"Четные и нечетные числа"
методическая разработка
Автор: Ахметсафина Рамзия Расиховна, учитель начальных классов, МБОУ "Куркачинская СОШ", Республика Татарстан, Высокогорский район, ж/д рзд Куркачи
В раздел начальное образование
Технологическая карта урока
Тема урока:
«Четные и нечетные числа»
Цель
: Ввести понятия «чётные» и «нечётные числа»; научить определять чётное число или нечётное; закрепить знание таблиц умножения и деления с числом 2
Задачи
: Научить определять чётное число или нечётное; закрепить знание таблиц умножения и деления с числом 2; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовые задачи; Развивать математическую смекалку и творческое мышление; Воспитывать интерес к предмету, аккуратность.
Планируемые результаты:
Личностные:
развитие познавательных интересов; развитие способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные
Предметные:
умение составлять выражения к задачам, применяя действие умножения; умение определять четность нечетность однозначных и двузначных чисел
.
Метапредметные:
Регулятивные – развитие умения осуществлять действие по образцу и заданному правилу; развитие умения сохранять заданную цель; развитие умения видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого. Коммуникативные – развитие опыта общения через совместную деятельность с одноклассниками; развитие умения обосновывать и доказывать собственное мнение. Познавательные – развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока; развитие умения использовать схематические алгоритмы для решения задач и примеров;
Тип урока:
Комбинированный
Класс:
3 «Б»
Оборудования и материалы:
Презентация, учебник
Ход урока
Основные этапы
организации учебной
деятельности.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Организационный этап
Здравствуйте, как вы уже знаете, меня зовут Диля Алмазовна, сегодня я проведу у вас урок математики. А теперь проверь дружек Готов ли ты начать урок? Всё ли на месте ,все ли в порядке: Книжки , ручки и тетрадки.
II.Актуализация опорных
знаний
1)В устные упражнения включить примеры на табличные случаи умножения и деления с числом 2.(игра с мячиком) -Итак, ребята сейчас я буду кидать мячик и при этом говорить пример, тому кому я кину должен поймать и сказать ответ на этот пример. Произведение числа 2 и 3 Первый множитель 4, второй множитель 2 ,чему равно произведение? Частное чисел 4 и 2. Делимое 10 делитель 2 чему равно частное? Разность чисел 8 и 2 Произведение чисел 3 и 2 Чему равна половина 20? Периметр квадрата со стороной 4 см. Какое число больше 17 на 6? 2.-Давайте решим задачу: Папе , маме и сыну вместе 70 лет .Сколько будет всем им через 4 года? Дети ловят и решают пример. 2∙3=6 2∙4=8 4:2=2 10:2=? 8:2=4 3∙2=6 20:2=10 Периметр квадрата со стороной 4 равен 16 см 2 . 23. -Нам известно, что папе, маме
-Что нам известно? -То есть нам известно сумма трех слагаемых. А еще что нам известно? -Правильно так же известно, что каждое слагаемое увеличено на 4 -Значит сумма трех слагаемых увеличится на сколько? 4+4+4=12 -Правильно сумма трех чисел увеличится на 12. -Следовательно какой у нас будет ответ? 70+12=82 -Молодцы ответ:82. 3.А сейчас внимание на экран. Вам нужно решить эти задачи. Будьте внимательны и отсортируйте только те примеры в которых числа делятся без остатка. 19:2 18:2 14:2 9:2 4:2 9:2 10:2 20:2 16:2 15:2 8:2 Найдите частность четных чисел. Теперь, распределите полученные ответы по порядку возрастания. - Если вы правильно расставили числа, то у вас должно получится слово, давайте посмотрим! 2 4 5 7 8 9 10 Д Е Л Е н И е -Какое слово мы составили? -Значит какую тему мы продолжим? и сыну вместе 70 лет. -Известно, что они станут старше на 4 года. -сумма трех слагаемых увеличится на 12. -ответ будет 82. 18:2=9; 14:2=7; 4:2=2; 10:2=5; 20:2=10; 16:2=8; 8:2=4 -мы составили слово «деление» -мы продолжим тему «деления». В этом стихотворении делитель равен 2.
-Чему равен делитель в этом стихотворении? У цифры «два» есть свой секрет Она гордится этим. А мы узнали тот секрет, О нем расскажем детям.
III. Формирование новых
знаний, умений.
1. -Ребята у меня есть 10 яблок их нужно разложить по тарелкам ,что бы в них было по 2 яблока. -И так кто мне поможет разложить яблока? -Получается сколько тарелок понадобилось что бы разложить 10 яблок? Это можно записать таким образом. 4∙2 или 8:4 В этом случае говорят, что число 10 делится на 2 или кратно числу 2. (на доске записывается в кратком виде 10:2=5) -Значит ребята, числа, которые делятся на 2 называются- четными. 2- А теперь, ребята, нужно в каждый пакет положить по 2 груши Сколько пакетов понадобится, чтобы положить 9 груш? - Правильно, молодцы! - но мы здесь видим, что остается одна груша. В этом случае говорят, что число 9 не делится на 2. Числа, которые не делятся на 2, называют нечетными. 3.Посмотрите на доску ребята. 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20. -Что вы там видите? (один ученик выходит к доске и раскладывает по тарелкам) У нас пять тарелок и 10 яблок В каждой тарелке по 2 яблока. (чтение хором) Понадобиться 4 пакетов. (чтение хором) - чтобы положить 9 груш понадобится 4 пакета. -числа от 1-20
Какие из этих чисел делятся на два? (Один ученик выходит к доске, остальные пишут в тетрадях) Правильно молодцы. Давайте возьмем их в кружочек. Теперь запишите четные числа, которые мы отметили в кружочек запишите в одну строчку в тетрадях. Рядом запишите какие это числа. 2.4,6,8,10,12,14,16,18,20-четные числа. Какие числа у нас остались? Какие они? Правильно давайте их тоже запишем в тетради и подпишем рядом какие они. 1,3,5,7,9,11,13,15,7,19- нечетные числа. 2,4,6,8,10,12,14,16,18,20 Записывают числа в тетрадях. 1,3,5,7,9,11,13,15,17,19 -не четные Записывают нечетные числа в тетрадях.
IV.Первичная проверка
понимания новых знаний.
Ребята, сейчас давайте встаньте и послушайте меня внимательно, сейчас я вам буду говорить число от 1 до 20, если вы услышите четное число, хлопните, если услышите нечетное число садитесь на корточки. Учащиеся выполняют задания.
V. Первичное усвоение
новых знаний.
-А теперь обратите внимание на задание №4, прочитаем его. -Что нам нужно сделать? -А теперь обратите внимание на доску, я ее разделила пополам. Если вы считаете что первое высказывание верное, то ставите звезду на столбик к верным ответам. -Итак, ребята, давайте еще раз повторим, какие числа мы называем четными, а какие нечетными? (один из учеников читает задание) (Выходят по одному ученику на каждое высказывание) Верное высказывание Неверное высказывание Четные числа делятся на два ,а нечетные не делятся, остается остаток.
IV.Работа над
пройденным материалом
1)
-И так, кто желает прочитать задание пятое? -Ребята, перед тем как начать выполнять задание пятое, давайте вспомним, какие же диаграммы существуют? -Какая же диаграмма использована в нашем задании? Да, правильно! -Что еще важно в диаграмме? - Чему равен масштаб в нашей диаграмме? (один из учеников читает задание) столбиковые диаграммы; полосовые диаграммы; круговые диаграммы; линейные диаграммы; В нашем задании использована столбиковая диаграмма. В диаграмме еще важен масштаб. В нашей диаграмме масштаб равен 5.
- Как вы это узнали? -Молодцы! - Ребята, кто мне скажет, что обозначают буквы внизу диаграммы? -Так, давайте же определим сколько лет папе? - А сколько лет маме? - кто в семье старше всех? - Кто в семье моложе всех? -На сколько лет папа старше мамы? -Как вы узнали это? -На сколько лет дочь моложе сына? -На сколько лет мама старше сына? -Молодцы, ребята ,вы хорошо справились с заданием! Мы узнали это ,потому что разница от одной строчки до другой 5 единиц. Буквы внизу диаграммы это сокращение от слов папа, мама, сын и дочь. Папе 35 лет. Маме 30 В семье старше всех папа. В семье дочь моложе всех. Папа старше мамы на 5 лет? Мы узнали это с помощью действия вычитания. 35-30=5 (л) 10-5=5(л) 30-10=20 (л)
2) Физкультминутка
Раз, два – наклонился слегка. 3, 4 – руки в боки, будем делать многоскоки. 5, 6 – на лесенку надо влезть. 7, 8 – пробежаться вас попросим. 9, 10 – вот и всё
3)
-Откройте учебники на странице 74.Кто хочет прочитать 7-ое задание? (Читает один ученик) - О чем говориться в задаче? -Итак ребята, что известно в задаче? - Известно ли, сколько чашек во втором сервизе? I - 6 ч II - ? в 2 раза больше, чем III -? на 2 ч меньше, чем - Известно ли, сколько чашек было в третьем сервизе? - Что спрашивается в задаче? - Можем ли мы сразу вычислить сколько чашек? - Что мы должны найти? -Правильно, как мы найдем сколько чашек было во втором сервизе? -Как мы найдем сколько было в третьем сервизе? Сколько получаем? Правильно, а теперь мы можем узнать сколько всего чашек в трех сервизах? - Как мы это найдем. -Сколько действий в этой задаче? В задаче говориться о чашках в сервизах. В задаче известно, что в первом сервизе 6 чашек. Нет, не известно, но мы знаем, что во втором сервизе в 2 раза больше чашек ,чем в первом. Нет, не известно, но мы знаем ,что в третьем сервизе на 2 чашки меньше, чем в первом. Сколько чашек в трех сервизах? - нет, не можем. Сначала мы должны найти, сколько чашек было в каждом сервисе. Мы должны количество чашек в первом сервизе умножить на 2. 12 чашек во втором сервизе. Из 6 вычитываем 2. Получается 4 или 3. Можем. Действием сложения В этой задаче можно сделать и
Правильно, молодцы, а теперь все, что мы проговорили, решите в тетрадях самостоятельно. (Одного ученика вызываю к доске, выполнение на оценку) три и четыре действия. 1)2 ∙6= 12(ч)-во 2-ом сервизе; 2)6-2= 4(ч)-в 3-ем сервизе; 3)6+12=18(ч)- в 1-ом и во 2-ом; 4)18+4=22(ч)- в трех сервизах Ответ: всего в трех сервизах 22 чашки.
V.Подведение итогов.
Рефлексия.
Что нового узнали на уроке? Четные числа, это какие? Приведите примеры. Нечетные это какие числа? Приведите примеры Рефлексия(на доске) Четные числа, это те числа ,которые делятся на 2. 2,4,6.8.10 и т.д. Нечетные числа не делятся на 2. 3,5,7,9 и т.д.
VI.Домашняя работа
С.74 № 6, повторить правило. (Записывают в дневниках)
Тема урока:
«Четные и нечетные числа»
Цель
: Ввести понятия «чётные» и «нечётные числа»; научить определять чётное число или нечётное; закрепить знание таблиц умножения и деления с числом 2
Задачи
: Научить определять чётное число или нечётное; закрепить знание таблиц умножения и деления с числом 2; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовые задачи; Развивать математическую смекалку и творческое мышление; Воспитывать интерес к предмету, аккуратность.
Планируемые результаты:
Личностные:
развитие познавательных интересов; развитие способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные
Предметные:
умение составлять выражения к задачам, применяя действие умножения; умение определять четность нечетность однозначных и двузначных чисел
.
Метапредметные:
Регулятивные – развитие умения осуществлять действие по образцу и заданному правилу; развитие умения сохранять заданную цель; развитие умения видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого. Коммуникативные – развитие опыта общения через совместную деятельность с одноклассниками; развитие умения обосновывать и доказывать собственное мнение. Познавательные – развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока; развитие умения использовать схематические алгоритмы для решения задач и примеров;
Тип урока:
Комбинированный
Класс:
3 «Б»
Оборудования и материалы:
Презентация, учебник
Ход урока
Основные этапы
организации учебной
деятельности.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Организационный этап
Здравствуйте, как вы уже знаете, меня зовут Диля Алмазовна, сегодня я проведу у вас урок математики. А теперь проверь дружек Готов ли ты начать урок? Всё ли на месте ,все ли в порядке: Книжки , ручки и тетрадки.
II.Актуализация опорных
знаний
1)В устные упражнения включить примеры на табличные случаи умножения и деления с числом 2.(игра с мячиком) -Итак, ребята сейчас я буду кидать мячик и при этом говорить пример, тому кому я кину должен поймать и сказать ответ на этот пример. Произведение числа 2 и 3 Первый множитель 4, второй множитель 2 ,чему равно произведение? Частное чисел 4 и 2. Делимое 10 делитель 2 чему равно частное? Разность чисел 8 и 2 Произведение чисел 3 и 2 Чему равна половина 20? Периметр квадрата со стороной 4 см. Какое число больше 17 на 6? 2.-Давайте решим задачу: Папе , маме и сыну вместе 70 лет .Сколько будет всем им через 4 года? Дети ловят и решают пример. 2∙3=6 2∙4=8 4:2=2 10:2=? 8:2=4 3∙2=6 20:2=10 Периметр квадрата со стороной 4 равен 16 см 2 . 23. -Нам известно, что папе, маме
-Что нам известно? -То есть нам известно сумма трех слагаемых. А еще что нам известно? -Правильно так же известно, что каждое слагаемое увеличено на 4 -Значит сумма трех слагаемых увеличится на сколько? 4+4+4=12 -Правильно сумма трех чисел увеличится на 12. -Следовательно какой у нас будет ответ? 70+12=82 -Молодцы ответ:82. 3.А сейчас внимание на экран. Вам нужно решить эти задачи. Будьте внимательны и отсортируйте только те примеры в которых числа делятся без остатка. 19:2 18:2 14:2 9:2 4:2 9:2 10:2 20:2 16:2 15:2 8:2 Найдите частность четных чисел. Теперь, распределите полученные ответы по порядку возрастания. - Если вы правильно расставили числа, то у вас должно получится слово, давайте посмотрим! 2 4 5 7 8 9 10 Д Е Л Е н И е -Какое слово мы составили? -Значит какую тему мы продолжим? и сыну вместе 70 лет. -Известно, что они станут старше на 4 года. -сумма трех слагаемых увеличится на 12. -ответ будет 82. 18:2=9; 14:2=7; 4:2=2; 10:2=5; 20:2=10; 16:2=8; 8:2=4 -мы составили слово «деление» -мы продолжим тему «деления». В этом стихотворении делитель равен 2.
-Чему равен делитель в этом стихотворении? У цифры «два» есть свой секрет Она гордится этим. А мы узнали тот секрет, О нем расскажем детям.
III. Формирование новых
знаний, умений.
1. -Ребята у меня есть 10 яблок их нужно разложить по тарелкам ,что бы в них было по 2 яблока. -И так кто мне поможет разложить яблока? -Получается сколько тарелок понадобилось что бы разложить 10 яблок? Это можно записать таким образом. 4∙2 или 8:4 В этом случае говорят, что число 10 делится на 2 или кратно числу 2. (на доске записывается в кратком виде 10:2=5) -Значит ребята, числа, которые делятся на 2 называются- четными. 2- А теперь, ребята, нужно в каждый пакет положить по 2 груши Сколько пакетов понадобится, чтобы положить 9 груш? - Правильно, молодцы! - но мы здесь видим, что остается одна груша. В этом случае говорят, что число 9 не делится на 2. Числа, которые не делятся на 2, называют нечетными. 3.Посмотрите на доску ребята. 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20. -Что вы там видите? (один ученик выходит к доске и раскладывает по тарелкам) У нас пять тарелок и 10 яблок В каждой тарелке по 2 яблока. (чтение хором) Понадобиться 4 пакетов. (чтение хором) - чтобы положить 9 груш понадобится 4 пакета. -числа от 1-20
Какие из этих чисел делятся на два? (Один ученик выходит к доске, остальные пишут в тетрадях) Правильно молодцы. Давайте возьмем их в кружочек. Теперь запишите четные числа, которые мы отметили в кружочек запишите в одну строчку в тетрадях. Рядом запишите какие это числа. 2.4,6,8,10,12,14,16,18,20-четные числа. Какие числа у нас остались? Какие они? Правильно давайте их тоже запишем в тетради и подпишем рядом какие они. 1,3,5,7,9,11,13,15,7,19- нечетные числа. 2,4,6,8,10,12,14,16,18,20 Записывают числа в тетрадях. 1,3,5,7,9,11,13,15,17,19 -не четные Записывают нечетные числа в тетрадях.
IV.Первичная проверка
понимания новых знаний.
Ребята, сейчас давайте встаньте и послушайте меня внимательно, сейчас я вам буду говорить число от 1 до 20, если вы услышите четное число, хлопните, если услышите нечетное число садитесь на корточки. Учащиеся выполняют задания.
V. Первичное усвоение
новых знаний.
-А теперь обратите внимание на задание №4, прочитаем его. -Что нам нужно сделать? -А теперь обратите внимание на доску, я ее разделила пополам. Если вы считаете что первое высказывание верное, то ставите звезду на столбик к верным ответам. -Итак, ребята, давайте еще раз повторим, какие числа мы называем четными, а какие нечетными? (один из учеников читает задание) (Выходят по одному ученику на каждое высказывание) Верное высказывание Неверное высказывание Четные числа делятся на два ,а нечетные не делятся, остается остаток.
IV.Работа над
пройденным материалом
1)
-И так, кто желает прочитать задание пятое? -Ребята, перед тем как начать выполнять задание пятое, давайте вспомним, какие же диаграммы существуют? -Какая же диаграмма использована в нашем задании? Да, правильно! -Что еще важно в диаграмме? - Чему равен масштаб в нашей диаграмме? (один из учеников читает задание) столбиковые диаграммы; полосовые диаграммы; круговые диаграммы; линейные диаграммы; В нашем задании использована столбиковая диаграмма. В диаграмме еще важен масштаб. В нашей диаграмме масштаб равен 5.
- Как вы это узнали? -Молодцы! - Ребята, кто мне скажет, что обозначают буквы внизу диаграммы? -Так, давайте же определим сколько лет папе? - А сколько лет маме? - кто в семье старше всех? - Кто в семье моложе всех? -На сколько лет папа старше мамы? -Как вы узнали это? -На сколько лет дочь моложе сына? -На сколько лет мама старше сына? -Молодцы, ребята ,вы хорошо справились с заданием! Мы узнали это ,потому что разница от одной строчки до другой 5 единиц. Буквы внизу диаграммы это сокращение от слов папа, мама, сын и дочь. Папе 35 лет. Маме 30 В семье старше всех папа. В семье дочь моложе всех. Папа старше мамы на 5 лет? Мы узнали это с помощью действия вычитания. 35-30=5 (л) 10-5=5(л) 30-10=20 (л)
2) Физкультминутка
Раз, два – наклонился слегка. 3, 4 – руки в боки, будем делать многоскоки. 5, 6 – на лесенку надо влезть. 7, 8 – пробежаться вас попросим. 9, 10 – вот и всё
3)
-Откройте учебники на странице 74.Кто хочет прочитать 7-ое задание? (Читает один ученик) - О чем говориться в задаче? -Итак ребята, что известно в задаче? - Известно ли, сколько чашек во втором сервизе? I - 6 ч II - ? в 2 раза больше, чем III -? на 2 ч меньше, чем - Известно ли, сколько чашек было в третьем сервизе? - Что спрашивается в задаче? - Можем ли мы сразу вычислить сколько чашек? - Что мы должны найти? -Правильно, как мы найдем сколько чашек было во втором сервизе? -Как мы найдем сколько было в третьем сервизе? Сколько получаем? Правильно, а теперь мы можем узнать сколько всего чашек в трех сервизах? - Как мы это найдем. -Сколько действий в этой задаче? В задаче говориться о чашках в сервизах. В задаче известно, что в первом сервизе 6 чашек. Нет, не известно, но мы знаем, что во втором сервизе в 2 раза больше чашек ,чем в первом. Нет, не известно, но мы знаем ,что в третьем сервизе на 2 чашки меньше, чем в первом. Сколько чашек в трех сервизах? - нет, не можем. Сначала мы должны найти, сколько чашек было в каждом сервисе. Мы должны количество чашек в первом сервизе умножить на 2. 12 чашек во втором сервизе. Из 6 вычитываем 2. Получается 4 или 3. Можем. Действием сложения В этой задаче можно сделать и
Правильно, молодцы, а теперь все, что мы проговорили, решите в тетрадях самостоятельно. (Одного ученика вызываю к доске, выполнение на оценку) три и четыре действия. 1)2 ∙6= 12(ч)-во 2-ом сервизе; 2)6-2= 4(ч)-в 3-ем сервизе; 3)6+12=18(ч)- в 1-ом и во 2-ом; 4)18+4=22(ч)- в трех сервизах Ответ: всего в трех сервизах 22 чашки.
V.Подведение итогов.
Рефлексия.
Что нового узнали на уроке? Четные числа, это какие? Приведите примеры. Нечетные это какие числа? Приведите примеры Рефлексия(на доске) Четные числа, это те числа ,которые делятся на 2. 2,4,6.8.10 и т.д. Нечетные числа не делятся на 2. 3,5,7,9 и т.д.
VI.Домашняя работа
С.74 № 6, повторить правило. (Записывают в дневниках)
В раздел начальное образование