Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Почему солнце светит днем, а звезды ночью?"

Урок окружающего мира

Автор: Васина Ирина Викторовна, учитель начальных классов, МОУ ИРМО "Пивоваровская СОШ", Иркутская область, Иркутский район



В раздел начальное образование



Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пивоваровская средняя общеобразовательная школа» Иркутского района Иркутской области Сценарий урока окружающего мира УМК «Школа России» 1 класс Введение Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 класс. УМК: Школа России Раздел: «Почему и зачем?» - 22 часа. Тема: Почему солнце светит днём, а звёзды ночью? – первый урок в разделе. Тип урока: урок изучения нового материала. Цели Образовательные Формировать представления у детей о солнце, звездах, созвездиях. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; ра- ботать по коллективно составленному плану; оценивать правильность вы- полнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планиро- вать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необхо- димые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах пове- дения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: от- личать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и ин- формацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные: Знать и обосновывать причины почему солнце светит днем, звезды ночью. Уметь различать созвездия. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной дея- тельности. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; про- говаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сде- ланных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь дру- гих; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже из- вестного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, получен- ную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия
Солнце, звезда, созвездие, астрономия, астроном, телескоп.
Межпредметные связи
Окружающий мир, Астрономия

Ресурсы:
Мультимедийное оборудование, мяч, фрукты, тарелки, глобус, фонарик, та- блички звезд. - Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 1-го класса. Часть 1. Стр. 34-35
Организация

пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах. Ход урока
1.

Организационный этап
Образовательные задачи: 1. Обеспечить нормальную внешнюю обстановку на уроке. 2. Психологически подготовить детей к общению: приветствие, проверка подготовленности школьников к уроку. 3. Организация внимания школьников. 4. Раскрытие общих целей и плана проведения урока. А начнём мы наш урок с игры. Энергизатор «Испорченный телефон». Группам слова
:
космос, планета. Вывод: -Чтобы быть понятым и услышанным, нужно внимательно слушать и правильно , четко говорить.
2.

Этап проверки домашнего задания. Повторение ранее изученного

материала.
Образовательные задачи: 1. Установить правильность, полноту и' осознанность выполнения д/з всеми учащимися. 2. Выявить пробелы в знаниях. 3. Определить причины возникновения затруднений вместе с учащимися. 4. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы . Фронтальный опрос: (Определение типичных недостатков в знаниях и способах деятельности учащихся и причин их появления: ликвидация обна- руженных недостатков)
Дома вы готовили загадки о космосе, давайте посмотрим , что у вас получи- лось.
3.

Этап актуализации субъектного опыта учащихся
Образовательные задачи: 1 . Обеспечить мотивацию учения школьников. 2. Обеспечить включение школьников в совместную деятельность по опреде- лению целей учебного занятия. 3. Актуализировать субъектный опыт учащихся:  сообщение темы урока - Формулирование целей совместно с учащимися;  показ социальной и практической значимости, изучаемого материала;  постановка перед учащимися проблемы;  актуализация субъектного опыта учащихся. Отгадайте мои загадки. Что видим мы, взглянув в оконце? Нам ярким светом светит … (Солнце) Коль ночь ясна – прозрачен воздух, Тогда мы небо видим … (в звёздах) На какие два вопроса мы должны сегодня ответить? (ответы детей) Слайд 1. Давайте прочитаем в учебнике на с. 32 (Почему солнце светит днем, а звезды – ночью?) А кто из вас знает, почему это происходит именно так?
4.

Этап изучения нового материала
Образовательные задачи: 1 .Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащими- ся изучаемого материала. 2. Содействовать усвоению детьми способов, средств, которые привели к определенному содержательному выводу, обобщению. 3. Обеспечить усвоение учащимися методики воспроизведения изученного материала. 4. Обеспечить осознание школьниками своих способов проработки информа- ции.
Слайд 2. - А знаете ли вы, что такое солнце? (варианты детей) Солнце – это огромный огненный шар. Температура на его поверхности 6000 градусов по цельсию. На самом деле Солнце очень большое Его масса в 333 раза больше Земли. Солнце-шар – великан. Оно кажется нам маленьким кру- жочком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии. Слайд 3. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, оно выгля- дело бы как большой футбольный мяч рядом с горошиной. ( показать мяч и горошину). Слайд 4. От Земли до Солнца 150 млн. км, поэтому солнечные лучи не сжи- гают, а только согревают и освещают нашу планету. Растения, животные, люди живут только потому, что жизнь им даёт Солнце. Это поняли ещё древние люди и поклонялись Солнцу, как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали его восход по утрам. -Почему нам днем светло? (освещает солнце) -Как это происходит? Слайд 5. Солнце не просто светит днём, оно-то и создаёт нам день. Когда Солнце всходит и освещает Землю, начинается день. А когда Солнце заходит, наступает ночь. Опыт 1. Смена дня и ночи. ( Один ученик в роли солнца, второй в роли пла- неты Земля. У «солнца» светильник. Ученики демонстрируют, как происхо- дит смена дня и ночи) -Наша планета расположена настолько близко, что лучи солнца хорошо до- стигают ее поверхности. -Какой вывод можно сделать? (Солнце само создает день, т.к. расположено близко к планете) -На какой вопрос мы сейчас ответили? (Почему солнце светит днем) Слайд 6. И только ночью видны звёзды. – Рассыпалось к ночи зерно, Глянули утром – нет ничего. Что это такое? Звёзды
Хотели бы вы совершить полёт к звёздам? На чём полетим? Сесть поудобнее --------------------есть сесть поудобнее Пристегнуть ремни -----------------есть пристегнуть ремни Ключ на старт ------------------------есть ключ на старт Контакт -------------------------------есть контакт Включить мотор --------------------есть включить мотор Пуск -------------------------1, 2, 3, 4, 5 Поехали!!!!!! – В старину люди думали, что звёзды -это блестящие фонарики, подвешен- ные к хрустальному своду неба. Но это не так. – Кто знает, что такое звёзды? – Почему они кажутся нам маленькими светящимися точками? – Рассмотрите рисунок на с.32.в учебнике. Что можно рассказать о звёздах? Обучающиеся высказывают свои предположения, затем читают текст учебника с. 32 – Звёзды нам кажутся очень маленькими, т.к. они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют. На ночном небе звёзды мерцают разным светом: жёлтым, красным, голубым, белым. Белые и голубые - звёзды очень и очень горячие. Они горячее Солнца. Жёл- тые холоднее белых. Они примерно такие же как наше Солнце. Звёзды крас- новатого цвета холоднее Солнца. По своим размерам звёзды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звёзды и белые карлики.
5.

Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности
Образовательные задачи: 1. Установить правильность и осознанность учащимися изученного материа- ла. 2.Выявить пробелы первичного осмысления. 3. Провести коррекцию выявленных пробелов в знаниях. 4 Проверка учителем понимания учащихся сущности содержания материала.
Слайд 7. – В учебнике прочитайте название звёзд и вылепите их из пластили- на (размер и цвет должен соответствовать их названию). Физкультминутка Кто-то утром, не спеша, (ходьба на месте) Надувает жёлтый шар(дети дуют и разводят руками) А как выпустит из рук –(поднять руки вверх, хлопок) Станет вдруг светло вокруг(поворот) Что это за шар? (Солнце) – А что такое Солнце? – Это тоже огромный пылающий шар. – Значит, Солнце это что? – Это тоже звезда. Слайд 8. Альдебара ́ н — ярчайшая звезда в созвездии Тельца и во всём Зодиа- ке, одна из ярчайших звёзд на ночном небе. Название произошло от арабского слова означающего «последователь».. АЛЬДЕБАРАН - звезда 1-й звездной величины; красный гигант, светимость в 150 раз больше солнечной. Слайд 9. СИРИУС - самая яркая звезда на небе, расположенная в созвездии Северного полушария БОЛЬШОЙ ПЕС. Яркость звезды в 23 раза больше яр- кости Солнца. Сириус является звездой ГЛАВНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО- СТИ и шестой звездной системой по близости к Солнечной. Слайд 10. Ре ́ гул— ярчайшая звезда в созвездии Льва и одна из ярчайших звёзд на ночном небе. Регул находится на расстоянии около 77,5 световых лет от Солнечной системы. С латыни название переводится как «принц». Регул – бело-голубая звезда.
6.

Этап закрепление новых знаний и способов деятельности
Образовательные задачи: 1 .Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы. 2. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления учащими- ся изученного материала, глубины его усвоения. 3. Создать условие для выявления школьниками индивидуальных способов закрепления учебного материала. Творческие задания.
Работа в группах. 1 группа. Расположите звезды таблички в по- рядке увеличения. 2 группа. Рабочая тет- радь стр.21, задание 1 3 группа. Расположите таблички звезды в по- рядке уменьшения. Слайд 11. Почему днём на небе видно только Солнце, а другие звёзды не видно? Обучающиеся наблюдают и высказывают свои мнения. Проводим опыт. Методика «Дневные звёзды» 1. Дыроколом пробиваем в картоне несколько отверстий. 2. Вкладываем картонку в конверт. 3. Находясь в хорошо освещённой комнтате, держим в одной руке конверт с картонкой, в другой фонарик. 4. Включаем фонарик и с пяти сантиметров святим им на обращённую к вам сторону конверта, а потом на другую. Вывод: днём они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за сол- нечного света, что свет звёзд затмевается. Лучше сего смотреть на звёзды в безлунные ночи.
7.

Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
Образовательные задачи; 1. Обеспечить формирование у школьников целостной системы ведущих зна- ний. 2. Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредмет- ных знаний (принцип МПС)- Связь искусств Задания на закрепление изучен- ного. – Звёзд на небе очень много. И чтобы в них разобраться, люди объединяли отдельные группы звёзд в созвездия. Дали им имена. Отгадайте, о каком со- звездии идёт речь? – Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? Слайд 12. Предположительный ответ: – созвездие Большой Медведицы. Оно похоже на ковш.
Слайд 13. – Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звёзд. Работа в тетради с. 21 – Соедините звёзды линиями так, чтобы получилось созвездие Льва. Обучающиеся находят это созвездие в учебнике на с. 23 Соединяют линии.–Слайд кто изучает звёзды? Звёзды изучают астрономы. А как называли раньше? Раньше их называли звездочётами
.
Астроно ́ мия — наука о Вселенной. Астроном изучает небесные тела: звезды, планеты, их спутники и кометы. – С помощью чего астроном изучает звёзды?
8.

Этап контроля и самоконтроля
Образовательные задачи: 1. Выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действия. 2. Определить недостатки в знаниях и их причины. 3. Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям Оценка деятельности обучающихся На слайде 14 написаны предложения с пропущенными словами. Солнце –это огромный пылающий (шар). Солнце –это ближайшая к Земле (звезда). Нам кажется оно маленьким кружочком, т.к. находится (далеко от Земли). Звёзды отличаются друг от друга (по окраске и по величине). Звёзд на небе очень много, и люди объединили их в (созвездия). Днём звёзды светят, но мы их не видим, т.к. (их затмевает солнечный свет), светят они только (ночью). Днём можно увидеть только одну звезду (это Солнце). Учащиеся должны догадаться, какие слова нужно вставить. 9.
Этап информации о домашнем задании
Образовательные задачи: Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания: 1 . Информация о д/з.
2. Мотивация деятельности учащихся по выполнению домашнего задания. 3. Инструктаж. 4. Проверка понимания и способов выполнения д/з. Слайд 15. Вечером выйди на улицу вместе с родителями и рассмотри звёздное небо. Найди созвездие Большой Медведицы. По жела- нию нарисуй рисунок звёздного неба. Выполняют задание вместе с родителя- ми.
10.

Этап рефлексии
Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и самоконироля. Мобилизация учащихся на рефлексию. -Иногда наше настроение зависит от того, солнечный сегодня день или пас- мурный. И по тому какое у вас настроение, я пойму по вашим солнышкам. Если на уроке вам было интересно и все понятно нарисуйте веселое солныш- ко, а если на уроке вам было не интересно и скучно нарисуйте грустное сол- нышко. (т. С. 21) Лучами земля опоясана, Цветами земля опоясана. Ходите дорогами ясными, Летайте высокими трассами! Орбитой любви и привета Пусть мчится вся наша планета. Стремитесь открыть хоть однажды Звезду человечности в каждом.


В раздел начальное образование