Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Проектная деятельность"

Рабочая программа внеурочной деятельности

Автор: Кривошеева Любовь Ивановна, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ №3 им.М.Ф. Леонова с.Приволжье, село Приволжье, Самарская область



В раздел начальное образование




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности учащихся начальных классов
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, инте- ресующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств. Разработана на основе методического пособия А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников». Программа курса позволяет реализовать актуальный в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Главная цель
: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи
: 1)познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации; 2)мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности; 3)прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями; 4)прививать интерес к исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательских умений лежат два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микро- группе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности. Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще-учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребенка. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальный. Курс «Проектная деятельность» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково- исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении имеет отличительные особенности: имеет практическую направленность,
которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей; в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников; проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся; проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.; проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации; в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы; реализует задачу выявления творческих способностей, одаренности и склонности к различным видам деятельности.
Основные принципы программы
 Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.  Принцип гумманизации. Уважение к личности ребенка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.  Принцип опоры. Учет интересов и потребностей учащихся; опора на них.  Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планирование, обсуждение, проведение.  Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.  Принцип успешности. Взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношению к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения. Принцип стимулирования. Включает в себя приемы поощрения и вознаграждения. Программа курса рассчитана на 34часа (1 час в неделю в 1-4-ых классах). Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность».

Учебно-тематический план

1 год обучения (1 час в неделю)
№ п/п Название тем Содержание занятий Количество часов 1 Что такое проекты. Обучающийся познакомится с понятием о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов. Понятия: проект, проблема, информация. 1 2 Что такое проблема. Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами». Понятия: проблема, объект исследования 1 3 Как мы познаём мир. Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира Опыты. 5людение за осенними изменениями в природе Игры на внимание. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт 1 4-5 Школа почемучек. Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения,предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину». Понятия: гипотеза, вопрос, ответ 2 6-7 Удивительный вопрос. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загаданное слово». Правила совместной работы в парах. Понятия: вопрос, ответ. 2 8-9 Источники информации. Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями словарями. Беседа. Правила общения. Понятия: источник информации. 2
10- 11 Любимое число. Игры с числами. История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами. Понятия: число, нумерация чисел. 2 12- 14 «Алфавит». История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки Практическая работа «Живая азбука в картинках». Понятия: буква, алфавит 3 15- 16 «Почему мы любим встречать Новый год». Новогодние подарки История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Понятия: традиция, сувенир, самооценка 2 17- 19 «Игры наших дедушек и бабушек». Игры нашей семьи. Зимние забавы. Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей. Понятия: игра, товарищ, друг. 3 20- 23 «Растения» Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки «Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений в Прибайкалье. Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений. 4 24- 25 26- 31 «Симметрия вокруг нас» «Сказки» Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека. Понятия: симметрия Выбор темы школьного проекта. Моя любимая сказка. Конкурс загадок про героев народных сказок о животных. Сочиняем сказку.Театрализация сказки. 2 6
32- 33 Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. Систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи». Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся. 2

2 год обучения ( 1 час в неделю)
№ п/п Название тем Содержание занятий Количество часов 1 Что такое исследование? Кто такие исследователи? Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий 2 2 Основные методы исследования. Как задавать вопросы? Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и срав- нить основные методы исследования, ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования 2 3 Коллективная игра- исследование. Обучающийся сможет поупражняться в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения 2 4 Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования. Обучающийся сможет потренироваться выделять главное и второстепенное из собранного материала, сможет назвать основные формы схем исследований 2 5 Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления. Обучающиеся смогут представить результаты своей работы в виде доклада, назвать основные правила успешного выступления 2 6-10 Путешествие в Загадкино Работа над проектом в соответствии с этапами 4 11- 15 Что такое Новый год? Работа над проектом в соответствии с этапами 4 16- 20 У меня растут года… Работа над проектом в соответствии с этапами 4 21- 25 Меры длины. Работа над проектом в соответствии с этапами 4 26- 30 Знакомые незнакомцы (озеленение) Работа над проектом в соответствии с этапами 4 31- 33 Праздники в России Работа над проектом в соответствии с этапами 3

3 год обучения ( 1 час в неделю)
№ п/п Название тем Содержание занятий Количество часов 1 Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. Выявление области знаний, в которых каждый ребенок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.анкетирование учащихся, опрос. 1 2 Структура и содержание учебно- исследовательской деятельности. Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания, построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои родственники». 2 3 План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез, определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию «Родная улица моя». Проверка гипотез. 2 4 Основные источники получения информации. Учебная литература - учебники, хрестоматии. Справочная литература - словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия, работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием. 3 5 Оформление списка литературы и использованных электронных источников. Правила оформления списка использованной литературы. Оформления списка использованных электронных источников. 1 6 Методы исследования. Мыслительные Эксперимент Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно- 1
операции. исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. 7 Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов. Письменный отчет - структура и содержание. Визуальный отчет - диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Результаты загрязнения окружающей среды». 1 8 Оформление работы. Подготовка доклада. Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад, доклады по теме: «Моя семья вечером». Проверка оформления работ. 2 9 Как правильно делать презентацию. Знакомство с MicrosoftPowerPoint Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, ра- дио- или телепередача, презентация. Работа в программе MicrosoftPowerPoint. Презентация «Моя мама». 2 10 Тематические учебные исследования. Исследование числа. Работа над проектом в соответствии с этапами 1 11 Исследование суммы, произведения. Работа над проектом в соответствии с этапами 1 12 Исследование «Лексическое значение слов». Работа над проектом в соответствии с этапами 1 13 Исследование «Орфограммы в корне слова». Работа над проектом в соответствии с этапами 1 14 Исследование «Соединительные гласные в сложных словах». Работа над проектом в соответствии с этапами 1 15 Исследование мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции» Работа над проектом в соответствии с этапами 2 16 Презентация Работа над проектом в соответствии с 2
результатов исследования «Герои мифов Древней Греции» этапами 17 Исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя». Работа над проектом в соответствии с этапами 2 18 Исследование «Наше село- Приволжье» Работа над проектом в соответствии с этапами 1 19 Исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны». Работа над проектом в соответствии с этапами 1 20 Исследование «Труд в моей семье». Работа над проектом в соответствии с этапами 1 21 Исследование вредные и полезные привычки. Театрализованное представление вредные привычки». Работа над проектом в соответствии с этапами 2 22 Игра-викторина «Путешествие в страну Знаний». Работа над проектом в соответствии с этапами 2 23 Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год. Систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи». Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся. 1

4 год обучения ( 1 час в неделю)
№ п/п Название тем Содержание занятий Количество часов 1 Где мы живём. Понятие о символах города Черемхово: герб, флаг, гимн. 1 2-7 Геология родного края. Раскрытие истории развития Земли. Понятия о палеозойской эре, мезозойской, юрсской эре (мире фантастических гигантов), кайнозойской эре. 5 8 Выдающиеся землепроходцы и исследователи земли русской. Знакомство с исследователями П.А. Чихачевым, П.Н. Крыловым, Л.И Питугиным, М. Волковым. Понятия: землепроходцы, исследователи. 1 9-10 Горы и равнины Самарской области. Исследование гор и равнин Самарской области. 2 11- 14 Полезные ископаемые Исследование полезных ископаемых Самарской области. Понятия: угли, руды черных и цветных металлов, руды цветных и легких ме- таллов, нерудное минеральное сырье. 4 15- 16 Времена года и народные приметы. Исследование связи времен года и народных примет. Понятия: народные приметы. 2 17- 18 Реки и озера Самарской области. Знакомство с реками и озерами Иркутской области. Понятия: мелкие и мельчайшие реки, паводок, полноводная река. 2 19- 20 Почвы и природные зоны Самарской области. Исследование взаимосвязи почв и природных зон. Понятия: виды почв, многообразие почв на территории Иркутской области, отличительные особенности природных зон. 2
21- 26 Растительный мир родного края. Мир деревьев тайги и лесостепей. Деревья и кустарники. Самые древние травы наших лесов. Мир грибов. Мир цветов, ягод и лекарственных растений. Понятия: хвойные и лиственные деревья, лекарственные растения. 6 27- 32 Животный мир родного края. Млекопитающие лесов, птицы, насекомые, рыбы. Исследование животного мира родного края. Понятия: природное сообщество. 6 33 Экология Самарской области. Исследование экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии. Понятия: экологическая проблема. 1 34 Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год. Систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи». Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся. 1
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ Воспитательные результаты внеурочной деятельности: Первый уровень результатов: ребёнок – исследователь от рождения. Его способности обрабатывать поступающий в ходе собственных исследований материал социальных знаний, делать на этой основе выводы и использовать новое знание в своём дальнейшем исследовательском поведении. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями. Второй уровень результатов: формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Получит возможность превращение процесса развития личности ребёнка в процесс саморазвития. Простое природное детское любопытство может трансформироваться в ценнейшее свойство – познавательную потребность. Это успешно происходит в том случае, когда образовательная среда стимулирует эту способность. Причем стимулирование выражается не только в поддержке, но и в противодействии исследовательскому поведению. Ребёнок научится чувствовать и ценить красоту, стать социально- активной личностью, грамотно оформлять и самостоятельно придумывать тему своей творческой работы. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие учащегося с другими учениками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Третий уровень результатов: обучающийся сможет самостоятельно выбирать тему исследования; выделять главное и второстепенное в собранном материале; указывать пути дальнейшего изучения объекта; презентовать свою работу; самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме; реализовывать право на свободный выбор; общаться с людьми разных возрастов; работать в группе, коллективе. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. В результате изучения курса «Проектная деятельность» обучающиеся на ступени начального общего образования:  получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;  обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;  приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;  получат возможность осознать свое место в мире;  познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся
видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;  получат возможность приобрести базовые умения работы со средствами ИКТ, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации. Обучающиеся получат возможность научиться:  узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;  различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных со- бытий на «ленте времени»;  оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);  использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для со- здания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;  ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия ре- зультатов требованиям конкретной задачи;  способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;  основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;  чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Обучающийся получит возможность для формирования:  внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;  выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;  устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;  адекватного понимания причин успешности, неуспешности внеучебной деятельности;
 осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на ис- кусство как значимую сферу человеческой жизни;  эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение бла- гополучия
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;  учитывать установленные правила в планировании и контроле способа  решения;  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ре- троспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;  различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться:  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом инфор- мационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;  осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;  строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;  проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;  устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлении,  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Обучающийся получит возможность научиться:  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;  записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
 осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно выбирая и восполняя недостающие компоненты;  осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:  адекватно использовать коммуникативные (прежде всего - речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;  формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;  задавать вопросы;  использовать речь для регуляции своего действия;  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Обучающийся получит возможность научиться:  учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позици других людей;  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;  аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;  адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Ожидаемые результаты
Обучающийся получит возможность узнать: основные особенности проведения исследований разных видов; методы исследования; правила выбора темы и объекта исследования;
правила успешной презентации работы. Обучающийся научится: самостоятельно выбирать тему исследования; выделять главное и второстепенное в собранном материале; указывать пути дальнейшего изучения объекта; презентовать свою работу. Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи: самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме; реализовывать право на свободный выбор. Обучающийся способен проявлять следующие отношения: общаться с людьми разных возрастов; работать в группе, коллективе;

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои осо- бенности, определяемые спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом. В начальной школе закладываются основы для последующего изучения сис тематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществове- дения. Курс «Проектная деятельность» содержит элементарные, доступные для вос приятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой при роде; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса в 4 классе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нем человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: натуральные живые пособия - комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы; гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты; коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых, 5) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества. Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных Демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и ДР ) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, school-collection.edu) позволяет обеспечить наглядный образ к подав- ляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых Объектах. Наряду с принципом наглядности в изучении курса в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобий деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала. В ходе изучения курса «Проектная деятельность» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая Наблюдение, измерение, эксперимент. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом
возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характep содержания курса, а также использование в ходе его изучения разнообраз- ным средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей ин- формации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям. Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как практикумы, дискуссии. На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности технологией поиска информации и ее обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми. Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления. Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование дея- тельности, консультирование, защита своего исследования. Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребенку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков. Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в формe коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий. Список литературы Для учителя Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010. -321 с. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения. Директор школы. - 1995. - № 6. - 16с. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками М.: Издательский центр «Академия», 1999. -204 с. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе. 2010, - 5 с. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель. 2008.- 126 с. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Учебная литература, 2008. - 119 с. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2005. - 345 с. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего ора кула. - М.: Директор школы. - 1998, - № 3. - 256 с.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в совремем но школе. - М.: Сентябрь, 1998. - 320с. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М.: Издательский центр «Академия», 1999. -224 с. Потанина В.Я. Введение проектной деятельности в начальной школе. - М.: Академия. 2009 12 с. Асмолов А.Г Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Oi действия к мысли: пособие для учителя. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с. Фельдштейна Д.И. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальна» школа. -М.: Баласс, 2011. - 192 с. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование 2000. - №7. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народниц образование, 2001. Для обучающихся Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: Бизнессофт / Хорошая пот да, 2007.- 159 с. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC.

Терминологический словарь
Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать. Тема - отражает характерные черты проблемы. Объект - это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. Предмет же исследования более конкретен . Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования: алгоритм, анализ, абстракция, апробация; библиография; внедрение; гипотеза исследования; дедукция, деятельность; закон, закономерность; индукция, историзм, индикатор, исследование; концепция, креативность, критерий; метод, моделирование, мониторинг; наблюдение, новация, новшество, наука; обобщение, объект, опыт; проект, предмет исследования, принцип; рецензия, рефлексия; сравнение, синтез, системный анализ; теория, творческий подход, технология; факт; эксперимент.


В раздел начальное образование