Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Система критериального текущего оценивания достижения планируемых образовательных результатов по математике в 4 классе"

методическая разработка

Автор: Тарасова Елена Михайловна, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ № 29, город Сызрань, Самарская область



В раздел начальное образование



Система критериального
текущего
оценивания достижения планируемых образовательных результатов
по математике
в 4 классе
Выполнила
Тарасова Елена Михайловна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 29 г. Сызрани Самарской области Сызрань 2015

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

по математике
за I полугодие в 4 классе
СПЕЦИФИКАЦИЯ

Назначение КИМ
Назначение данной работы – осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по математике за I полугодие в 4 классе
Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание и структура итоговой работы по предмету «Математика» разработаны на основе следующих документов и методических материалов: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. На 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения); 2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2, 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010, 2011. – 204 с. (с. 60-63, 137-139, 180-182); 3. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1,2,3-е изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 120 с. (с. 57-69); 4. Оценка достижения планируемых результатов обучения в начальной школе / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1, 2, 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 215 с. (с. 46-104).
Структура КИМ
Согласно поставленной цели по результатам работы предполагается дифференцировать учащихся на группы, которые различаются по состоянию базовой и повышенной подготовки по курсу начальной школы. То есть предполагается достаточно тонкая дифференциация учащихся по глубине и объему усвоения учебного материала. В связи с этим работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимся уровня базовой математической подготовки, она включает 15 заданий базового уровня сложности (№№ 1-15). Назначение второй группы – она включает 4 задания повышенной сложности (№№ 16-19) – проверить способность применять полученные знания для решения заданий повышенного уровня. Для выполнения заданий не требуется выполнять громоздкие вычисления, что позволяет значительно уменьшить влияние вычислительных ошибок на проявление учащимся понимания изученных понятий и методов и способности их применения для решения поставленных задач.
Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности.

Распределение заданий КИМ по уровню сложности.
а) В таблице 1 представлено распределение заданий по выделенным блокам содержания работы.Таблица 1
Блоки содержания

Число заданий в работе
Числа и величины 7 Арифметические действия 6
Работа с текстовыми задачами 2 Геометрические величины 3 Работа с информацией 1
Всего заданий (вопросов)

19
б). В таблице 2 представлено распределение заданий по уровню сложности в работе. Таблица 2
Уровень

сложности

Число

заданий

Максимальный балл

за выполнение

заданий данного

уровня сложности

Процент максимального

балла за задания данного

уровня сложности от

максимального балла за

всю работу
Базовый 15 15 79% Повышенный 4 8 21% Итого:
19

23
100% Целенаправленное включение в работу достаточно большого количества заданий базового уровня сложности позволяет обеспечить полноту проверки достижения учащимся планируемых результатов. Выполнение заданий повышенного уровня показывает потенциальные возможности учащихся в изучении курса математики. Включение в работу нескольких разнообразных заданий повышенного уровня, составленных на материале из разных тем курса, предоставляет учащемуся выбор проявить более высокий уровень подготовки на том материале, которым он владеет более уверенно.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом.
Задания базового уровня, представленные в любом формате, оцениваются по одной шкале, повышенного уровня – по другой шкале. Выполнение любого по форме задания базового уровня оценивается 1баллом. Выполнение заданий повышенного уровня в зависимости от сложности, определяемой содержанием задания и его формой, а также от полноты и правильности ответа учащегося оценивается до 2 баллов максимально. Результаты выполнения группы заданий базового уровня сложности, включенных в работу, используются для оценки достижения четвероклассником уровня обязательной базовой подготовки, которая является необходимой основой, обеспечивающей возможность успешного продолжения образования в 5 классе. В рамках данного проекта «Оценка качества начального образования» в период введения новых стандартов принято считать, что учащийся достиг уровня базовой подготовки, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня, включенных в итоговую работу. Так, если в работе таких заданий 15, то 10 заданий составляют около 65%. В этом случае, при получении учащимся не менее 10 баллов за выполнение базовых заданий считается, что он достиг базового уровня подготовки по курсу математики за I полугодие 4 класса начальной школы, отвечающего требованиям нового стандарта. При получении учащимся 11-15 баллов (максимальный балл равен 15) считается, что он показывает наличие прочной базовой подготовки. Это означает, что он демонстрирует не только наличие опорной системы знаний, необходимой для успешного продолжения образования на следующей ступени, но и произвольное использование сформированных учебных действий. Если ученик справился не менее чем с 65% заданий базового уровня, включенных в итоговую работу, и не менее 50% заданий повышенного уровня, включенных в работу, то он достиг повышенного уровня подготовки по курсу математики за I полугодие 4 класса начальной школы, отвечающего требованиям нового стандарта. Это любые 10 заданий базового уровня и 3 задания повышенного уровня.

Время выполнения варианта КИМ
Примерное время на выполнение заданий составляет: – для заданий базового уровня сложности – от 1 до 3 минут; – для заданий повышенной сложности – до 5 минут. На выполнение всей работы отводится 1 урок.
План варианта КИМ
Ниже представлен план работы, в котором дается информация о каждом задании, о контролируемых знаниях, видах умений и способах познавательной деятельности. Условные обозначения: Б – базовая сложность, П – повышенная сложность; ВО – выбор ответа, КО – краткий ответ (в виде числа, величины, нескольких слов); РО – развернутый ответ (запись решения или объяснения полученного ответа). Таблица 3 Раздел предметной области № задания Проверяемый планируемый результат Тип задани я Сложно сть задания Время выполнения Баллы Числа и величины 1 знание разрядов и классов. ВО Б 1 1 Числа и величины 2 умение образовывать, записывать многозначные числа ВО Б 1 1 Числа и величины 3 умение заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых ВО Б 1 1 Числа и величины 4 Умение сравнивать и преобразовывать величины единиц времени ВО Б 2 1 Числа и величины 5 Знание единиц площади ВО Б 2 1 Числа и величины 6 Умение сравнивать единицы массы ВО Б 2 1 Арифметическ ие действия 7 Умение устанавливать порядок выполнения действий в числовых выражениях и нахождение его значения ВО Б 2 1 Работа с текстовыми задачами 8 Умение определять ход решения составной задачи ВО Б 3 1 Арифметическ ие действия 9 Умение выполнять письменное сложение многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов ВО Б 1 1 Арифметическ ие действия 10 Умение выполнять письменное вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов ВО Б 1 1 Арифметическ ие действия 11 Умение выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное ВО Б 1 1 Арифметическ 12 Умение выполнять ВО Б 1 1
ие действия письменное деление многозначного числа на однозначное Числа и величины 13 Умение вычислять величины ВО Б 2 1 Геометрически е величины 14 Знание правила нахождения периметра и площади прямоугольника ВО Б 1 1 Геометрически е величины 15 Умение решать задачу на нахождение площади прямоугольника ВО Б 2 1 Работа с текстовыми задачами 16 Умение решать составную задачу РО П 5 2 Арифметическ ие действия 17 Умение решать математическое выражение, включающая действия с многозначными числами. РО П 5 2 Геометрически е величины 18 Умение решать задачу с геометрическим содержанием РО П 5 2 Работа с информацией 19 Умение решать простейшие логические задачи РО П 5 2
Шкала оценок
22 - 23 балла – отметка «5» 16 – 21 баллов – отметка «4» 10 - 15 баллов – отметка «3» 9 баллов и менее – отметка «2»
Таблица баллов
(рекомендации по оценке)


задания

Критерии оценивания
1. 1б – ответ
4
0б – ответа нет или другой ответ 2. 1б – ответ
4
0б – ответа нет или другой ответ 3. 1б – ответ
3
0б – ответа нет или другой ответ 4. 1б – ответ
1, 4, 6


0б – ответа нет или другой ответ 5. 1б – ответ
2, 4
0б – ответа нет или другой ответ 6. 1б – ответ
3, 5
0б – ответа нет или другой ответ 7. 1б – ответ
4
0б – ответа нет или другой ответ 8. 1б – ответ
2, 4
0б – ответа нет или другой ответ 9. 1б – ответ
3
0б – ответа нет или другой ответ 10. 1б – ответ
4
0б – ответа нет или другой ответ 11. 1б – ответ
2
0б – ответа нет или другой ответ 12. 1б – ответ
3
0б – ответа нет или другой ответ 13. 1б – ответ
2
0б – ответа нет или другой ответ 14. 1б – ответ
2
0б – ответа нет или другой ответ 15. 1б – ответ
3
0б – ответа нет или другой ответ 16. 2б –
1) 12 х 9 = 108 (кг) - яблок 2) 188-108 = 80 (кг) - груш 3) 80 : 10 = 8 (ящ)

Ответ: 8 ящиков с грушами
1б – нет пояснения к действиям в задаче или не записан ответ в задаче
0б - ответа нет или другой ответ 17. 2б – 1)52476 : 6 = 8746 2)1815 : 3 = 605 3) 6720 : 7 = 960 4) 8746 + 605 = 9351 5) 9151 – 960 = 8391 1б – если ошибка допущена в последнем действии 0б - ответа нет или другой ответ 18. 2б – 1) 32 : 4 = 8 (см) 2) 8 х 8 = 64 (кв. м)
Ответ: S = 64 кв. м
1б – если не записан ответ 0б - ответа нет или другой ответ 19. 2б - Гриша занял 1 место, т.к. он занял не второе и не третье место. Толя занял 2 место, т. к. он занял не третье место, а первое занял Гриша. Юра занял 3 место.
Ответ: I – Гриша, II - Толя, III – Юра
1б – если не записан ответ 0б - ответа нет или другой ответ I вариант. 1. В каждом классе содержится: 1) 1 разряд 2) 5 разрядов 3) 6 разрядов 4) 3 разряда 5) 4 разряда 2. В каком ряду числа записаны в порядке их увеличения? 1) 67490, 67940, 67094, 67094 2) 64079, 67094, 67049, 64094 3) 69074. 69407, 69047, 69704 4) 69047, 69407, 69704, 69740 3. Число 450239 замени суммой разрядных слагаемых. 1) 450239 = 400000 + 50000 + 200 + 39 2) 450239 = 40000 + 5000 + 200 + 30 + 9 3) 450239= 400000 + 50000 + 200 + 30 + 9 4) 450239= 450000 + 200 + 30 + 9 5) 450239 = 400000 + 50000 + 30 + 9 4. Выбери верное утверждение: 1) 1/4 часа = 15 мин 2) 1/2 суток = 14 ч 3) 3ч 40 мин = 340 мин 4) 1/12 года = 1 месяц 5) 1 ч 10 сек = 70 сек 6) 1 мин 15сек = 75 сек 5. Выбери единицы измерения площади: 1) см, см², кг, м², дм, ар 2) гектар, см², м², дм², мм², км² 3) мм², км², см², ар, г, дм 4) ар, см², м², гектар, мм², км² 5) км², тонна, кг, мм², дм², см² 6. Выбери верное неравенство: 1) 600 кг < 1 ц 2) 1т > 11 ц 3) 1 ц = 100000 г 4) 4 ц 350 кг = 4350 кг 5) 780 кг< 8 ц
7. Выбери правильный ответ. (1000 : 100 + 1) х 10 + 60 + 2 х 100 1) 8300 2) 360 3) 17200 4) 370 5) 6310 8. Определи верный ход решения задачи: Лена купила 9 метров шёлковой ткани по 150 рублей за метр, а Алла – 4 метра бархатной ткани по 430 рублей за метр. Сколько денег потратили обе девочки на ткань? 1) 150 х 9 + 430 : 4 2) 150 х 9 + 430 х 4 3) 430 х 4 – 150 х 9 4) 430 х 4 + 150 х 9 5) 430 : 4 – 150 : 9 6) 150 х 4 + 430 х 9 9. Выполни вычисления и выбери правильный ответ: 47632 + 71394 1) 189122 2) 191126 3) 119026 4) 129126 10. Выполни вычисления и выбери правильный ответ: 87500 – 6932 1) 94432 2) 1832 3) 81678 4) 80568 11. Выполни вычисления и выбери правильный ответ: 30704 х 6 1) 40824 2) 184224 3) 184204 4) 184832 12. Выполни вычисления и выбери правильный ответ: 56182 : 7 1) 826 2) 806 3) 8026 4) 830 (ост 2) 13. Выполни вычисления и выбери правильный ответ: 16 т 230 кг – 9 т 750 кг 1) 64 т 80 кг 2) 6 т 480 кг 3) 9 т 730 кг 4) 8 т 520 кг 14. Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно: 1) все стороны сложить 2) длину умножить на ширину 3) сложить длину и ширину 4) сумму длины и ширины увеличить в два раза 15. Реши задачу и выбери верный ответ. Длина прямоугольника 12 см, а ширина на 7 см меньше. Найди площадь прямоугольника 1) 60 см 2) 19 см² 3) 60 см² 4) 34 см 5) 84 см² 6) 38 см²
16. Реши задачу и запиши ответ. В магазин привезли 9 ящиков яблок по 12 кг в каждом, и несколько ящиков с грушами по 10 кг в каждом. Всего привезли 188 кг фруктов. Сколько ящиков с грушами привезли в магазин? 17. Выполни вычисления и запиши ответ: 52476 : 6 + 1815 : 3 – 6720 : 7 = 18. Реши задачу и запиши ответ. Периметр квадрата равен 32 см. Найди площадь этого квадрата. 19. Реши задачу. В соревновании по бегу Юра, Гриша и Толя заняли три места. Какое место занял каждый ребёнок, если Гриша занял не второе и не третье место, а Толя не третье?


В раздел начальное образование