Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Психологические основы развития наглядно-образного мышления младших школьников.

презентация

Автор: Орсини Мария-Аминта Викторовна, педагог-психолог, МБОУ "СШ № 16" города Смоленска, город Смоленск



В раздел начальное образование



Психологические основы развития наглядно-образного мышления младших школьников.
Задача современной школы - развитие, в том числе творческое, личности ученика. Одна из основ творческого развития личности -
наглядно-образное мышление
, лежащее в основе воображения.



три вида мышления

наглядно-образное абстрактное

наглядно-действенное (практическое)

Характер задач, которые человек решает,

определяет, какой вид мышления выступает на

первый план


Наглядно-образное

мышление:



# опирается на представления

и образы;

# функции образного

мышления связаны с

представлением ситуаций и

созданием её нового образа..


Важная особенность этого вида

мышления - установление

непривычных сочетаний

предметов и их свойств.

Это - основа для воображения.

Воображение - воссоздание

нужного образа из образной

памяти.


ВООБРАЖЕНИЕ
- необходимый элемент творческой деятельности человека  выражается в построении образа продуктов труда;  обеспечивает создание программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью;

Развитое наглядно-

образное мышление -

обязательная часть

психики нормально

организованного

человеческого мозга.

Активно развитым

образным мышлением,

всеми его видами,

обладают творческие

люди.

Общее между фантазией и мышлением  Возникают, когда нужны новые решения  Мотивируется потребностями личности
Опережающее отражение

действительности, осуществляемое

в процессах фантазии, происходит

в конкретно - образной форме , в

виде ярких представлений.


Ребенок обычно мыслит конкретными категориями,

опираясь на наглядные свойства и качества

конкретных предметов и явлений.

В младшем школьном возрасте продолжает

развиваться наглядно-действенное и наглядно-

образное мышление.

Это предполагает

активное включение в

обучение моделей

разного типа

(предметные

модели, схемы,

таблицы,

графики и т.п.)


Наглядно-образное мышление очень ярко

проявляется при понимании, например,

сложных картин, ситуаций.

Для их понимания требуется сложная

ориентировочная деятельность.

Понять сложную картину – это значит понять

ее внутренний смысл, что требует

Сложной аналитико -

синтетической работы,

выделения деталей и

сопоставления их друг

с другом.


В наглядно-образном мышлении

участвует и речь, которая помогает

назвать признак, сопоставить

признаки.

Только на основе развития

наглядно-образного мышления

начинает формироваться в этом

возрасте

формально-логическое

мышление.


Скорость

наглядно-образной памяти =

60 +- 5 бит/сек

(для сравнения скорость

абстрактной памяти = 7 +- 2

бит/сек)


Органичное обучение -

обучение с использованием

обеих сигнальных систем

Оно позволяет быстро и

качественно усваивать любой

материал. Это путь к

мыслящему, творческому

мозгу.


Около 30% учащихся с 1-го по 6-й класс

пользуются преимущественно

образным мышлением для

запоминания правил и

решения задач;

около 25% -

преимущественно

последовательно-

логическим;

45% используют

оба полушария.

В проблемной ситуации, которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности.  Организованная система образов (представлений)  Организованная система понятий Возможность выбора образа лежит в основе воображения . Возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления.

Геометрия способствует:

развитию у детей мышления, памяти,

внимания, творческого воображения,

наблюдательности, строгой

последовательности рассуждения и его

доказательности;

дает реальные предпосылки для

дальнейшего развития наглядно-образного

мышления учеников.


Наглядная геометрия создаёт

действенные условия для

развития познавательных

способностей и

деятельности детей, их

интеллекта и творческого

начала;

расширения их общего и

математического кругозора;

способствует

формированию элементов

конструкторского мышления

и конструктивных умений

.


Методика. "Матрица

Равена"

Предназначена для

оценивания наглядно-

образного мышления

у младшего школьника.

Здесь под наглядно-

образным мышлением

понимается

такое, которое связано с

оперированием

различными образами и

наглядными

представлениями при

решении задач.


класс

Средние показатели по тесту

Равена в баллах

Начало

года

Конец

года

Прирост в

%
2 22,7 31,4
38%
3 25,5 37,3
46%
4 37,4 43
15%

Результаты формирования интеллектуальной

продуктивности учащихся 4-го класса


Анализ результатов динамики

интеллектуальной продуктивности учащихся

младших классов подтверждает и тот факт,

что наиболее пластичным и восприимчивым

периодом для развивающих воздействий

является младший школьный возраст.

Это позволяет сделать вывод

об эффективности

развивающих воздействий

программы «Наглядная

геометрия»


В завершении хотелось бы напомнить

одну древнюю китайскую пословицу:

"Расскажи - и я забуду, покажи - и я

запомню, дай попробовать - и я

пойму".

Только через зрительные образы и

действия ребёнок сможет познать

многообразие окружающего мира и

определить собственное место в нём.


Спасибо

за

внимание

!


В раздел начальное образование