"Здоровьесберегающие технологии в учебной и внеурочной деятельности в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования"
Аналитический отчёт
Автор: Лыхина Наталья Ивановна, учитель начальных классов, МАОУ СОШ № 16, город Карпинск, Свердловская область
В раздел начальное образование
Введение.
В условиях современной природной и социально – экономической ситуации проблема детского здоровья приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» В соответствии с Законом « Об образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Здоровье – это состояние, которое позволяет вести активную, полноценную жизнь: иметь хорошие душевные, физические качества, материальное и социальное благополучие. Набрав первоклассников, я заметила у большинства обучающихся незрелость эмоционально – волевой и мотивационной сферы. В минимальной степени формировались учебные интересы и понятия должного, нужного, а значит, и позиция школьника. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу и т.д.) не позволяла обучающимся полноценно осуществлять напряжённую учебную деятельность: дети быстро уставали, истощались. Кроме того, учебные трудности школьников сопровождались отклонениями в поведении и общении со сверстниками. Процессы возбуждения и торможения у некоторых учащихся были мало сбалансированы. Одни дети были очень возбудимы, импульсивны, раздражительны, агрессивны, постоянно конфликтовали с одноклассниками. Другие обучающиеся, наоборот, были скованны, заторможены, пугливы, подвергались насмешкам со стороны сверстников. Данные ограничения не позволяли учащимся успешно справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет стандарт НОО и общество. Такие взаимоотношения со средой можно охарактеризовать как состояние дезаптации, из которого обучающийся самостоятельно, без помощи педагога выйти не сможет. Подобные дети могут быстро попасть в ряды хронически неуспевающих. Проведя анкетирование родителей
(Приложение №1)
, я получила данные, которые подтвердили мои наблюдения. Возникло противоречие между уровнем развития обучающихся и уровнем требований ГОС, разрешение которого я видела через создание адаптивного учебно – воспитательного комплекса и организацию такой учебной деятельности, которая помогла бы ученику сохранить здоровье. Это возможно лишь тогда, когда учебно – воспитательный процесс строится в соответствии со здоровьесберегающими технологиями.Возникла проблема: 1
внедрить в образовательный процесс технологии, способы обучения, формы работы, способствующие сохранению и укреплению здоровья обучающихся на период обучения в школе. В рамках реализации программы развития школы «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - стратегия развития МАОУ СОШ №16 на 2012 – 2016г.г.» в межаттестационный период работала по теме «Здоровьесберегающие технологии в учебной и внеурочной деятельности в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования: средство развития познавательных и эмоциональных достижений обучающихся». Обозначив проблему, выбрав тему для работы, я поставила перед собой
цель
: создание условий для развития мотивации обучающихся в свете современных требований к качеству образовательного результата. Для достижения данной цели решались следующие
задачи:
1) использовать на практике современные технологии личностно – ориентированного подхода при организации урочной и внеурочной деятельности для развития культуры здоровья обучающихся; 2) формировать установки на ведение здорового и безопасного образа жизни и коммуникативные навыки сотрудничества.
Объект исследования
: образовательная деятельность обучающихся.
Предмет исследования
: средства организации образовательных отношений.
Гипотеза
: внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс способствуют сохранению и укреплению здоровья младших школьников, формированию положительной мотивации к учёбе, повышению удовлетворённости образовательным процессом. На основе вышеизложенного строится аналитический отчёт,
цель
которого показать тактику и способы решения поставленной проблемы.
Задачи аналитического отчёта:
1) провести комплексный анализ своей деятельности; 2) наметить пути развития своей деятельности на следующий межаттестационный период. 2
I.
Анализ и общая часть.
1.1.Теоретические основания аналитической деятельности .
В начале межаттестационного периода я посвятила много времени изучению теоретических основ здоровьесберегающих технологий. Перечитала множество литературы, изучила санитарно – гигиенические нормы СанПин. Активно общалась с коллегами в сети Интернет. По словам профессора Н.К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». Взгляд профессора Смирнова поддерживают В.Д.Сонькин и О.В. Петров. К образовательным технологиям здоровьесберегающей направленности можно отнести технологию уровневой дифференциации обучения, которая была разработана В.В. Фирсовым и ориентирована на обучение каждого обучающегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся создаёт и педагогика сотрудничества. Важнейшая черта данной педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника. К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В.Ф. Базарным. Так как здоровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на
три группы:
организационно-педагогические, психолого-педагогические и учебно-воспитательные , то с этих позиций, преломив на свои возможности и индивидуальные особенности своего класса рекомендации выше озвученных авторов, я и строила свою работу в межаттестационный период. 3
I.2.
Анализ результатов педагогической деятельности.
Результаты моей педагогической деятельности подтвердили достоверность выдвинутой мной ранее гипотезы : внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс способствуют сохранению и укреплению здоровья младших школьников, формированию положительной мотивации к учёбе, повышению удовлетворённости образовательным процессом. По сравнению с первым классом уменьшилось количество пропусков по болезни (
Приложение № 2
). Во время эпидемии гриппа в феврале 2015 года количество заболевших в нашем классе не превысило эпидемиологический порог. Так как, по справедливому наблюдению психолога В.Н. Мясишева, результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта и на 70- 80% - от мотивов, мною был исследован характер мотивационной направленности обучающихся. Для этого использовалась комплексная диагностика учебной мотивации
(Приложение № 3 ),
в результате которой исследовались: - уровень осознанности детьми значимости, необходимости учения (методика «Позиция школьника»); - отношение к учебным и неучебным ситуациям (методика « Отношение к учению»); - познавательно-интеллектуальные предпочтения (методика «Составь расписание»). В ходе использования данных методик (Г.А. Карпова и Т.П. Артемьева) были получены следующие данные:
1)позиция школьника
: *положительный характер позиции наблюдается у 68%; *нейтральный – у 32%;
2)отношение к учению:
*положительное отношение наблюдается у 84%; *нейтральное – у 16%; 4
3)характер познавательных установок:
*положительное отношение к учению наблюдается у 67 % обучающихся, *нейтральное – у 29%, *отрицательное – у 4 %. В начале 2013-2014 учебного года дети испытывали
трудности
средовой адаптации
, которые лишали их эмоционального комфорта и психического равновесия. В этом направлении проводилась определённая работа и
диагностика эмоционально-психологического климата (ЭПК)
в классе показала, что величина индекса ЭПК равна 59%, что соответствует среднему уровню и находится на границе с высоким уровнем
(Приложение
№ 4).
Так как в первом классе обучение было безотметочным , то в каждой четверти проходили
стартовые модули
, в которых принимали участие родители другого класса.
(Приложение № 5 ).
*По результатам первого модуля: - Регулятивные УУД – 27%; - Познавательные УУД – 25%; - Коммуникативные УУД – 25%.
Общий уровень подготовки
: Низкий – 59%, средний – 41%, высокий – 0%. *По результатам второго модуля: - Регулятивные УУД – 36%; - Познавательные УУД – 31%; - Коммуникативные УУД – 40%.
Общий уровень подготовки
: Низкий – 44%, средний – 56%, высокий – 0%. *По результатам третьего модуля: - Регулятивные УУД – 42%; - Познавательные УУД – 38%; 5
- Коммуникативные УУД – 46%.
Общий уровень подготовки
: Низкий – 41%, средний – 59%, высокий – 0%. *По результатам четвёртого модуля: - Регулятивные УУД – 51%; - Познавательные УУД – 46%; - Коммуникативные УУД – 57%.
Общий уровень подготовки
: Низкий – 26%, средний – 70%, высокий – 4%.
Общее увеличение составляет
: - Регулятивные УУД : 27% - 51% (24%); - Познавательные УУД :25% - 46% (21%); - Коммуникативные УУД :25% - 57% (22%). В 2014 – 2015 учебном году проводились
комплексные проверочные
работы,
с результатами выполнения которых по предметам можно подробно ознакомиться в
Приложении № 6
. Там же представлены и
индивидуальные
достижения каждого ребёнка.
Общий уровень выполнения комплексной работы
. 1 четверть: низкий – 56%; средний уровень – 40%;высокий уровень – 4%. 2 четверть: низкий – 52%; средний уровень – 44%;высокий уровень – 4%. 3 четверть: низкий – 48%; средний уровень – 44%;высокий уровень – 8%. 4 четверть: низкий – 36%; средний уровень – 52%;высокий уровень – 16%.
По данным внешней экспертизы
, городских комплексных работ, низкому уровню соответствовало 8%, среднему – 60%, высокому – 32%.
По сравнению с 2013-2014 учебным годом увеличение составило
: - Регулятивные УУД :51% - 64% (13%); - Познавательные УУД:46% - 55% (9%); - Коммуникативные УУД : 57% - 79% (22%). 6
I.3.
Анализ условий получения результата.
Получить выше озвученные результаты мне помогла работа над задачами, выдвинутыми в начале межаттестационного периода. При работе учитывала социальный статус обучающихся и материально- техническую базу ОУ. Для решения задачи №1 (Использовать на практике современные технологии личностно-ориентированного подхода при организации урочной и внеурочной деятельности для развития культуры здоровья обучающихся) использовала
а) организационно-педагогические технологии:
- соблюдение требований, изложенных в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния перегрузки и переутомления; - регулярное проведение инструктажа по технике безопасности
(Приложение №7);
-физминутки и упражнения для снятия напряжения мышц различных групп
(Приложение № 8).
б) психолого-педагогические технологии:
-урочная деятельность по здоровьесбережению реализуется с помощью УМК образовательной системы «Перспектива», который способствует созданию здоровьесберегающей среды обучения, установке обучающихся на безопасный, здоровый образ жизни.Рабочие программы представлены на диске
(Приложение № 9);
- с целью организации атмосферы заинтересованности каждого обучающегося в работе класса создавала на уроках положительный эмоциональный настрой; - с целью снятия психического напряжения, развития интеллекта и раскрытия творческого потенциала применяла игровые технологии
(Приложение № 10);
- с целью развития познавательных интересов использовала ИКТ; 7
-для сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями и возможностями, формирования личностного развития обучающихся применяла дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению и воспитанию, вовлекала в конкурсы разного уровня: 2013 г. -2 место в городском конкурсе декоративно – прикладного творчества «Уральские звёздочки – 2013» в рамках фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала»; 2014 г. - 2место в городском конкурсе декоративно – прикладного творчества «Уральские звёздочки – 2014» в рамках фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала»; 2014 г. - 3 место в городском конкурсе рисунков и поделок, посвящённых «Дню Спасателя»; 2014 г. - 1 место в общероссийском конкурсе рисунков «Моя мама»; 2014 г. - 1 место в общероссийском конкурсе «Моя любимая книга»; 2015 г. - 2 место в городской выставке рисунков, посвящённой пожарным работникам; - для развития способностей и социализации обучающихся формировала учебно - познавательную мотивацию: 2013 г. - 1 место и 2 место в международном конкурсе «Эму – эрудит»; 2013 г. - 2 место и 6 3-х мест во всероссийском конкурсе «Остров Талантикус»; 2014 г. - 2 место во всероссийской викторине по окружающему миру «Моя любимая планета»; 2014 г. - 6 лауреатов во всероссийском заочном интеллектуальном конкурсе «Эрудит России 2013-2014»; 2015 г. - 3 место во всероссийском конкурсе «Вопросита»; 2015 г. - 5 3-х мест во всероссийском творческом конкурсе «Медалинград»; 2015г. - 2 место во всероссийской олимпиаде по окружающему миру; - с целью формирования у обучающихся опыта здоровьесбережения, становления активной жизненной позиции вовлекала учащихся в проектную и исследовательскую деятельность: 2014 г. - 3 место в городском конкурсе «Я – исследователь»; 2015 г. - 1 место в фестивале международных и всероссийских дистанционных конкурсов исследовательских работ «Таланты России»; - с целью коррекции усвоения обучающимися учебных понятий и эффективности применения мною различных форм, методов и приёмов обучения проводила диагностику качества обучения, для которой использовала КИМы, рекомендованные ФГОС НОО на бумажном и 8
электронном носителях
(Приложение № 11),
а так же разработанные мною тесты на различные темы
(Приложение № 12);
- для стимулирования учащихся к высказываниям и выполнению работы без боязни ошибиться применяла задания, позволяющие детям самим выбирать форму изложения материала (словесную, графическую, условно- символическую); - с целью развития творческого потенциала использовала творческие задания; - с целью самореализации обучающиеся были вовлечены во внеурочную деятельность различного направления (художественная и музыкальная школы, танцевальный кружок, кружок мягкой игрушки, по ИЗО, валяние, бисероплетение); - с целью обучения элементарным навыкам эмоциональной разгрузки проводила релаксацию с применением «Этюдов для души». Для решения задачи №2 (Формировать установки на ведение здорового и безопасного образа жизни и коммуникативные навыки сотрудничества) использовала в работе учебно-воспитательные технологии: с целью формирования коммуникативных навыков сотрудничества применяла: -работу в парах и малых группах; - решение проблемных вопросов; - беседы по разрешению конфликтных ситуаций. С целью формирования установки на ведение здорового и безопасного образа жизни: - нацеливала родителей на посещение детьми спортивных секций (учащиеся посещали секции: плавание, бокс, хоккей и футбол, скалолазание, цирковую студию), спортивно - оздоровительное направление внеурочной деятельности выбрали 84 % обучающихся; - беседы, классные часы по предупреждению вредных привычек; - внеклассные мероприятия, включающие вопросы ЗОЖ с привлечением родителей; - просвещение родителей на родительских собраниях и индивидуально (по собственной инициативе и инициативе родителей); - привлекала родителей к участию в конкурсах: 2013г. - 3 лауреата во всероссийском творческом конкурсе «Талантоха»;2015 г. - 1 и 3 место во всероссийском творческом конкурсе «Талантоха»; - семейные мероприятия по оздоровлению учащихся на свежем воздухе. 9
С целью самосовершенствования активно распространяла собственный педагогический опыт в области повышения качества образования и воспитания: 2012г. - участие в Едином методическом дне коррекционных школ Северного управленческого округа «Специальное образование: проблемы, поиски, находки»; 2012 г. - участие в научно-практической конференции «Содержание и технологии педагогической деятельности с детьми, имеющими особые образовательные потребности»; 2012г. - участие в VIII областном фестивале творчества «Грани таланта»; 2013г. - лауреат во всероссийском творческом конкурсе «Талантоха»; 2013г. - участие в Едином методическом дне коррекционных школ Северного управленческого округа «Реализация ФГОС второго поколения в условиях специального образования»; 2013г. - участие в окружном круглом столе «Проблемы взаимодействия воспитателей с учителями – предметниками в вопросах учебной подготовки детей во второй половине дня. Пути решения»; 2013г. - участие в окружном Дне открытых дверей «Экология вокруг нас» -2013г. - участие в конкурсе «Учитель года – 2013»; 2014 г. - 1 место в IX областном фестивале творчества «Грани таланта» 2014г. - участие в окружных педагогических чтениях специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений Северного управленческого округа «Новые стандарты. Новые идеи»; 2015 г. - 3 место во всероссийском творческом конкурсе «Талантоха»; 2015 г. - участие в городских педагогических чтениях с темой «Здоровьесберегающие технологии в учебной и внеучебной деятельности в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования»; участие в проектах «Источник знаний» на сайте ProШколу. Имею
публикации
на сайтах: MAAAM.RU, InfoUrok.RU, nayrok. ru. Прошла
курсы повышения квалификации
: 2011г. - ГБОУ ДПО СО «ИРО», тема «Содержание и технологии реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - 72 часа, 2012г. - ГБОУ ДПО СО «ИРО», тема «Содержание и технологии реализации ФГОС начального общего образования». Вариативный модуль «Реализация ФГОС начального общего образования в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - 72 часа, 10
2013г. - ЦРМ, тема «Формирование ИКТ - компетентности педагога: создание учительского блога» - 36 часов, 2013г.- ЦРМ, тема «Стандарты второго поколения: завтра начинается сегодня» - 36 часов, 2015г. - ГБОУ ДПО СО «ИРО», тема «Оценка качества образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» - Вариативный модуль для учителя начальной школы, заместителей руководителей ОУ, методистов школьных и муниципальных методических объединений» - 108 часов. Имею
награды:
1999 г. - Почётная грамота МО и ПО СО, приказ № 147н от 10.09.99 года; 2013 г. - грамота окружного МО коррекционных школ Северного управленческого округа; 2014 г. - грамота отдела образования администрации городского округа Карпинск, Горкома профсоюза работников образования и науки РФ. Грамоты и благодарности с различных сайтов.
2.Проектная часть.
2.1.Противоречия, возникшие в процессе работы.
Между общим и частным . Между изучаемым материалом (особенно его практическим значением в повседневной жизни) и примерами той социальной среды, в которой постоянно находятся наши дети (низкий уровень культуры и образованности некоторых слоёв населения, алкоголизация и т.д.). Решение данной проблемы я вижу через социально-педагогический комплекс взаимодействия.
2.2.Цель и задачи на следующий межаттестационный период.
На следующий период я планирую: - исследование нравственного здоровья обучающихся и зоны их ближайшего окружения; - разработать и реализовать систему модулей здоровьесберегающей направленности для рабочих программ по учебным предметам в начальных классах, обеспечивающих формирование устойчивой мотивации к активному и здоровому образу жизни. 11
2.3.Программа самообразования.
В связи с намеченными планами нельзя забывать и о самообразовании: 1.Поиск и изучение методической литературы по решаемой проблеме в разных источниках. 2.Ознакомление с новыми технологиями, обеспечивающими решение поставленной проблемы. 3.Адаптация и модификация наиболее приемлемых технологий для работы с данным классом.
2.4.Примерное планирование работы на следующий
межаттестационный период.
Для своей работы я выбрала проектную форму, которая должна будет включать в себя следующие этапы:
1 этап :
целеполагающий – чёткая формулировка основной цели и задач предстоящей работы.
2 этап
: аналитический – анализ программного методического обеспечения, существующих технологий, необходимых для осуществления работы, определение их оптимальности. Пересмотр своих профессиональных возможностей и обозначение путей дальнейшего самообразования.
3 этап:
состоит в осуществлении проектной идеи , т.е. разработке наиболее оптимальных форм и методов работы посредством модификации и адаптации выбранных технологий. На этом этапе я планирую: Более детально проанализировать и выделить возможные затруднения, которые могут возникнуть у обучающихся, продумать оптимальное сочетание различных коррекционных и развивающих форм работы. Наращивание адаптационных ресурсов обучающихся путём введения новых форм, методов и приёмов обучения и воспитания. Совершенствование системы работы по формированию ЗОЖ путём более плотного введения в работу экологических здоровьесберегающих технологий. Продумать эффективное осуществление педагогики сотрудничества.
4 этап:
разработка системы модулей здоровьесберегающей направленности. 12
5 этап:
определение параметров, форм контроля и оценки достижений обучающихся.
3. Заключение.
В настоящее время общество в большой степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, для чего перед образованием ставится задача сформировать устойчивые качества самореализующейся личности и подготовить её физически, психически и духовно к предстоящей жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды. При комплексном использовании различных здоровьесберегающих технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья обучающихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели. Анализ результатов моей работы в межаттестационный период показал актуальность и результативность используемых мною форм, методов и приёмов.
В результате
своей
деятельности
в области здоровьесбережения обучающихся отмечаю позитивную динамику в учёбе, повышение уровня знаний о здоровье и здоровом образе жизни, улучшение эмоционально – психологического климата в классе, положительнаую динамику волевых качеств, что поднимает результативность любой деятельности, в том числе образовательной. В заключение хочется сказать, что
образование будет выполнять
функцию укрепления здоровья детей в том случае, если здоровью будут
не только учить, но здоровье станет образом жизни.
Пример такого образа жизни должны показать родители, педагоги, общественность.
Здоровья Вам и Вашим детям!
13
Литература:
*Концепция Федерального государственного образовательного стандарта; *Закон РФ «Об образовании»; *Фундаментальное ядро содержания общего образования; *Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2011. – 400 с. – (Стандарты второго поколения); *Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для школ/ Москва/, 2006; *Артемьева, Т. Система Амосова / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – № 1. – С. 32-39; *Авдеева Н.И., Климанова Е.В., Шумакова Н.Б. : Развитие исследовательских умений младших школьников. – М. : Просвещение, 2011. – 157 с. – (Работаем по новым стандартам); * Бусловская Л.К.: Здоровьесберегающие технологии в начальном образовании. - Белгород: ИПК НИУ "БелГУ", 2011; *Барыльник Ю.Б., Дмитриева Н.В., Елисеев Ю.Ю., Клещина Ю.В., Михайлина М.Ю., Остроумов И.Г., Орлов М.И., Павлова М.А., Петрова С.В., Рахманова Г.Ю., Свинарев М.Ю., Скуфина О.А., Текучева Е.Н.: Основы здорового образа жизни: Региональная образовательная программа - Саратов, Добродея, 2008.- 34 с.; *Горохова, Н. А. Организация здоровьесбережения в школе / Н. А. Горохова // ОБЖ. – 2010. – № 7. – С. 33-38; *Демидова М.Ю., Иванов С. В., Карабанова О.А. и др. : Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. – М. : Просвещение, 2011. – 215 с. – (Стандарты второго поколения); *Данилюк А.Я., Логинова А.А. : Программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. – М. Просвещение, 2012. – 32с. – (Работаем по новым стандартам); * Ирхин В.Н.: Формирование культуры здоровья школьников на уроках. - Белгород: Политерра, 2008; *Иванова О.Л., Фастова Е.И.: Инновационные педагогические технологии. – Волгоград: Учитель, 2015. – 79 с.; *Корбакова И.Н., Терешина Л.В. : Деятельностный метод обучения. – Волгоград: Учитель, 2008. – 118 с. * Косолапова, Н.В.: Безопасность жизнедеятельности. - М.: КНОРУС, 2010; * Митяева А.М.: Здоровьесберегающие педагогические технологии . - М.: Академия, 2008; 14
*Назарова Е.Н.: Здоровый образ жизни и его составляющие. - М.: Академия, 2008; *Поздняков, А. На зарядку становись! / А. Поздняков // Труд. – 2010. – № 128. – С. 4; *Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий / Павлова М. А., Лысогорская М // Учитель. – 2009. - 186 стр. *Суравегина И. Т. Здоровый образ жизни выбери сам: Здоровье человека как экологическая проблема/И.Т. Суравегина//Экология и жизнь. – 2007. — №4. – С.28-31; *Селезнёва Н.И. и др.: Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. – Волгоград: Учитель, 2012. – 169 с.; *Чупаха И.В.: Здоровьесберегающие технологии в образовательно- воспитательном процессе. - М.-Ставрополь: Илекса: Народное образование; Ставропольсервисшкол, 2006; 15
В раздел начальное образование