Формирование познавательной активности младших школьников
статья
Автор: Саватеева Фания Маратовна, учитель начальных классов, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 177 с углубленным изучением отдельных предметов", город Казань
В раздел начальное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 177 с углубленным изучением отдельных
предметов» Ново-Савиновского района г. Казани
Формирование познавательной
активности младших школьников.
Учитель начальных классов
Ι квалификационной категории
Саватеева Фания Маратовна
2015 год
Ни для кого не секрет, что в современных условиях, в век информационных технологий, заинтересовать ребёнка учебным процессом непросто. Нужно постоянно искать новые методы и приёмы для повышения познавательной активности учащихся. Познавательный интерес, возникающий в процессе учения, является основным, самым действенным, мотивом учебной деятельности школьника. И учитель должен вести работу по формированию и поддержанию этого интереса. Прежде всего, в своей работе учитель должен опираться на возрастные особенности развития мышления, памяти, внимания младших школьников. Мышление у детей этого возраста находится на этапе перехода от наглядно-образного к словесно-логическому. Поэтому изложение учебного материала в сопровождении наглядности является важным компонентом обучения. Наибольший интерес для детей имеют презентации, слайд-шоу, показ фильмов. Такая работа позволяет сосредоточить внимание школьников на теме урока, материал усваивается эффективнее. Но наша задача - добиваться, чтобы ребенок не только получал готовые знания, информацию, а в первую очередь, научился сам добывать эти знания. Таким образом, научить учиться, выработать стойкую привычку к познаниям – это главная задача, которую я ставлю перед собой. Самый первый шаг при решении этой задачи – формирование у ученика позиции «хочу» - «хочу ходить в школу», «хочу учиться», «хочу много знать» и т. д. Без комфортной обстановки в школе – этого добиться сложно. Поэтому в коллективе нужно выстроить отношения доброжелательности, взаимовыручки и справедливости. В этом возрасте дети эмоционально открыты. И учитель, как взрослый друг, должен очень умело использовать этот инструмент – чувственную сферу ребенка. Но, если уж это удалось, то можно многого добиться в решении учебно-воспитательных
задач. Младшие школьники не станут с желанием выполнять обычное задание – найти что-либо к уроку, сделать, написать. Я ищу приемы, позволяющие сделать это с интересом, ненавязчиво. Например, заметила, что прописи грязные, элементы букв неаккуратные, видно, что дети не особо стараются выводить палочки, крючочки. А ведь на каждом уроке я напоминаю, что писать надо аккуратно, красиво, чисто, но это не срабатывает. Но стоит эту ситуацию обыграть по-новому, как результат не заставляет себя ждать. Я стала говорить от имени прописи каждого ученика, будто ей хочется, чтобы её хозяин писал в ней прилежно, она хочет быть самой красивой прописью, она ждет с нетерпением новых аккуратных букв и слов. Буквально сразу ребята сели прямо и стали выводить свои палочки с особым старанием. Думаю, и дома они вспомнят, что пропись ждет от них красивого письма. Одним из приемов, которым я пользуюсь с большим удовольствием и очень часто, является открытый вопрос, т. е. вопрос, ответ на который не может дать ни один ученик на данном уроке. Для этого надо поработать дома. Так на уроке риторики спросила у детей, кто автор произведения «Малыш и Карлсон». Каких только писателей они не назвали, начиная с А. С. Пушкина. На следующий урок ответил только один ученик. Только он вспомнил дома о моем вопросе, но это только начало. Этому ученику была дана высокая оценка за то, что проявил инициативу, не забыл, нашел ответ на поставленный вопрос. В следующих аналогичных ситуациях желающих ответить оказалось намного больше. Например, на уроке чтения, при работе над рассказом «Названия русских рек», спросила о том, какая река в мире самая длинная. Назывались и Волга, и Кама. На следующем уроке одни высказались за Нил, другие за Амазонку. После прояснения, что Нил – самая длинная река, а Амазонка – самая полноводная, в спор вступили родители. Они также принимали
участие в решении этого вопроса, и в других источниках нашли противоречивые факты. По новым данным бразильских учёных – Амазонка длиннее Нила. Но это не столь важно. Самое главное - ребята включились в активный поиск, причём без принуждения, а с увлечением. Хочу привести еще один пример. При изучении темы «На что похожа наша планета?» по окружающему миру я рассказала историю о мореплавателе Ф. Магеллане. Ребята с интересом слушали. Было видно, им хочется еще что-то узнать, но я прервала свой рассказ словами: «Не могу вспомнить, откуда же он отправился в кругосветное путешествие. Может вы, ребята, знаете? Нет, тогда узнайте, пожалуйста, к следующему уроку». По этому вопросу мнения у ребят снова разделились. Мои первоклассники стали спорить по поводу островов, используя при этом их сложные названия. Я бы назвала это даже не спором, а дискуссией. На какой-то момент я оказалась сторонним наблюдателем. Было приятно видеть, как дети высказывают свои суждения, мыслят, развиваются. В таких спорных ситуациях важно обратить внимание на то, откуда дети почерпнули информацию. Важно, чтобы они учились пользоваться различными источниками, увлекаясь Интернетом, не забывали о книге. Работа в этом направлении, начатая с 1 класса, помогает в дальнейшем при написании рефератов, творческих работ, позволяет поднять престиж учебы. Это доказано практикой. У моих выпускников отмечается устойчивая тяга к знаниям, ответственное отношение к учебе. Сильные ученики являются примером, за ними тянутся остальные. Надеюсь, и в дальнейшем, используя новые приемы и методы, смогу построить свою работу по формированию познавательной активности учеников. Привлечь внимание учеников, активизировать их работу на уроке мне помогают такие приемы, как выражение удивления каким-либо фактом, явлением: «А вы знаете?..», «Вы слышали?..», а также сознательная ошибка, чаще всего при написании на доске.
Этот прием позволяет распознать, кто просто списывает с доски, а кто действительно работает. Но этим приемом я пользуюсь очень редко. Он должен иметь эффект неожиданности. Заставить ребенка работать на уроке, а не просто отсиживаться – сложная, но достижимая задача. Разнообразить урочную деятельность помогают моменты, когда ученики выступают в роли учителя. Например, им нужно самим придумать задания для своих одноклассников, оценить ответ. Желающих быть учителем очень много, но справиться может не каждый. В данной ситуации ребенок должен правильно оценить свои желания и возможности, но в любом случае он включается в мыслительную деятельность. В роли учителя дети могут почувствовать себя и во время самопроверки, взаимопроверки, которые проводятся на уроках. Ребята используют для этого ручки зеленого цвета. Свое согласие или несогласие с учеником, который работает у доски, они высказывают с помощью знаков «+» и «-».Делается это с помощью рук. Учителю хорошо видно, кто как работает в данный момент урока. Не стоит забывать, что на протяжении всего периода обучения дети должны научиться радоваться за успехи товарищей, помогать им при неудачах. Один из приемов, который я применяю в своей практике – это одобрение аплодисментами одного или группы учеников за какое–то достижение. Не все пока делают это с большим удовольствием, многим хочется самим быть в роли победителя, но некоторые уже сами, без моей подсказки могут похлопать за выразительное чтение стихотворения наизусть. Используя все перечисленные приемы и методы, будь-то наглядные или словесные, всегда надо добиваться того, чтобы они затронули тонкие струнки детской души. Делать это осторожно, умело и тогда ваш ученик раскроется в меру своих способностей и таланта.
Ни для кого не секрет, что в современных условиях, в век информационных технологий, заинтересовать ребёнка учебным процессом непросто. Нужно постоянно искать новые методы и приёмы для повышения познавательной активности учащихся. Познавательный интерес, возникающий в процессе учения, является основным, самым действенным, мотивом учебной деятельности школьника. И учитель должен вести работу по формированию и поддержанию этого интереса. Прежде всего, в своей работе учитель должен опираться на возрастные особенности развития мышления, памяти, внимания младших школьников. Мышление у детей этого возраста находится на этапе перехода от наглядно-образного к словесно-логическому. Поэтому изложение учебного материала в сопровождении наглядности является важным компонентом обучения. Наибольший интерес для детей имеют презентации, слайд-шоу, показ фильмов. Такая работа позволяет сосредоточить внимание школьников на теме урока, материал усваивается эффективнее. Но наша задача - добиваться, чтобы ребенок не только получал готовые знания, информацию, а в первую очередь, научился сам добывать эти знания. Таким образом, научить учиться, выработать стойкую привычку к познаниям – это главная задача, которую я ставлю перед собой. Самый первый шаг при решении этой задачи – формирование у ученика позиции «хочу» - «хочу ходить в школу», «хочу учиться», «хочу много знать» и т. д. Без комфортной обстановки в школе – этого добиться сложно. Поэтому в коллективе нужно выстроить отношения доброжелательности, взаимовыручки и справедливости. В этом возрасте дети эмоционально открыты. И учитель, как взрослый друг, должен очень умело использовать этот инструмент – чувственную сферу ребенка. Но, если уж это удалось, то можно многого добиться в решении учебно-воспитательных
задач. Младшие школьники не станут с желанием выполнять обычное задание – найти что-либо к уроку, сделать, написать. Я ищу приемы, позволяющие сделать это с интересом, ненавязчиво. Например, заметила, что прописи грязные, элементы букв неаккуратные, видно, что дети не особо стараются выводить палочки, крючочки. А ведь на каждом уроке я напоминаю, что писать надо аккуратно, красиво, чисто, но это не срабатывает. Но стоит эту ситуацию обыграть по-новому, как результат не заставляет себя ждать. Я стала говорить от имени прописи каждого ученика, будто ей хочется, чтобы её хозяин писал в ней прилежно, она хочет быть самой красивой прописью, она ждет с нетерпением новых аккуратных букв и слов. Буквально сразу ребята сели прямо и стали выводить свои палочки с особым старанием. Думаю, и дома они вспомнят, что пропись ждет от них красивого письма. Одним из приемов, которым я пользуюсь с большим удовольствием и очень часто, является открытый вопрос, т. е. вопрос, ответ на который не может дать ни один ученик на данном уроке. Для этого надо поработать дома. Так на уроке риторики спросила у детей, кто автор произведения «Малыш и Карлсон». Каких только писателей они не назвали, начиная с А. С. Пушкина. На следующий урок ответил только один ученик. Только он вспомнил дома о моем вопросе, но это только начало. Этому ученику была дана высокая оценка за то, что проявил инициативу, не забыл, нашел ответ на поставленный вопрос. В следующих аналогичных ситуациях желающих ответить оказалось намного больше. Например, на уроке чтения, при работе над рассказом «Названия русских рек», спросила о том, какая река в мире самая длинная. Назывались и Волга, и Кама. На следующем уроке одни высказались за Нил, другие за Амазонку. После прояснения, что Нил – самая длинная река, а Амазонка – самая полноводная, в спор вступили родители. Они также принимали
участие в решении этого вопроса, и в других источниках нашли противоречивые факты. По новым данным бразильских учёных – Амазонка длиннее Нила. Но это не столь важно. Самое главное - ребята включились в активный поиск, причём без принуждения, а с увлечением. Хочу привести еще один пример. При изучении темы «На что похожа наша планета?» по окружающему миру я рассказала историю о мореплавателе Ф. Магеллане. Ребята с интересом слушали. Было видно, им хочется еще что-то узнать, но я прервала свой рассказ словами: «Не могу вспомнить, откуда же он отправился в кругосветное путешествие. Может вы, ребята, знаете? Нет, тогда узнайте, пожалуйста, к следующему уроку». По этому вопросу мнения у ребят снова разделились. Мои первоклассники стали спорить по поводу островов, используя при этом их сложные названия. Я бы назвала это даже не спором, а дискуссией. На какой-то момент я оказалась сторонним наблюдателем. Было приятно видеть, как дети высказывают свои суждения, мыслят, развиваются. В таких спорных ситуациях важно обратить внимание на то, откуда дети почерпнули информацию. Важно, чтобы они учились пользоваться различными источниками, увлекаясь Интернетом, не забывали о книге. Работа в этом направлении, начатая с 1 класса, помогает в дальнейшем при написании рефератов, творческих работ, позволяет поднять престиж учебы. Это доказано практикой. У моих выпускников отмечается устойчивая тяга к знаниям, ответственное отношение к учебе. Сильные ученики являются примером, за ними тянутся остальные. Надеюсь, и в дальнейшем, используя новые приемы и методы, смогу построить свою работу по формированию познавательной активности учеников. Привлечь внимание учеников, активизировать их работу на уроке мне помогают такие приемы, как выражение удивления каким-либо фактом, явлением: «А вы знаете?..», «Вы слышали?..», а также сознательная ошибка, чаще всего при написании на доске.
Этот прием позволяет распознать, кто просто списывает с доски, а кто действительно работает. Но этим приемом я пользуюсь очень редко. Он должен иметь эффект неожиданности. Заставить ребенка работать на уроке, а не просто отсиживаться – сложная, но достижимая задача. Разнообразить урочную деятельность помогают моменты, когда ученики выступают в роли учителя. Например, им нужно самим придумать задания для своих одноклассников, оценить ответ. Желающих быть учителем очень много, но справиться может не каждый. В данной ситуации ребенок должен правильно оценить свои желания и возможности, но в любом случае он включается в мыслительную деятельность. В роли учителя дети могут почувствовать себя и во время самопроверки, взаимопроверки, которые проводятся на уроках. Ребята используют для этого ручки зеленого цвета. Свое согласие или несогласие с учеником, который работает у доски, они высказывают с помощью знаков «+» и «-».Делается это с помощью рук. Учителю хорошо видно, кто как работает в данный момент урока. Не стоит забывать, что на протяжении всего периода обучения дети должны научиться радоваться за успехи товарищей, помогать им при неудачах. Один из приемов, который я применяю в своей практике – это одобрение аплодисментами одного или группы учеников за какое–то достижение. Не все пока делают это с большим удовольствием, многим хочется самим быть в роли победителя, но некоторые уже сами, без моей подсказки могут похлопать за выразительное чтение стихотворения наизусть. Используя все перечисленные приемы и методы, будь-то наглядные или словесные, всегда надо добиваться того, чтобы они затронули тонкие струнки детской души. Делать это осторожно, умело и тогда ваш ученик раскроется в меру своих способностей и таланта.
В раздел начальное образование