Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Организация проектной деятельности на учебных занятиях в младших классах "

Педагогический опыт

Автор: Береснева Ирина Анатольевна, учитель начальных классов, МКОУ ООШ д.Зуи Зуевского района Кировской области, д.Зуи Зуевского района Кировской области



В раздел начальное образование




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа д. Зуи

Зуевского района Кировской области»

Обобщение педагогического опыта

«Организация проектной деятельности

на учебных занятиях в младших классах »

Автор

Учитель начальных классов

МКОУ ООШ д.Зуи

Бересневой Ирины Анатольевны

1 квалификационная категория
Зуи - 2015

Актуальность педагогического опыта
Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я пойму, вовлеки меня – и я научусь! Конфуций Последние несколько лет страна живет мыслями и идеями о новых образовательных стандартах. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Переход российской школы на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения требует коренных изменений в деятельности преподавателя начальной школы. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен формировать
универсальные

учебные

действия
, составляющие основу умения учиться. Ещё в древности китайский философ Конфуций сказал « Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я пойму, вовлеки меня – и я научусь!» Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Практическая значимость педагогического опыта
Младший школьный возраст – самый благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте ребёнок любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать.
В этом возрасте формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, – значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Начиная работу с первоклассниками в 2014-2015 учебном году, понаблюдав за первыми шагами моих учеников, я выделила для себя ряд проблем: - низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; - неумение готовить рабочее место к учебным занятиям; - неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; -низкий уровень развития основных мыслительных операций; - отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную; Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию.
Проектная деятельность
способствует реализации этих образовательных задач. Она погружает школьников в новую форму деятельности, требующую думать, наблюдать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, чего наши дети (в сельской школе) делать не умеют. В учебных комплектах «Школа России» учителю предоставляется возможность решить эти образовательные задачи. Хочу поделиться опытом, как я осуществляю проектную деятельность по окружающему миру в 1 классе. Понятно, что проекты в начальных классах - это трудная задача. Дети ещё слишком малы для проектирования. Скорее всего, речь не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Но для малыша это будет его проект. Проекты, представленные учениками младших классов, не такие грандиозные, информационно насыщенные как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к
самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представление об его устройстве, о способах получения знания о нём, учатся самостоятельно добывать информацию , систематизировать и обобщать её, у детей формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнёрами. Проекты в 1 классе носят обучающий характер. Работая над проектами, у меня сложилась своя «система действий учителя и обучающихся» на разных этапах работы над проектами. № п\п Этапы работы. Деятельность учителя Деятельность обучающихся. 1 Предварительное изучение темы по программе. даёт необходимую информацию по теме 2 Выбор темы. (т.к это учебный проект, тема уже предложена.) предлагает обучающимся выполнить проект находят в учебнике и в рабочей тетради инструкцию по его выполнению. 3 Организация самостоятельной деятельности обучающихся. - организует беседу о домашних питомцах у учащихся; - знакомит с правилами оформления проектов в рабочей тетради; -предлагает образец выполнения проекта (презентация). - предлагает памятку по выполнению проекта. -читают инструкцию; - слушают друг друга, читают дополнительную информацию, смотрят. - вклеивают в дневники. 4 Включение в проектную деятельность родителей. -этот вопрос рассматривает на 1-м родительском собрании (в сентябре); - предлагает родителям памятку (план) помощи (что должно быть, источники информации, правила оформления). 5 Управление этой деятельностью со стороны педагога. В течение отведённого времени спрашивает, интересуется на каком этапе находится выполнение проекта. 6 Самостоятельная работа детьми над проектом. Консультирует, направляет работу учащихся. Ведут поисковую, исследовательскую деятельность с помощью родителей. 7 Защита проекта. Организует оценочную деятельность. Представляют результаты работы.



Из опыта работы.

Первым проектом
, над которым работали ребята, стал проект «Моя малая Родина» уже в сентябре. Для того, чтобы дети поняли смысл понятия «малая Родина», мы говорили о всех достопримечательных местах нашего поселения, города, и просто о улицах, там, где они родились, живут со своими родителями. Мне хотелось, чтобы ребята поняли, что любить можно и нужно тихую улочку в селе, а не только Красную площадь в Москве (например), что любят не за красоту, а потому что это своё, родное. Я предложила детям основную часть работы выполнить под руководством родителей, а оформительскую часть выполнить самостоятельно. Так как это был наш первый проект, то многое сразу не получилось. Дети вместе с родителями выполнили проекты так, как поняли: это были фотографии, у кого-то просто рисунки в рабочих тетрадях по окружающему миру. Это уже похвально.
Вторым проектом
стал проект
«Мои любимые домашние питомцы».

Продукт:
учащиеся должны подготовить рассказ или фоторассказ о своих домашних питомцах в свободной форме.
Цель:
вовлечение учащихся в активный познавательный процесс
-
привлечение родителей к выполнению школьного семейного задания; - развивать умения работать самостоятельно
Режим работы:
дома вместе с родителями Проект построен на тематике, эмоционально близкой каждому ребенку. Это первый опыт подбора материала в виде фотографий домашних животных, которые учащиеся наклеивают в рабочую тетрадь. Индивидуальные проекты получились очень разнообразные. Результатом проекта стало понимание ребенком роли животных в жизни человека. Каждый ребёнок, взяв на себя роль экскурсовода, познакомил одноклассников со своими домашними любимцами. Во II полугодии 1 класса первоклассники выполняли
проект «Мой класс и моя

школа
». На странице в рабочих тетрадях ребята наклеили фотографии своей школы, одноклассников и самих себя. Запечатлели интересные моменты посещения школьной библиотеки.
Таким образом, применение «технологии проектов» даёт возможность учащимся научиться самостоятельно добывать и применять полученные знания, принимать решения, быстро адаптироваться в новой ситуации. При использовании «технологии проектов» у учащихся появляется возможность развития разносторонних навыков, формируется мышление, ребята учатся находить ответы на поставленные вопросы, работать в коллективе, общаться друг с другом.


В раздел начальное образование