"Первобытный мир – первые шаги человечества"
открытый урок по окружающему миру
Автор: Кренделева Галина Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ Лесковская начальная школа-детский сад, п. Лесково, Вологодский район, Вологодская область
В раздел начальное образование
Учитель
Кренделева Галина Николаевна
Должность
Учитель начальных классов
Предмет
Окружающий мир
Тема урока
"Первобытный мир – первые шаги человечества"
Класс
4
Предметная программа и ее автор УМК «Школа 2100» А. А. Вахрушева и др. Окружающий мир. Тип урока
урок усвоения новых знаний
Форма урока урок-исследование. цель создание педагогических условий для развития исследовательской позиции. Цели урока
1) образовательные:
формирование представлений об эпохе Первобытного мира;
2) воспитательные:
воспитание представления о добре и зле; воспитание чувства взаимопомощи, дружелюбия.
3) развивающие:
развитие умения находить, формулировать и решать проблему урока; развитие умений работать с географической картой, словарём; развитие умения сравнивать, анализировать, делать выводы. Задачи. узнать о появлении первых людей; проследить расселение первобытных людей по планете; выявить достижения людей Первобытного мира; объяснить представления о добре и зле в Первобытном мире и в наше время; учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времен Первобытного мира
создать образ эпохи Первобытного мира, учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившееся со времен Первобытного мира; Необходимое аппаратное и программное обеспечение Компьютер, мультимедийный проектор Материал карточки с понятиями,тесты карточки разного цвета Белая – Перечислите новые сведения. Красная – Выразите свои чувства по поводу работы в группах на уроке. Желтая – Что было самым интересным на уроке? Зелёная – Какие формы работы на уроке вам понравились? Синяя – Что вас заинтересовало, что хотели бы узнать по этой теме? Черная – Какие затруднения встретили в ходе урока? Учебно-методический комплект Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С. Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира “Человек и Человечество”. М.: “Баласс”, 2010. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С., Тырин С.В. Учебник для 4 класса (1-4), “Человек и человечество”, часть 2. М.: “Баласс”, 2009. Харитонова Н.В., Сизова Е.В., Стойка Е.И. Окружающий мир, 4 класс. Рабочая тетрадь. М.: “Баласс”, 2009.
Этап урока
Цель:
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
Универсальные учебные действия
Осуществляемые действия Осуществляемые действия Осуществляемые действия
I. Организационный
-Проверяют готовность и самоготовность
к уроку.
Личностные УУД
момент
Цель:
настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.
II. Актуализация
знаний
Цель:
организовать и направить к восприятию нового материала;
Методы:
словесный – фронтальная беседа,
1. Деловой настрой (1 минута)
- Для чего мы приходим на урок? - Зачем нам нужны знания? - Как нужно работать, чтобы получить твердые и полезные знания?
2.Эмоциональный настрой (2 минуты)
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Давайте пожелаем друг другу удачи на уроке и плодотворной работы. - Сегодня мы продолжим открывать тайны окружающего нас мира. -Я вам предлагаю побывать в роли исследователей, первооткрывателей. Кто такие исследователи? - Ребята, скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы сделать для себя маленькое открытие? Откройте учебники стр.46. Прочитайте, как называется следующий раздел, который мы будем изучать? -Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся? -Как называется наука, которая изучает прошлое? А зачем нужно знать историю? -Хотели бы вы узнать о прошлом -Чтобы получать знания. -Чтобы быть умными и образованными, уметь выполнять различные задания -На уроке надо быть очень внимательным и организованным. Внимание, наблюдательность, активность, умение поддерживать товарища Человек и прошлое человечества. В прошлое История
Развиваем умения выказывать своё
отношение,
выражать свои эмоции.
Личностные:
самоопределение;
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные:
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные:
осуществлять синтез
наглядный – иллюстрация на слайде. человечества? -Откуда мы сможем узнать об этом? -Сейчас я раздам вам таблички, на которых указаны исторические понятия. Вы должны будете дать характеристику данному понятию, указав его ключевые признаки. 1)Всемирная история - возникновение и изменение человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Всемирную историю ученые делят на исторические эпохи. Всемирная история началась более 2 миллионов лет назад с эпохи Первобытного мира. 2) Исторические эпохи – большие промежутки времени, особые части истории человечества, которые отличаются друг от друга. Ученые выделяют пять исторических эпох: Первобытный мир, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время. В каждую эпоху менялись орудия труда, техника, одежда. 3) Исторические источники – все, что сохранилось с древнейших времен до наших дней и может рассказать нам о Из различных источников: книг, учебника, энциклопедий, интернета, фильмов, совершить экскурсию в музей Всемирная история - возникновение и изменение человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Исторические эпохи – большие промежутки времени, которые отличаются друг от друга, имеют свои особенности. как составление целого и частей.
Коммуникативные:
уметь высказывать свое мнение в доступной форме.
прошлом человечества. Исторические источники – это « следы» прошлого. Они делятся на три вида: вещественные, которые можно потрогать руками; письменные, которые можно прочитать глазами; устные ( мифы, былины, легенды). 4) Первобытный мир – это эпоха, с которой начинается всемирная история человечества. Началось более 2 миллионов лет назад, закончились 5 тысяч лет назад. В это время появились первые древние люди. Работать мы с вами будем
в группах.
-А теперь давайте проверим, что у вас получилось. На доске: Исторические источники – это « следы» прошлого. Первобытный мир – это эпоха, с которой начинается всемирная история человечества.
Повторить правила работы в группах
Познавательные
: логический – анализ объектов с целью выделения признаков;
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Регулятивные:
уметь извлекать важную информацию из доклада одноклассника.
Всемирная история
Историческая эпоха
Исторические источники
-Как связаны эти понятия друг с другом? -Оценить работу группы. Следующее задание: Поставь в нужной последовательности исторические эпохи: новое время; древний мир; средние века; новейший мир; первобытный мир; Подчеркните эпоху, в которой мы живём. Найдите её на «реке времени».стр.46 Наш сегодняшний урок открывает путешествие по страницам всемирной истории. Всемирная история состоит из исторических эпох, об исторических эпохах нам рассказывают исторические источники, первая историческая эпоха первобытный мир. Оценить работу группы. Поставь в нужной последовательности исторические эпохи: первобытный мир; древний мир; средние века; новое время; новейший мир;
Первобытный мир
ІІІ.Определение темы
урока. Постановка цели
урока. Планирование
деятельности.
Цель:
суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока
ІV.Постановка
проблемы.
Жил на свете первобытный человек Он впервые в жизни видел даже снег Строил хижины и убивал он дичь И бросал он обезьянам громкий клич Найдите в стихотворении ключевые слова урока. С какой эпохой связаны эти слова? Как учёные узнали об этом периоде? Как их по- другому называют? Когда остаётся след? В истории этот период был первым, значит и шаги человека были… -Попробуйте сформулировать тему урока, опираясь на ключевые понятия, которые мы встретили. -Какую цель поставим перед собой, исходя из темы урока? Я предлагаю вам спланировать деятельность на уроке .Составим план. Давайте подумаем, что мы уже знаем о первобытных людях? И что бы нам хотелось узнать о них? Первобытный человек, впервые, обезьяны. Первобытный мир Из исторических источников « следы» От шагов Первыми Первобытный мир – первые шаги человечества. Познакомиться с эпохой первобытного мира, узнать о жизни первобытных людей.
План.Приложение 1.
-Фиксируют свои наблюдения
Компьютер Уроки Кирилла и Мефодия похожи отличие 1.Дышит 2.Питается 1. Трудится 2. Умеет
V. Выдвижение
гипотез
Цель:
выслушать гипотезы учащихся
.
Вспомните, чем первобытные люди были похожи на животных, а чем отличались от них? Обсудите в группах, запишите на листочках, выберите выступающих. Проверяем. Как люди в Первобытном мире хранили и передавали знания и опыт? (предположения) А как сейчас мы передаём знания и опыт? Разыгрывание сценки из учебника на стр.47 - Что не поняла Анюта? - Какой возникает вопрос? - Вспомните из курса «Окружающий мир» 3 класса, умели ли самые первые люди выращивать растения и животных? - В каком возрасте у человека появляются приобретённые навыки? - Что нам нужно узнать, чтобы ответить на вопрос урока? -Каковы ваши предположения? 3.Производит потомство 4.Реагирует на изменения в окружающем мире 5.Воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств мыслить и выражает свои мысли словами 3.Использует речь для общения Учились у старших, у родителей - Почему Первобытный мир называют «детством человечества»?
-
нет - в детстве -Что общего у эпохи первобытного мира с детством человека?
Таблица
заполняется по мере
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.
Познавательные:
логический анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений
VІ. Открытие нового
знания. Поиск
решения проблемы
Цель:
найти ответ на поставленный вопрос: Почему Первобытный мир называют -А теперь, чтобы продолжить наши исследования, давайте вспомним , что мы уже знаем. поступления ответов Знаем Не знаем 1.Первобытный мир – первая эпоха всемирной истории 2.Историческая эпоха – большой промежуток времени, часть истории человечества 2.Самые первые люди не умели выращивать растения и животных 3.Детство – это время роста, взросления человека, когда он приобретает «человеческие навыки» Какие именно изменения в человеческом обществе в эпоху Первобытного мира позволяют назвать его «детством человечества»?
Выступления детей с сообщением
1-й ученик. Умение разбираться в исторической карте может во многом помочь нам в исследовании прошлого. Без исторической карты трудно представить территории древних государств, проследить переселение народов, направления военных походов, географических экспедиций и
Регулятивные:
планирование, прогнозирование;
"детством человечества"? используя разные источники информации: карту, иллюстрации, текст.
VIІ. Динамическая
пауза
Цель:
избежание перегрузки учащихся ,физическая релаксация. -Чтобы правильно попасть в интересующую нас эпоху, мы должны кроме времени хорошо знать и место, в которое направляемся. - Этого нельзя достичь без знания исторической карты. -Ваши товарищи подготовили небольшое выступление, которое поможет нам вспомнить, что такое историческая карта и чем она отличается от географической. многое другое. 2-й ученик. Чтобы правильно понять, что изображено на исторической карте, надо помнить следующие правила: Территория всегда показана в строго определенное время. Цвета используются для обозначения границ государства и присоединенных территорий. 3-й ученик. 3) название городов и стран соответствует тому времени, которое изображено на карте. 4) условными знаками показаны перемещения людей (стрелки), места сражений (скрещенные мечи), занятые территории (штриховка). На карте могут быть также изображены кораблики, фигурки людей и многие другие рисунки. на карте изображены все материки, кроме Антарктиды в эпоху Первобытного мира Хронологические рамки данной эпохи 2 миллиона лет назад – 5 тысяч лет назад
Регулятивные:
планирование, прогнозирование.
Познавательные
: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Внимательно рассмотрите карту, данную в учебнике на странице 48- 49. -Какая территория на ней изображена? -В какую эпоху? -Назовите хронологические рамки Первобытного мира - Рассмотрите условные обозначения. -О чем они говорят? Да, карта поможет нам, узнать, где появились и чем занимались первые люди
Работа в группе по карте
Африка, на юге возле экватора Оттуда пошло расселение по всем частям света, кроме Антарктиды. То место, где человек родился прародина людей похожа на место, где ребенок родился; расселение первых людей по планете – это первые шаги ребенка, знакомство с тем, что его окружает
- Как вы думаете, может ли эта карта помочь нам в решении поставленной проблемы? Совершите в группах путешествие по карте и ответьте на вопросы с.48-49 - В какой части света находится прародина человечества? -Как по-другому сказать о прародине человечества? -Назовите, в каких частях света люди стали впервые выращивать культурные растения. Люди расселялись по планете, значит они осваивали мир, выращивали растения покоряли природу.
Вывод: осваивали планету, покорение
природы
( записываем в таблицу) -Можно ли сказать, что судьба человечества похожа на судьбу маленького ребенка?
Выполните задание на стр.50
Работа в группах 10 минут
Задания группам. 1группа. Чем община древних людей отличалась от стаи древнейших людей? (по рис. 1 и 2 на с. 50) 2группа. Чем ранняя община людей современного вида отличалась от общины древних людей? (по рис. 2 и 3 на с. 50) 3 группа. Чем община людей современного вида отличалась от ранней общины? (по рис. 3 и 4 на с. 50)
Отчёт 1группы на фоне слайдов.
На первом рисунке мы видим стаю древнейших людей. Они без одежды, без огня, едят плоды растений мелких животных. Вместо орудия труда используют палки и камни. Живут под открытым небом В стаи обычно объединяются животные. Используя это слово, ученые хотят уточнить, что в это время древнейшие люди были похожи на животных. Объединялись они в стаи для того, что бы выжить в дикой природе.
Отчёт 2группы на фоне слайдов.
- Обратите внимание на слово «стая». -По отношению к кому привыкли использовать это слово? - Как вы его понимаете? -Для чего древнейшие люди объединялись в стаи? На втором рисунке община др. людей. Прошло 500 тысяч лет. За это время люди научились разводить огонь, использовать шкуры животных в качестве одежды. Они живут в пещерах, появляется первое оружие, учатся охотиться.
Отчёт 3группы на фоне слайдов.
На третьем и четвертом рисунках – община людей современного вида. Прошло более 400тысяч лет: люди строят дома, совершенствуют оружие, приручают животных, выращивают растения В первобытном обществе люди еще не умеют писать и читать, поэтому знания они хранят и передают путем устных сказаний Этот путь действительно не удобен, потому что многое теряется, забывается и людям приходится добывать эти знания снова и снова. Первое орудие труда дубинка, научились добывать огонь, готовить пищу на огне. Сделали лодку, могут передвигаться по воде, ловить рыбу, появились лук и стрелы, начали охотиться, новые орудия труда, обрабатывают землю, научились
- Ребята, а как древние люди хранили и передавали накопленные знания и опыт? -Как вы думаете, чем не удобен такой способ передачи и хранения знаний? - А теперь откройте тетради на стр.31 найдите там реку времени. -Проследите изменения, которые произошли в жизни первобытного человека.
Вывод: учились бороться с голодом и
холодом
( записываем в таблицу) делать металл, появилась одежда
Театрализованное представление
(стр.50-51) Род.лисы: Род – небольшая община, состоявшая из нескольких родственных друг другу семей. Племя – союз родов, живущих на одной земле и происходящих от одного предка. Роды и племена составляли первобытное общество. Род бобра: свои-люди, чужие-нелюди врагами
VIII.
Воспроизведение
знаний Выражение
решения проблемы
-В какие общества объединялись древние люди? Что такое род, племя? - Кто в роду принимает важные решения, например делит добычу? -Как складываются отношения внутри рода, кто получает долю первым? Как вы думаете, почему? Как относятся к старикам? Как вы думаете люди современного общества рассуждали бы точно также? Как складываются отношения рода лисы с другими родами и племенами? Общались ли они с другими племенами? Кем они их считают? Что они считают злом, добром? Как мы можем назвать представления о добре и зле? -Что мы можем сказать о морали первобытного мира? мораль отличается от современной
Цель:
проверить уровень усвоения и понимания нового материала.
Методы:
практический
Итоги урока.
Вывод.
ПЕРВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О ДОБРЕ И ЗЛЕ
Применение новых знаний тетрадь,
стр.32-33
Эпоха первобытного мира - это время появления первых людей и их расселение по планете. В условиях первобытного общества люди объединялись в союзы - племена, которые состояли из родов, имевших общих предков. Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени. - Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? Сравним наш вывод с выводом
Почему Первобытный мир называют
«детством человечества»?
Ученики совещаются в группах.
Вывод:
Как в детстве, в эпоху Первобытного мира получали знания о мире Учились в нем жить Отделять добро от зла В музее, в фильме, в энциклопедии Около 40 тысяч лет назад На реке Сухона Изготовляли орудия труда, ловили рыбу, охотились, научились делать глиняную посуду, украшения, занимались земледелием, разводили домашних животных Пила, топор, зажигалка для разведения огня
IX. Рефлексия
Цель:
получение обратной связи и акцентирование внимания учащихся на значении изучения учебника. С.51 Где мы с вами ещё пытались получить информацию по теме урока? Когда поселились первые люди на территории Вологодской области? Где было обнаружено первое поселение? Чем занимались? Какие древние орудия труда запомнили?
Слайд №6
Инструкция по составлению синквейна Давайте составим Синквейн по теме Я сегодня узнал … Урок Я на уроке Итог
1.
интересно
1. работал
1. понял
материал
2. скучно
2. отдыхал
2. узнал
больше, чем
знал
3.
безразлич
но
3. помогал
другим
3. не понял
Оцени себя: Отлично поработал -закрась 5
Коммуникативные:
высказывать и аргументировать свое мнение.
Личностные:
самоопределение.
Регулятивные:
контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
данной темы. Первобытный мир: 1. Первобытный мир 2. Далекий, жестокий. 3. Учился, изменялся, боролся. 4. Первобытный мир это детство человечества. 5. Хомасапиенс? Карточки с вопросами.
Белая
– Перечислите новые сведения.
Красная
– Выразите свои чувства по поводу работы на уроке. прямоугольников Хорошо поработал- закрась 4 прямоугольника Мог бы лучше поработать- закрась 3 прямоугольника Не постарался- не закрашивай - Было интересно … Работа в группе Работа с картой Инсценирование Работа с различными источниками - Мне захотелось … - Было трудно ...
Желтая
– Что было положительное на уроке?
Зелёная
– Какие формы работы на уроке вам понравились?
Синяя
– Что вы хотели бы узнать по этой теме?
Черная
– Какие затруднения встретили в ходе урока - Оценка по шкале Н - настроение
Регулятивные:
самостоятельно, адекватно выбирать уровень сложности задания.
Коммуникативные:
уметь аргументировать свой выбор. Н А С
χ.Домашнее
задание.
Цель
для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цель для учащихся: выбрать и правильно выполнить домашнее задание из предложенного списка. А – активность С – сложность -Благодарю вас за ваше желание общаться на уроке, за стремление к получению новых знаний, за доброжелательное отношение друг к другу. - Ребята, чья работа на уроке, на ваш взгляд, была наиболее активной и достойна высокой оценки? Учитель выставляет оценки названным учащимся в соответствии с качеством их работы на уроке
(слайд «Домашнее задание»)
1.Прочитать тему целиком Стр.47-51 в учебнике Стр.34 №3, 4 в тетради. 2.Творческое задание (изобразить достижения общечеловеческой культуры в эпоху Первобытного мира)
Приложение 1
План. Прикрепляются карточки:
Узнали
Знаем…
Почему Первобытный мир называют «детством человечества»? Расселялись Осваивали Учились Мораль Овладевали самыми главными умениями Вывод:
Кренделева Галина Николаевна
Должность
Учитель начальных классов
Предмет
Окружающий мир
Тема урока
"Первобытный мир – первые шаги человечества"
Класс
4
Предметная программа и ее автор УМК «Школа 2100» А. А. Вахрушева и др. Окружающий мир. Тип урока
урок усвоения новых знаний
Форма урока урок-исследование. цель создание педагогических условий для развития исследовательской позиции. Цели урока
1) образовательные:
формирование представлений об эпохе Первобытного мира;
2) воспитательные:
воспитание представления о добре и зле; воспитание чувства взаимопомощи, дружелюбия.
3) развивающие:
развитие умения находить, формулировать и решать проблему урока; развитие умений работать с географической картой, словарём; развитие умения сравнивать, анализировать, делать выводы. Задачи. узнать о появлении первых людей; проследить расселение первобытных людей по планете; выявить достижения людей Первобытного мира; объяснить представления о добре и зле в Первобытном мире и в наше время; учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времен Первобытного мира
создать образ эпохи Первобытного мира, учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившееся со времен Первобытного мира; Необходимое аппаратное и программное обеспечение Компьютер, мультимедийный проектор Материал карточки с понятиями,тесты карточки разного цвета Белая – Перечислите новые сведения. Красная – Выразите свои чувства по поводу работы в группах на уроке. Желтая – Что было самым интересным на уроке? Зелёная – Какие формы работы на уроке вам понравились? Синяя – Что вас заинтересовало, что хотели бы узнать по этой теме? Черная – Какие затруднения встретили в ходе урока? Учебно-методический комплект Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С. Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира “Человек и Человечество”. М.: “Баласс”, 2010. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С., Тырин С.В. Учебник для 4 класса (1-4), “Человек и человечество”, часть 2. М.: “Баласс”, 2009. Харитонова Н.В., Сизова Е.В., Стойка Е.И. Окружающий мир, 4 класс. Рабочая тетрадь. М.: “Баласс”, 2009.
Этап урока
Цель:
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
Универсальные учебные действия
Осуществляемые действия Осуществляемые действия Осуществляемые действия
I. Организационный
-Проверяют готовность и самоготовность
к уроку.
Личностные УУД
момент
Цель:
настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.
II. Актуализация
знаний
Цель:
организовать и направить к восприятию нового материала;
Методы:
словесный – фронтальная беседа,
1. Деловой настрой (1 минута)
- Для чего мы приходим на урок? - Зачем нам нужны знания? - Как нужно работать, чтобы получить твердые и полезные знания?
2.Эмоциональный настрой (2 минуты)
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Давайте пожелаем друг другу удачи на уроке и плодотворной работы. - Сегодня мы продолжим открывать тайны окружающего нас мира. -Я вам предлагаю побывать в роли исследователей, первооткрывателей. Кто такие исследователи? - Ребята, скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы сделать для себя маленькое открытие? Откройте учебники стр.46. Прочитайте, как называется следующий раздел, который мы будем изучать? -Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся? -Как называется наука, которая изучает прошлое? А зачем нужно знать историю? -Хотели бы вы узнать о прошлом -Чтобы получать знания. -Чтобы быть умными и образованными, уметь выполнять различные задания -На уроке надо быть очень внимательным и организованным. Внимание, наблюдательность, активность, умение поддерживать товарища Человек и прошлое человечества. В прошлое История
Развиваем умения выказывать своё
отношение,
выражать свои эмоции.
Личностные:
самоопределение;
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные:
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные:
осуществлять синтез
наглядный – иллюстрация на слайде. человечества? -Откуда мы сможем узнать об этом? -Сейчас я раздам вам таблички, на которых указаны исторические понятия. Вы должны будете дать характеристику данному понятию, указав его ключевые признаки. 1)Всемирная история - возникновение и изменение человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Всемирную историю ученые делят на исторические эпохи. Всемирная история началась более 2 миллионов лет назад с эпохи Первобытного мира. 2) Исторические эпохи – большие промежутки времени, особые части истории человечества, которые отличаются друг от друга. Ученые выделяют пять исторических эпох: Первобытный мир, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время. В каждую эпоху менялись орудия труда, техника, одежда. 3) Исторические источники – все, что сохранилось с древнейших времен до наших дней и может рассказать нам о Из различных источников: книг, учебника, энциклопедий, интернета, фильмов, совершить экскурсию в музей Всемирная история - возникновение и изменение человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Исторические эпохи – большие промежутки времени, которые отличаются друг от друга, имеют свои особенности. как составление целого и частей.
Коммуникативные:
уметь высказывать свое мнение в доступной форме.
прошлом человечества. Исторические источники – это « следы» прошлого. Они делятся на три вида: вещественные, которые можно потрогать руками; письменные, которые можно прочитать глазами; устные ( мифы, былины, легенды). 4) Первобытный мир – это эпоха, с которой начинается всемирная история человечества. Началось более 2 миллионов лет назад, закончились 5 тысяч лет назад. В это время появились первые древние люди. Работать мы с вами будем
в группах.
-А теперь давайте проверим, что у вас получилось. На доске: Исторические источники – это « следы» прошлого. Первобытный мир – это эпоха, с которой начинается всемирная история человечества.
Повторить правила работы в группах
Познавательные
: логический – анализ объектов с целью выделения признаков;
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Регулятивные:
уметь извлекать важную информацию из доклада одноклассника.
Всемирная история
Историческая эпоха
Исторические источники
-Как связаны эти понятия друг с другом? -Оценить работу группы. Следующее задание: Поставь в нужной последовательности исторические эпохи: новое время; древний мир; средние века; новейший мир; первобытный мир; Подчеркните эпоху, в которой мы живём. Найдите её на «реке времени».стр.46 Наш сегодняшний урок открывает путешествие по страницам всемирной истории. Всемирная история состоит из исторических эпох, об исторических эпохах нам рассказывают исторические источники, первая историческая эпоха первобытный мир. Оценить работу группы. Поставь в нужной последовательности исторические эпохи: первобытный мир; древний мир; средние века; новое время; новейший мир;
Первобытный мир
ІІІ.Определение темы
урока. Постановка цели
урока. Планирование
деятельности.
Цель:
суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока
ІV.Постановка
проблемы.
Жил на свете первобытный человек Он впервые в жизни видел даже снег Строил хижины и убивал он дичь И бросал он обезьянам громкий клич Найдите в стихотворении ключевые слова урока. С какой эпохой связаны эти слова? Как учёные узнали об этом периоде? Как их по- другому называют? Когда остаётся след? В истории этот период был первым, значит и шаги человека были… -Попробуйте сформулировать тему урока, опираясь на ключевые понятия, которые мы встретили. -Какую цель поставим перед собой, исходя из темы урока? Я предлагаю вам спланировать деятельность на уроке .Составим план. Давайте подумаем, что мы уже знаем о первобытных людях? И что бы нам хотелось узнать о них? Первобытный человек, впервые, обезьяны. Первобытный мир Из исторических источников « следы» От шагов Первыми Первобытный мир – первые шаги человечества. Познакомиться с эпохой первобытного мира, узнать о жизни первобытных людей.
План.Приложение 1.
-Фиксируют свои наблюдения
Компьютер Уроки Кирилла и Мефодия похожи отличие 1.Дышит 2.Питается 1. Трудится 2. Умеет
V. Выдвижение
гипотез
Цель:
выслушать гипотезы учащихся
.
Вспомните, чем первобытные люди были похожи на животных, а чем отличались от них? Обсудите в группах, запишите на листочках, выберите выступающих. Проверяем. Как люди в Первобытном мире хранили и передавали знания и опыт? (предположения) А как сейчас мы передаём знания и опыт? Разыгрывание сценки из учебника на стр.47 - Что не поняла Анюта? - Какой возникает вопрос? - Вспомните из курса «Окружающий мир» 3 класса, умели ли самые первые люди выращивать растения и животных? - В каком возрасте у человека появляются приобретённые навыки? - Что нам нужно узнать, чтобы ответить на вопрос урока? -Каковы ваши предположения? 3.Производит потомство 4.Реагирует на изменения в окружающем мире 5.Воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств мыслить и выражает свои мысли словами 3.Использует речь для общения Учились у старших, у родителей - Почему Первобытный мир называют «детством человечества»?
-
нет - в детстве -Что общего у эпохи первобытного мира с детством человека?
Таблица
заполняется по мере
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.
Познавательные:
логический анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений
VІ. Открытие нового
знания. Поиск
решения проблемы
Цель:
найти ответ на поставленный вопрос: Почему Первобытный мир называют -А теперь, чтобы продолжить наши исследования, давайте вспомним , что мы уже знаем. поступления ответов Знаем Не знаем 1.Первобытный мир – первая эпоха всемирной истории 2.Историческая эпоха – большой промежуток времени, часть истории человечества 2.Самые первые люди не умели выращивать растения и животных 3.Детство – это время роста, взросления человека, когда он приобретает «человеческие навыки» Какие именно изменения в человеческом обществе в эпоху Первобытного мира позволяют назвать его «детством человечества»?
Выступления детей с сообщением
1-й ученик. Умение разбираться в исторической карте может во многом помочь нам в исследовании прошлого. Без исторической карты трудно представить территории древних государств, проследить переселение народов, направления военных походов, географических экспедиций и
Регулятивные:
планирование, прогнозирование;
"детством человечества"? используя разные источники информации: карту, иллюстрации, текст.
VIІ. Динамическая
пауза
Цель:
избежание перегрузки учащихся ,физическая релаксация. -Чтобы правильно попасть в интересующую нас эпоху, мы должны кроме времени хорошо знать и место, в которое направляемся. - Этого нельзя достичь без знания исторической карты. -Ваши товарищи подготовили небольшое выступление, которое поможет нам вспомнить, что такое историческая карта и чем она отличается от географической. многое другое. 2-й ученик. Чтобы правильно понять, что изображено на исторической карте, надо помнить следующие правила: Территория всегда показана в строго определенное время. Цвета используются для обозначения границ государства и присоединенных территорий. 3-й ученик. 3) название городов и стран соответствует тому времени, которое изображено на карте. 4) условными знаками показаны перемещения людей (стрелки), места сражений (скрещенные мечи), занятые территории (штриховка). На карте могут быть также изображены кораблики, фигурки людей и многие другие рисунки. на карте изображены все материки, кроме Антарктиды в эпоху Первобытного мира Хронологические рамки данной эпохи 2 миллиона лет назад – 5 тысяч лет назад
Регулятивные:
планирование, прогнозирование.
Познавательные
: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Внимательно рассмотрите карту, данную в учебнике на странице 48- 49. -Какая территория на ней изображена? -В какую эпоху? -Назовите хронологические рамки Первобытного мира - Рассмотрите условные обозначения. -О чем они говорят? Да, карта поможет нам, узнать, где появились и чем занимались первые люди
Работа в группе по карте
Африка, на юге возле экватора Оттуда пошло расселение по всем частям света, кроме Антарктиды. То место, где человек родился прародина людей похожа на место, где ребенок родился; расселение первых людей по планете – это первые шаги ребенка, знакомство с тем, что его окружает
- Как вы думаете, может ли эта карта помочь нам в решении поставленной проблемы? Совершите в группах путешествие по карте и ответьте на вопросы с.48-49 - В какой части света находится прародина человечества? -Как по-другому сказать о прародине человечества? -Назовите, в каких частях света люди стали впервые выращивать культурные растения. Люди расселялись по планете, значит они осваивали мир, выращивали растения покоряли природу.
Вывод: осваивали планету, покорение
природы
( записываем в таблицу) -Можно ли сказать, что судьба человечества похожа на судьбу маленького ребенка?
Выполните задание на стр.50
Работа в группах 10 минут
Задания группам. 1группа. Чем община древних людей отличалась от стаи древнейших людей? (по рис. 1 и 2 на с. 50) 2группа. Чем ранняя община людей современного вида отличалась от общины древних людей? (по рис. 2 и 3 на с. 50) 3 группа. Чем община людей современного вида отличалась от ранней общины? (по рис. 3 и 4 на с. 50)
Отчёт 1группы на фоне слайдов.
На первом рисунке мы видим стаю древнейших людей. Они без одежды, без огня, едят плоды растений мелких животных. Вместо орудия труда используют палки и камни. Живут под открытым небом В стаи обычно объединяются животные. Используя это слово, ученые хотят уточнить, что в это время древнейшие люди были похожи на животных. Объединялись они в стаи для того, что бы выжить в дикой природе.
Отчёт 2группы на фоне слайдов.
- Обратите внимание на слово «стая». -По отношению к кому привыкли использовать это слово? - Как вы его понимаете? -Для чего древнейшие люди объединялись в стаи? На втором рисунке община др. людей. Прошло 500 тысяч лет. За это время люди научились разводить огонь, использовать шкуры животных в качестве одежды. Они живут в пещерах, появляется первое оружие, учатся охотиться.
Отчёт 3группы на фоне слайдов.
На третьем и четвертом рисунках – община людей современного вида. Прошло более 400тысяч лет: люди строят дома, совершенствуют оружие, приручают животных, выращивают растения В первобытном обществе люди еще не умеют писать и читать, поэтому знания они хранят и передают путем устных сказаний Этот путь действительно не удобен, потому что многое теряется, забывается и людям приходится добывать эти знания снова и снова. Первое орудие труда дубинка, научились добывать огонь, готовить пищу на огне. Сделали лодку, могут передвигаться по воде, ловить рыбу, появились лук и стрелы, начали охотиться, новые орудия труда, обрабатывают землю, научились
- Ребята, а как древние люди хранили и передавали накопленные знания и опыт? -Как вы думаете, чем не удобен такой способ передачи и хранения знаний? - А теперь откройте тетради на стр.31 найдите там реку времени. -Проследите изменения, которые произошли в жизни первобытного человека.
Вывод: учились бороться с голодом и
холодом
( записываем в таблицу) делать металл, появилась одежда
Театрализованное представление
(стр.50-51) Род.лисы: Род – небольшая община, состоявшая из нескольких родственных друг другу семей. Племя – союз родов, живущих на одной земле и происходящих от одного предка. Роды и племена составляли первобытное общество. Род бобра: свои-люди, чужие-нелюди врагами
VIII.
Воспроизведение
знаний Выражение
решения проблемы
-В какие общества объединялись древние люди? Что такое род, племя? - Кто в роду принимает важные решения, например делит добычу? -Как складываются отношения внутри рода, кто получает долю первым? Как вы думаете, почему? Как относятся к старикам? Как вы думаете люди современного общества рассуждали бы точно также? Как складываются отношения рода лисы с другими родами и племенами? Общались ли они с другими племенами? Кем они их считают? Что они считают злом, добром? Как мы можем назвать представления о добре и зле? -Что мы можем сказать о морали первобытного мира? мораль отличается от современной
Цель:
проверить уровень усвоения и понимания нового материала.
Методы:
практический
Итоги урока.
Вывод.
ПЕРВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О ДОБРЕ И ЗЛЕ
Применение новых знаний тетрадь,
стр.32-33
Эпоха первобытного мира - это время появления первых людей и их расселение по планете. В условиях первобытного общества люди объединялись в союзы - племена, которые состояли из родов, имевших общих предков. Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени. - Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? Сравним наш вывод с выводом
Почему Первобытный мир называют
«детством человечества»?
Ученики совещаются в группах.
Вывод:
Как в детстве, в эпоху Первобытного мира получали знания о мире Учились в нем жить Отделять добро от зла В музее, в фильме, в энциклопедии Около 40 тысяч лет назад На реке Сухона Изготовляли орудия труда, ловили рыбу, охотились, научились делать глиняную посуду, украшения, занимались земледелием, разводили домашних животных Пила, топор, зажигалка для разведения огня
IX. Рефлексия
Цель:
получение обратной связи и акцентирование внимания учащихся на значении изучения учебника. С.51 Где мы с вами ещё пытались получить информацию по теме урока? Когда поселились первые люди на территории Вологодской области? Где было обнаружено первое поселение? Чем занимались? Какие древние орудия труда запомнили?
Слайд №6
Инструкция по составлению синквейна Давайте составим Синквейн по теме Я сегодня узнал … Урок Я на уроке Итог
1.
интересно
1. работал
1. понял
материал
2. скучно
2. отдыхал
2. узнал
больше, чем
знал
3.
безразлич
но
3. помогал
другим
3. не понял
Оцени себя: Отлично поработал -закрась 5
Коммуникативные:
высказывать и аргументировать свое мнение.
Личностные:
самоопределение.
Регулятивные:
контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
данной темы. Первобытный мир: 1. Первобытный мир 2. Далекий, жестокий. 3. Учился, изменялся, боролся. 4. Первобытный мир это детство человечества. 5. Хомасапиенс? Карточки с вопросами.
Белая
– Перечислите новые сведения.
Красная
– Выразите свои чувства по поводу работы на уроке. прямоугольников Хорошо поработал- закрась 4 прямоугольника Мог бы лучше поработать- закрась 3 прямоугольника Не постарался- не закрашивай - Было интересно … Работа в группе Работа с картой Инсценирование Работа с различными источниками - Мне захотелось … - Было трудно ...
Желтая
– Что было положительное на уроке?
Зелёная
– Какие формы работы на уроке вам понравились?
Синяя
– Что вы хотели бы узнать по этой теме?
Черная
– Какие затруднения встретили в ходе урока - Оценка по шкале Н - настроение
Регулятивные:
самостоятельно, адекватно выбирать уровень сложности задания.
Коммуникативные:
уметь аргументировать свой выбор. Н А С
χ.Домашнее
задание.
Цель
для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цель для учащихся: выбрать и правильно выполнить домашнее задание из предложенного списка. А – активность С – сложность -Благодарю вас за ваше желание общаться на уроке, за стремление к получению новых знаний, за доброжелательное отношение друг к другу. - Ребята, чья работа на уроке, на ваш взгляд, была наиболее активной и достойна высокой оценки? Учитель выставляет оценки названным учащимся в соответствии с качеством их работы на уроке
(слайд «Домашнее задание»)
1.Прочитать тему целиком Стр.47-51 в учебнике Стр.34 №3, 4 в тетради. 2.Творческое задание (изобразить достижения общечеловеческой культуры в эпоху Первобытного мира)
Приложение 1
План. Прикрепляются карточки:
Узнали
Знаем…
Почему Первобытный мир называют «детством человечества»? Расселялись Осваивали Учились Мораль Овладевали самыми главными умениями Вывод:
В раздел начальное образование