Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"НАШИ СОСЕДИ - ПТИЦЫ"

разработка

Автор: Колосова Екатерина Сергеевна, воспитатель, гбоу сош№ 17, сызрань



В раздел начальное образование



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №17 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области План-конспект организации непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «НАШИ СОСЕДИ - ПТИЦЫ» Автор-составитель: воспитатель высшей квалификационной категории Трифонова Елена Александровна 2014 год

Интеграция

образовательных

областей:
"Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие".
Цель НОД:
создать условия для развития познавательных способностей детей.
Задачи:
Образовательная область "Познавательное развитие": 1. Развивать любознательность дошкольников и познавательный интерес к миру птиц. 2. Формировать у детей навыки опытно-исследовательской деятельности в ходе проведения опытов и наблюдений. 3. Развивать мыслительную деятельность воспитанников (умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи, группировать предметы по одному из признаков). 4. Закреплять знания детей о разнообразии птичьего мира, перелётных и зимующих птицах, знакомить с правилами поведения в лесу в весенне- летний период. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие": 1. Развивать общение и взаимодействия детей с воспитателем и сверстниками в ходе различных видов деятельности. 2. Способствовать становлению самостоятельности и саморегуляции собственных действий. 3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, бережное, заботливое отношение к птицам. Образовательная область "Речевое развитие":
1. Активизировать словарь детей словами: "перелётные", "зимующие" птицы, названиями птиц. 2. Обогащать словарь детей словами: "маховое", "пуховое" перья, "опахало". 3. Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь. 4. Развивать умение воспринимать на слух содержание загадки и стихотворения. Образовательная область "Физическое развитие": 1. Предупреждать утомляемость детей на занятии, потребность детского организма в движении через смену видов деятельности, включение динамической паузы и развитие мелкой моторики рук.
Методы и приёмы:
Практические: проведение опытов, выстраивание схемы последовательного развития птицы, моделирование птицы из геометрических фигур, выполнение игровых заданий, физкультминутки, пальчиковой гимнастики. Наглядные: показ слайдов с изображением птиц, частей их тел; маховых и пуховых перьев, перепелиных и куриных яиц. Словесные: художественное слово, беседа, отгадывание загадки, рассказ воспитателя, пояснение, вопросы к детям. Игровые: дидактическая игра и создание игровой ситуации.
Материал

и

оборудование:
карточки с изображением зимующих и перелётных птиц; иллюстрации с изображением двух времён года (зимы и весны), карточки для составления схемы последовательного развития птицы; геометрические фигуры для моделирования птиц; два обруча; ноутбук, проектор, экран, презентация к занятию; лупы; маховые и пуховые перья; по
два листа бумаги на каждого ребёнка; вееры; комочки глины; гнездо; куриные и перепелиные яйца; тарелочки.
Формы организации совместной деятельности
Виды детской деятельности Формы и методы организации совместной деятельности Познавательно- исследовательская Проведение опытов. Опыт №1. "Как устроены перья у птиц". Цель: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Опыт №2. "Что позволяет птице парить в воздухе". Цель: выяснить, почему птица во время полёта не падает. Опыт №3. "Зависит ли полёт птицы от массы тела". Цель: выяснить, помогает ли вес тела птицы ей летать. Моделирование птицы. Цель: закреплять представления детей о строении тела птицы, развивать умение соотносить части её тела с геометрическими фигурами и использовать для моделирования предметы-заместители. Исследование яиц. Цель: установить причинно-следственную связь зависимости размера, формы и цвета
яиц от среды обитания птиц; выяснить, какие условия необходимы для развития птенца в яйце. Составление схемы последовательного развития птицы. Цель: развивать логическое мышление. Игровая Дидактическая игра "Рассели птиц в домики". Цель: закреплять умение группировать предметы по предложенным признакам (зимующие и перелётные птицы). Создание игровой ситуации. Цель: вызвать интерес к познавательно- исследовательской деятельности. Коммуникативная Мини-беседы. Цель: закреплять навык ведения диалога. Вопросы к детям. Цель: активизировать работу детей, уточнить уровень их знаний. Объяснения. Цель: обогащать представления детей о птицах. Восприятие художественной литературы и фольклора Загадывание загадки. Цель: ввести в тему занятия, актуализировать знания детей о птицах. Чтение стихотворения "Птица". Цель: пробудить чувство сопереживания к маме-птице, добиться осознания детьми того, что нельзя нарушать покой и жизнь лесных обитателей. Двигательная Пальчиковая гимнастика.
Цель: развивать мелкую моторику рук, способность соотносить речь с движением. Физкультминутка. Цель: развивать двигательную активность детей, предупреждать их утомляемость на занятиях.
Логика образовательной деятельности
№ п/ п Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты 1. Воспитатель зовёт к себе детей и загадывает им загадку: Мы бываем разные: Грудки ярко-красные, Жёлтые, любые, Даже голубые. По весне мы гнёзда вьём, Песни весело поём. Крылья нас зовут в полёт, Кто отгадку назовёт? Отгадывают загадку. Знают характерные особенности птиц. 2. Беседа: - Часто ли вы видите птиц? - Можно ли сказать, что они живут рядом с нами, что они наши соседи? - Как называют птиц, которые всегда живут Отвечают на вопросы. Понимают и умеют объяснять понятия "перелётные", "зимующие" птицы, называют их. Дают полные,
рядом с человеком? - Каких зимующих птиц вы знаете? - Какие птицы прилетают к нам весной? - Как называют одним словом этих птиц? - Почему их так называют? грамматически правильные ответы. 3. Воспитатель предлагает детям дидактическое упражнение "Узнай и назови птицу". Каждый ребёнок берёт карточку с изображением птицы и называет её. Знают птиц, соотносят их названия с внешним видом. 4. Воспитатель предлагает поиграть в игру "Рассели птиц в домики" и рассказывает её содержание: "Здесь два обруча-"домика". В каждом из них картинка одного из времён года (зима, весна). Расселите ваших птиц в нужный домик". По окончании игры педагог предлагает проверить, все ли птицы попали в свой домик. Дети "расселяют" птиц в "домики" и проверяют правильность выполнения задания. Умеют классифицировать птиц по признаку: "перелётные" или "зимующие". 5. Дидактическое упражнение "Сосчитай птиц". Раз, два, три, четыре, Дети считают птиц, Знают
пять, Все умеем мы считать. Сколько птичек в домиках у нас Сосчитайте вы сейчас. Воспитатель предлагает посчитать птиц в каждом "домике". проверяют правильность выполнения задания, дают ответ и садятся на коврик. количественный счёт в пределах 10. 6. Дидактическое задание "Сравни птиц". а). Воспитатель предлагает подумать и сказать, что общего у всех птиц; составить модель птицы из геометрических фигур и схему последовательного развития птицы. б). Воспитатель предлагает детям посмотреть на экран, подумать и сказать, чем отличаются друг от друга увиденные ими птицы и почему. На экране последовательно появляются журавль, утка, Дети садятся за столы, высказывают свои суждения, составляют модель птицы из геометрических фигур и схему последовательного развития птицы с помощью карточек. Дети садятся на ковёр, рассматривают птиц, устанавливают причинно- следственные связи строения ног птиц с условиями среды обитания, клюва с видом Знают части тела птиц и характерные признаки живых существ. Дети способны анализировать, сравнивать, делать выводы и устанавливать причинно- следственные связи строения и внешнего вида птиц
дятел; затем пеликан, дятел, клёст и птицы с разным оперением. употребляемой пищи и отмечают, что цвет перьев помогает птицам сливаться с окружающей средой и тем самым защищаться от врагов. со способом их жизнедеятельности. 7. Воспитатель предлагает детям отдохнуть и сделать пальчиковую гимнастику: Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек стайка. - Эта птичка - соловей, эта птичка - воробей. Эта птичка - совушка, сонная головушка. Эта птичка - свиристель, эта птичка - коростель. Эта птичка - скворушка, серенькое перышко. Эта - зяблик, это - стриж, это - развеселый чиж. Ну, а это - злой орлан. Птички, птички, по домам! Дети повторяют за воспитателем слова и на название каждой птицы загибают пальцы по очереди; на последних словах сжимают пальцы в кулачки. Дети выполняют движения в соответствии с текстом. 8. Воспитатель задаёт проблемный вопрос: - Почему птицы могут летать? Дети размышляют, высказывают свои У детей возник интерес к
Чтобы получить ответ на этот вопрос, педагог предлагает детям стать исследователями, пройти в лабораторию и провести опыты. предположения и проходят в лабораторию. исследовательской деятельности. 9. Опыт №1. " Как устроены перья у птиц". а). Воспитатель предлагает детям рассмотреть через лупу маховое перо. Обращает внимание на стержни и опахало каждого. Педагог предлагает взять в руку маховое перо и отпустить его. Взрослый объясняет, где у птицы располагаются маховые перья, предлагает помахать пером и понаблюдать, что происходит с ним, когда птицы машут крыльями. б). Воспитатель предлагает детям Дети рассматривают стержень и прикреплённое к нему опахало махового пера, отмечают особенности его строения. Ребята выясняют причины медленного плавного падения пера. Дети отмечают, что перо эластично пружинит, а поверхность его не меняется. Дети делают сравнительный Дети имеют представления о маховом и пуховом перьях, особенностях их строения и назначении, узнают, что возможность птиц летать связана с их особым строением. Словарь детей обогащён новыми словами. Умеют анализировать,
рассмотреть пуховое перо и сравнить его с маховым. Задаёт вопрос: - Зачем птицам такие перья? анализ. Рассуждения детей. сравнивать, делать выводы. Знают о назначении перьев. 10. Опыт №2. "Что позволяет птице парить в воздухе". Перед детьми лежат два одинаковых листа бумаги. Воспитатель предлагает детям взять один лист, скомкать его в шарик и взять в руку, а второй лист, не сминая, взять во вторую руку. Затем предлагает одновременно отпустить их перед собой. Вопросы к детям: - Что вы увидели? - Почему листья бумаги падают по-разному? Используя веер, педагог показывает, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают. Объясняет, что с раскрытыми крыльями и хвостом птица становится Дети выполняют опыт, замечают, что листы одинаковые, а падают по-разному. В результате рассуждений делают вывод: не смятый лист бумаги парит в воздухе, потому что он широкий, опирается на воздух и не падает вниз. Дети получают представления о том, что раскрытые крылья и хвост птицы позволяют ей опираться о воздух, а с помощью взмаха крыльев она отталкивается от него и летит.
широкой и может опираться на воздух. 11. Опыт №3. "Зависит ли полёт птицы от массы тела". Воспитатель предлагает взять детям в одну руку перо, в другую комочек глины и одновременно опустить эти предметы перед собой. Вопросы: - Какой предмет упал быстрее? - Какой предмет удержался в воздухе дольше и почему? Педагог объясняет, что кости птиц очень лёгкие (полые), в их организме есть воздушные мешки, что облегчает вес птицы и помогает полёту. Дети выполняют опыт, отмечают, что комочек пластилина падает быстрее, чем перо, потому что он тяжелее и не может опираться на воздух. Делают вывод: воздух удерживает лишь лёгкие предметы с широкой поверхностью. Дети узнают, что тело у птицы лёгкое, поэтому они могут летать. 12. Физкультминутка. Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится, Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась, как волчок. Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку, И с дорожки - на плетень, Дети выполняют движения. Снята утомляемость детей.
Тири-тири, Тень-тень-тень! 13. Исследование перепелиных и куриных яиц. - Что делают перелётные птицы, вернувшись весной на Родину? - Посмотрите на гнездо. Какие в нём яички? Что вы можете о них сказать? - А знаете ли вы, почему они такие? Объяснение воспитателя. Дети садятся за столы, рассматривают гнездо с перепелиными яйцами, размышляют, высказывают свои суждения, сравнивают перепелиные яйца с куриными. Узнают, что величина яиц зависит от размера птицы, а окраска от места нахождения (земля или дупло). 14. Воспитатель предлагает рассмотреть через лупы куриные яйца. Вопросы: - Что вы заметили? - Как вы думаете, для чего нужны эти отверстия? Педагог обращает внимание на разбитые в тарелочках яйца и спрашивает: - Для чего нужен желток? - Что находится вокруг желтка? Воспитатель объясняет Дети исследуют куриные яйца, скорлупу, белки и желтки яиц. Дети узнают, что в желтке находится зародыш, который развившись, превращается в птицу; в белке содержится запас воды и питательных веществ, необходимые для развития зародыша; а через крошечные отверстия в скорлупе внутрь проходит воздух.
роль желтка, белка и воздуха для развития птенца. - Можно ли разорять птичьи гнёзда? - Почему нельзя? Воспитатель обобщает: брать в руки яйца, найденные в лесу, нельзя, потому что птица, почувствовав чужой запах, может бросить яйца и невылупившиеся ещё птенцы погибнут. Читает стихотворение "Гнездо". Нашла я гнездо лесное Маленькой пестрой птички, Свитое ранней весною, В гнезде лежали яички. Как же она испугалась, Прикинулась птичка больною, Крыло волочила, металась В густой траве предо мною, Давалась мне прямо в руки, Меня от гнезда уводила. Дети отвечают на вопросы воспитателя. Ребята слушают стихотворение. Дети осознают, почему нельзя разорять птичьи гнёзда и почему нужно беречь и заботиться о птицах. Способны эмоционально откликаться на содержание стихотворения, сопереживать птице, восхищаться её готовностью защищать будущее потомство.
И сколько в ней было муки, И сколько в ней было силы! Воспитатель задаёт вопросы: - Почему мы должны беречь птиц и заботиться о них? - Какую пользу приносят птицы? 15. Создание проблемной ситуации: Представьте, что из леса исчезли птицы. Что станет с лесом? Дети размышляют и высказывают свои суждения. Дети умеют рассуждать, высказывают свои мысли, вступают в речевое взаимодействие со взрослым и сверстниками. 16. Воспитатель знакомит детей с правилами поведения, касающимися бережного отношения к птицам. Дети запоминают правила. Знают и соблюдают правила поведения в лесу. 17. Итог занятия. - Что узнали нового? - Что вам понравилось на занятии? - Что хотели бы ещё узнать о птицах? Воспитатель подводит итог деятельности детей. Отвечают на вопросы педагога, делятся впечатлениями. Дети способны анализировать свою деятельность.


В раздел начальное образование