Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Олимпиадное движение как организационно – методический ресурс сопровождения профессиональной деятельности педагогов"

статья

Автор: Ушакова Людмила Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №107, г. Челябинск, Челябинская область



В раздел начальное образование




Олимпиадное движение как организационно – методический ресурс

сопровождения профессиональной деятельности педагогов.
«…замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков». В.А.Сухомлинский В начальной школе олимпиада занимает важное место в развитии школьника. Начиная со второго класса, во всех школах регулярно проводятся олимпиады по всем основным предметам. Проведение предметных олимпиад имеет своей целью отбор детей проявляющих себя при изучении предметов. Эта система существует еще с советских времен – победители школьного этапа участвуют в районной олимпиаде, далее городской и так далее вплоть до международных состязаний. Само слово «школьная олимпиада» - это многоступенчатая форма соревнования, которое имеет большое воспитательное и обучающее значение. Олимпиада стало одной из форм организации внеклассной работы, позволяющей проявлять познавательный интерес у школьников к изучаемым в средне-образовательной школе предметам. На олимпиаде решаются задачи по созданию условий решения для развития логики мышления и творческой инициативы школьника, а также его дальнейшей самореализации. Олимпиада позволяет развить желание учащегося к самостоятельному изучению дополнительной литературы по данному предмету. Работа с юными талантами (а суть любых интеллектуальных соревнований именно в этом) является эффективной при условии многообразия форм. Это позволяет учитывать особенности каждого ребенка. Учителю, чтобы подготовить учащихся к олимпиадам, надо начинать работу с 1 класса. Для повышения интереса к предмету следует использовать олимпиаду, включающую материал, который выходит за рамки школьной программы. При этом сам учитель начинает поиск литературы для более
объективного раскрытия предмета, который будет представлен на олимпиаде. Особое внимание должно быть уделено дидактическим играм, которые направлены на овладение ребёнком основ грамоты, фонетического слуха. При подготовке к олимпиаде учитель дает простые решаемые логические задания, постепенно усложняя их. Для эффективности проведения олимпиады учитель может провести 2-3 занятия с детьми по предлагаемому предмету, где рассматриваются всевозможные занимательные задания и задачи, при этом предлагаются необычные ходы их решений. Преподавателю следует проводить олимпиаду, исходя из интеллектуальных способностей каждого ученика. Он организует фронтальную, групповую и индивидуальную работу. Обязательным этапом на занятиях является рефлексия, когда ученик совместно с учителем определяет степень трудности задания. При проверке выполнения заданий фиксируется не только правильность выполнения самого упражнения, но и оценки способности школьника выявлять и адекватно оценивать свои знания и умения. Сама олимпиада должна быть массовой, чтобы вызвать интерес самих школьников к предлагаемым вопросам. Для этого надо систематически подготавливать школьников во время уроков русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения и других занятиях к раскрытию своих способностей. Во внеурочной деятельности: риторике, краеведению, информатике и т.д., на внеклассных мероприятиях учитель отводит время, занимая около 5 – 10 минут, на решение нестандартных задач или заданий, развивающих логическое мышление и смекалку. Если решение не приходит сразу, то учитель не добивается немедленного ответа, а предлагает учащимся поразмыслить над решением после занятий дома. Задания подготовительного и отборочного туров в отдельных классах, учитель может предложить школьников в качестве усложнённых контрольных работ. При этом если задания подготовительного тура нетрудные, то их можно включить в устные упражнения в начале урока.
Классные олимпиады проводятся в конце каждой четверти. Итоги олимпиады фиксируются в мониторинге. При этом учитель поощряет учащихся, которые успешно справились с заданиями. Подводя, итоги он стремится, отметить даже самые незначительные успехи каждого ученика, предлагая учащемуся поверить в свои силы и возможности. Олимпиада необходима в начальной школе, так как нельзя ограничивать детей только рамками школьной программы. Она помогает ученикам сделать первые открытия в своей жизни, даёт возможность развивать творческую инициативу, развивает интерес к науке. Надо раскрепостить мышление ученика, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа. Список литературы 1. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А.В. Петровского. - М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 439 с. 2. Мохначева, И.М. Поощрение как фактор активизации учебно- познавательной деятельности младших школьников // Начальная школа. - 1990. - № 12. - С. 13 - 15.


В раздел начальное образование