Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Открытый урок "Имя прилагательное. Повторение изученного в 4 классе"

Методическая разработка

Автор: Бугаева Любовь Ивановна, учитель начальных классов, МБОУ Дубининская ООШ № 13, с. Дубинино, Шарыповский район, Красноярский край



В раздел начальное образование



ТЕМА « Имя прилагательное. Повторение изученного в 4 классе ». ЗАДАЧИ: 1.Обучающая-отличать имена прилагательные от других частей речи, находить их в тексте. 2.Развивающая-формирование умения использовать в речи имена прилагательные. Развитие мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение. 3.Воспитывающая-формирование самостоятельности, умение сотрудничать. 4. Способствовать сохранению здоровья детей. ОРГМОМЕНТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ НА УРОК. Здравствуйте. Я снова рада видеть вас на уроке здоровыми и с хорошим настроением. Говорить друг другу «Здравствуйте» - значит желать здоровья. Повернитесь, улыбнитесь друг другу, поздоровайтесь кивком головы. ЗАПИСЬ ДАТЫ. (строчку пропускаем для записи темы урока позже) ПОВТОРЕНИЕ. 1. Работа с пословицами. КТО ДОЛГО ЖУЁТ, ТОТ ДОЛГО ЖИВЁТ. ЗДОРОВЬЕ РАЗУМ ДАРИТ.  Как вы понимаете смысл данных пословиц?  Найдите простое предложение, сложное.  Записать второе предложение и разобрать по членам предложения.  Составить схему. 2. Разбор слов по составу. УХО - ПОДУШКА - ЗАУШНИЦА – ЗАУШНАЯ (область) 3. Дать лексическое значение слова ЗАУШНИЦА (Так в народе называют воспаление околоушной слюнной железы, другое название болезни - «свинка». Заболевание заразное, передаётся через воздух. Кстати, через воздух плохо проветренной комнаты можно заразиться не только свинкой, но и корью, дифтерией, гриппом и даже туберкулёзом. Но никто не заболеет, если мы будем на каждой перемене выходить из класса и хорошо его проветривать. А также постоянно укреплять его здоровье». НА ДОСКЕ ЗАПИСАНО. Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка. (модель простого предложения) Прочитайте про себя. Теперь вслух. Подумайте, является ли это предложением? --Назовите все части речи в данном предложении. --Какой частью речи является слово, если его так можно назвать, ГЛОКАЯ? --Докажите. --А теперь подумайте и скажите, над какой темой мы сегодня будем работать? ЗАПИСЬ ТЕМЫ УРОКА. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ в переводе с греческого обозначает ЭПИТЕТ Само слово ЭПИТЕТ – ОБРАЗНОЕ СРАВНЕНИЕ РАБОТА В ПАРАХ.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ В ПАРАХ 1.Проговорите друг другу определения следующих правил и приведите примеры. Имя прилагательное—это… Имя прилагательное изменяется по … Имя прилагательное бывает … рода Чтобы определить падеж у прилагательного, нужно … Имя прилагательное имеет … и форму Имя прилагательное в полной форме отвечает на вопрос … ,а в краткой форме на вопрос … Имя прилагательное в предложении бывает … ПРОВЕРКА 1-2 учеников. АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ. № 2 1.Прочитай 1-ый текст, затем 2-ой. 2.Сравни тексты по выразительности. 3.Ответь на вопросы: -Какой текст больше понравился? Почему? -За счёт чего создаётся такая яркая, образная картина, которую легко себе представить? -Какую роль играют прилагательные в тексте? -Как понимаешь выражения: «свежими снегами» и «радостные краски»? 4.Выпиши 3 словосочетания и разбери их. 5.Подбери синоним к слову «огромный» (запиши в тетрадь) 6.Разбери по составу слова: «золотистый, солнечный» (запиши в тетрадь). 7. Сделайте вывод о роли прилагательных в речи. Для чего они используются? (делают речь более эмоциональной, живописной, без них речь была бы бледна, невыразительна). 8. Выписать из текста имена прилагательные. 9. Найти среди прилагательных эпитеты и подчеркнуть их. Утро. Лес. Какое великолепие и спокойствие! Над снегами, завалившими чащи елей, - небо. Такие краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. Солнце ещё за лесом, просека в тени. В колеях следа тень. А на вершинах сосен, на их венцах, уже играет свет. Утро. Зимний лес. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. (Учитель поясняет, почему морозы «афанасьевские»: по давней молве, день Афанасия Ломоноса всегда отличался сильнейшими морозами. Отсюда и пошла поговорка «На Афанасья береги нос», так как многочисленные путешественники в Москву в эту пору нередко отмораживали себе всё лицо. Тогда передвигались только на лошадях. Согласно календарю, Афанасьевские морозы наступают в конце января – начале февраля. Последний день января принято называть Афанасьевым днём.) РЕЛАКСАЦИЯ. ЗВУЧИТ музыка. Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами леса и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок,
весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу! Вдохните ГЛУБОКО этот горьковатый аромат! Медленно выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения. И… открываем глаза. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. Написать мини-сочинение «Звуки осени». ( 5-7 предложений) ФИЗМИНУТКА. (Упражнения для глаз и кистей рук) СИНОНИМО-СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Посмотрите на улицу. Кругом бело. Красиво, природа величава, торжественна. Спросите любого человека: какова трава? Ночь? Снег? Он ответит: зелёная, чёрная, белый. А всегда ли снег белый? Нет. Каким он ещё бывает? (тёмно-голубой, синий, серебристый. На закате даже красный.( Его можно потрогать? Какой он? (пушистый, холодный, колючий, жгучий). Когда научимся пользоваться этим богатством, вдумчиво относиться к подбору эпитетов, т.е. прилагательных (что, впрочем, одно и то же, как утверждают древние греки), тогда наша речь станет ярче и красивее. А вот для того, чтобы передать оттенки красного цвета, можно использовать более 15 прилагательных. Продолжение урока – домашнее задание: На выбор ученика - подобрать к слову КРАСНЫЙ 15прилагательных. - составить небольшой рассказ-описание дерева, уголка природы, зимнего дня, используя имена прилагательные-эпитеты. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА. Чему учились на уроке? Каким словом называем прилагательные, используемые для описания? Какова роль прилагательных в речи? ОЦЕНКИ ЗА УРОК. ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ! Учитель начальных классов МБОУ Дубининская ООШ № 13 Бугаева Любовь Ивановна


В раздел начальное образование