Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

статья

Автор: Горяйнова Светлана Евгеньевна, учитель начальных классов, НОУ "Школа Мариоль", город Воронеж, Воронежская область



В раздел начальное образование




АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕБЕНКА

Горяйнова С.Е., учитель начальных классов НОУ Школа «Мариоль»
В современной школе усилилось внимание к гуманизации процесса обучения. Это отразилось на целях, содержании, методах обучения, на оценке учебно-познавательной деятельности детей. Система контроля и оценки не может ограни чиваться проверкой усвоения знаний и выработкой умений и навыков по конкретному учебному предмету так как, прежде всего, включает развитие самооценки и самоконтроля. Познавательная деятельность учащихся является основой всего учебного процесса. Поэтому правильная ее организация оказывает непосредственное влияние на результат работы педагога и его учеников . Необходимо понять, близки ли по своему значению термины "познавательная" и "учебная деятельность". В школе процесс познания носит целенаправленный, спланированный и организованный характер. Познание это сложный процесс, который и сегодня занимает умы ученых всего мира. Большинство современных образовательных программ школьных и дошкольных учреждений построены так, что в их основе лежит идея развивающего обучения. Это обязывает педагога дать ребенку представление о мире как целостной картине. Для достижения цели необходим выход за рамки одного школьного предмета. Дети, сначала под руководством педагога, а затем и самостоятельно, должны уметь не только сравнивать и наблюдать явления окружающей действительности, но и делать выводы, выдвигать гипотезы, приводить необходимые доказательства. Без таких личностных качеств, как любознательность, целеустремленность, трудолюбие, работоспособность, невозможно добиться успехов не только в виде трудовой деятельности, но и в учебной деятельности. Для того чтобы учебно-познавательная деятельность детей имела наибольшую эффективность, педагогу при организации своей работы необходимо помнить о некоторых принципах. Их использование позволит сделать весь процесс обучения творческим и очень увлекательным занятием. Прежде всего, речь идет о принципе единства эмоционального и интеллектуального. Соблюдение его условий поможет развивать творческие навыки, которые будут способствовать стремлению ребенка к познанию окружающего мира и попыткам преобразовывать его. Познавательная деятельность младших школьников напрямую зависит от методов, которыми пользуется педагог во время занятий с детьми. Отбираемые для обучения способы должны учитывать деятельность учителя и учеников, определять уровень взаимодействия взрослого и ребенка. Ребенок, стремясь к познанию, выполняет действия, связанные с интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной сферами. Учитывая все это, педагог отбирает те методы, которые помогут ученику продвигаться вперед в своем развитии. При этом стоит избегать стихийности
в действиях учителя и ученика. Развитие познавательной деятельности ребенка должно носить предсказуемый и спланированный характер. Для этого учитель обязан тщательно отбирать методические приемы и понимать, какое воздействие оказывает каждый из них на ученика. С наибольшим успехом используются такие приемы, как рассказ педагога, наблюдение детей за его действиями, рисование, слушание произведений различных жанров, просмотр обучающих фильмов, практические действия детей, связанные с проведением опытов и исследований самого разного характера. Ребенок это участник процесса познания. Для положительной динамики развития детей необходима активизация познавательной деятельности, которая будет проходить более успешно, если ребенок станет осознавать самого себя как полноправного участника процесса обучения. При этом педагог должен таким образом построить занятие с ребенком, чтобы ему было понятно, куда он двигается в своем развитии, что дает ему тот или иной прием учебной работы. Все упражнения, посредством которых развивается познавательная деятельность ребенка, должны указывать не только на последовательность выполнения тех или иных заданий, но и содержать пояснения, дающие описание интеллектуальных действий ученика. А также объяснение того, как эти действия способствуют развитию ребенка. Постоянное акцентирование внимания на этом позволяет развить у детей такие качества, как самоконтроль и самоанализ, что очень важно в учебно-познавательном процессе. Игра в обучении детей младшего возраста Активизация познавательной деятельности детей наблюдается всегда в том случае, когда педагог берет к себе в союзницы игру. Известно, что игра является ведущим видом деятельности и не теряет своего значения и для детей младшего школьного возраста. Но педагогу необходимо помнить, что организация познавательной деятельности посредством игрового метода предполагает выполнение определенных условий: - содержание игр должно носить познавательный характер; - игра преследует решение конкретной учебной задачи; - новизна и привлекательность игрового сюжета - главное условие эффективности использования приема; - дети должны поучаствовать в создании новой для себя игры. Грамотно организованная познавательно-исследовательская деятельность постепенно формирует у детей жажду творчества, потребность к познанию. К этому моменту можно предлагать им самостоятельное выполнение работ, связанных с исследованиями, поиском информации, выдвижением гипотез и так далее. Дети активно берутся за выполнение подобных работ в домашних условиях. Если в результате домашней работы ребенок приобретет новые знания, выскажет необычные предположения, проявит желание что-то обсуждать, доказывать, слушать товарищей, то можно сказать, что познавательная деятельность учащихся развивается в нужном направлении. Организация учебно-познавательной деятельности детей дома полностью лежит на плечах родителей. Они должны
поддерживать и поощрять активность ребенка. Своим же непосредственным участием в деле показывают значимость той работы, которой занимается малыш. Познавательно-исследовательская деятельность активизируется и в тех случаях, когда дети испытывают положительные эмоции. Для их формирования используются самые разнообразные методы, например такие, как признание ребенка, одобрение его действий взрослым человеком, поощрение, похвала. Отрицательные переживания, которые испытывает ребенок во время процесса познания, могут "закрыть" его способности к любому виду деятельности. Задача педагога, стремящегося к развитию своих воспитанников, акцентировать внимание на достижениях ученика, а не на его ошибках. Познавательная деятельность школьников может быть организована педагогами и родителями в разных учебных, игровых, бытовых ситуациях. Вне зависимости от этого, взрослым нужно постараться ввести в словарь ребенка как можно больше слов и понятий, которые помогут ему в его дальнейшей исследовательской, познавательной, учебной работе. Примерами таких выражений могут послужить следующие: "противоположность", "наоборот", "превращение". Усвоение их значений происходит путем ознакомления детей с парами антонимов: холодный - горячий, быстрый - медленный, высокий - низкий, и многими другими словами. В повседневной жизни необходимо обращать внимание детей на ситуации, где можно выделить противоположности. Употребление в речи слов "был", "стал" и "будет" фиксирует в сознании детей такое важное действие, как превращения. Его осознание происходит путем практических действий ребят с пластилином, бумагой, водой и другими доступными материалами и веществами. Проектная деятельность как способ развития познания Правильно организованная проектная деятельность детей предполагает, что решение поставленной перед ребенком задачи происходит не сразу, а только после определенных исследовательских действий. Их результатом должно стать несколько найденных ответов. Выбор же оптимального варианта - это следующий шаг в действиях ребенка. Решение поставленной задачи можно изобразить в форме рисунка, схемы, словесного описания, фотографий и так далее. Важно то, что ребенок должен удержать в сознании все найденные ответы, проанализировать их, сопоставить между собой, выявить все достоинства и недостатки и только после этого выбрать наиболее удачный. Следующим этап - составление плана действий, выбор материала, способа оформления работы, определение круга людей, которые будут привлечены к совместной деятельности. Во всей этой работе задача взрослых заключается в том, чтобы убедить ребенка, что учебно- познавательная деятельность может быть так же увлекательна и интересна, как обычная игра или любое другое занимательное дело.


В раздел начальное образование