" Развитие когнитивной активности младших школьников - важный аспект личностно-ориентированного обучения"
статья
Автор: Морозова Галина Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ Гимназия №12 музыки и театра, Г.Красноярск
В раздел начальное образование
МБОУ ГИМНАЗИЯ
№
12 « МУЗЫКИ И ТЕАТРА»
Учитель начальных классов: Морозова Г.Н.
«Развитие когнитивной деятельности в младшем школьном
возрасте – важный аспект системы личностно-
ориентированного подхода к обучению»
2014год
Сегодня создание школы, в основе которой лежит уважение к личности ребенка, школы, проникнутой добротой, вниманием к ребенку, верой в его возможности и способности, школы, проникнутой атмосферой сотрудничества, сопереживания и сотворчества, воспитывающей уважение к культурному наследию своей страны и аккумулирующей все лучшее из мировой практики - насущная потребность времени. Ребенок в такой школе становится субъектом полноценного развития. Он уже не выступает в качестве объекта педагогического воздействия, когда его лишь «начиняют» знаниями, которые необходимо только воспроизвести и заполнить.Ребенок активно включается в процесс самостоятельного добывания знаний и коллективно распределенных формах деятельности или в совместной работе с учителем и имеет возможность проявить свои творческие способности. Именно активная поисковая деятельность в процессе самостоятельного добывания знаний даже при наличии трудностей благоприятно сказывается на здоровье ребенка. Медиками и психологами отмечается и обратная тенденция: нереализованная активность детей носит разрушительный характер и приводит к дисциплинарным срывам, правонарушениям, то есть ведет не «вверх», а «вниз». Спросите любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться, и как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Первое время позиция ученика, желание занять новое положение в обществе - важный мотив, который определяет готовность , желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассника гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого
учения. Важно сохранить у первоклассника желание ходить в школу, желание возвращаться домой и делать с самыми родными людьми своими радостями и горестями, сохранить радость жизни. Он все равно научиться читать, писать, считать. Он может что- то не понять или забыть, но если он сохранит желание познавать, все остальное преодолимо. А вот если уже в начальной школе у ребенка возникает отвращение к учению – это беда. Еще Ян Амос Каменский призвал сделать труд школьника источником умственного удовольствия и душевной радости. С тех пор каждый прогрессивно мыслящий педагог и психолог считает необходимым, чтобы ребенок чувствовал: учение- это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увеличением, а не по обязанности. Суть не в том, чтобы вносить в учение внешнюю занимательность, хотя и она очень нужна. Надо искать мотив радости в самом процессе обучения. От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью. Добиться этого можно лишь через личностно-ориентированные технологии, ибо обучение, ориентированное на некого среднего ученика, на усвоение и воспроизведение знаний, умений не может отвечать требованиям нынешнего времени. Главное стратегическое направление развития школьного образования лежит на пути решения проблемы личностно- ориентированного образования – такого образования, в котором личность ученика находится в центре внимания педагога. Центральной фигурой является ученик, а не учитель; деятельность познания является главной, а не преподавание; самостоятельное приобретение и, особенно, применение полученных знаний становиться приоритетным, а не усвоение и воспроизведение готовых знаний; совместные размышления, дискуссии, исследования, а не запоминание и воспроизведение знаний имеют значение для развития личности, уважения к личности, уважение к личности должно проявляться в процессе общения с учеником в любых ситуациях, а не назидание и менторство; учет особенностей физического, духовного, нравственного развития целостной личности ребенка, а не отдельных его качеств. Традиционная система образования учитель – учебник - ученик изжила себя. Новая модель – это ученик – учебник - учитель. Именно такая система образования отражает гуманистическое направление в педагогике. Учитель должен выступать в роли компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умения должны быть направлены не только на контроль знаний, умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь, квалифицированными действиями устранить
начинающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее и требует от учителя более высокой степени мастерства. Система личностно – ориентированного обучения направлена на развитие самостоятельной активности ребенка. Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, охранить и развить когнитивную потребность учиться, обеспечить познавательные средства необходимые для усвоения основ наук. Неоспоримый факт, что развитие когнитивной активности младших школьников – важный аспект личностно ориентированного подхода к обучению. Чтобы обучение можно было считать личностно- ориентированным, оно должно быть дифференцированным и ориентироваться на: - уровень обученности в данной области знаний и степень общего развития; - особенности характера, темперамента; - особенности психологического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умение управлять и регулировать свою эмоциональную сферу). Существует множество различных приемов, способов, с помощью которых можно развивать память, мышление, восприятие, воображение, логическое мышление.
Виды заданий, развивающих когнитивные процессы учащихся.
• Задание на развитие и совершенствование внимания. Нередко приходиться сталкиваться с тем, что у детей младших классов нет четких представлений даже о тех самых обычных предметах, с которым они сталкиваются повседневно. Они не всегда умеют называть части, из которых состоят предметы, а также указывать на их основные свойства. В поле внимания ребенка, впервые приходящего в школу попадает много нового, у них возникают новые яркие впечатления. Особенности внимания этого возраста – непроизвольность, легкая переключаемость, отвлечение. Это не позволяет на первых порах надолго сосредоточиться на одном объекте или действии. Ребенок обращает внимание лишь на то, что вызывает его непосредственный интерес. В этот раздел включены содержательно – логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объёма, устойчивости, умений переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности. • Задания на отыскивание ходов в обычных лабиринтах, а для совершенствования навыков устных вычислений – числовые лабиринты.
5
8
7
9
4
4
6
7
5
3
4
8
3
7
5
3
9
4
9
3
8
5
7
9
2
4
9
3
Степень трудности таких лабиринтов достаточно велика, так как в них имеется разветвленная сеть дорожек, продвигаясь по которым, необходимо выполнять определённые задания вычислительного характера, например: пройди путь от вершины пирамиды к ее основанию, переходя из каждой клетки в одну из двух, расположенных под ней, и набери по дороге сумму 35. Это задание дети выполняют методом проб. • Дидактическая игра с целевой установкой на внимание «умножить или разделить». Проведение этой игры преследует две важные цели: совершенствовать умение переключать и правильно распределять внимание на разные цвета, числа и арифметические действия и закреплять знания по программному материалу, в данном случае – по таблице умножения и соответствующим случаям деления. Игра может проводиться с разными числами. Допустим, мы выбрали число 4, умножение и деление на которое закрепляем. У учителя в руках карточный круг, который с одной стороны голубого цвета, а с другой - розового. На обеих сторонах написано число 4. ( На обеих сторонах круга). Учитель поясняет, что когда он покажет круг голубой стороной и назовет некоторое число, например 6., дети должны его умножить на 4, если же покажет розовой стороной, то разделить на 4. Круг показывается достаточно быстро то одной стороной , то другой а иногда два – три раза подряд одной и той же стороной. Дети записывают ответы в тетради. Примеры могут быть такими: 4-4, 20:4, 4-9, 4-7, 12:4, 4-8, 16:4, 4-2, 36:4, 24:4, 4- 6, 32:4 и т.д. 2.Как можно быстрее найти, показать и назвать числа от 1 до 25 11 18 14 17 24
21 20 13 25 22 1 12 8 3 23 16 4 2 19 7 6 10 15 5 9 4.Развитие концентрации внимания и его устойчивости. Обнаружить среди случайных букв каждой строчки слова. ф п и т з м к у н ц з н и а к о т е л м а р т п о м я ч т р п м д ы м ы л о щ и ь м ш ц ы с о р з щ ы т с п р ж о к в и а и п ш у б а ы в а к р т ь а м а м а о и п с а з ш о т ш м л о р о р о в б у р а н с т р а л г п а л к а н и о о д ы р а м е т л а к а и о г у а в т б у с ш и г м и к и ш у б а с ы б а п у х р ю с х и в а а у б у х р я к г 5. Развитие устойчивости внимания. Зачеркнуть букву в текста (газетного или журнального). Для тренировки и переключения внимания такое задание: В каждой строке зачеркнуть букву
а
, а букву
б
подчеркнуть. 6.Развитие объёма внимания. Даны 2 квадрата. Ученик должен закончить, как расставлены точки в первом квадрате и постараться точно также расставить эти точки в пустом квадрате.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
7.Игра «Спрятавшее слово». На доске написаны слова: хлеб, уточка, столб, укол, зубр, коса, полк, волк, крот, краны. Учитель говорит, что в каждой из этих слов «спряталась» еще одно слово и предлагает отыскать его. 8.Игра «Эхо». Учитель объясняет, что такое эхо и предлагает поиграть в игру с таким же названием. Игра заключается в том, что учитель называет слова, а дети хором повторяют их, но не полностью, а только их конец, так, чтобы получилось слово. Например: смех – мех, крот – рот. 9. Игра « Какая фигура исчезла?». На доске размещаются 5-6 геометрических фигур. Ученики внимательно рассматривают их, стараясь запомнить. Дети закрывают глаза. Одна фигура исчезает (убирает учитель). Ученики должны сказать какая фигура исчезла. 10. Ученику дается бланк с различными элементами фигур штрихами дополнить их до целых фигур. 11. Упражнение на развитие произвольного внимания. 1. Нарисовать в ряд 10 треугольников. 2. Заштриховать третий, седьмой и девятый треугольники. 12. Упражнение на развитие способности к переключению внимания. Учитель называет слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей вилка и т.д. Ребенок хлопает в ладоши, когда встретит слово, обозначающее животное. 13. Задания на развитие внимания. 1). Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на 2 года старше Белова? 2). Росли 2 вербы. На каждой вербе по 2 ветке, на каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш? 3) На яблоне было 10 яблок, а на иве на 2 меньше. Сколько всего было яблок? 4) Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько углов у стола?
14. Игра «Веселый счет» Каждому ученику предлагается таблица чисел, написанных красным и черным цветом. а) Назови и покажи все числа от 20 до 11, написанные красным цветом., затем черным цветом. б) Назови и покажи числа от 11 до 20 одновременно, написанные черным и красным цветом. в) Назови и покажи все числа от 11 до 20 написанные черным цветом и одновременно все числа от 20 до 11, написанные красным цветом. 12 14
15
17
13
20
18
15 18
11
19
20
17
16 13
16
12
19
11
14
II. Задание на развитие восприятия и воображения.
Ко времени поступления в школу восприятие ребенка, как правило, достигает достаточно высокого уровня. У него сформировалась необходимая острота зрения и слуха. Разнообразные задания требуют от школьникатого, чтобы он мог дать о воспринимаемом развёрнутый отчет по определенному плану, мог ответить на один или несколько вопросов. Наблюдение - это та новая форма восприятия, которая развивается тогда, когда ребенок включается в учебу. В младшем возрасте развивается и существенно обогащается воображение детей. Выполняя школьные задания, дети учатся воссоздавать не только те предметы, явления или состояния, но и те, которые лишь подразумеваются. Воссоздавая образы
действительности на основе представлений, полученных в прошлом опыте, ребенок изменяет, перерабатывает свои впечатления. • Записать слова, но не буквами, а кружочками. рука сок звезда 0000 000 00000 • Упражнение на развитие пространственных представлений: « Точки» Задание: соединение точки таким образом, чтобы получились квадраты.
. . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . .
• Большой интерес взывают у детей задания на преобразование фигур и объектов, выполненных из счетных палочек. Например: отчитай и выложи их по образцу рисунка. Переложи 8 палочек так, чтобы получилось 4 разных квадрата. Начерти их. Верни все палочки в исходное положение и т.д. • Упражнение «Определи звук» Предназначено для развития фонематического слуха. Ученику предлагают картинки с изображением различных предметов. Затем учитель произносит какое – либо слово и просит показать тот предмет, название которого начинается с того же звука. Например: учитель говорит слово мебель, ученик показывает картинку, на которой нарисован мяч. Оба слова начинаются с мягкого согласного звука. • Игра «Добавь еще слог» У учителя в руках мяч. Он бросает мяч одному из учеников и говорит какой-ни будь слог, например: пар. Тот, к кому прилетел мяч, должен назвать еще один или два слога, чтобы получилось слово, например: - та, и бросить мяч товарищу. Тот называет составленное слово (парта), говорит новый слог и бросает мяч
дальше. Игрок, который замешкался и не может в течение 5 -10 секунд добавить слог, выбывает из игры. • «У кого лучше зрение и память» Конкурс двух игроков. На плакате вразброс написаны 25 букв алфавита. Оба игрока рассматривают плакат 2 минуты. Затем каждый из них должен прочесть буквы в алфавитном порядке, правильно называя букву и указывая её на плакате. • «Шифровка» Расшифруй слова, поместив вместо звездочек букву, которая должна стоять между данными буквами в алфавите. * Б К*М У*Х *Б Б*Г З*К С*У Ответ: Букварь
III. Задания на развитие памяти.
Память бывает кратковременной и долговременной. В зависимости от ощущений - зрительной, слуховой, эмоциональной. Запоминание произвольное и непроизвольное. Развивать память любого типа помогает заинтересованность материалом ( человек запоминает не все в равной степени, а по преимуществу то, что для него существенно важно) положительное отношение к запоминанию. Хуже всего запоминается то, что для него безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция школьника способствует развитию его памяти, • Показать 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1 – 2 сек. Затем ученик должен их назвать. • Прочитать 10 слов: стол, тетрадь, часы. Конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь. Повторить слова в любом порядке. • Повторить фразы а) Осенью идут дожди. б)Дети любят играть в) В саду растут яблоки и груши. г) В небе летит самолет. • Упражнение «Каскад слов» • Огонь
• Дом, молоко • Конь, гриб, игла • Петух, солнце, асфальт, тетрадь • Крыша, пень, вода. Свеча, школа, хлеб • Орел, игра, бубен, телефон, стакан, пальто, сын • Гора, ворона, часы, стол, снег, книга.Сосна, мед • Мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки • Грузовик, камень, ягоды. Портфель, санки, молоток, девочка, скатерть. Арбуз, памятник. • Упражнение на развитие зрительной памяти. Учитель предлагает ребенку в течение 1 минуты нарисовать то, что запомнил. 7. Упражнение « Муха» 8.Упражнение на развитие памяти на цифры. 6 2 2 8 3 3 7 1 4 6 3 9 1 5 8 1 4 9 2 6 7 4 1 8 3 9 2 9.Зрительные диктанты 999 8км 6м 5р
IV Задания на развитие мышления
В развитие когнитивной деятельности младшего школьника особую роль играет мышление. Мышление – та функция, интенсивное развитие которой является одной из самых характерных особенностей школьного возраста. Именно с развитием мышления складываются такие важные новообразования школьного возраста, как внутренний план действий (действуя в «уме») и рефлексия ( умение рассматривать и оценивать свои собственные действия) Основой развития мышления ребенка становятся знания. Которые они приобретают в школе. Именно знания делают умственные операции менее связанные с непосредственной наглядной опорой или с прямой практической деятельностью. Всякая мыслительная деятельность начинается с вопроса, с удивления. Поскольку удивление рождает мысль, нужно стараться вызывать у ребенка вопрос. В любой, казалось бы, давно известной вещи найти новые, незнакомые стороны. • Напиши два числа: сто и тысяча. Сравни эти числа. Во время проверки учащиеся отвечают на два вопроса. • «Чем похожи числа?» • «Чем отличаются эти числа?» (1.При записи использовано только две цифры : 0 и 1, в том и другом числе на месте единиц и десятков стоят нули., оба числа являются счетными единицами. 2. Одно число трехзначное, другое четырехзначное, числа имеют разное название: сто и тысяча, в записи первого числа – 2 нуля, второго – 3 нуля.) 2. Вычисли значение выражений: 28 : 4 = 24 : 4 = Подчеркни подмеченные различия. • В приведенных группах числа записаны по определенному правилу. Установи для каждого столбца свое правило и впиши вместо точек нужные числа 40 20 60 20 70 40 80 10 70 10 80 90 30 20 0 30 20 10
70 30 * 50 60 * 60 20 * При выполнении задания необходимо сказать детям, что правило следует искать не только путем сравнения чисел по стокам, но и сравнения их по столбцам. • Раздели числа на две группы: 15, 24, 25. 28, 30, 32, 35. 36, 40 1.Четные и нечетные 2.Оканчиваются цифрой 5 и 0, т.е. числа, которые делятся на 5 и числа, которые не делятся на 5. 6. Сколько сумм можно составить, если первое слагаемое брать из чисел верхней строки таблицы. А второе из чисел правого столбика? 60 59 58 57 20 30 40 На сколько сумм будет составлено меньше, если убрать из таблицы слагаемое 60? 7. Четыре девочки Аня, Варя. Даша играли мячами. Подпиши. Каким из мячей играла каждая девочка, если мяч Вари не самый маленький, но меньше, чем у Ани и Даши, а мяч Ани не меньше, чем у Даши. 8. Когда Алла, Катя и Люда спросили, какие отметки они получили за контрольную работу по математике, то учитель ответил: «Попробуйте догадаться сами, а я вам скажу, что в классе двоек нет и у вас троих разные отметки, причем у Аллы не «3», у Люды не «3» и не «5». Напиши, какую отметку получила каждая из учениц». 9. В саду распустилось 15 астр и 17 георгинов. Девочка сорвала 16 цветов из них. Ответь на вопросы, подчеркнув нужное слово «Да» или « Нет». 1. Был ли среди них хотя бы 1 георгин? 2. Была ли среди них хотя бы 1 астра? 10. Используя только цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 напиши четыре двузначных числа, чтобы они в сумме составили число 100. Найди несколько способов. 11. Миша запланировал купить: карандаш, линейку, блокнот и тетрадь. Сегодня он купил только два разных предмета. Напиши что мог купить Миша, если считать, что в магазине были все нужные ему учебные предметы. 12.Головоломки
Заполни кружки различными цифрами от 1 до 9, чтобы сумма чисел на каждой стороне треугольника была равна 23,17, 21 13. Магические квадраты 1. В девяти клетках расставьте числа 2, 2. 2, 4, 4, 4, 6, 6, 6 так, чтобы сумма чисел по горизонтали и вертикали и диагоналям была равна 12.
2
6
4
6
4
2
4
2
6
2.В девяти клетках квадрата. В центре, которого стоит число 4, расставьте числа 0, 1, 2. 3, 5, 6, 7, 8 так, чтобы: а) сумма чисел по горизонтали. Вертикали и двум диагоналям была равна 12., б) поставьте вместо числа 4 число 0 и расставьте остальные числа от 1 до 8 так, чтобы по горизонтали и вертикали сумма чисел одинакова – 36.,
в)поменяйте местами числа так, чтобы сумма по горизонтали, вертикали и двум диагоналям была разная
3
8
1
6
5
4
2
4
6
7
0
3
7
0
5
8
1
2
3.В шестнадцати клетках квадрата расставьте числа 1,1,1,1, 2,2,2,2,3,3,3,3,4,4.4,4 так, чтобы сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагонали была равна 10.
1
4
4
1
3
2
2
3
2
3
3
2
4
1
1
4
4.В двадцати пяти клетках квадрата расставьте числа 1,1,1,1,1,2,2,2,2,2,3,3,3,3,3,4,4,4,4,4, 5,5,5,5,5 так, чтобы по горизонтали. Вертикали и двум диагоналям сумма была ровна 65.
1
4
2
5
3
4
2
5
3
1
2
5
3
1
4
5
3
1
4
2
3
1
4
2
5
14. Отгадывание задуманного числа. Существует немало способов отгадывания задуманного числа. Некоторые из таких способов являются народными и передаются из поколения в поколение. Например: - Запиши одно двузначное число. - Припиши это же число справа или слева. - Прибавь к полученному числу первое задуманное число. - Раздели полученное число на 2. - Раздели полученное число на 3. - Раздели полученное число на 17. Получиться число, которое задумали 1)73 2)7373 3)7373+73=7446 4)7446:2=3723 5)3723:3=1241 6)1241:17=73 15. Придумай и ответь. 1) Запиши число 55, используя для этого арифметические знаки действий и пять четверок. 2) Не отрывая карандаша от бумаги, раздели прямоугольник на такие две части, чтобы из них можно было сложить квадрат
3) Записать в кружках каждого из четырех больших треугольников различные числа от 1 до 9 так, чтобы сумма чисел по каждой стороне этих треугольников была равна 20 и запиши в кружках каждого из четырех малых треугольников различные цифры от й до 9 так, чтобы сумма чисел по сторонам каждого треугольника была равна 17,19,21,23.
16. «Числовые ряды» Задача – обнаружить закономерность в числовых рядах, продолжить ряд чисел. Использование элементов занимательности в начальной школе вносит разнообразие в учебную деятельность, способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся, повышать познавательный интерес, дает учащимся возможность оценивать себя на фоне других. Ведь чтобы составить или разгадать кроссворд, ребус, ответить на вопросы викторины. Нужно хорошо знать программный материал по теме. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывать у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал.
Дидактические игры и игровые моменты.
Темы для фантазии можно черпать из игр, которыми увлекались очень давно. Одна из таких игр заключается в следующем: вырезаются из газет и журналов различные заголовки статей. а) на уроках обучения грамоте каждая пара получает на парту около десяти вырезок. Дети должны вместе прочитать их ( жужжащее чтение), назвать вслух то слово, которое больше всего понравилось и объяснить почему., б) на уроках русского языка по теме «Предложение» составить словосочетание и предложения. в) прочитать вырезки и найти среди них имена существительные, прилагательные, глагол. г) прочитать вырезки и подобрать из них имена существительные определенного рода, числа, падежа или глаголы определенного спряжения. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходиться сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания. Соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учат оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувству ответственности, воспитывается дисциплина, воля, характер. Большинство дидактических игр заключают в себя вопрос, задание, призыв к действию, например: Кто верней? Кто быстрее? Отвечай сразу. При закреплении таблицы умножения можно использовать игру «Теремок». На доске таблица, на которой изображен Теремок. Окошечки в нем закрыты картонками с примерами. Если ученик правильно решил пример, то окошечко открывается и дети видят кто в Теремке живет. Игра «Поле чудес». Дана карточка, на которой записаны примеры, и дан код для расшифровки (указано, какому числу какая буква соответствует).
Игра – это «дитя труда». Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Ребенок играет сначала с окружающими предметами, а затем с воображаемыми, которые для него физически недоступны. В этих играх он овладевает предметами окружающего мира. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях. В них дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Нормы человеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития морали самого ребенка., дети получают возможность для развития как личности в целом, так и отдельных психологических процессов: внимания, памяти, наблюдательности, мышления.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. Игра вызывает у учащихся интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их когнитивных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.
Занимательные задания.
«Загадка»
«Ребусы»
По 2 л 7 я 100 лб 100 лица С 3 ж Р 1 А
Па 3 от Лас . Ак 3 са 100 рона Ви 3 на 100 л 40 а Ко 100 чка
Задачи смекалки.
• В комнате расставить 9 стульев так, чтобы у каждой стены стояло по 3 стула 2.Расставить в комнате 6 стульев так, чтобы у каждой стены стояло по 2 стула. 3.В данном треугольнике провести два отрезка так, чтобы:
- треугольник делился на треугольник и один четырехугольник., - на три треугольника и один четырехугольник., - на три треугольника.
Задачи – шутки
• На столе лежали три конфеты в одной кучке. Две матери, две дочери да бабушка с внучкой взяли конфеты по одной штучке, и не стало этой кучки. Сколько человек брали конфеты? • Два отца и два сына съели три апельсина. По сколько съел каждый из них. • Шесть штук картофеля сварилось за 30 минут. За сколько минут сварилась одна штука? • В клетке находились 4 кролика. Четверо ребят купили по одному из этих кроликов, и один кролик остался в клетке. Как это могло получиться?
Логические задачи.
• Как разрезать фигуру на 2 части, чтобы из них можно было сложить прямоугольник? • На ветке сидели 5 синиц и 7 воробьев 6 птичек улетели. Улетел ли хоть один воробей? • Чем сходны данные ряды и чем отличаются? О О О О О О О • Назови каждую из этих фигур. Назовите все фигуры вместе одним словом, но не употреблять слова «фигура». • Замените данные слова общим для них названием. Тонна Центнер Килограмм Грамм • Если Захар ростом не выше Олега, то каким он может быть ростом по сравнению с Олегом?
• Если Андрей на 2 года старше Вани, а Ваня на 3 года старше Коли, то кто старше Андрей или Коля - и на сколько лет? • Двое играли в шашки. Через некоторое время осталось пять шашек. Осталось ли на доске три шашки одного цвета? • Чем похожи данные примеры? Чем они отличаются? 24 х 3 2 х 36 • Костя наловил рыбок трех видов: ершей, пескарей и окуней. Всего он поймал 14 рыбок, ершей осталось на 10 больше чем пескарей. Сколько рыбок каждого вида поймал Коля? • Узнай номер дома. Отгадай число, которое должно стоять в пустой клетке.
3
5
7
9
9
25
49
Развитие когнитивных способностей школьников эффективно осуществляется через обучение в сотрудничестве, поскольку главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не что - то выполнять вместе. В начальной школе широко используется метод работы в группах. Например:учитель объясняет новый материал, а затем предлагает в группах закрепить его. Группам даются определенные задания, необходимые опоры. Задания делятся по частям. Каждый ученик занят своей частью. После завершения заданий всеми группами учитель организует общее обсуждение работы над этим заданием разными группами ( например, над упражнением или задачей). Работа по обучению в сотрудничестве чтению и творческому сочинению организуется так: - в группе из четырех человек ученики разбиваются на пары. Пока учитель работает с одними парами чтецов, другие самостоятельно читают друг другу., составляют план пересказа, излагают прочитанные рассказы друг другу, выделяя главные мысли, пишут ответы на вопросы к тексту, практикуются в правописании, словарной работе, пересказа текста.
Исследовательская работа учащихся в группе также является разновидностью метода обучения в сотрудничестве. В основе метода лежит сотрудничество, а не соревнование. Успех всей команды зависит от вклада каждого ученика, что предусматривает помощь для членов команды (группы) друг другу. Вызывает у детей большой интерес метод проектной деятельности. На уроке чтения во втором классе дети читают сказку о трех поросятах. Дается задание: высказать точки зрения старшего поросенка на ситуацию и точку зрения волка. Одна группа детей описывает ситуацию и возможный выход из нее с точки зрения старшего поросенка, другая группа в своем объяснении ситуации отражает мнение голодного волка и пытается оправдать его поведение с позиции этого хищника и его характера. Далее группы объединяются вместе и стараются понять поведение и поросят, пытающихся спастись, и голодного волка, желающего добыть себе обед. Здесь важны рассуждения ребят, их аргументы. Следует помнить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующие задания. Суть как раз состоит в том, чтобы учащийся сам захотел приобретать знания. Известное изречение мудрецов гласит: «Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!». Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся более важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием. Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль организатора самостоятельной, познавательной исследовательской, творческой деятельности учащихся. Он должен помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию. Уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. При таком подходе к обучению объяснений учителя и материала учебника оказывается недостаточно. Уже в начальной школе ученики обращаются к дополнительным источникам знаний, к справочной литературе. Самостоятельная работа над проблемой становиться абсолютно привычным и приоритетным видом деятельности. Индивидуальная самостоятельная работа – совместная работа в группах –такова взаимосвязь познавательного процесса при обучении в сотрудничестве.
В раздел начальное образование