"Перелетные птицы и их жилища"
План-конспект урока по расвитию речи в третьем классе (школа глухих)
Автор: Кириленко Людмила Алексеевна, учитель начальных классов, ОГБОУ Школа-интернат №18 (для глухих детей), г. Рязань
В раздел начальное образование
Урок по развитию речи в 3 классе в школе глухих и слабослышащих
детей.
Тема урока: «Перелётные птицы и их жилища».
Подготовила и провела: учитель нач. классов Кириленко Л.А. ОГБОУ специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа- интернат № 18 г. Рязань.
Цели урока:
1) Образовательная-
закрепить знания учащихся по теме «Перелётные птицы» и познакомить их с местами проживания птиц. Закрепить навыки использования предлогов — в, - под в предложениях по схеме: Кто? Что делает? Где?
2) Коррекционно-развивающая-
развивать когнитивные способности учащихся
.
Развивать орфографическую зоркость. Развивать слуховое восприятие. Коррекция произносительных навыков. 3
) Воспитывающая
-приучать к аккуратности во время письма. Добиваться прилежания. Развивать чувство бережного отношения к птицам, как к части природы.
Оборудование:
доска, компьютер, интерактивная доска, таблички со словами, экран, тетради, учебники.
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Орг. момент
-Встаньте. -Поздоровайтесь. -Сядьте. - Послушайте. ( проверка слуха) - …., как слышишь? - Я встал(а). - Здравствуйте. - Я сел(а). - Я слышу хорошо( плохо).
- …, спроси у … какой будет урок? - …, как ответил(а) …? - что сказал(а) …? - …, спроси у …, он(а) знает, который будет урок? - Скажите, кто сегодня дежурный? -Встань - Иди к доске. -Ты кто? -Кого нет в классе? Почему? - Раздай тетради! Что ты сделал? -Ребята, посмотрите, что будем делать сегодня на уроке: будем говорить, будем работать по теме урока, и будем составлять предложения. -Послушайте, что будем делать сначала? Сначала будем говорить. Кто услышал? Что я сказала? -Как услышал(а) …? - Что он(а) сказала? - Как будем говорить? - …, скажи, какой будет урок? - Будет урок развития речи. - … ответила правильно. - … сказал( а) будет урок развития речи. - …, ты знаешь, который будет урок? - я знаю, будет первый урок. - Сегодня дежурный Андрей - Я встал. -Я иду к доске. -Я дежурный. -…. нет, потому что он(она) заболел(а). - …, возьми тетрадь. Ты тоже возьми тетрадь. Ребята и вы возьмите тетради. Я раздал тетради. -Я услышал. Вы сказали, что сначала будем говорить. - Сначала будем говорить. - … услышал(а) правильно. - Он(а) сказала , сначала будем говорить. - Будем говорить правильно и чётко.
2. Зарядка для речевого аппарата и
фонетическая зарядка.
- Вы знаете, чтобы говорить правильно и чётко надо подговорить наш речевой аппарат. Сделаем зарядку.
1 упражнение «Губы»
2 упражнение «Щёчки»
3 упражнение « Хомячок»
Дежурный звук
« С».
-ас-ос-ес
-вас-вос-вес вес-на весна
Делают зарядку для речевого аппарата. Стараются говорить правильно.
-лос-лас лас-точ-ка ласточка
-скво-сква скво-рец скворец
са-са-са- укусила в нос оса.
Скажите, какие это части речи? Что мы делали? Как мы говорили? -Существительные, потому, что эти слова отвечают на вопросы «Кто?» и «Что?». -Мы говорили. -Мы говорили правильно и чётко.
3. Работа по теме урока.
- Послушайте! - Будем работать по теме урока. Кто услышал? Как услышал? Что он сказал? Ребята, чтобы узнать тему урока нам нужно отгадать загадку. (табличка с загадкой) Прочитайте:
Я раскрываю почки
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Кто знает, о каком времени года говорится в загадке?(Табличка «Какое это время года?) И мы продолжаем работать по теме
«Весна».
(1 слайд презентации «Весна) Мы уже много узнали о весне, и чтобы проверить ваши знания, я предлагаю вам выполнить тест. ( на доске открываю слово «Тест и вопросы теста) -Скажите, как будем писать? -Чтобы писать красиво, подготовим наши руку к письму и выполним упражнения:
1) «Колечки»
2) «Мостик»
3) « Согреем пальчики»
4) «Встряхнём ручки»
Откройте тетради. Что вы сделали? Запишите слово «Тест» и запишите - Будем работать по теме урока. - … услышал правильно. -... сказал, будем работать по теме урока. Читают загадку вместе с учителем. - В загадке говорится о весне. -Будем писать красиво. Выполняют пальчиковую гимнастику. - Я открыл(а) тетрадь. Выполняют тест.
правильные ответы. -Что ты сделал? -Проверим, как вы выполнили тест. -..., иди к доске, обведи правильные ответы. - …, у ... есть ошибки? Все так написали? - Как ты написал(а)?
Маленький учитель.
(показываю рассказ: Разв. Речи, стр.187) - Вчера мы с вами прочитали этот рассказ, и вы узнали, какие изменения происходят в природе весной. Но что- то я устала. И мне нужен помощник. Кто хочет быть маленьким учителем? -Артем -маленький учитель, иди к доске. -Ты кто? Артем, спроси у ребят, что нового они узнали из этого рассказа? Старайся говорить правильно. Артем задает вопросы: 1) Какое время года наступило?(1 слайд презентации) 2) Что случилось со снегом весной?(2 слайд презентации) 3) Какие птицы прилетели? (3 слайд) 4) Что делают мальчики?(4 слайд) - Спасибо, Артем, я отдохнула, иди на место. - Я написал. Ученик обводит правильные ответы. - у … есть ошибки( нет ошибок). - Я написала правильно( неправильно). Идет к доске. -Я маленький учитель. Отвечают на вопросы маленького учителя -Наступила весна. - Снег тает, потому что греет солнышко. - Прилетели грачи. - Мальчики вешают на деревьях скворечники.
4. Физкультминутка.
А теперь и вам пора отдохнуть. Встаньте.
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем-
Крылья сложили назад.
- Я встал(а). Выполняют движения вместе с учителем.
-Сядьте. - Я сел(а).
5. Работа по теме «Перелётные
птицы». Составление предложений.
Послушайте, будем составлять предложения. Но сначала выполним задания. -Буквы рассыпались, соберите слова. На доске талбички: кастолач, чраг, вросецк Ребята, а кто это? - Как можно называть этих птиц одним словом? Да, это перелетные птицы. Они на зиму улетают , а весной прилетают. На доске таблички: ласточка, ворона, грач, скворец.(5,6, 7 слайды) - Скажите, какая птица лишняя и почему? (8,9 слайды)
Зарядка для глаз.
Таблички: вверх, вниз, вправо, влево. -Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево. -Сегодня мы узнаем где живут перелетные птицы. (10 слайд- грач на дереве в гнезде) Скажите, кто это? Посмотрите, ребята, где живёт грач. Что это? Это гнездо. А где гнездо? Что это? (На доске вывешиваются предлоги -на, -за,- под, -в и вопросы: Кто? Что делает? Где? И слова грач, гнездо, дерево, окончания:-е, -ом, -ей, а. Давайте составим предложение по вопросам к этой картинке. Кто? Что делает? Где? Составьте предложение. (11 слайд). Прочитайте. (12 слайд)Посмотрите, что у грача в гнезде? - Будем составлять предложения. Собирают из букв слова: ласточка, грач, скворец. - Это птицы. - Перелётные. - Ворона. Ласточка, грач, скворец это перелетные птицы. Ворона- зимующая птица. Выполняют указания учителя. -грач. -гнездо -дерево Грач живёт в гнезде на дереве.
Из них скоро вылупятся маленькие птички- птенцы. (13 слайд)-Как называется эта птица? Посмотрите, где живет скворец. Что это? Скворечник где? Что это? Составьте предложение ( 14 слайд).Прочитайте. (15 слайд).У скворца в скворечнике тоже яйца, вот из них вылупились птенцы и мама кормит их. Скажите, как называется эта птица? (16 слайд). Посмотрите, где живет ласточка? Что это? Это тоже гнездо? Где находится гнездо ласточки? На дереве? Что это? Составьте предложение по картинке. (17 слайд) Прочитайте. Посмотрите у ласточки птенцы. На доске записано предложение:ласточка живет в гнезде под крышей. Найдите ошибку. Подумайте и скажите, а можно разорять птичьи гнезда? Конечно нельзя. Птиц и их гнезда надо оберегать, потому, что птицы наши друзья. Они уничтожают вредных насекомых.( 18 слайд презентации). -Скворец. -Скворечник. - Дерево. Скворец живёт в скворечнике на дереве. - ласточка -Нет -Крыша Ласточка живёт в гнезде под крышей. - Первая буква в предложении заглавная.
-
нет нельзя.
6. Подведение итогов урока.
Скажите, что мы делали сегодня на уроке? _А какая тема урока была? О каком времени года мы сегодня говорили? -Что еще мы делали? - Что нового мы узнали? Прочитайте (Табличка «Мы узнали, где живут перелётные птицы») Мы узнали, где живут перелётные -Мы говорили. -Мы работали по теме урока. - О весне. - Мы составляли предложения.
птицы.
7. Оценки за урок.
Ребята,спросите у меня, как вы работали? Все работали хорошо, старались. Молодцы. Урок закончен. Можно выйти. Л.А., скажите, как мы работали? Дают дневники. Выходят на перемену.
В раздел начальное образование