Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Правописание окончания имён существительных"

урок -проект

Автор: Нетёсова Лариса Петровна, учитель начальных классов, МКОУ СОШ № 1, г. Киренск, Иркутская область



В раздел начальное образование




Урок – проект.

Создание единого алгоритма правописания безударных падежных окончаний

имён существительных.

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

в Р., Д., П.падежах.

Цель: развивать умение различать падежи по совокупности признаков,

развивать

навык

правописания

б/у

падежных

окончаний

имён

существительных; составить единый алгоритм правописания б/у падежных

окончаний имён существительных; развивать умения классифицировать,

обобщать, развивать орфографическую зоркость.

Ход урока.

Орг. момент.

1)мотивационный компонент:

Много секретов уже мы открыли,

много узнали, нашли, повторили.

Сегодня дело есть опять –

Алгоритм нам составлять!

А я в конце открою вам секрет

В учебнике такого точно нет!

2)введение в тему:

– Какой секрет имени существительного хранят эти слова?

аллеи

адреса

тетради

аллея

аллее

адрес адресу тетрадь тетради

об аллее

об адресе

тетради

Секрет:

-
правописание б/у падежных окончаний имён существительных. Этот

секрет мы уже узнаем несколько уроков, а сегодня нашим продуктом

деятельности будет составленный вами алгоритм правописания б/у

падежных окончаний им. сущ.

Словарно – орфографическая работа

1. Работа со словами:

- А что вы можете сказать о словах: аллея, адрес, тетрадь? (сущ-ые, неодуш.,

разных склонений, словарные.)

- В каком из них букв и звуков поровну? (адрес) – А ещё?

Аллея. Докажите! (дети объясняют)

- Чем ещё похожи эти слова?(адрес, аллея) Начинаются на букву а.

- Откройте тетради, запишите эти два слова и допишите остальные словарные

слова на букву а.

(… автомобиль, агроном, аккуратно)

- Зачитайте орфографическим чтением слова.
-
Какое среди них лишнее? Аккуратно – наречие, а остальные имена

существительное.

2. Работа по развитию речи.

- Составьте с любым из этих слов предложение. Ответы ребят.

- Чьё предложение вам понравится - похлопайте.
-
А теперь составьте моё предложение. У вас на партах лежат маленькие

наборы слов. Работа в парах.
-
Зачитайте…., а у кого получилось рифмованное предложение? ( дать

ребятам сравнить два предложения, одно из которых рифмованное, пусть

они сами почувствуют разницу.)

По зимней алле . вчера мы гуляли, о лет . прекрасном с тоской вспоминали.

- Что вы можете сказать о предложении? ( Распространённое, осложнено

однородными членами предложения, сказуемыми, должна стоять запятая)

-
Поставьте запятую и прочитайте правильно.

Работа по теме урока.

1.Повторение нужных знаний и умений.

- Сформулируйте следующее задание по данному предложению. (вставить

пропущенные орфограммы)

- Какая орфограмма? Правописание безударных падежных окончаний имён

сущ..

- Какие знания и умения вам в этом пригодятся? Можно обратиться к нашему

«полю» знаний. На нём перечислены некоторые знания и умения:

Знать состав слова;

Находить орфограммы корня;

Находить в тексте имена существительные;

Устанавливать с каким словом связано существительное;

Знать и ставить вопросы падежей;

Определять падеж ( по смысловым и падежным вопросам, по предлогу);

Определять склонение имён сущ. по начальной форме;

Знать несклоняемые имена сущ;

Знать слова «ключи», уметь ими пользоваться и знать и пользоваться

таблицей падежных окончаний;
-
А вот мы сейчас и проверим и узнаем, как вы обладаете этими

знаниями и умениями.

Физминутка.
-
Я называю существительные, вы определяете склонения и идёте в

нужный угол (технология « Углы »).
-
У дома, к помощи, у деревни, к палисаднику.
-
А теперь определяем падеж (слова те же).

-
А теперь окончание определяем – и или е…

У деревни . , в палисадник . ,в долин . , около площад . ,по стран . .
-
Отдохнули, поиграли, кое-что поповторяли.
-
Продолжаем наш урок, чтоб закончить его в срок!
-
А умеете ли вы находить слово, с которым связано сущ. в

предложении?
-
Как это называется? Словосочетаниями.
-
Найдите в предложении словосочетания с этими сущ.
-
По зимней алле . вчера мы гуляли, о лет . прекрасном с тоской

вспоминали.
-
Выписываем в тетрадь: гуляли по аллее, вспоминали о лете.

Доказываем, почему написали такое окончание.
-
Что помогло быстро определить падеж?
-
Всегда ли можно по предлогу?
-
Как определить склонение сущ. в косвенных падежах?
-
Чем вы руководствовались при написании окончания?

( вспоминаем слова « ключи » или таблицу падежных окончаний)
-
Давайте восстановим таблицу.

1скл.

2скл.

3скл.

Р.п.

Д.п.

П.п.
-
А где есть подсказка? (на доске, см. введение в тему)

2.Составление алгоритма.


Алгоритм порядка просит. Давайте его наведём!

Составляем наш продукт

Самых грамотных наук.

Сенсорная верёвочка:

Берём с тренажёра словосочетание, доказываем, какое окончание

будем писать. Работа в тетради.

По первому словосочетанию выстраиваем алгоритм на доску и на листах.

Алгоритм правописания безударных падежных

окончаний имён сущ. (смотреть в приложении)

Далее продолжается работа со словосочетаниями.

3. Закрепление. Работа по алгоритму.

(Лежали на обочине, просили о помощи, радовались награде, по зимней

дороге, вспоминал о боли, тосковал по бабушке, мечтал о встрече, исчез

с поверхности, придвинул к парте.)

В процессе обратить внимание на смысловой вопрос род. падежа:

откуда?

4. Открытие секрета.

Но, а теперь и мой секрет:

« В русском языке есть 10 сущ. среднего рода, оканчивающиеся на -мя:

время, бремя, племя, пламя, стремя, семя, знамя, вымя, имя, темя и

слово мужского рода путь. Эти сущ. в род., дат. и предложном падежах

имеют окончание –и, как сущ. третьего склонения.»

5. «Секретное склонение»
-
Давайте проверим этот секрет, просклоняв эти слова в данных

падежах.

Р.п, Д.п. П.п.

времени времени времени


……… ……. …….

Самостоятельная работа.

Выполнение карточки (тест), смотреть карточку в приложении.

Итог урока: Давайте подведём итог, ведь скоро кончится урок.

-Встаньте кто обогатился?

-Кто не тратил время зря?

-К новым знаниям стремился?

-Знал, что можно, что нельзя?

-Встаньте те, кто не ленился, а старательно писал?
-
Встаньте те, кто на уроке ничего не пропускал?
-
О чём же будет наша следующая страница в альбоме?

(о правописании б/у падежных окончаний имён существительных в род.,

дат. и предл. падежах)

Домашнее задание.

Упр. 236.

Поработать в информационных тетрадях.





В раздел начальное образование