"Семья и школа"
статья
Автор: Кабылбекова Гульфия Гумаровна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 4, город Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ
В раздел начальное образование
СЕМЬЯ И ШКОЛА
Эффективность
воспитания
ребенка
сильно
зависит
от
того,
насколько
тесно
взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи
играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают
политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее
реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в
воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия
для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих
учеников - важное направление его деятельности.
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы
взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению
друг к другу.
Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями.
При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с
родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе,
информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения
домашних заданий и т.д.
Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их
детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе,
поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие
переписки — доброжелательный тон, радость общения.
Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической
науки опыта воспитания.
Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого -
педагогического просвщения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д.
Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на
родительском комитете.
Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания проводятся, как правило, два
раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями,
задачами и итогами ее работы.
Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются
задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе,
намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы.
Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят
итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких
собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной
педагогической проблеме.
Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное
самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще
коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной
работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь
возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию,
родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни
школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания,
конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме
того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное
самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества
классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является
классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о
родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством
планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию,
установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это - координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач. Организация совместных досуговых мероприятий Во многих школах родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры — все то, чем семья увлекается в свободное время. Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют различные спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры. Кружки могут работать и вне школы. И если у какой-то мамы есть возможность собирать у себя дома девочек, она может возглавить домашний кружок или клуб, например «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома. Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров. Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это - координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач. Организация совместных досуговых мероприятий Во многих школах родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры — все то, чем семья увлекается в свободное время. Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют различные спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры. Кружки могут работать и вне школы. И если у какой-то мамы есть возможность собирать у себя дома девочек, она может возглавить домашний кружок или клуб, например «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома. Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров. Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
В раздел начальное образование