Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ПНШ

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ПНШ

Автор: Кондратович Гельсиня Инсафовна, учитель начальных классов, МБОУ СШ №9, город Димитровград Ульяновская область



В раздел начальное образование






РУССКИЙ ЯЗЫК

М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская

(170 ч.)

3 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с:  Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;  Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г);  Примерной программой по учебным предметам (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение.2010. ;  Авторской программой «Систематический курс русского языка» по предмету «Русский язык» (Программа по русскому языку (Авторы: М.Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А.Байкова, Н.М.Лаврова) («Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – В 2 ч. Ч.1.);  Федеральной целевой программой «Развитие образования на 2011 - 2015 годы»;  Методическим письмом УИПКПРО г. Ульяновска «Методические рекомендации к составлению рабочих программ по предмету для основной и средней школы»;  Уставом МБОУ СШ № 9. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта НОО, сделавшего упор на формирование универсальных учебных действий (УУД), на использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни и концепцией УМК «Перспективная начальная школа». Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий, в ней учитываются межпредметные и внутрипредметные связи, логика учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.


Цели и задачи курса

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную
цели
:  познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству; формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части окружающего мира;  социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности. Программа «Перспективная начальная школа» сделала упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических
задач
:  развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;  освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;  овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;  воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;  овладение способами орфографического действия;  развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;
 формирование учебной деятельности учащихся;  формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая словари разного типа ( орфоэпического, обратного ( он включен в корпус УМК)).  усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения,
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Основные содержательные линии
Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:  Основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис);  Орфография и пунктуация;  Развитие речи;
 Лексикография. Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества. В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности. В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, а также средств
Содержательные линии

Фонетика и орфоэпия
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков . Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный -непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика

Различение звуков и букв: буква как знак звука. Обозначение на пись ме твердости и мягкости согласных звуков . Использование на письме разделительных ь и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика

1
Понимание слова как единства звучания и значе ния. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.
Состав слова (морфемика)
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология
Части речи; деление частей речи на само стоятельные и служебные. 1
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен суще ствительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различе ние имен существительных мужского, женского и среднего ро да. Изменение существительных по числам. Изменение сущест вительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принад лежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Из менение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический раз бор имен прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Лич ные местоимения, значение и употребление в речи. Личные мес тоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изме нение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и чис лам. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен су ществительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союзы и, а,
но,
их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис
Различение предложения, словосочетания, сло ва (осознание их сходства и различия). Различение предложе ний по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): вос клицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов пред ложения. Установление связи (при помощи смысловых вопро сов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а,
но.
Использование интонации перечисления в предложениях с одно родными членами. Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация
Формирование орфографичес кой зоркости, использование разных способов выбора написа ния в зависимости от места орфограммы в слове. Использова ние орфографического словаря. Применение правил правописания: •сочетания
жи

ши, ча
— ща,
чу
— щу в положении под ударением; •сочетания
чк

чн, чт,
щн, • перенос слов; • прописная буква в начале предложения, в именах собственных; • проверяемые безударные гласные в корне слова; • парные звонкие и глухие согласные в корне слова; • непроизносимые согласные; • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; • разделительные
ь
и ь; • мягкий знак после шипящих на конце имен существитель ных
(ночь,

рожь, мышь);
• безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов,
-ин
); • безударные окончания имен прилагательных; • раздельное написание предлогов с личными местоимени ями; • не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа
(пишешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании
-ться
; • безударные личные окончания глаголов; • раздельное написание предлогов с другими словами; • знаки препинания в конце предложения: точка, вопроси тельный и восклицательный знаки; • знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Развитие речи
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Вы ражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нор мами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового обще ния (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обра щение с просьбой). Практическое овладение устными монологическими выска зываниями на определенную тему с использованием разных ти пов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выбо рочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. Из них в 1 классе 165 ч.(5 ч.- в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 170 ч. (5 ч. - в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

В области познавательных общих учебных действий
обучающиеся научатся, получат возможность научиться: • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью; • свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Со держание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; нахо дить в специально выделенных разделах нужную информацию; • работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информа цию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
• работать с несколькими источниками информации (с частя ми учебной книги, в одной из которых — система словарей, тетра дью для самостоятельной работы и дополнительными источниками информации — другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
В области коммуникативных учебных действий:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированна присоеди няться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения; • находить в учебнике подтверждение своей позиции или вы сказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели-в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.
В области регулятивных учебных действий:
• осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:  система языка (основы лингвистических знаний ): фонетика, графика, орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);  орфография и пунктуация;  развитие речи. Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества. Разделы уроков Примерная программа « Перспективная начальная школа» Количество часов по рабочей программе 1 Фонетика и графика 20ч. 20ч. 2 Морфемика и словообразование 16ч. 16ч. 3 Морфология 70ч. 70ч. 4 Лексика 15ч. 15ч 5 Синтаксис 15ч. 15ч. 6 Развитие речи 34ч 34ч.
Итого:
170ч. 170ч.
ФОНЕТИК и ОРФОГРАФИЯ ( 20ч)
Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний. Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм. Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем. Правописание наиболее употребительных приставок, приставки с-, приставок на -с, -з. Правописание предлогов. Разграничение на письме приставок и предлогов. Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом беглого гласного.
Написание суффикса -ок- после шипящих. Звукобуквенный разбор слова.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Выполнение
звукобуквенного анализа слова (определение количество слогов, выполнение элементарной транскрипции, нахождение ударных и безударных слогов, соотношение количества и порядка расположения букв и звуков, характеристика согласных и гласных звуков).
ЛЕКСИКА(15ч)
Многозначность слова . Прямое и переносное значение слова . Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы. Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Различение
прямого и переносного значения слова;
нахождение
в тексте синонимов и антонимов;
различение
однокоренных слов от омонимов и синонимов.
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (14ч)
Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными. Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении. Разбор слова по составу.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Сравнение
слов, связанных отношениями производности:
объяснение
, какое из них от какого образовано,
указывая
способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
Выполнение
разбора слова по составу на основе словообразовательного анализа (
вычленение
окончания и основы, в составе основы находить корень, приставку, суффикс).
Обнаружение
регулярных исторических чередований (чередований, видимых на письме).
МОРФОЛОГИЯ (77 ч)

Понятие о частях речи
Имя существительное как часть речи. Категориальное значение (значение предметности). Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам. Синтаксическая функция имен существительных в предложении.
Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Написание о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-. Морфологический разбор имени существительного. Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты). Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении. Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого. Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение (значение указания на имя) . Личные местоимения. Изменение по лицам и числам. Глагол как часть речи (значение действия). Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы - а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями. Синтаксическая функция глаголов в предложении. Различение написания -ться и -тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Различение
частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога.
Упражнения
в различении на письме приставки и предлоги.
Изменение
существительного по числам и падежам;
определение
их рода.
Различение
названия падежей.
Изменение
прилагательного по числам, падежам и родам.
Изменени
е глаголов по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени — по лицам.
СИНТАКСИС (10 ч)
Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения. Формирование умения составлять схему предложения. Разбор простого предложения по членам предложения.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Упражнения
в нахождении в составе предложения всех словосочетаний; умение в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос.
Нахождение
в предложении основы (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения (дополнения, обстоятельства, определения).

Постановка
смысловых и падежных вопросов к разным членам предложения.
ЛЕКСИКОГРАФИЯ

**
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Работа
со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений).
РАЗВИТИЕ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ (34ч.)
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение изложения как жанра письменной речи. Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру). Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему. Определение темы и основной мысли живописного произведения. Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). «Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Определение
темы и основной мысли (основное переживание) текста, составление план текста и использование его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении.
Членение
текста на абзацы, оформляя это членение на письме.
Оформление
писем элементарного содержани


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
**

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Обучающиеся научатся:
• выполнять звукобуквенный анализ слова (определять коли чество слогов, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударный и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков).
Раздел «Орфоэпия»

Обучающиеся научатся:
• правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать; правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе
(что, чтобы, ...).

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Обучающиеся научатся:
• сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным); • мотивированно выполнять разбор слова по составу на осно ве словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс); • обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме).
Раздел «Лексика»

Обучающиеся научатся:
• отличать прямое и переносное значения слова; • находить в тексте синонимы и антонимы; • отличать однокоренные слова от омонимов и синонимов.

Раздел «Морфология»

Обучающиеся научатся:
« различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог; • различать на письме приставки и предлоги; • изменять существительные по числам и.падежам; определять их род; • различать названия падежей. • изменять прилагательные по числам, падежам и родам; • изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени —- по лицам.
Раздел «Синтаксис»

Обучающиеся научатся:
• находить в составе предложения все словосочетания; в сло восочетании находить главное слово и зависимое, ставить от пер вого ко второму вопрос; • находить в предложении основу (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (дополнение, обстоятель ство, определение); • задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающиеся научатся:
• определять орфограммы; • использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора сло ва по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использование словаря); • писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
• писать о-ё после шипящих в окончаниях существительных; • писать слова с наиболее употребительными приставками, с приставкой с-, приставками на -с, -з; • писать слова с суффиксами -ек- и -ик-; • писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных; • писать о-ё после шипящих ир падежных окончаниях существительных; • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающиеся научатся:
• определять тему и основную мысль (основное пережи вание) текста, составлять план текста и использовать его при устном
и
письменном изложении, при устном и письменном сочинении; • членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме; • грамотно писать и оформлять письма элементарного содержания; • владеть нормами речевого этикета в типизированных рече вых ситуациях (разговор по телефону; разговор с продавцом в ма газине; конфликтная ситуация с одноклассником и пр.); • работать со словарями; • соблюдать орфоэпические нормы речи; • устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета; • писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:


Методические пособия для учащихся
:  Чуракова Н.А. Русский язык. 3 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник, 2013;  Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 3 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник, 2013;  Чуракова Н.А. Русский язык. 3 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 3. — М.: Академкнига/Учебник, 2013;  Байкова Т.А., Ерышева Е.Р., Малаховская О.В. Русский язык. Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. 2 класс.— М.: Академкнига/Учебник, 2013.
Учебно-методические пособия для учителя:
 Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык.32 класс. Стандарты второго поколения», — М.: Академкнига/Учебник, 2011;
Инструмент по отслеживанию результатов работы
:  Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1-2 классы: Методическое пособие. – М.: Академкнига/ Учебник.
Программа по курсу «Русский язык»
:  Авторская программа «Систематический курс русского языка» по предмету «Русский язык» (Программа по русскому языку (Авторы: М.Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А.Байкова, Н.М.Лаврова ) ( «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – В 2 ч. Ч.1.)
ЛИТЕРАТУРА.
1. Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32 2. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2005 3. Программы по учебным предметам . базисный план внеурочной деятельности 1-4 кл.: в 2 ч./Сост.Р.Г.Чуракова- М.: Академкнига/ Учебник,2011.-ч.1:240 с. (Проект «Перспективная начальная школа») 4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 4-е изд., перераб.-М.:Просвещение, 2010.- 400с.- (Стандарты второго поколения).
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал «Начальная школа»
2. Проект «Школа цифрового века» при университете 1 Сентября
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата по

факту



уро

-ка

Тема (раздел)

Материа

л

учебника

Планируемые результаты обучения

Возможные

виды

деятельности

учащихся//фор

мы контроля

Домашнее

задание

План

освоение предметных

знаний (базовые

понятия)

универсальные учебные

действия

I

триместр
1 Что такое орфограмма? ч.1: с.6-7 Повторение изученных орфограмм Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. Логические: подведение под правило. Личностные: смыслообразование и коллективная Т.№1 упр.1
самоопределение 2 Что такое орфограмма. ч.1: с.8-10 Повторение изученных орфограмм: безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением; правописание парных звонких–глухих согласных в корне и на конце слова; большая буква в начале предложения; правописание предлогов со словами Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях коллективная, индивидуальная Т.№1.с.7 упр.4 3. Что такое орфограмма ч.1: с.10- 13 Повторение изученных орфограмм:безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением; непроизносимый согласный в корне; правописание парных звонких-глухих согласных в корне и на конце слова; Ь после шипящих. Познавательные: получение, поиск и фиксация информации. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: кооперация коллективная, индивидуальная Выполнить задание на карточке 4. Что такое орфограмма ч.1: с.13- 16 Разделительные ъ и ь ; правописание суффиксов -ЧИК- и -ОК- Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; получение, поиск и фиксация информации. Личностные: самоконтроль процесса и результатов деятельности коллективная, индивидуальная УЧ№1 упр.8 5. Развитие речи с элементами культуры ч.2: с.6-8 Виды предложений по цели высказывания и Познавательные: получение, поиск и коллективная Выполнить задание на
речи. Для чего нужна речь. интонации фиксация информации. карточке 6 Что такое орфограмма ч.1: с.16- 18 Повторение изученных орфограмм. Сложные слова. Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности; самоконтроль процесса и результатов деятельности индивидуальная самостоятельная работа Т.№1 упр.8 7 Звукобуквенный разбор слова ч.1: с.18- 20 Звукобуквенный разбор слова Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; пользоваться инструкциями; получение, поиск и фиксация информации работа в паре Т.№1 упр.10 8 Самостоятельная работа по теме « Орфография» ч.1: с.20- 21 Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: кооперация Взаимопроверка Тетрадь1 с.9 №5, с.10№6 9 Части речи. Имя Познавательные: коллективная с.24
Части речи. Имя существительное ч.1: с.23- 26 существительное. Род им. существительных, изменение по числам. формирование умения поиска информации в учебных словарях; понимание и преобразование информации. Логические: подведение под правило. Личностные: смыслообразование и самоопределение; самоконтроль процесса и результатов деятельности повторить правило, с.26 №19 10 Имя существительное ч.1: с.26- 28 Условные сокращения в словарной статье толкового словаря с заголовочным словом им. существительным. Логические: подведение под правило. коллективная, индивидуальная Т.№1 упр.12 11 Имя существительное ч.1: с.29- 30 Одушевленные и неодушевленные существительные. Существительное как член предложения. Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; получение, поиск и фиксация информации коллективная, индивидуальная Т.№1 упр.14 12
Входной диктант
Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания Регулятивные: контроль и самоконтроль. 13 Работа над ошибками. Имя существительное ч.1: с.31 ч.2: с.14 Словообразование имени существительного. Текст, тема текста и основная мысль Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: смыслообразование и самоопределение. Личностные: контроль Работа в паре; взаимопроверка Т.№1 упр.23
процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: кооперация 14 Развитие речи с элементами культуры речи. Какие бывают предложения. ч:.2.с.14 Виды предложений по цели высказывания и интонации Познавательные: получение, поиск и фиксация информации. коллективная Ч.:с.14 упр.4 15 Имя прилагательное ч.1: с.32- 35 Имя прилагательное как часть речи. Изменение им. прилагательного в зависимости от им. существительного Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; получение, поиск и фиксация информации; понимание и преобразование информации. коллективная Т.1 упр.15 16 Имя прилагательное ч.1: с.35- 37 Имя прилагательное. Правописание орфограмм в именах прилагательных Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: смыслообразование и самоопределение. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: кооперация Работа в паре; взаимопроверка Уч.1 упр .28 17
Развитие речи с

элементами

культуры речи.

Текст ,его

Тема и основная

мысль.
ч.2: с.8-14 Основная мысль текста. Составление плана и устного рассказа по картине К.Моне «Прогулка» Личностные: формирование базовых эстетических ценностей коллективная выполнить задание на карточке
18 Глагол ч.1: с.37- 39 Глагол как часть речи. Начальная форма глагола. Состав слова. Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Личностные: самоконтроль процесса и результатов деятельности коллективная Т.1 упр.19 19 Глагол ч.1: с.39- 43 Словообразование им. существительного от глаголов и прилагательных Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; получение, поиск и фиксация информации; понимание и преобразование информации. Общеучебные: постановка и решение проблемы коллективная, индивидуальная Т.1 упр.21 20 Глагол ч.1: с.43- 44 Правописание Ъ в глаголах с приставкой Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: кооперация Работа в паре Уч.1 №37 21 Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов ч.1: с.44- 48 Многозначность слова. Работа с Толковым словарем. Прямое и переносное значения слов. Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Личностные: смыслообразование и самоопределение коллективная Т.№1 упр.23
22 Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов ч.1: с.48- 51 Определение значения многозначных слов с помощью Толкового словаря Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; получение, поиск и фиксация информации. Общеучебные: постановка и решение проблемы коллективная, индивидуальная Т.№1 упр.25 23
Развитие речи с

элементами

культуры речи.
Последовательность предложений в тексте. Работа с картиной. Устное сочинение ч: с.17-20 Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической (рассказ- описание, повествование, рассуждение на доступные детям темы) речью Личностные: формирование ценностно- смысловой ориентации коллективная, индивидуальная Выполнить задание на карточке 24 Части речи. Местоимение ч.1: с.52- 55 Значение личных местоимений Логические: подведение под правило. Общеучебные: постановка и решение проблемы коллективная Т.№1 упр.30 25 Части речи. Местоимение ч.1: с.56- 58 Различение личных местоимений в тексте. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме; понимание и преобразование информации. Общеучебные: постановка коллективная, индивидуальная Уч.№1 упр.49
и решение проблемы. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности 26 Предлоги и приставки ч.1: с.58- 60 Предлог как служебная часть речи. Предлог часть формы существительного Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Общеучебные: постановка и решение проблемы коллективная, индивидуальная Т.№1 упр.34 27 Научное название главных членов предложения ч.1: с.60- 64 Различение частей речи и членов предложения. Второстепенные члены предложения Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме коллективная, индивидуальная Т.№1 упр.37 28
Развитие речи с

элементами

культуры речи.
Главное переживание автора, выраженное в тексте. Работа с картиной. Сравнительный анализ ч.2: с.20- 23 Различение темы и основной мысли текста. Сравнительный анализ двух живописных произведений с разными темами, но сходными переживаниями. Личностные: формирование базовых эстетических ценностей Задание на карточке 29 Синонимы ч.1: с.64- 67 Понятие «синонимы». Сочетаемость синонимов с другими словами. Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Личностные: смыслообразование и самоопределение коллективная, индивидуальная Т.№1 упр.38 30 Изменение ч.1: с.68 Изменение имен Общеучебные: постановка Т.№1
существительного по числам существительных по падежам и решение проблемы. Познавательные: получение, поиск и фиксация информации. индивидуальная упр.40 31 . Изменение имен существительных по падежам ч.1: с.69- 71 Деление текста на части, составление плана. Названия падежей. падежные вопросы, способы определения падежей. Личностные: формирование ценностно- смысловой ориентации Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; обучение работе с информацией, представленной в табличной форме коллективная, индивидуальная Т.№1 упр.41 32
Развитие речи с

элементами

культуры ре чи. План

текста.
Порядок абзацев в тексте ч.2: с.24- 29 Понятие «абзац». Порядок абзацев в тексте Личностные: формирование ценностно- смысловой ориентации коллективная, индивидуальная Задание на карточке 33 Изменение имен существительных по падежам ч.1: с.72- 75 Изменение имен существительных по падежам Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение индивидуальная Выполнить задание на карточке. 34. Падежи имен существительных. Именительный падеж ч.1: с.75- 76 Основные отличия именительного падежа. Личностные: смыслообразование и самоопределение коллективная, индивидуальная Т.№1 упр.43 35. Падежи имен существительных. Родительный падеж ч.1: с.76- 79 Распознавание им. существительного в форме родительного падежа с предлогом и без Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и коллективная, индивидуальная Т.№1 упр.47
него. самоопределение 36.
Развитие речи с

элементами

культуры речи.
Устное изложение ч.2: с.30- 31 Устное изложение Распознавание им. существительного в форме родительного падежа с предлогом и без него. Личностные: формирование ценностно- смысловой ориентации коллективная, индивидуальная Повторить изученные правила 37. Падежи имен существительных. Дательный падеж ч.1: с.79- 80 Распознавание им. существительного в форме дательного падежа. Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение коллективная, индивидуальная Т.№1 упр.50 38.
Развитие речи с

элементами

культуры речи.
Письменное изложение ч.2: с.32- 34 Письменный пересказ текста. Определение темы и основной мысли каждой части текста. Личностные: смыслообразование и самоопределение. Регулятивные: контроль и самоконтроль. индивидуальная Выполнить задание на карточке 39. Тематическая самостоятельная работа Актуализация знаний по распознаванию падежей им. существительных Регулятивные: контроль и самоконтроль. индивидуальная самостоятельная работа Выполнить задание на карточке 40 Падежи имен существительных. Винительный падеж. ч.1: с.80- 84 Определение винительного падежа. Проверка (самоконтроль) с помощью приема подстановки Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение коллективная, индивидуальная Уч.1 упр .68 41 Падежи имён существительных. .Винительный падеж ч.1: с.84- 86 Определение винительного падежа. Личностные: смыслообразование и самоопределение индивидуальная Уч.1 Упр.70 42 Падежи имён существительных .Винительный падеж Винительный падеж Регулятивные: контроль и самоконтроль. Проверка (самоконтроль) с помощью приема подстановки Т.№1 упр.56
43
Развитие речи с

элементами

культуры речи.
Азбука вежливости. Как писать письмо. ч.2: с.34- 39 Как писать письмо: Главный Закон Общения Личностные: формирование умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование ценностно-смысловой ориентации коллективная, индивидуальная Выполнить задание на карточке 44 Творительный падеж ч.1: с.86-89 Творительный падеж Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение коллективная, индивидуальная Т.№1 упр.59 45 Творительный падеж ч.1: с.89-91 Распознавание им. существительных в форме творительного падежа Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение индивидуальная Т.№1 упр.61 46
Развитие речи с

элементами

культуры речи.
Описание и повествование ч.2: с.40-42 Особенности построения текста-повествования и текста-описания Личностные: формирование ценностно- смысловой ориентации коллективная, индивидуальная Выполнить задание на карточке 47 Предложный падеж ч.1: с.91-93 Предложный падеж Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение коллективная, индивидуальная Т.№1 упр.62 48 Диктант Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания Регулятивные: контроль и самоконтроль.
49 Предложный падеж ч.1: с.94-95 Распознавание им. существительных в форме предложного падежа Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение индивидуальная Т.№1 упр.64 50
Развитие речи с

элементами

культуры речи.
Типы текстов: описание и повествование ч.2: с.42-45 Особенности построения текста-повествования и текста-описания Личностные: формирование ценностно- смысловой ориентации коллективная, индивидуальная Выполнить задание на карточке 51 Антонимы ч.1: с.95-98 Распознавание антонимов в тексте Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение коллективная, индивидуальная Уч..№1 упр.87 52 Антонимы ч.1:с.98-102 Развитие умения подбирать антонимы Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: смыслообразование и самоопределение; контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: кооперация коллективная, индивидуальная Уч..№1 упр.90 53 Различение падежей ч.1: с.102- Познавательные: формирование умения поиска информации в коллективная, индивидуальная Т.№1 упр.71
107 Формирование навыка определения и различения падежных форм им. существительных учебных словарях. Общеучебные: постановка и решение проблемы 54 Различение падежей Самостоятельная работа ч.1: с.108- 111 Формирование навыка определения и различения падежных форм им. существительных Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: смыслообразование и самоопределение; контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: кооперация Самостоятельна я работа с самопроверкой Выполнить задание на карточке 55 Устойчивые выражения. ч.1: с.112- 114 Работа со Словарем устойчивых выражений Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях коллективная, индивидуальная Т.№1 упр.78 56
Раззвитие речи с

элементами

культуры речи.
. Работа с картинной В.Серова «Портрет Мики Морозова» ч.2: с.46-48 Логика построения устного описания живописного портрета (0,5 часа) Личностные: формирование базовых эстетических ценностей коллективная, индивидуальная Выполнить задание на карточке 57
Развитие речи с

элементами

культуры речи.
ч.2: с.49-51 Устное составление портретного описания Личностные: формирование базовых эстетических ценностей коллективная Выполнить задание на карточке
Типы текстов: описание и повествование 58 Склонение имен существительных ч.1: с.114- 115 Понятие «склонение» имен существительных Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности коллективная, индивидуальная Т.№1 упр.80 59 Склонение имен существительных ч.1: с.116- 118 Распределение им. существительных по трем типам склонения Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности коллективная, индивидуальная Повторить правило с.118 60 Имена существительные I склонения ч.1: с.119- 122 Безударные падежные окончания им. существительных I склонения Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Регулятивные: контроль и самоконтроль Личностные: смыслообразование и самоопределение; контроль процесса и результатов деятельности коллективная, индивидуальная Т.№1 упр.82 61 Имена ч.1: с.122- Безударные падежные Познавательные: работа в паре Т.№1
существительные II склонения 125 окончания им. существительных II склонения формирование умения поиска информации в учебных словарях; обучение работе с информацией, представленной в табличной форме. Личностные: смыслообразование и самоопределение; контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: кооперация упр.87 62 Имена существительные III склонения ч.1: с.125- 128 Безударные падежные окончания им. существительных II склонения Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях; обучение работе с информацией, представленной в табличной форме коллективная, индивидуальная Т.№1 упр.90 63
Развитие речи с

элементами

культуры

речи .
Работа с картиной Клода Моне«Лондон. Парламент.» ч.2: с.52-54 Работа с картиной. Письменное сочинение Личностные: формирование базовых эстетических ценностей индивидуальная Выполнить задание на карточке 64 Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова ч.1: с.128- 130 Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. работа в паре Т.№1 упр.95
Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение. Коммуникативные: кооперация 65 Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова ч.1: с.131- 134 Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова и в суффиксе -енн- Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: коммуникация как кооперация индивидуальная Уч.№1 упр.129 66 Обобщение по теме «Склонение имен существительных» ч.1: с.134 Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности самостоятельная работа, взаимопроверка Уч.№1 упр.130 67 Различение склонений им. существительных ч.1: с.135- 137 Правописание падежных окончаний имен существительных Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях индивидуальная Т.№1 упр.99 68
Диктант по теме

«Склонение имён

существительных».
Регулятивные: контроль и самоконтроль. 69
Развитие речи с

элементами
ч.2: с.54-63 Составление плана для пересказа. Личностные: формирование ценностно- коллективная, индивидуальная Выполнить задание на

культуры речи.
Типы текстов: описание и повествование смысловой ориентации карточке 70 Различение склонений им. существительных ч.1: с.137- 140 Различение склоняемых существительных и несклоняемых Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности коллективная, индивидуальная Т.№1 упр.101 71 Различение склонений им. существительных ч.1: с.140- 142 Правописание падежных окончаний имен существительных Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях индивидуальная Уч..№1 упр.140 72 Различение склонений им. существительных ч.1: с.143- 146 Правописание падежных окончаний имен существительных Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Личностные: смыслообразование и самоопределение индивидуальная Уч.№1 упр.144 73 Различение склонений им. существительных Регулятивные: контроль и самоконтроль. индивидуальная самостоятельная работа Уч.№1 упр.148 74
Развитие речи с

элементами

культуры речи.

Письменное

изложение.
ч.2: с.63-68 Учимся писать изложение Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями индивидуальная Выполнить задание на карточке 75 Второстепенные ч.1: с.147- Понятие Познавательные: коллективная, Т.№1
члены предложения. Обстоятельства 150 «обстоятельство». Роль обстоятельств в предложении формирование умения поиска информации в учебных словарях индивидуальная упр.104 76 Второстепенные члены предложения. Дополнения ч.1: с.150- 154 Понятие «дополнение». Роль дополнений в предложении Общеучебные: постановка и решение проблемы коллективная, индивидуальная Т.№1 упр.107 77 Второстепенные члены предложения. Дополнения ч.1: с.155- 157 Второстепенные члены предложения. Дополнения. Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Общеучебные: постановка и решение проблемы. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: смыслообразование и самоопределение; контроль процесса и результатов деятельности индивидуальная самостоятельная работа (упр.160, 161) Уч.1 упр.155 78 Второстепенные члены предложения. Дополнения ч.1: с.158- 159 Второстепенные члены предложения. Дополнения. Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. Общеучебные: постановка и решение проблемы. Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: смыслообразование и самоопределение; контроль процесса и результатов деятельности Т.№1 упр.109 79 Развитие речи с ч.1: с.158- Коммуникативные: коллективная,
элементами культуры речи. Составление рассказа по рисунку 159 ч.2: с.68-70 Составление устного сочинения в жанре повествования кооперация Личностные: формирование ценностно- смысловой ориентации индивидуальная 80 Второстепенные члены предложения Второстепенные члены предложения Личностные: формирование умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отноше коллективная, индивидуальная Т.№1 упр.111 81
Развитие речи с

элементами

культуры речи.
Азбука вежливости. ч.2: с.72-73 Правили поведения в магазине. Что делать, если ты опоздал на урок ? Личностные: формирование умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях коллективная, индивидуальная Выполнить задание на карточке 82 Безударные окончания существительных в единственном числе ч.3: с.6-10 Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе (
общий алгоритм
работы над
безударным
окончанием существительного
любого склонения
) Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме коллективная, индивидуальная Т.№2 упр.3 83 Безударные окончания существительных в единственном числе ч.3: с.10-15 Формирование умения правильно писать безударные окончания существительных Общеучебные: постановка и решение проблемы. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме индивидуальная Т.№2 упр.5 84 Безударные окончания существительных в единственном числе ч.3: с.15-17 Формирование умения правильно писать безударные окончания Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в индивидуальная Т.№2 упр.7
существительных табличной форме 85 Заседание клуба «Как пишутся приставки» ч.3: с.17-20 Формирование умения правильно писать слова с приставками на з- и с- Общеучебные: постановка и решение проблемы. коллективная, индивидуальная Т.№2 упр.10 86
Развитие речи с

элементами

культуры речи.
Научный текст ч.2: с.74-79 Различие научного и художественного текстов Личностные: формирование ценностно- смысловой ориентации коллективная, индивидуальная Выполнить задание на карточке 87 Правописание приставок ч.3: с.20-23 Формирование умения правильно писать слова с приставками на з- и с- Познавательные: понимание и применение знаний коллективная, индивидуальная Т.№2 упр.12 88 Правописание приставок ч.3: с.24-26 Общее правило написания приставок, оканчивающихся на З-/С- Познавательные: понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. индивидуальная Т.№2 упр.14 89 Правописание приставок ч.3: с.26-27 Правописание
Ъ
после приставок, оканчивающихся на букву согласного перед буквами Е, Ё, Ю, Я Познавательные: понимание и применение знаний работа в паре Уч.3 упр.18 90 Безударные окончания существительных в единственном числе ч.3: с.28-30 Актуализация знания алгоритма по определению безударных падежных окончаний существительных Познавательные: понимание и применение знаний индивидуальная Т.№2 упр.19 91
Развитие речи с

элементами

культуры речи.
Научный текст ч.2: с.79-83 Составление плана научного сообщения и словарной статьи Личностные: формирование ценностно- смысловой ориентации коллективная, индивидуальная Выполнить задание на карточке 92 Безударные окончания существительных в единственном числе ч.3: с.30-33 Отработка алгоритма по определению безударных падежных окончаний существительных Познавательные: понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. индивидуальная Уч.3 упр.31
93 Самостоятельная работа ч.3: с.34 Актуализация знания алгоритма по определению безударных падежных окончаний существительных Регулятивные: контроль и самоконтроль. индивидуальная самостоятельная работа 94 Безударные окончания существительных в единственном числе ч.3: с.35-37 Закрепление умения различать склонение, число и падеж имен существительных. Познавательные: понимание и применение знаний; обучение работе с информацией, представленной в табличной форме. работа в паре Т.№2 упр.20 95 Значения слов ч.3: с.38-40 Омонимы, синонимы, антонимы Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. коллективная, индивидуальная Т.№2 упр.22 96
Развитие речи с

элементами

культуры речи.
Научный текст ч.2: с.84-88 Подбор и составление научно-популярного сообщения на заданную тему Личностные: формирование ценностно- смысловой ориентации индивидуальная Выполнить задание на карточке 97 Безударные окончания существительных в единственном числе ч.3: с.41-42 Правописание безударных окончаний существительных Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме коллективная, индивидуальная Уч.3 упр.39 98 Безударные окончания существительных I и II склонения в единственном числе ч.3: с.43-46 Безударные окончания существительных I и II склонения в единственном числе Познавательные: понимание и применение знаний. коллективная, индивидуальная Т.№2 упр.26 99 Окончания существительных I и II склонения ч.3: с.46-49 Правописание безударных окончаний существительных Коммуникативные: кооперация Работа по цепочке Уч.3 упр. 46 100 Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других ч.3: с.49-51 Правописание слов удвоенной буквой согласного в середине Познавательные: понимание и применение знаний. коллективная, индивидуальная Т.№2 упр.29
языков слова 101
Развитие речи с

элементами

культуры речи
Работа с картиной Шишкина « Дубовая роща» ч.2: с.88-89 Работа с живописным произведением, в котором талант живописца сочетается с научными знаниями о природе Личностные: формирование базовых эстетических ценностей коллективная Выполнить задание на карточке 102 Окончания существительных III склонения ч.3: с.51-54 Правописание безударных окончаний существительных Познавательные: понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. коллективная, индивидуальная Т.№2 упр.32 103 Самостоятельная работа ч.3: с.55 Актуализация знания алгоритма по определению безударных падежных окончаний существительных Регулятивные: контроль и самоконтроль. индивидуальная 104 Диктант 105 Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков ч.3: с.55-57 Правописание слов удвоенной буквой согласного в середине слова Познавательные: понимание и применение знаний коллективная, индивидуальная Уч.3 упр.55 105 Написание букв
О
и
Е
после шипящих и Ц в окончаниях существительных ч.3: с.57-59 Применение орфограммы на письме Логические: подведение под правило. Работа по цепочке Уч.3 упр.65 106 Правописание букв
О
и
Е
после шипящих и Ц в окончаниях существительных ч.3: с.59-62 Правописание букв
О
и
Е
после шипящих и Ц в окончаниях существительных Познавательные: понимание и применение знаний коллективная, индивидуальная Уч.3 упр.67 107 Правописание букв
О
и
Е
после шипящих и Ц в окончаниях ч.3: с.62-64 Правописание букв
О
и
Е
после шипящих и Ц в окончаниях Логические: подведение под правило. коллективная, индивидуальная Уч.3 упр.71
существительных существительных 108 Заседание клуба «Жизнь корня в составе разных частей речи» ч.3: с.64-67 Родственные слова разных частей речи Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. групповая, индивидуальная Т.№2 упр.37 109 Диктант 110 Слова с удвоенной буквой согласного, при- шедшие из других языков ч.3: с.68 Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. коллективная, индивидуальная Уч.3с.68, повторить слова 111 Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение. ч.2:с.90-93 Пересказ с опорой на план. Выполнить задание на карточке 112 Работа над ошибками Окончания существительных во множественном числе в И.п. ч.3: с.69-72 Распознавание в тексте им. существительных в форме мн.ч в И.п. Понятие «глагол настоящего времени» Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме; понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. коллективная, индивидуальная Уч.3 упр.80 113 Окончания существительных во множественном числе в И.п. ч.3: с.72-73 Употребление в речи им. существительных в форме мн.ч в И.п. Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение коллективная, индивидуальная Т.№2 упр.40 114 Окончания существительных во мн. числе в Р.п. ч.3: с.73-76 Употребление в речи им. существительных в форме мн.ч в Р.п. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в коллективная, индивидуальная Т.№2 упр.42
табличной форме 115
Развитие речи с

элментами

культуры речи.
Письменное изложение ч.2: с.94-96 Перестроение текста с заменой первого лица на третье. индивидуальная Выполнить задание на карточке 116 Окончания существительных во мн. числе в Р.п. ч.3: с.76-79 Образование существительных в форме мн. ч. Р. Познавательные: понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. коллективная, индивидуальная Т.№2 упр.44 117
Развитие речи с

элментами

культуры речи.
Работа с картиной К.Коровина «Портрет Татьяны Люботович» ч.2: с.96-97 . Личностные: формирование базовых эстетических ценностей Выполнить задание на карточке 118 Написание существительных с суффиксом -ИЩ- ч.3: с.79-82 Написание окончаний существительных с суффиксом -ищ- Познавательные: понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. работа по цепочке Т.№2 упр.45 119 Написание существительных с суффиксом -ИЩ- ч.3: с.82-86 Написание окончаний существительных с суффиксом -ищ- Познавательные: понимание и применение знаний. индивидуальная Уч.3 Упр.95 120 Самостоятельная работа ч.3: с.86 Актуализация знаний правописания суффиксов им. существительных Регулятивные: контроль и самоконтроль. индивидуальная
121 Работа над ошибками. Окончания существительных во множ. числе в разных падежах. ч.3: с.86-91 Определение падежа существительных в форме мн. ч. Познавательные: понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. коллективная, индивидуальная Т.№2 упр.47 122 Окончания существительных во множ. числе в разных падежах

ч.3: с.86-91 Определение падежа существительных в форме мн. ч. Личностные: формирование умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях коллективная, индивидуальная Т.№2 упр.50 123 Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости ч.2: с.98- 102 Разговор по телефону. Учимся слушать других и стараемся, чтобы услышали нас. Личностные: формирование умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях коллективная, индивидуальная Выполнить задание на карточке 124
Развитие речи с

элементами

культуры речи.
Описание и повествование ч.2: с.103- 104 Различение разных типов письменной речи Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. Личностные: формирование ценностно- смысловой ориентации коллективная, индивидуальная Выполнить задание на карточке 125 Окончания существительных во множ. числе в разных падежах ч.3: с.91-96 Актуализация знаний правописания окончаний им. существительных Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. индивидуальная Т.№2 упр.55 126 Самостоятельная работа ч.3: №107 Актуализация знаний правописания окончаний им. существительных Регулятивные: контроль и самоконтроль. индивидуальная 127 Существительные с ч.3: с.96- Написание суффикса Логические: подведение индивидуальная Т.№2
суффиксом -ОК- 100 -ОК- после шипящих под правило. Упр.59 128 Изменение прилагательных по родам и числам ч.3: с.100- 104 Изменение прилагательных по родам и числам Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. коллективная, индивидуальная Т.№2 упр.62 129 Изменение прилагательных по падежам ч.3: с.104- 108 Различение различных форм прилагательных Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме коллективная, индивидуальная Уч.3 упр.120 130 Окончания прилагательных мужского и среднего рода в И.п. и В.п. ч.3: с.108- 113 Окончания прилагательных м.р. и ср.р. в И.п. и В.п. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме коллективная, индивидуальная Т.№2 упр.64 131 Окончания прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. и В.п. ч.3: с.114- 116 Распознавание в тексте прилагательных в Р.п. и В.п. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме коллективная, индивидуальная Т.№2 упр.67 132
Развитие речи с

элементами

культуры речи.
Сочиняем басню по картине ч.2: с.104- 110 Личностные: формирование базовых эстетических ценностей коллективная Выполнить задание на карточке 133 Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода ч.3: с.116- 122 Формирование умения правильно писать падежные формы прилагательных м.р., ср.р. и ж.р. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме индивидуальная Т.№2 упр.70 134 Самостоятельная работа ч.3: с.123- 124 Актуализация знания алгоритма по определению падежных окончаний прилагательных Регулятивные: контроль и самоконтроль. индивидуальная Т.№2 упр.74 135 Чередование звуков в ч.3: с.124- Чередование звуков в Логические: подведение коллективная, Т.№2
корне слова, видимое на письме.
Е
и
О –

беглые
гласные звуки 129 корне слова, видимое на письме.
Е
и
О – беглые
гласные звуки под правило. Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. индивидуальная упр.77 136
Развитие речи с

элементами

культуры речи.
Устное изложение ч.2: с.110- 116 Развитие устной речи Личностные: формирование базовых эстетических ценностей индивидуальная Выполнить задание на карточке 137 Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме.
Е
и
О – беглые
гласные звуки ч.3: с.129- 133 Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме.
Е
и
О –

беглые
гласные звуки Логические: подведение под правило. работа в паре Т.№2 упр.81 138 Склонение прилагательных во множественном числе ч.3: с.134- 135 Падежные окончания прилагательных в форме мн. ч. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме коллективная, индивидуальная Т.№2 упр.155 139 Окончания прилагательных во множественном числе в И.п. и В.п. ч.3: с.136- 139 Окончания прилагательных в форме множественном числе в И.п. и В.п. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме коллективная, индивидуальная Т.№2 упр.63 140 Окончания прилагательных во множественном числе в Р.п., В.п., П.п. ч.3: с.139- 142 Словосочетания прилагательных в форме разных падежей, различение этих форм. Познавательные: понимание и применение знаний. коллективная, индивидуальная Т.№2 упр.86 141 Устный рассказ по рисунку ч.2: с.116- 118 Составление рассказа- повествования Личностные: формирование базовых эстетических ценностей коллективная, индивидуальная 142 Окончания прилагательных во множественном числе ч.3: с.143- 146 Окончания прилагательных во множественном числе в Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в индивидуальная Т.№2 упр.90
в Д.п., Т.п. Д.п., Т.п. табличной форме 143 Самостоятельная работа ч.3: с.147 Регулятивные: контроль и самоконтроль. индивидуальная Уч.3 упр.167 144 Второстепенные члены предложения. Определения ч.3: с.148- 150 Роль им. прилагательных в предложении Познавательные: формирование умения пользоваться инструкциями. коллективная, индивидуальная Уч.170 145 Слова с удвоенной буквой согласного ч.3: с.150- 152 Слова с удвоенной буквой согласного Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях. индивидуальная Т.№2 упр.91 146
Развитие речи с

элементами

культуры речи.
Письменное изложение ч.2: с.118- 120 Работа над основной мыслью текста Личностные: формирование базовых эстетических ценностей индивидуальная Выполнить задание на карточке 147 Глагол. Начальная форма глагола. ч.3: с.152- 156 Суффиксы начальной формы глаголов -ть-, -ти-, -чь- Личностные: смыслообразование и самоопределение коллективная, индивидуальная Уч.3 упр.175 148 Написание частицы - ся ч.3: с.157- 160 Значение и происхождение частицы -ся (-сь) Личностные: смыслообразование и самоопределение индивидуальная Уч.3 упр. 179 149 Написание Ь перед частицей - ся ч.3: с.160- 163 Формирование умения писать Ь в начальной форме глаголов с частицей -ся. Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме индивидуальная Уч.3 упр. 185 150 Другие суффиксы глагола: -а-, -е-, -и-, -о-, -у-, -я- ч.3: с.163- 164 Определение глагольных суффиксов Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение коллективная, индивидуальная Уч.3 упр. 189 151
Развитие речи с
ч.2: с.120- Личностные: коллективная, Выполнить

элементами

культуры речи.
Работа с картиной Дитца «Охота на редис 121 формирование базовых эстетических ценностей индивидуальная задание на карточке 152 Времена глагола. Прошедшее время глагола ч.3: с.165- 167 Формирование умения определять времена глаголов Логические: подведение под правило. коллективная, индивидуальная Т.2 упр.94 153 Настоящее время глагола ч.3: с.167- 169 Изменение глаголов наст. вр. по числам Логические: подведение под правило. коллективная, индивидуальная Уч.3 упр. 194 154 Самостоятельная работа ч.3: с.170 Актуализация знаний о правописании глагола Регулятивные: контроль и самоконтроль. индивидуальная 155 Будущее время глагола ч.3: с.170- 174 Определение формы буд. вр. глагола Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме коллективная, индивидуальная Уч.3 упр. 199 156 Обобщение: времена глагола; изменение по лицам и родам ч.3: с.174- 181 Актуализация знаний по правописанию глагола Познавательные: обучение работе с информацией, представленной в табличной форме; понимание и применение знаний. Логические: подведение под правило. групповая, индивидуальная Уч.3 упр. 202 157 Написание Ь после шипящих во всех формах глагола ч.3: с.181- 183 Ь после шипящих во всех формах глагола. Глаголы в форме повелительного наклонения Личностные: контроль процесса и результатов деятельности индивидуальная Уч.3 упр. 209 158
Контрольная работа
ч.3: с.183- 184 Актуализация знаний обучающихся Регулятивные: контроль и самоконтроль. индивидуальная 159 Работа над ошибками Личностные: Личностные: Выполнить
Составление целостного впечатления о картине формирование базовых эстетических ценностей формирование базовых эстетических ценностей задание на карточке 160
Развитие речи с

элементами

культуры речи.
Работа с картиной Огюста Ренуара «Девочка с лейкой». ч.2: с.122- 123 Составление целостного впечатления о картине Личностные: формирование базовых эстетических ценностей Выполнить задание на карточке 161 Контрольный диктант Регулятивные: контроль и самоконтроль. индивидуальная 162 Повторение пройденного ч.3: с.185- 188 Повторение пройденного Общеучебные: постановка и решение проблемы. Регулятивные: контроль и самоконтроль. индивидуальная Уч.3 упр. 211 163 Повторение пройденного ч.3: с.188- 190 Повторение пройденного Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение индивидуальная Выполнить задание на карточке 164 Задание для членов клуба «Ключ и заря» ч.3: с.191- 192 Повторение пройденного Общеучебные: постановка и решение проблемы. Личностные: смыслообразование и самоопределение индивидуальная Уч.3 упр. 215 165
Развитие речи с

элементами

культуры речи
Сочинение на тему: « Я жду лето». ч.2: с.124- 127 Реконструирование наблюдений, составление текста-описания и текста- повествования Личностные: формирование ценностно- смысловой ориентации коллективная, индивидуальная Выполнить задание на карточке 166- Повторение индивидуальная
170 пройденного; резервные уроки


В раздел начальное образование