Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Экологические аспекты в формировании ключевых компетенций на уроках"

Экологические аспекты в формировании ключевых компетенций

Автор: Карамчакова Инна Иннокентьевна, учитель начальных классов, МКОУ Ачайваямская средняя школа, село Ачайваям, Олюторский район, Камчатский край



В раздел начальное образование



МКОУ Ачайваямская средняя школа
Тема: Экологические аспекты в формировании ключевых

компетенций на уроках.
Выполнила: Карамчакова ИннаИннокентьевна, учитель начальных классов Ачайваям -2016
Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. А.С. Макаренко. Глобальные проблемы современности, несущие угрозу человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. В современном обществе прослеживается явное противоречие между позитивными установками и реальным уровнем экологического воспитания личности. Поэтому в начальной школе идёт процесс поиска новых подходов для формирования экологической культуры младших школьников. Действенность любых мер по спасению природы определяется поведением людей, их отношением к окружающей среде, природе. А основы этого отношения закладываются в детстве, «поэтому дошкольный и младший школьный и младший школьный должны стать объектом пристального внимания и педагогов, и психологов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания». (С.Д. Дерябо). Обостренные эмоциональность и чувственность младших школьников создают особые предпосылки для проявления интереса к самому себе, окружающим людям, к своему здоровью, природе, что создаёт определённые условия для эффективного экологического образования на этом возрастном этапе. Задачи экологического воспитания: 1.Обеспечение более разнообразной деятельности по накоплению опыта общения с природой, социумом. 2.Разнообразие форм работы по экологическому воспитанию, повышение материально- технического уровня учебно-воспитательного процесса. 3.Изучение истории своего края, его природы, культуры народных промыслов и этнографических особенностей. 4.Внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс обучения. Разработка материала для работы с родителями. Решение этой проблемы можно осуществить через развитие экологического мировоззрения в процессе обучения, воспитания и практической деятельности на основе изучения эколого-краеведческого материала.
В

качестве

основных

структурных

компонентов

экологического

образования

называются:
-экологическая образованность, или система экологических знаний; -экологическое сознание, мышление, мировоззрение, экологические отношения, система ценностей, культура чувств; -культура экологически оправданного поведения. Сообразуясь с данными структурными компонентами, определяются следующие цели: -расширение экологических знаний; -развитие экологического сознания, мышления, мировоззрения; -развитие потребностей гармоничного общения с природой; -воспитание эстетического отношения к природе; -воспитание устойчивого интереса к истории и экологическим проблемам родного края; -воспитание поддерживать экологическое здоровье личности.
Добиться наилучшего результата для достижения поставленных целей помогает включение в систему работы четырёх взаимосвязанных компонентов (познавательного, ценностного, нормативного, деятельностного), являющихся ядром экологического образования, а также следующие дидактические принципы: - гуманизации; - культуросообразности; - природосообразности; - интеграции; - системности и целостности; - обратной связи. Необходимым условием становления экологической культуры является связь экологического обучения и воспитания. Она осуществляется за счёт системы ведущих идей.
Система ведущих идей

экологического обучения и воспитания
Природа - единое целое Взаимосвязь общества и природы-Компоненты природы взаимосвязаны: изменение в процессе труда, среда и здоровье человека, природа в нравственно-этическом развитии личности- Зависимость окружающей среды от деятельности человека-Связь значения экологии с человеком и обществом. На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом. Прежде чем переходить к отбору ключевых компетенций, определимся с дефиницией этого понятия, его родовыми и отличительными признаками. Чтобы разделить общее и индивидуальное в содержании компетентностного образования, мы будем отличать используемые понятия «компетенция» и «компетентность». Необходимо сказать несколько слов о рабочем определении понятия компетентности. Общеизвестно, что единого определения термина «компетентность» пока нет; причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Мы исходим из того, что компетентность - это способность человека результативно действовать в нестандартных ситуациях. При этом следует обратить внимание, что компетентность - интегративная характеристика. Два человека могут одинаково успешно решить какую-либо проблему, но использовать при этом совершенно разные средства и способы действий. Одно умение может компенсировать другое. С другой стороны, одни и те же умения и способности не гарантируют одинаково успешный результат. В качестве иллюстрации можно привести сюжет с двумя россиянами, которые договариваются с иностранцем. Один знает 50 слов, а второй 2000, но первого почему-то понимают, а второго - нет! Ясно, что в такой ситуации важен не только и не столько лексический запас, сколько некая интегративная характеристика - компетентность, включающая, помимо собственно словарного запаса, и коммуникативную составляющую, и актерские, и суггестивные способности и т.д. Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентный человек – это сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и
совершенствовать их. Компетенцию рассматривают как возможность установления связи между знанием и ситуацией или как способность обнаружить знания и предпринимать действия, подходящие для решения проблемы в конкретных условиях её реализации. Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у него формируются те или иные составляющие таких «взрослых» компетенций, и чтобы ему не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает их с образовательной точки зрения. Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Если расшифровать ключевые слова в характеристике компетенций применительно к системе начального образования, то это будет выглядеть так: искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию; думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы; сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности; приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами; адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения. Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретёнными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными. Ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне общеобразовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Перечень ключевых образовательных компетенций мы определяем на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а так же основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности общества. 1. Ценностно – смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа её жизнедеятельности в целом. 2. Общекультурная компетенция – круг вопросов, в котором ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной культуры человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки в религии и жизни человека 3. Учебно – познавательная компетенция – это совокупность компетенций у ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической,
методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. 4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать, и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.. 5. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение разными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой системы обучения в рамках изучаемого предмета или образовательной области. 6. Социально – трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в гражданско – общественной деятельности (выполнение роли гражданина). В социально – трудовой сфере (права потребителя, покупателя). 7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он владеет способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И надо построить процесс обучения так, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Поэтому необходимо не только доступно всё рассказать и показать, но и научить мыслить, привить навыки практических действий обучающимся. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. К ним относятся игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работы. Что даёт применение базовых методов активной педагогики? Это основное, на чём базируется обучение в начальной школе. Чего ждёт ребёнок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учёбе в активное, творческое. Успех связан с чувством эмоционального подъёма, создаёт ощущение внутреннего благополучия. Один раз пережив успех, ребёнок будет вновь и вновь стремиться к нему. Ребёнок – активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему всё интересно, он удивлён окружающим его миром. Уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и использует свои личные психологические особенности. А чтобы уверенность не терялась, необходимо
помочь развитию ребёнка. Важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищёнными, неуверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. Здесь и имеет большое значение работа в группах и парах. Что же приобретает обучающийся, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное – у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказывать своё и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию. Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции: -иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоёмах). -знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождём, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения пожара, при Встрече с опасными животными. Экологическое образование и воспитание осуществляю по следующим направлениям: -базовое образование «Мир вокруг нас» (автор А.А. Плешаков ) и использование межпредметных связей; -разработка и реализация экологических проектов; -организация внеклассной работы по экологии; -вовлечение в практическую деятельность по взаимодействию с природными объектами -организация по популяризации здорового образа жизни среди детей. Для достижения лучших результатов по программе курса А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» использую разнообразные формы проведения уроков: урок-исследование. урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок КВН. Краеведческий и экологический материал включается в содержание я почти всех предметов, изучаемых в начальной школе. Главная цель курса Окружающий мир – знакомство обучающихся с элементарной целостной картиной мира, формирование познавательной компетентности. И чтобы решить поставленные задачи, необходимо научить детей пользоваться знаниями, использовать свой жизненный опыт для постижения мира и упорядочить его. Разнообразные полученные знания обучающиеся используют для выполнения практических заданий. Знания позволяют и помогают отвечать на поставленные вопросы. При планировании урока учитывались знания, умения и навыки детей, которые они имеют о лесе и его обитателях. Фрагмента урока «Окружающий мир». Для решения этих задач класс делится на три группы. Каждая группа путешествует по определённой части природной зоны леса, сначала определив, в какую часть леса попали по свойственному ей пейзажу (по картинкам деревьев). А затем показывает на карте. На этапе урока самостоятельное применение и использование знаний обучающимся предложена практическая работа. Перед детьми ставится проблемная ситуация: определить возраст дерева. Для определения возраста дерева практически детям были даются спилы дерева. Ставится ещё один проблемный вопрос: В каких ситуациях нам необходимо знать возраст дерева? Дети узнают, что возраст дерева можно узнать по годовым кольцам, а также знакомятся с другими способами. Для этого используется частично – поисковый метод (комментирование практических действий). На следующем этапе урока дети составляют цепь питания и доказывают универсальность состава экосистемы леса: она обязательно включает «кормильцев», «едоков» и «мусорщиков», только благодаря их наличию может происходить круговорот веществ Обучающиеся при выполнении заданий решают проблемные ситуации, поставленные перед ними, используя собственный опыт. Таким образом, ребята приобретают навык
решения проблемных ситуаций, учатся рассуждать, делать выводы, взаимодействовать друг с другом (коммуникативная компетенция). На уроке вспоминаем о правилах разумного поведения в лесу. Отвечаем на вопрос : Нуждается лес в нашей защите? Чтобы проверить, усвоили ли обучающиеся тему урока (на этапе урока контроль за усвоением знаний), предложен тест «Природная зона лесов». На уроке ребята работают с интересом, обсуждая каждое задание. При подведении итога урока обучающимся предлагается оценить себя на листе самооценки. Содержание урока связано с жизнью. Каждый обучающийся может проявить себя при обсуждении заданий. При формировании познавательной компетенции обучающиеся работают с информацией, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки. При организации деятельности обучающиеся учатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности. Русский язык: -использование текстов из произведений местных авторов для списывания, изложений и диктантов; -сочинение на темы: «Что меня удивило на экскурсии», «Моё село в будущем», «Могу ли я помочь природе» и др. Фрагмент урока: -Отгадайте загадку: Стоит красавица на полянке В белом сарафане, В зелёном полушалке.(Берёза). - С кем сравнивают берёзу в загадке? (Берёзу сравнивают с красавицей в белом сарафане). - О каких признаках берёзы говорится в загадке? ( Белая кора, лиственное дерево). - Почему кора у берёзы белая? ( В коре находится белое красящее вещество, которое называется бетулин). - Как называют кору берёзы? ( Береста). На месте неизученных орфограмм учащиеся могут оставлять «окошечко» Запись слова «берёза с «окошечком». -Как называется эта орфограмма? (Непроверяемая безударная гласная в корне слова). - Как решить эту орфографическую задачу? (С помощью словарной страницы). Открыть словари, найти слово «берёза», вставить пропущенную букву. Разделить на слоги дугами и определить ударный слог. -К слову «берёза» подобрать слова, которые называют признаки предмета ? (растёт, склонилась, плачет и др.) -Как вы понимаете пословицу: «И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут». (Выделяется сок из повреждённой коры, дерево плачет). - Какую пользу приносит это дерево? (Источник красоты; символ России, еда для животных, дом для насекомых и птиц, лечит людей). Чтение и внеклассное чтение: -чтение и обсуждение книг о родном крае; -чтение рассказов и стихов местных писателей. Математика: -решение и составление задач с экологическим содержанием. Экологические задачи: Один гектар хвойного леса отфильтровывает в год 30–35 тонн пыли, лиственного леса – 50–70 тонн пыли. Каких деревьев нужно сажать больше и их оберегать?
Семья больших синиц за лето «обслуживает» 40 яблонь, поедая опасных для сада насекомых, а дятел за день съедает до 750–900 короедов. Какая птица съедает больше вредителей? Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 сантиметр требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с полей смыло в половодье 10 сантиметров почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя? В 1984 году в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано ещё 50 новых заповедников. Сколько стало заповедников? Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получатся из 3-х хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев требуется нашему классу? ИЗО: -знакомство с картинами И.Левитана, И. Шишкина и др. -знакомство с произведениями художников Хакасии. Трудовое обучение: -работа с природным материалом; -использование ненужной упаковки, старых вещей для поделок. Инновационные воспитательные и педагогические технологии способны оказать человеку неоценимую помощь на пути саморазвития, формирования целостного мышления, интеллектуальных способностей, творческого воображения, словом, жизненных сил личности. Человек станет хозяином, отвечающим за все происходящее на Земле, а не ее разрушителем с негативным зарядом, способным уничтожить все живое, оставляя после себя своим детям мертвое пространство, мертвую природу, опустошение души.
Литература: 1. Бочкарёв, Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся – Калуга, 1996. 2.Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. М., 1990. Информационно-методическое письмо об обновлении курса преподавания природоведения в программе естественнонаучного образования «Природа и люди». //Начальная школа, 1998, №8. 3.Л.Д.Ласкина, Н.В. Николаева. Экологическое образование младших школьников. Волгоград,2011г 4. Ученик в обновляющейся школе // Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского.— М.: ИОСО РАО, 2002. 5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157. 6. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.


В раздел начальное образование