Психологические основы развития наглядно-образного мышления младших школьников.
презентация
Автор: Орсини Мария-Аминта Викторовна, педагог-психолог, МБОУ "СШ № 16" города Смоленска, город Смоленск
В раздел начальное образование
Психологические
основы развития
наглядно-образного
мышления младших
школьников.
Задача современной школы - развитие, в том числе творческое, личности ученика. Одна из основ творческого развития личности -
наглядно-образное мышление
, лежащее в основе воображения.
три вида мышления
наглядно-образное абстрактное
наглядно-действенное (практическое)
Характер задач, которые человек решает,
определяет, какой вид мышления выступает на
первый план
Наглядно-образное
мышление:
# опирается на представления
и образы;
# функции образного
мышления связаны с
представлением ситуаций и
созданием её нового образа..
Важная особенность этого вида
мышления - установление
непривычных сочетаний
предметов и их свойств.
Это - основа для воображения.
Воображение - воссоздание
нужного образа из образной
памяти.
ВООБРАЖЕНИЕ
- необходимый элемент творческой деятельности человека выражается в построении образа продуктов труда; обеспечивает создание программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью;
Развитое наглядно-
образное мышление -
обязательная часть
психики нормально
организованного
человеческого мозга.
Активно развитым
образным мышлением,
всеми его видами,
обладают творческие
люди.
Общее между фантазией и мышлением Возникают, когда нужны новые решения Мотивируется потребностями личности
Опережающее отражение
действительности, осуществляемое
в процессах фантазии, происходит
в конкретно - образной форме , в
виде ярких представлений.
Ребенок обычно мыслит конкретными категориями,
опираясь на наглядные свойства и качества
конкретных предметов и явлений.
В младшем школьном возрасте продолжает
развиваться наглядно-действенное и наглядно-
образное мышление.
Это предполагает
активное включение в
обучение моделей
разного типа
(предметные
модели, схемы,
таблицы,
графики и т.п.)
Наглядно-образное мышление очень ярко
проявляется при понимании, например,
сложных картин, ситуаций.
Для их понимания требуется сложная
ориентировочная деятельность.
Понять сложную картину – это значит понять
ее внутренний смысл, что требует
Сложной аналитико -
синтетической работы,
выделения деталей и
сопоставления их друг
с другом.
В наглядно-образном мышлении
участвует и речь, которая помогает
назвать признак, сопоставить
признаки.
Только на основе развития
наглядно-образного мышления
начинает формироваться в этом
возрасте
формально-логическое
мышление.
Скорость
наглядно-образной памяти =
60 +- 5 бит/сек
(для сравнения скорость
абстрактной памяти = 7 +- 2
бит/сек)
Органичное обучение -
обучение с использованием
обеих сигнальных систем
Оно позволяет быстро и
качественно усваивать любой
материал. Это путь к
мыслящему, творческому
мозгу.
Около 30% учащихся с 1-го по 6-й класс
пользуются преимущественно
образным мышлением для
запоминания правил и
решения задач;
около 25% -
преимущественно
последовательно-
логическим;
45% используют
оба полушария.
В проблемной ситуации, которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности. Организованная система образов (представлений) Организованная система понятий Возможность выбора образа лежит в основе воображения . Возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления.
Геометрия способствует:
развитию у детей мышления, памяти,
внимания, творческого воображения,
наблюдательности, строгой
последовательности рассуждения и его
доказательности;
дает реальные предпосылки для
дальнейшего развития наглядно-образного
мышления учеников.
Наглядная геометрия создаёт
действенные условия для
развития познавательных
способностей и
деятельности детей, их
интеллекта и творческого
начала;
расширения их общего и
математического кругозора;
способствует
формированию элементов
конструкторского мышления
и конструктивных умений
.
Методика. "Матрица
Равена"
Предназначена для
оценивания наглядно-
образного мышления
у младшего школьника.
Здесь под наглядно-
образным мышлением
понимается
такое, которое связано с
оперированием
различными образами и
наглядными
представлениями при
решении задач.
класс
Средние показатели по тесту
Равена в баллах
Начало
года
Конец
года
Прирост в
%
2 22,7 31,4
38%
3 25,5 37,3
46%
4 37,4 43
15%
Результаты формирования интеллектуальной
продуктивности учащихся 4-го класса
Анализ результатов динамики
интеллектуальной продуктивности учащихся
младших классов подтверждает и тот факт,
что наиболее пластичным и восприимчивым
периодом для развивающих воздействий
является младший школьный возраст.
Это позволяет сделать вывод
об эффективности
развивающих воздействий
программы «Наглядная
геометрия»
В завершении хотелось бы напомнить
одну древнюю китайскую пословицу:
"Расскажи - и я забуду, покажи - и я
запомню, дай попробовать - и я
пойму".
Только через зрительные образы и
действия ребёнок сможет познать
многообразие окружающего мира и
определить собственное место в нём.
Спасибо
за
внимание
!
Задача современной школы - развитие, в том числе творческое, личности ученика. Одна из основ творческого развития личности -
наглядно-образное мышление
, лежащее в основе воображения.
три вида мышления
наглядно-образное абстрактное
наглядно-действенное (практическое)
Характер задач, которые человек решает,
определяет, какой вид мышления выступает на
первый план
Наглядно-образное
мышление:
# опирается на представления
и образы;
# функции образного
мышления связаны с
представлением ситуаций и
созданием её нового образа..
Важная особенность этого вида
мышления - установление
непривычных сочетаний
предметов и их свойств.
Это - основа для воображения.
Воображение - воссоздание
нужного образа из образной
памяти.
ВООБРАЖЕНИЕ
- необходимый элемент творческой деятельности человека выражается в построении образа продуктов труда; обеспечивает создание программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью;
Развитое наглядно-
образное мышление -
обязательная часть
психики нормально
организованного
человеческого мозга.
Активно развитым
образным мышлением,
всеми его видами,
обладают творческие
люди.
Общее между фантазией и мышлением Возникают, когда нужны новые решения Мотивируется потребностями личности
Опережающее отражение
действительности, осуществляемое
в процессах фантазии, происходит
в конкретно - образной форме , в
виде ярких представлений.
Ребенок обычно мыслит конкретными категориями,
опираясь на наглядные свойства и качества
конкретных предметов и явлений.
В младшем школьном возрасте продолжает
развиваться наглядно-действенное и наглядно-
образное мышление.
Это предполагает
активное включение в
обучение моделей
разного типа
(предметные
модели, схемы,
таблицы,
графики и т.п.)
Наглядно-образное мышление очень ярко
проявляется при понимании, например,
сложных картин, ситуаций.
Для их понимания требуется сложная
ориентировочная деятельность.
Понять сложную картину – это значит понять
ее внутренний смысл, что требует
Сложной аналитико -
синтетической работы,
выделения деталей и
сопоставления их друг
с другом.
В наглядно-образном мышлении
участвует и речь, которая помогает
назвать признак, сопоставить
признаки.
Только на основе развития
наглядно-образного мышления
начинает формироваться в этом
возрасте
формально-логическое
мышление.
Скорость
наглядно-образной памяти =
60 +- 5 бит/сек
(для сравнения скорость
абстрактной памяти = 7 +- 2
бит/сек)
Органичное обучение -
обучение с использованием
обеих сигнальных систем
Оно позволяет быстро и
качественно усваивать любой
материал. Это путь к
мыслящему, творческому
мозгу.
Около 30% учащихся с 1-го по 6-й класс
пользуются преимущественно
образным мышлением для
запоминания правил и
решения задач;
около 25% -
преимущественно
последовательно-
логическим;
45% используют
оба полушария.
В проблемной ситуации, которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности. Организованная система образов (представлений) Организованная система понятий Возможность выбора образа лежит в основе воображения . Возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления.
Геометрия способствует:
развитию у детей мышления, памяти,
внимания, творческого воображения,
наблюдательности, строгой
последовательности рассуждения и его
доказательности;
дает реальные предпосылки для
дальнейшего развития наглядно-образного
мышления учеников.
Наглядная геометрия создаёт
действенные условия для
развития познавательных
способностей и
деятельности детей, их
интеллекта и творческого
начала;
расширения их общего и
математического кругозора;
способствует
формированию элементов
конструкторского мышления
и конструктивных умений
.
Методика. "Матрица
Равена"
Предназначена для
оценивания наглядно-
образного мышления
у младшего школьника.
Здесь под наглядно-
образным мышлением
понимается
такое, которое связано с
оперированием
различными образами и
наглядными
представлениями при
решении задач.
класс
Средние показатели по тесту
Равена в баллах
Начало
года
Конец
года
Прирост в
%
2 22,7 31,4
38%
3 25,5 37,3
46%
4 37,4 43
15%
Результаты формирования интеллектуальной
продуктивности учащихся 4-го класса
Анализ результатов динамики
интеллектуальной продуктивности учащихся
младших классов подтверждает и тот факт,
что наиболее пластичным и восприимчивым
периодом для развивающих воздействий
является младший школьный возраст.
Это позволяет сделать вывод
об эффективности
развивающих воздействий
программы «Наглядная
геометрия»
В завершении хотелось бы напомнить
одну древнюю китайскую пословицу:
"Расскажи - и я забуду, покажи - и я
запомню, дай попробовать - и я
пойму".
Только через зрительные образы и
действия ребёнок сможет познать
многообразие окружающего мира и
определить собственное место в нём.
Спасибо
за
внимание
!
В раздел начальное образование