Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Родительская любовь и воспитание"

методическая разработка общешкольного родительского собрания

Автор: Илевахина Татьяна Петровна, учитель начальных классов, МКОУ Тыргетуйская сош, село Тыргетуй, Иркутская область



В раздел начальное образование




МКОУ Тыргетуйская средняя общеобразовательная школа

Доклад на общешкольном родительском собрании

«Родительская любовь и воспитание»

Илевахина Татьяна Петровна,

Учитель начальных классов

Ноябрь 2014


Тема собрания

«Родительская любовь и воспитание»

Цели
: 1. Выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями; 2. Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к нему; 3. Способствовать гармонизации детско – родительских взаимоотношений.
Задачи:
1. Рассмотреть положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка. 2. Довести до сознания родителей необходимость проявления своей безусловной родительской любви. 3. Расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско – родительских отношений. 4. Повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания и осознанность эмоциональных воздействий со стороны взрослых. 5. Пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области педагогических знаний. 6. Совершенствовать взаимоотношения родителей с педагогом, расширять сферу их совместной деятельности.
Оборудование:


Мультимедиа проектор для демонстрации презентации, экран;
на доске
: детские рисунки: «Счастливый день»;
аудиозапись
инструментальной музыки.
Предварительная подготовка:
За 3 недели до собрания в классе:
1. Проводится анкетирование «Моя семья»; 2. Дети пишут мини – сочинение на тему: «Если бы я был мамой (папой), то проявил свою любовь к ребенку так…». 3. Выполняют рисунок – «фотографию», изображая самый счастливый момент семейной жизни.
Анкета «Моя семья»
1. Меня почти во всем поддерживают. 2. У нас в семье бывают разногласия, даже ссоры. 3. Мне бывает трудно дома. 4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе. 5. Меня во многом ограничивают. 6. Дома всегда считаются с тем, чтобы мне хотелось иметь. 7. Мне всегда дают карманные деньги. 8. У нас дома бывают мои друзья. 9. Я хочу иметь больше самостоятельности. 10.Родители заняты только собой.
Варианты ответов:
 практически всегда; иногда; никогда.
Ход собрания:

I.

Ввод в работу. Сообщение темы встречи.

_
Добрый день, уважаемые родители! Я надеюсь, что наша встреча не оставит вас равнодушными, пройдет плодотворно и активно. Тема моего выступления- Родительская любовь и ответственность. Но прежде я хочу вам прочитать притчу ,которую поведал великий педагог В.А. Сухомлинский «Две матери». В маленькой больнице, на окраине города лежали две матери – Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день. Обе матери были счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей. - Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, - говорила Белокосая мать. – Музыкантом или писателем, известным всему миру. Или скульптором, создавшим произведение искусства , которое будет жить века. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит к далёкой звезде… Вот для чего хочется жить.
- А я хочу, чтобы мой сын стал хорошим человеком, - сказала Чернокосая мать. – Чтобы никогда не забывал матери и родного дома, чтобы любил Родину и ненавидел врагов. Каждый день к молодым матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на маленькие личики сыновей, в глазах у них сияло счастье, изумление и умиление. Потом они сидели у кроватей своих жён и долго – долго о чём-то шёпотом говорили с ними. У колыбели новорожденного мечтают о будущем, конечно, только о счастливом. Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жён и сыновей. Прошло тридцать лет. В ту же маленькую больницу на окраине города пришли две женщины – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были изрезаны морщинами, но женщины были такими же красивыми, как и тридцать лет назад. Они узнали друг – друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где тридцать лет назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни. У обеих было много радостей и ещё больше горя. Мужья их погибли на фронте, защищая Родину. Но почему-то, рассказывая о своей жизни, они молчали о сыновьях… Наконец, Чернокосая мать спросила: - Кем же стал твой сын? - Выдающимся музыкантом, - с гордостью ответила Белокосая мать. – Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города. Он пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына? – и Белокосая мать назвала имя музыканта. Да, конечно, Чернокосая мать хорошо знала это имя, оно было известно многим. Недавно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом. - А твой сын кем стал? – спросила Белокосая. - Хлеборобом. Ну, чтобы тебе было понятно – механизатором в колхозе, т. е. трактористом и комбайнёром, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает… Живём мы в селе – километров сто отсюда. У сына двое детей – мальчик трёх лет и девочка недавно родилась… - Всё-таки счастье тебя обошло, - сказала Белокосая. – Твой сын стал простым, никому не известным человеком. Чернокосая мать ничего не ответила.
И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал сын из села. В белом халате он сел на белую скамейку, долго-долго о чём-то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всём на свете. Она держала в своих руках сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с матерью, сын, как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик виноградные гроздья, мёд, масло. «Поправляйся, мама», - сказал он на прощание и поцеловал её. А к Белокосой матери никто не пришёл. Вечером, когда в комнате воцарилась тишина и Чернокосая мать, лёжа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая сказала: - У сына сейчас концерт… Если бы не концерт, он, конечно, пришёл бы… На второй день перед вечером к Чернокосой матери снова приехал сын – хлебороб из дальнего села. Опять он долго сидел на белой скамейке и Белокосая мать услышала, что сейчас в поле горячая пора, работают и день и ночь… Расставаясь с матерью, сын выложил на маленький столик пчелиные соты, белую паляницу и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой матери засветилось и морщины расправились. К Белокосой матери никто не приходил. Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улыбалась, а Белокосая тихо вздыхала, боясь, чтобы её вздохи не услышала соседка. На третий день, перед вечером, к Чернокосой матери снова приехал сын. Вместе с сыном приехал трёхлетний черноглазый внук. Сын и внук посидели у постели Чернокосой матери: в её глазах сияло счастье, она помолодела. Белокосая мать с болью в сердце услышала, как внук рассказывал бабушке, что вместе с папой он вчера полдня ездил на «капитанском мостике» комбайна. - Я тоже буду комбайнёром, - сказал мальчик, и бабушка поцеловала его… Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын – хлебороб из далёкого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать только от улыбки выздоравливает. К Белокосой матери так никто и не пришёл. Выздоровела Чернокосая мать через месяц, выписали её из больницы, а Белокосой сказали врачи: нужно ещё полежать. За Чернокосой матерью приехал сын. Он привёз несколько букетов красных роз. Цветы подарили врачам и сёстрам. Все в больнице улыбались.
- О чем же заставила задуматься нас эта притча? О том, как воспитать любящих, внимательных и заботливых детей. Какое универсальное средство найти для воспитания хорошего человека? - Мы убеждены в том, что каждый из вас искренне любит своих детей и обладает достаточной компетентностью в вопросах воспитания. Скорее всего, выбор темы обусловлен желанием обсудить вместе с вами те формы проявления родительской любви и внимания, которые кажутся наиболее значимыми для наших детей, тем более, что в нашей стремительной материализованной жизни есть очень мало моментов для того, чтобы остановиться и немного размыслить о своей родительской позиции.
(См. слайд №1).
-Работать мы будем сегодня в группах, используя форму мастер–класса, метод совместного обучения, а для этого необходимо обсудить принципы работы. Мы предлагаем такие
(См. слайд № 2).

Выслушайте мнение каждого в группе

Не давите, если стесняется

Принимайте все точки зрения

Пытайтесь

-
- Какой принцип хотите добавить вы? - Принимаете эти правила? Давайте сотрудничать.
II. Работа над темой собрания.

1. Актуализация темы.
- Какими бы родителями мы ни были, мы всегда можем дать утвердительный ответ на вопрос… Как вы думаете, что это за вопрос? - Вы правы, каждый родитель даст положительный ответ на вопрос «Любите ли вы своего ребенка?». А как мы любим, и тем более умеем ли любить, над этим как–то задумываться не приходится. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потому и у родителей объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие безусловной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. А ведь для ребенка самое главное – чтобы его любили таким, какой он есть. - Психологами и педагогами выделено много типов родительской любви к детям, среди которых есть и уродливые, они портят, а не воспитывают детей. Давайте остановимся на них подробнее. 1Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула сем воспитания при этом такова: «хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом»
2Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении). Формула: «смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, но у меня так мало времени для общения с ним». 3.Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула такова: «хотя ой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его люблю». 4. Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая дистанция в общении).Не вмешиваются в его дела и плохо осведомлены о его переживаниях и внутреннем мире. 5. Отвержение (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). Подобное встречается редко. «Ребенок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела». 6. Презрение (антипатия, неуважение, малая дистанция в общении). Родитель обычно не замечает в ребенке ничего положительного, игнорирует любые его достижения. Ответственность перелаживает на специалистов 7. Преследование (антипатия, уважение, близость) Формула: «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!» Родители пытаются строгостью и жестким контролем «переломить» ребенка, выступают инициаторами привлечения воспитания общественностью. Однако присутствует признание силы и воли в ребенке. 8. Отказ ( антипатия, уважение, большая дистанция в общении). Родители живут по формуле: « я не хочу иметь дело с этим негодяем». В воспитании присутствует отстранение от проблем ребенка, они следят, как бы издали за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. Чаще смешиваются несколько вариантов отношений. +
2. Эмоциональная индукция.
- Какой же должна быть подлинная родительская любовь? В каких проявлениях любви особенно нуждаются наши дети? Обеспечивает ли семья ребенку психологический комфорт или, наоборот, порождает чувство ненужности? Какие ошибки мы совершаем? На эти вопросы и постараемся сегодня ответить. - Родители часто жалуются на то, что у них много работы, они заняты, и им некогда заниматься воспитанием детей. Социологи установили, что на воспитание детей у мамы и папы остается ежедневно всего лишь 17 минут. Подумайте, что вы можете дать своему ребенку за это время? - Поэтому нужно стараться воспитывать ребенка не только в свое присутствие, но и в свое отсутствие, то есть не моралью и нотацией, а любовью и всем образом своей жизни. Воспитывают в семье даже молчанием, взглядом, мимикой, радостью и грустью. Трагедия детей – с малых лет чувствовать себя в семье лишним, брошенным, одиноким и самое главное, незащищенным, а этому может способствовать равнодушие родителей, мнение которых имеет для ребенка большое значение, так как это люди, которым он доверяет безоговорочно.
3. Групповая работа.

1.

« 5 основных ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали».

- Давайте попробуем совместно разобраться, почему расходятся наши мнения и мнения детей по многим вопросам, возникающим в семье.  Пусть каждый из вас вспомнит и запишет 3 ошибки в воспитании, которые он когда-либо совершал. У вас 3 минуты.  Объединитесь в группу, обсудите и выберете 3 общие ошибки в воспитании. Запишите их на листе. Готовьтесь, тот, у кого в группе самые светлые волосы, сейчас представит вашу работу для всех. У вас 1 минута. (По истечении времени представитель группы докладывает о работе, вывешивая плакат на доску. После информации всех групп, выделяются и обсуждаются общие ошибки.) -Современные педагоги выделили 5 основных ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали. Давайте сравним свои выводы с выводами специалистов. Ошибки воспитания 1. Физическое насилие
2.

Чрезмерная холодность

3.

Обилие любви

4.

Много запретов

5.

Отсутствие запретов
Физическое насилие – такая модель воспитания чаще всего избирается в семьях с авторитарным укладом. Вот только в гневе родители забывают, что насилие нередко ведет к психологическим травмам, что способствует агрессивному поведению ребенка в будущем. Чрезмерная холодность. Нередко равнодушие к ребенку наблюдается в семьях, где родители заняты решением личных проблем, родителям не хватаем времени, чтобы заниматься ребенком. Они рискуют вырастить эгоиста или хулигана. Обилие любви – замечено, что поздно рожденные дети, единственные в семье, чаще вырастают эгоистичными, избалованными. Им родители уделяют очень много внимания заботы, обожествляют ребенка. Много запретов. Еще в дошкольном возрасте важно выработать правильную реакцию на слово «нельзя». Если употреблять его слишком часто можно вызвать два последствия: либо ребенок перестанет реагировать на это слово, либо малыш станет бояться сделать что-нибудь, что «нельзя» и вырастит забитым и нерешительным. С самого начала надо определить савмые обязвтельные запреты, нарушив которые, ребенок навредит себе. Их не должно быть много 3-4. Пусть лучше малыш удовлетворяет любопытство под вашим присмотром.
Отсутствие запретов. Ребенок – кумир – еще одна крайность в воспитании. Мы уже говорили о вседозволенности, когда упоминали о чрезмерной любви, но здесь ситуация иная. Родители отказываются от каких –либо запретов в принципе, ребенку дозволено все и он активно пользуется своей свободой, доставляя неудобства и проблемы окружающим. Нередко родители пытаются запретить, но очень мягко и ребенок «не нытьем, так катаньем» добивается своего. Отсутствие запретов. Бывает, что родители не выдерживают психологической нагрузкой. Категоричность, сменяется уступчивостью, наказание – лаской. Воспитательный эффект от таких действий равен нулю. Как мы видим, типичные ошибки семейного воспитания – это крайности, которых нужно избегать.
2. «В каких проявлениях любви нуждаются дети».
Было бы неправильно оставить все так, как есть. Мы обратились к ошибкам семейного воспитания, а теперь давайте рассмотрим наши достоинства, которых, я убеждена, намного больше. Сейчас вы вновь поработаете в группах. Каждая группа получает солнышко с лучиками. На каждом лучике запишите ответ на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка, как проявляю к нему свою любовь?» (например, улыбкой, добротой …) Давайте поделимся вашими находками со всеми. На доске нарисовано общее солнышко . Это вы своим теплом согреваете своих детей. Как же называются выши лучики. Начинает 1 группа, прикрепляет на магнитики 5 лучиков, затем 2 группа -. И так наглядно мы увидим все проявления родительской любви, избегая повторов. - Посмотрите, наше солнышко, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая для этого место и время. Так и мы, родители, должны любить своих детей, без каких либо на то условий, просто так,
безусловно.
Неоспоримо, что если в основе взаимоотношений родителей и детей отсутствует любовь, все остальное покоится на непрочной основе: страхе, угнетении, подчинении. Для безболезненных, полноценных детско – родительских отношений важна, прежде всего, любовь, любовь безоговорочная, способная проявляться во всех искренних взаимоотношениях, ведь …
-
Что бы этого не произошло, родители должны выражать свою любовь к ребенку используя для этого не только слова, но и …
Контакт глаз.
- В каких ситуациях мы чаще всего смотрим в глаза своему ребенку?
-Например, мы смотрим с любовью и нежностью на своего ребенка тогда, когда он особенно хорош и дисциплинирован. В таких ситуациях ребенок обоснованно воспринимает нашу любовь как обусловленную. Внимательнее всего слушает нас ребенок, когда мы смотрим ему в глаза. Но, к сожалению, мы выразительно смотрим лишь в те моменты, когда критикуем, поучаем, попрекаем, ругаем (“ ну-ка посмотри мне в глаза, что ты еще натворил”). В такие моменты мы вряд ли можем убедить ребенка в нашей безусловной любви. Еще ужаснее привычка в наказание не смотреть на своего ребенка (“видеть тебя не хочу”). Это тоже пример обусловленной любви. Опасность использования взгляда в наказание заключается не только в том, что мы лишаем ребенка уверенности в нашей безусловной любви. Одновременно, мы учим ребенка использовать контакт глаз в своей жизни. Став взрослым, наш ребенок будет избегать взгляда всякий раз, как только внешняя ситуация будет для него незнакома или тем более некомфортна или в моменты, когда он будет чувствовать себя не уверенно; он вряд ли будет использовать контакт глаз для выражения привязанности к своим близким. Возможно, нашему ребенку не избежать коммуникативных трудностей. Контакт глаз – это возможность проявить теплые чувства друг к другу. Младенцы, лишенные любящего взгляда матери чаще болеют, хуже развиваются. Потребность в контакте глаз дана человеку от рождения. В 6-8 недель глаза ребенка ищут чего-то, первая улыбка на лице младенца появляется в ответ на ваше лицо. Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в том, чтобы с ними налаживали контакт на любом уровне, в том числе и контакт глаз. Ласковый взгляд. Прикосновение способны уменьшить уровень тревожности. Переданная взглядом информация может отпечататься в сознании ребенка, чем сказанные слова. Даже если вы прибегаете к какому-либо наказанию, в ваших глазах должна быть любовь, а не злоба. Если потребности в контакте глаз удовлетворены, то ребенок обаятелен, он не отворачивает голову сторону при контакте с людьми, с такими детьми хочется общаться.
Физический контакт.
-Когда между нами и нашими детьми происходит физический контакт? -Для многих живых существ физический контакт остается единственным способом выражения привязанности и заботы. У психологов есть понятие “тактильного голода”. Бывает он у детей, которых вполне достаточно кормят, но мало ласкают. Многие родители не понимают как важно для ребенка, когда его обнимают, прижимают к себе, тормошат, целуют или трясут тяжелой отцовской рукой за холку. На это способны только родители в минуты, когда их переполняет любовь, и они не в силах сдержать свой порыв. Но в наш стремительный век мы становимся все закаленнее и выдержаннее. Многие родители переносят и в дом привычку быть подчеркнуто сдержанными, научились подавлять желание прижаться к родной
головке. Боязнь избаловать детей вытеснила родительскую ласку, а призывы относится к детям, как к равным, воспринимаются слишком буквально. Не бойтесь, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Теплые, ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и снимают напряжение. Известный американский хирург Роберт Мак сказал:
“Для того, чтобы просто существовать,

ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития -

двенадцать”.
В каком возрасте потребность в физическом контакте особенно велика? Ребенок любого возраста нуждается в физическом контакте со своими родителями. Мальчишкам - младшим школьникам крайне необходимы “телячьи” нежности. Эта потребность у мальчишек ничуть не менее выражена, чем у девчонок, и является в базовой потребности. Возня, борьба, похлопывание по плечу, потасовки, шутливые бои позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость, чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика эти “медвежьи” шалости не менее важны, чем для девочки “телячьи нежности”. По мере того, как мальчишки растут, они становятся все более нетерпимыми к спонтанным ласкам, но иногда у них возникает острая потребность в родительской любви, выражаемой через телесный контакт, нежность и ласку, очень важно не пропустить такие моменты. Особенно важно, что в периоды, когда ваш ребенок будет взвешивать свое стремление отказаться от взрослых авторитетов и привязанности к родителям, его воспоминания отчетливо нарисуют ему картинки родительской ласки и любви, пережитые им ранее. Чем более трогательная эмоциональная память о детстве у подростка, тем более уверенно он будет противостоять натиску подросткового периода. Возможностей, для того, чтобы дать ребенку ощущение нашей любви достаточно много, но не стоит откладывать это на будущее, так как будущее наступает очень быстро, мы можем просто не успеть что-то сделать.
Пристальное внимание.
Пристальное внимание требует времени и проявляется в том, что вы готовы выслушать ребенка наедине, столько времени, сколько необходимо вашему ребенку. Довольно часто возникают ситуации, когда ребенку необходимо пристальное внимание, но именно в эту минуту вы меньше всего расположены его слушать. Пристальное внимание предполагает возможность полностью сосредоточиться на ребенке, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы ваш ребенок не сомневался в вашей полной безоговорочной любви к нему. В такие моменты ребенок должен почувствовать, что он единственный в своем роде, что он особенный. Типичная трудность современных родителей – недостаток времени, в том числе для проявления пристального внимания. Важно осознать, что является первостепенным в вашей жизни. Где на шкале ценностей находится супруг, а где ребенок. Если, ваш ребенок для вас одна из первостепеннейших ценностей, тогда времени не хватит для чего-то другого, но не для выражения пристального внимания к своему ребенку. Выражение пристального внимания к ребенку требует действительно
сосредоточенности, увлеченности собственным ребенком. Это может быть совместная игра, поход, интимная беседа. Несмотря на то, что эта деятельность может показаться нам не особо интересной, ребенок относится к ней иначе, но не менее важно, что, изменив свое отношение к совместному с ребенком время провождению, мы можем получать истинное удовольствие от таких событий. Если мы проявляем пристальное внимание уже к маленькому ребенку, то он приобретает способность и потребность делится со взрослым своими переживаниями, делает это естественно даже переживая кризисные периоды в своей жизни.
4. «Счастливый день».
А теперь давайте обратимся к самым счастливым моментам в жизни детей. Наверное, очень точным подтверждением семейного благополучия и любви является способность ребенка легко их вспомнить. У нас на доске целый альбом счастливых семейных дней. Подойдите и найдите “фотографии” вашей семьи. (На доске висит плакат с рисунками детей). Участники рассматривают детские рисунки на доске. Ведущий просит их попытаться найти рисунок своего ребенка, изобразившего счастливую семейную “фотографию”. После того как каждый родитель выбрал рисунок, ведущий называет соответственно номера тех “фотографий”, которые действительно необходимо было выбрать. При несовпадении родители обмениваются рисунками.
III. Рефлексия. Обмен впечатлениями.
- У нас с вами получился насыщенный разговор, проделана огромная работа, в конце которой мне бы хотелось предложить вам закончить следующие предложения:  В процессе сегодняшнего совместного обучения я сделал для себя такой вывод, …  Мне не понравилось… Родители свободно высказываются по поводу возникших впечатлений и того опыта, который они приобрели в процессе обучения. Любовь, как известно, является универсальным средством практически от всего. И взрослея, дети растут и процветают благодаря любви и заботе, так же как цветы после дождя. Отсюда вывод: старайтесь, как можно чаще обнимать своего ребёнка, обращайтесь к нему ласково, хвалите его за сделанную работу. Если ребёнок провинился, не кричите, не травмируйте его детскую психику, а постарайтесь сначала выяснить, по какой причине ваш ребёнок поступил так; затем наберитесь терпения и спокойно объясните, что он поступил не хорошо и что ему не следует так больше делать. Он
обязательно вас поймёт. Бегайте, прыгайте вместе с вашим ребёнком, играйте с ним в футбол, баскетбол и другие интересные игры. Прогуливаясь с ребёнком, держите его за руку, так как это очень сближает нас с детьми. Ему не хватает вас, вашего внимания, постарайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал себя одиноким. Помните, что истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для тех, кого любит: его мысли и чувства подчинены и посвящены только жизни для любимых. Помните:
Без любви все – ничто!


В раздел начальное образование