"Правописание окончания имён существительных"
урок -проект
Автор: Нетёсова Лариса Петровна, учитель начальных классов, МКОУ СОШ № 1, г. Киренск, Иркутская область
В раздел начальное образование
Урок – проект.
Создание единого алгоритма правописания безударных падежных окончаний
имён существительных.
Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
в Р., Д., П.падежах.
Цель: развивать умение различать падежи по совокупности признаков,
развивать
навык
правописания
б/у
падежных
окончаний
имён
существительных; составить единый алгоритм правописания б/у падежных
окончаний имён существительных; развивать умения классифицировать,
обобщать, развивать орфографическую зоркость.
Ход урока.
Орг. момент.
1)мотивационный компонент:
Много секретов уже мы открыли,
много узнали, нашли, повторили.
Сегодня дело есть опять –
Алгоритм нам составлять!
А я в конце открою вам секрет
В учебнике такого точно нет!
2)введение в тему:
– Какой секрет имени существительного хранят эти слова?
аллеи
адреса
тетради
аллея
аллее
адрес адресу тетрадь тетради
об аллее
об адресе
тетради
Секрет:
-
правописание б/у падежных окончаний имён существительных. Этот
секрет мы уже узнаем несколько уроков, а сегодня нашим продуктом
деятельности будет составленный вами алгоритм правописания б/у
падежных окончаний им. сущ.
Словарно – орфографическая работа
1. Работа со словами:
- А что вы можете сказать о словах: аллея, адрес, тетрадь? (сущ-ые, неодуш.,
разных склонений, словарные.)
- В каком из них букв и звуков поровну? (адрес) – А ещё?
Аллея. Докажите! (дети объясняют)
- Чем ещё похожи эти слова?(адрес, аллея) Начинаются на букву а.
- Откройте тетради, запишите эти два слова и допишите остальные словарные
слова на букву а.
(… автомобиль, агроном, аккуратно)
- Зачитайте орфографическим чтением слова.
-
Какое среди них лишнее? Аккуратно – наречие, а остальные имена
существительное.
2. Работа по развитию речи.
- Составьте с любым из этих слов предложение. Ответы ребят.
- Чьё предложение вам понравится - похлопайте.
-
А теперь составьте моё предложение. У вас на партах лежат маленькие
наборы слов. Работа в парах.
-
Зачитайте…., а у кого получилось рифмованное предложение? ( дать
ребятам сравнить два предложения, одно из которых рифмованное, пусть
они сами почувствуют разницу.)
По зимней алле . вчера мы гуляли, о лет . прекрасном с тоской вспоминали.
- Что вы можете сказать о предложении? ( Распространённое, осложнено
однородными членами предложения, сказуемыми, должна стоять запятая)
-
Поставьте запятую и прочитайте правильно.
Работа по теме урока.
1.Повторение нужных знаний и умений.
- Сформулируйте следующее задание по данному предложению. (вставить
пропущенные орфограммы)
- Какая орфограмма? Правописание безударных падежных окончаний имён
сущ..
- Какие знания и умения вам в этом пригодятся? Можно обратиться к нашему
«полю» знаний. На нём перечислены некоторые знания и умения:
Знать состав слова;
Находить орфограммы корня;
Находить в тексте имена существительные;
Устанавливать с каким словом связано существительное;
Знать и ставить вопросы падежей;
Определять падеж ( по смысловым и падежным вопросам, по предлогу);
Определять склонение имён сущ. по начальной форме;
Знать несклоняемые имена сущ;
Знать слова «ключи», уметь ими пользоваться и знать и пользоваться
таблицей падежных окончаний;
-
А вот мы сейчас и проверим и узнаем, как вы обладаете этими
знаниями и умениями.
Физминутка.
-
Я называю существительные, вы определяете склонения и идёте в
нужный угол (технология « Углы »).
-
У дома, к помощи, у деревни, к палисаднику.
-
А теперь определяем падеж (слова те же).
-
А теперь окончание определяем – и или е…
У деревни . , в палисадник . ,в долин . , около площад . ,по стран . .
-
Отдохнули, поиграли, кое-что поповторяли.
-
Продолжаем наш урок, чтоб закончить его в срок!
-
А умеете ли вы находить слово, с которым связано сущ. в
предложении?
-
Как это называется? Словосочетаниями.
-
Найдите в предложении словосочетания с этими сущ.
-
По зимней алле . вчера мы гуляли, о лет . прекрасном с тоской
вспоминали.
-
Выписываем в тетрадь: гуляли по аллее, вспоминали о лете.
Доказываем, почему написали такое окончание.
-
Что помогло быстро определить падеж?
-
Всегда ли можно по предлогу?
-
Как определить склонение сущ. в косвенных падежах?
-
Чем вы руководствовались при написании окончания?
( вспоминаем слова « ключи » или таблицу падежных окончаний)
-
Давайте восстановим таблицу.
1скл.
2скл.
3скл.
Р.п.
Д.п.
П.п.
-
А где есть подсказка? (на доске, см. введение в тему)
2.Составление алгоритма.
Алгоритм порядка просит. Давайте его наведём!
Составляем наш продукт
Самых грамотных наук.
Сенсорная верёвочка:
Берём с тренажёра словосочетание, доказываем, какое окончание
будем писать. Работа в тетради.
По первому словосочетанию выстраиваем алгоритм на доску и на листах.
Алгоритм правописания безударных падежных
окончаний имён сущ. (смотреть в приложении)
Далее продолжается работа со словосочетаниями.
3. Закрепление. Работа по алгоритму.
(Лежали на обочине, просили о помощи, радовались награде, по зимней
дороге, вспоминал о боли, тосковал по бабушке, мечтал о встрече, исчез
с поверхности, придвинул к парте.)
В процессе обратить внимание на смысловой вопрос род. падежа:
откуда?
4. Открытие секрета.
Но, а теперь и мой секрет:
« В русском языке есть 10 сущ. среднего рода, оканчивающиеся на -мя:
время, бремя, племя, пламя, стремя, семя, знамя, вымя, имя, темя и
слово мужского рода путь. Эти сущ. в род., дат. и предложном падежах
имеют окончание –и, как сущ. третьего склонения.»
5. «Секретное склонение»
-
Давайте проверим этот секрет, просклоняв эти слова в данных
падежах.
Р.п, Д.п. П.п.
времени времени времени
……… ……. …….
Самостоятельная работа.
Выполнение карточки (тест), смотреть карточку в приложении.
Итог урока: Давайте подведём итог, ведь скоро кончится урок.
-Встаньте кто обогатился?
-Кто не тратил время зря?
-К новым знаниям стремился?
-Знал, что можно, что нельзя?
-Встаньте те, кто не ленился, а старательно писал?
-
Встаньте те, кто на уроке ничего не пропускал?
-
О чём же будет наша следующая страница в альбоме?
(о правописании б/у падежных окончаний имён существительных в род.,
дат. и предл. падежах)
Домашнее задание.
Упр. 236.
Поработать в информационных тетрадях.
В раздел начальное образование