ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья
Автор: Демченко Татьяна Михайловна, учитель начальных классов, НОУ "Школа Мариоль", г.Воронеж, Воронежская область
В раздел начальное образование
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Демченко Т.М., учитель начальных классов НОУ «Школа
Мариоль»
Гуманистическая направленность деятельности современной школы требует свежего подхода к цели воспитания и образования школьников. Проблема гуманизации образования одна из главных на сегодняшний день. Гуманистическая среда, которая формируется вокруг каждого ученика с первых же дней школьной жизни, предполагает создание условий для его развития, творчест ва, самоопределения. Одним из показателей развития личности ученика является уровень сформированное™ его учебной мотива ции. Оценивая состояние учебной деятельности, умение учиться и мотивацию учения у школьников педагогу важно соотнести их с некоторыми возрастными особенностями. Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учеб ную деятельность, овладением простейшими видами учебных дей ствий. Учебные действия складываются как овладение отдельны ми операциями - это счет предметов, запоминание звуков и букв, знакомство с окружающим миром и т.д. При этом младший школьник опирается на материализованные средства (картинки для счета, красочный наглядный материал и опорные схемы при изучении звуков и букв) и речевые опоры (проговаривание). Мо делирование носит характер использования сначала несложных графических (схемы слов, предложений), затем буквенных и знаковых средств. Младшему школьнику доступно не только разли чение способа и результата решения, а также их применение в зна комых и незначительно измененных ситуациях. Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в следующих направлениях: - широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) мо гут уже к середине этого возраста преобразиться в учебно -познавательные мотивы (интерес к способам приобретения зна ний); - мотивы самообразования представлены самой про стой формой- интересом к дополнительным источникам знаний, эпизодическим чтением дополнительных книг; - широкие социальные мотивы развиваются от общего по нимания значимости учения, с которым ребенок приходит в пер вый класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, что делает социальные мотивы более действенными.; - мотивы учения в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя; - мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют.
- интенсивно развивается целеполагание в учении. Так младший школьник учится понимать и принимать це ли, исходящие от учителя. Он способен удерживать их длительное время, выполнять действия по инструкции. При правильной орга низации учебной деятельности у младших школьников формиру ются умения самостоятельной постановки цели. Начинает склады ваться умение соотнесение цели со своими возможностями. Учитывая эти возрастные особенности мотивации учения младших школьников, учитель всегда может оказать оперативную помощь детям в решении проблемных ситуаций в учебе, формиро вать положительную, устойчивую учебную мотивацию, необходи мую для повышения качества обучения младших школьников. Путями решения этой проблемы является сочетание доброже - лательной атмосферы общения на уроке с широким применением методов и приемов, прямо работающих на мотивационный компо нент урока: занимательность в изучении нового материала (красочная наглядность, задания от сказочных персонажей, создание про блемных ситуаций, исследовательская и опытническая работа на уроках); необычная форма проведения урока (нестандартные уроки: путешествие, игра, сказка, КВН, аукцион знаний, устный журнал и др.); включенность ученика в коллективистические формы орга низации разных видов деятельности; отношение сотрудничества учителя и учащихся, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнении заданий, а в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное ре шение; привлечение учеников к оценочной деятельности формиро вание у них адекватной самооценки; эмоциональность речи учителя; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения; использование разного вида контроля (предварительный, те кущий, тематический); умелое применение учителем поощрения и порицания. Создание таких условий для развития младшего школьника является надежной основой для гуманизации образовательного и воспитательного процесса в школе. Для обеспечения мотивационного компонента урока необхо димо правильное сочетание приемов и средств педагогической деятельности, развивающих у детей интерес и умение учиться.
В раздел начальное образование