек вошли, 2 вышли. Сколько было остановок?
Типы заданий логико-конструктивного характера
Составить 2 равных треугольника из 5 палочек. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек. Составить 3 равных квадрата из 10 палочек. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника. Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький. Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в результате строения, образуют 1 большой). Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники 2 палочками). Переложить 1 палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону.
Занимательные вопросы
o Сколько ушей у трёх мышей? o Сколько лап у двух медвежат? o У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? o У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? o Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! o Горело 7 свечей. 2 свечи погасили, а остальные продолжали гореть. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели). o В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Отдать одно яблоко вместе с корзиной). o На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько – на берёзе яблоки не растут.)
Задачи-шутки
o На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод. Сколько стаканов осталось на столе? (Три) o Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». – «Нет, это красная». – «А почему она белая?» – «Потому, что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине)
22 o На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (Нисколько) o На груше росло десять груш, а на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на иве? (Нисколько) o На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое) o Чего больше в квартире: стульев или мебели? (Мебели) o Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Два)
Развивающая игра
«Виноградная геометрия 2D и 3D»
Нам понадобятся:
виноград, крыжовник или другие ягоды (можно использовать оливки или маслины, или даже кусочки фруктов, сыра или других вкусностей), зубочистки.
Как играть:
1. Показать ребенку, как накалывать ягоды на зубочистку. Ребенок создаст первую трехмерную фигуру, например, пирамиду или куб. Рассказать ребенку, как называется такая фигура, если он этого еще не знает. 2. Потом вместе сделать плоскую фигуру, например, такую звезду. 3. Попросить ребенка сравнить две фигуры. Чем они отличаются? Помочь разобраться в этом. 4. Таким способом можно создавать любые изображения, большие и маленькие, а также учить буквы.
РЕБУС-ПОГОВОРКА.
23
Здесь спряталась загадка.
По вертикали: 1. Лакомство для белочки. 2. Несъедобный гриб. 3. Одежда для шеи. 4. Мокрое явление природы, часто встречающееся осенью. 7. Елка, которая сбрасывает иголки. По горизонтали: 5. То, что меняют осенью зайцы и белки. 6. Время года когда природа одевается в яркую одежду. 7. Как называется явление, когда падают листья с деревьев. 8. Птицы, которые улетают на юг. 9. Самый густонаселённый дом в лесу. 10. Дерево, плоды которого созревают осенью и «горят огнём». 11. Эта маленькая птичка любит в морозы есть сало.
ГЕРОИ МУЛЬТФИЛЬМОВ
1. Он был когда-то странной игрушкой безымянной. 2. Черепаха, подарившая Буратино золотой ключик. 3. Кот, предлагающий мышатам жить дружно. 4. Почтальон из Простоквашино. 5. Внутри него водица, а подружки - пиявки да лягушки
24
Приложение 3
Диагностика
Цель:
выявление индивидуальных способностей детей.
№
п/п
Вид диагностики
1
класс
2
класс
3
класс
4
класс
1
Анкетирование родителей: социальный паспорт семьи, стиль семейного воспитания. +
2
Диагностика интересов ребенка (самим ребенком) + + +
3
Диагностика интересов ребенка (родителями) + + +
4
Диагностика одаренности детей (родителями) +
5
Диагностика общей одаренности (учитель) + o наблюдения; o тестирование; o анкетирование; o беседа с родителями, учителями
Карта интересов класса (мнение родителей и детей)
№ ФИО Матем. и техника Гуманит сфера Худож. деятел. Физ-ра и спорт Коммун. интерес Природа Домашн обязан. 1 Анисимова Е. 3,5 -4 1,5 8 2 4 -4 2 Артемьева Д. 8,3 4 5,7 2,3 6 -2 -9 3 Архипова Н. 2,5 1 -2 4 3 -0,5 1 4 Васильев А. 2 2 1 7 1,5 3,5 2,5 5 Ишмуратов А. -2 1 1 0 1 2 1,5 6 Иванова А. 10 7 7 8 9 8 6 7 Козлов К. 3,5 4 6 3,5 1 6,5 6,5 8 Клементьев Р. -1 8 7,5 -0,5 1,5 4,5 4 9 Никитин В. 5 5 2,3 6,7 5,3 5 3,7 10 Нягин А. 5 2 5,5 1 4 5,5 6,5 11 Савинов И. 1 -2 3,5 7 1,5 0 3 12 Сивкова К. 0,5 2,5 5 2,5 2,5 6 5,5 13 Стрункова А. 3,5 -1 3 1 2,5 2,5 0 14 Тахиятуллина 10 8 8 6 6 3 4 15 Чернова А. 2 10 8 7 3 4 4 16 Шепинова А. 2 3 3 2 6 4 2 17 Щипцов Н. 1 1 2 4 2 4 2
Карта интересов класса (мнение детей)
№ ФИО Матем. Гуманит Худож. Физ-ра Коммун. Природа Домашн
25 и техника сфера деятел. и спорт интерес обязан. 1 Анисимова Е. 4 -5 3 8 0 1 -3 2 Артемьева Д. 8 0 0 -1 4 0 -5 3 Архипова Н. 6 3 -3 9 3 -2 1 4 Васильев А. 5 5 4 8 2 4 4 5 Ишмуратов А. -1 1 3 3 -1 5 2 6 Иванова А. 10 10 10 10 9 10 10 7 Козлов К. 6 4 7 8 -1 8 8 8 Клементьев Р. -1 9 8 2 3 5 5 9 Никитин В. 4 3 1 7 5 3 2 10 Нягин А. 5 3 8 3 3 8 8 11 Савинов И. 3 -1 2 8 0 3 3 12 Сивкова К. 9 9 6 6 9 9 8 13 Стрункова А. 2 3 2 0 2 2 -1 14 Тахиятуллина 9 7 7 4 4 4 15 Чернова А. 9 8 8 6 3 3 4 16 Шепинова А. 2 1 4 4 3 -2 1 17 Щипцов Н. 1 -1 3 4 2 2 2
Карта одаренности класса
№ ФИО интел лект. творче ская акаде мич. худож изобр музы каль н лите рату рн арти стич ес техн ичес к лиде рска я спорт ивная 1 Анисимова Е. 0 9 -2 9 1 -1 4 8 4 11 2 Артемьева Д. 8 7 1 5,5 7 6,5 6,2 5,5 3,5 1,5 3 Архипова Н. -1 -5 -8 -2 -8 -3 -3 -2 -2 0 4 Васильев А. 0 2 4 0 0 -5 1 1 6 8 5 Ишмуратов А. 4 4 1 2 5 2 0 0 5 3 6 Иванова А. 9 9 7 9 0 7 9 9 9 13 7 Козлов К. 4 1 0 3 2 7 7 -4 -1 1 8 Клементьев Р. 7 7 3 7 4 9 10 -6 7 -4 9 Никитин В. 7 8,5 4 3,5 2 6 7 4,5 9 12 10 Нягин А. 7 -2 -3 7 0 1 7 -6 4 0 11 Савинов И. 14 6 3 1 3 5 3 1 7 12 12 Сивкова К. 15 15 2 14 15 7 14 -5 16 2 13 Стрункова А. 5 9 3 8 6 6 6 6 4 8 Тахиятуллина 4 7 4 8 9 6 7 4 4 5 Чернова А. 8 9 6 7 6 5 6 6 5 8 Шепинова А. 5 7 4 8 4 6 6 6 6 7 Щипцов Н. 2 7 2 7 3 6 2 4 1 7 14 – 16 баллов Выраженная одаренность 10 – 13 баллов Ярко выраженные способности (нужно развивать) 7 – 9 баллов Неярко выраженные способности (можно развивать) 9 – 10 баллов Ярко выраженные интересы 7 – 8 баллов Интересы проявляются довольно часто 5 – 6 баллов Интересы проявляются не часто 4 и ниже Интересы не проявляются или скрыты
26 6 и ниже Способности не выражены
Приложение 4
Карта ребенка
Фамилия, имя, отчество учащегося: Сивкова Карина Состав семьи, ее структура: полная, 2 детей. Жилищно-бытовые условия: 2-х комнатная квартира с частичными удобствами. Взаимоотношения в семье: доверительные, основанные на взаимопонимании, тёплые. Наличие отклонений от норм поведения в семье: не наблюдались. Культурный уровень семьи: высокий, оба родителя имеют средне – специальное образование. Воспитательный потенциал семьи: высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребёнка, как в школе, так и дома. Характер ребенка: лидер. Качества личности: положительные: веселая, готова помочь другу, общительная, ответственно относится к любому делу. Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом. Учебная деятельность: успеваемость: имеет отличные отметки по всем предмет; мотивация обучения: высокая, школа первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты; посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины способности к обучению: хорошие; познавательный интерес: высокий. Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков: трудолюбивая; предпочитаемые виды труда: умственный, творческий; участие в трудовых делах: самое активное. Получение дополнительного образования: музыкальная школа, Дом культуры
Формы мероприятий
Темы
Сроки
Результаты
2009-2010г
1 класс
2010-2011г
2 класс
Урочные и внеурочные мероприятия по предметам.
Занятия в кружках «Развитие логического мышления», «В мир задач». Трудные случаи по математике, русск. языку, олимпиадные задания 1 раз в неделю не было Отличница по итогам года Исследовательские проекты по темам на уроках. в тече- ние года участник участник Творческие лаборатории по предметам. Творческие задания по всем предметам. ноябрь, январь участник Участие в школьных предметных олимпиадах Олимпиада по русскому языку ноябрь не проводится Олимпиада по математике ноябрь Участие в классном конкурсе «Мы уже считать умеем». Логические задания по математике. апрель - + Участие в научно – практической конференции. Защита исследовательского проекта. февраль 1 место 3 место в В районе республике Участие в районных предметных олимпиадах. Олимпиада по математике декабрь не проводится Олимпиада по русскому языку декабрь не проводится Участие в конкурсе «Золотое руно» Всероссийский конкурс по по истории. апрель не прово-дится Участие в конкурсе « Русский медвежонок». Международный конкурс по русскому языку ноябрь не прово- дится не прово- дился Участие в конкурсе «Кит». Всероссийский конкурс по информатике ноябрь не проводится + Участие в конкурсе «Старт». Всероссийский конкурс по всем предметам февраль не проводится Участие в конкурсе « Кенгуру» Всероссийский конкурс по математике. февраль не проводился
28
Внеклассные мероприятия
Формы мероприятий
Темы
Сроки
2009 – 2010 г 1 класс
2010-2011г
2 класс
Конкурс поделок из природного материала. (школьный) Номинации «Открытка», «Композиция», «Поделка» октябрь- ноябрь участник 8праздников участник 5праздников Классные, школьные праздники. Праздник «Прощай, Азбука!», «Моя семья», 8 марта, вечер встречи…. февраль участник участник Районный конкурс новогодней игрушки. декабрь Конкурс новогодних открыток декабрь участник школьный этап участник школьный этап Региональный конкурс чтецов. Поэзия, проза. Стихи собственного сочинения. январь 2 работы место в школе и в районе Региональные конкурсы рисунков «Не шути с огнем», о ВОВ, о школе, «Я выбираю спорт» и др…. в течение года - участник Районный конкурс чтецов Поэзия, проза. октябрь зритель участник Посещение кукольного театра, цирка. 1 раз в год - + + Проект «Мой режим дня» октябрь - - Исследовательский проект (3 класс) «Солдаты из нашей семьи» май - -1 место в районе 3 место в республике Исследовательский проект (4 класс) «Моя родословная» участник Брейн - ринги По литературным произведениям май участник участник Интеллектуальные игры (классные) «Устами младенца», «Счастливый случай», «Поле чудес», «Слабое звено»… 1 раз в год участник участник
29
Дополнительное образование
Кружок «Ритмика» Танцы 1 раз в неделю - Участие в конкурсах, концертах Вокальный кружок при ДК Песни, танцы 1 раз в неделю - Участие в конкурсах, концертах, классных праздниках. Кружок «Веселый математик» Примеры, задачи, шаралы… 1 раз в 2 недели Участник - Занятие в школе «Игротека» Разучивание подвижных игр 1 раз в неделю + 1 место в команде Веселые старты 1 раз в год Участник. Занятие в клубе «Светлая горенка» при ДДТ 1 раз в четверть Участник. Мероприятия в детской библиотеке к юбилеям детских писателей. Слушатель. Экскурсии в музей «Мое село», «О Великой Отечественной войне», «О героях Советского Союза» 1 – 2 раза в год Слушатель. Экскурсии в школьный музей. «Ученики и учителя, участники ВОВ» и др… 1 -2 раза в год Слушатель Экскурсия в библиотеку. 1 раз в год Участие в конкурсах, Обучение в ДШИ Хореографическое отделение 3 раза в неделю 3 благодар-ности Конкурс на звание «Активный читатель школьной библиотеки». 1 раз в четверть благодар- ность
30 Конкурс на звание «Активный читатель районной библиотеки». 1 раз в полугод. благодар- ность
Коллективная деятельность
Выпуск классной газеты Член редколлегии. 1 раз в четверть благодар- ность грамота и благодар- ность Сменные поручения Командир класса, цветовод, отв. за чистоту доски. 1 раз в четверть. 3 место благодар- ность, подарок Конкурс на самого активного ученика класса 1 раз в год май участник участник Конкурс на лучшее портфолио 1 раз в год май участник Проект «Такие разные часы» октябрь + 1 место в районе Конкурс газет Статьи, рисунки
Работа с родителями.
Оказывается консультационная помощь по мере необходимости.
Характеристика семейного воспитания
По материальной обеспеченности семья: со средним материальным достатком По социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семья: социально-устойчивая, благополучная в воспитательном отношении – воспитательно- сильная. По взаимоотношениям: гармоничная По семейным ориентациям: на деятельность, общение Позиция семьи Отношение родителей Последствия в формировании личности Педагогически оправданная позиция Заботливость, любовь в сочетании с разумной требовательностью, дружеские, доверительные отношения, поощрение самостоятельности Нормальное развитие личности, адекватная самооценка
31
Приложение 5
План мероприятий
№
Мероприятия
Этапы и
сроки
выполнения
Исполнители
Ожидаемые результаты
Психологические аспекты консультационной работы с одаренными детьми 1. Выявление неравномерности возрастного развития одаренных детей 1 этап 1-4 класс Психолог Соответствие умственному (художественно - эстетическому) развитию других сфер развития – эмоциональной, социальной и физической 2. Изучение и работа с семьей одаренными детьми постоянно Кл. руководитель Семья – первый помощник в работе с одаренными детьми 3. Педагогическая поддержка во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми постоянно Кл. руководитель Благоприятные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми 4. Развитие личности одаренных детей 2 этап постоянно Кл. руководитель Формирование системы ценностей, то есть системы личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности. 5. Педагогическая поддержка в решении проблем одаренных детей 3 этап постоянно Кл. руководитель Значительное уменьшение или отсутствие проблем одаренных детей Направления работы с одаренными детьми в классе 1. Создание благоприятных условий для формирования способностей, обеспечивающих преемственность среды и методов развития при переходе из д/сада в первый класс 1 этап 2009-2010 Идутова И.Н. Преемственность среды и методов развития при переходе из д/сада в первый класс 2. Развитие системы дополнительного образования, предназначенной 2010-2013 Идутова И.Н. Система дополнительного образования позволит обеспечить выявление, поддержку
32 для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей и образовательных потребностей одаренных детей и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности 3. Обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения 2010-2013 Идутова И.Н. Факультативы «Интеллектуальные игры», «Основы математической логики» Деление класса на подгруппы по всем предметам 4. Организация работы по исследовательским и творческим проектам 2010-2013 Идутова И.Н. Участие в работе НПК по направлениям 5. Организация творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад. 2010-2013 Идутова И.Н. «Русский медвежонок», «Поиск», «Старт» и.т.д. 1. Обеспечение широкого использования инновационного режима работы (тематически- урочного преподавания) включение изучения широких (глобальных) тем и проблем 2. Использование в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания 2010-2013 Идутова И.Н Стимулирование стремления одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развитию их способности 3. Предположение изучения проблем позволяющих учитывать склонность одаренных детей к исследовательской работе 2010-2013 Идутова И.Н. Формирование навыков и методов исследовательской работы 4. В максимальной мере учет интересов одаренного ребенка и поощрение углубленного изучения тем, выбранных самим 2010-2013 Идутова И.Н. Совершенствование системы стимулирования
33 ребенком; 5. Поддержание и развитие самостоятельности в учении 2010-2013 Идутова И.Н. Возможность совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, педагогами через самостоятельную работу 6. Предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети) 2010-2013 Идутова И.Н. отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества; 7. Обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества 2010-2013 Идутова И.Н. Развитие навыков публичного обсуждения 1. Знакомство педагогов с новыми научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми; обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование 2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, проявляющих интерес на ранних этапах развития, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей Идутова И.Н. условия для оптимального развития одаренных детей, проявляющих интерес на ранних этапах развития, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей 3. Накопление библиотечного фонда по вопросу Библиотекарь, Идутова И.Н. Накопленный библиотечного фонда по вопросу «Одаренный ребенок»
34 «Одаренный ребенок» 4. Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики Психолог Владение педагогами приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики 5. Проведение конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, и т.д. позволяющих учащимся проявить свои способности Идутова И.Н. Наличие результатов проведенных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, и т.д. позволяющих учащимся проявить свои способности
Приложение5
35
Редькина
Анастасия
Шурбин А.
Кондратьев Данил
Редькина А.
Новикова О.
Редькина А.
Новикова О.
Кондратьев Д.
Кондратьев Д.
Новикова О.
Шакова Наталия
Демьянов Антон
Демьянов Антон
Неустроева
Екатерина
Шурбин Анатолий
Редькина А.
Кондратьев Д.
Жирнова Д.
Кондратьев Д.
Новикова О.
2007 – 2008 г. г
Всероссийский конкурс «Русский медвежонок –
языкознание для всех»
Районный конкурс рисунков «К.Чуковский»
Районная интеллектуальная игра для младших
школьников по русскому языку
Республиканский конкурс творческих работ «Нет
листвы осенней краше»
Всероссийский конкурс «Русский медвежонок –
языкознание для всех»
Районный конкурс исследовательских работ и
творческих проектов младших школьников «Я -
исследователь»
Республиканский конкурс исследовательских
работ и творческих проектов младших
школьников «Я – исследователь»
Районный конкурс плакатов «Я выбираю светлое
будущее»
Районный конкурс плакатов «Я выбираю светлое
будущее»
Российский заочный конкурс «Познание и
творчество»
Региональный конкурс творческих работ,
посвященный 63-ей годовщине Победы в Великой
Отечественной войне, в номинации «Лучший
рисунок»
Региональный конкурс творческих работ,
посвященный 63-ей годовщине Победы в Великой
Отечественной войне, в номинации «Лучший
рисунок»
2008 – 2009 г.г.
Районный конкурс «Лес в творчестве юных»
Районная ХY научно – практическая
конференция обучающихся по экологии
Районная интеллектуальная игра младших
школьников по чувашскому языку
Школьная научно – практическая конференция,
посвященная 175-летию со дня рождения
Д.И.Менделеева
Диплом
3 место в школе
2 место в районе
Благодарность
3 место в школе
Грамота 3 место
Свидетельство
Грамота 3 место
Грамота3 место
Свидетельство
лауреата
Грамота
Грамота
Грамота
Свидетельство
Грамота 2 место
Диплом3 место
36
Жирнова Дария
Жирнова Дария
Новикова Олеся
Сивкова К.
Иванова Анна
Сивкова Карина
Сивкова Карина
Сивкова Карина
1Y районная ученическая научно – практическая
конференция, посвященная 100 – летию
академика АН СССР Х.М.Миначеву…
Районный конкурс Y Российского конкурса
исследовательских работ и творческих проектов
дошкольников и младших школьников «Я –
исследователь» в номинации «Гуманитарное»
Международный математический конкурс – игра
«Кенгуру»
2010 – 2011г.г.
Районный конкурс сочинений «Мамина мама»
Районный конкурс сочинений «Мамина мама»
Районный этап VII Российского конкурса
дошкольников и младших школьников «Я –
исследователь»
Республиканский этап VII Российского конкурса
дошкольников и младших школьников «Я –
исследователь»
Республиканский творческий конкурс для
дошкольников и школьников «Вода и реки: как
видят их дети?»
Грамота 2 место
Грамота3 место
1 место в районе
4 место врегионе
3 место
3 место
1 место
2 место
3 место
В раздел начальное образование