"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА"
статья
Автор: Кулькина Евгения Николаевна, учитель начальных классов, НОУ "Школа Мариоль", город Воронеж, Воронежская область
В раздел начальное образование
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА
Развитие творческих возможностей обучающихся важно на всех этапах школьного развития, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. В начальных классах, особенно в 1 классе, только начинают формироваться способы учебной работы. Поэтому необходима не- прерывная четкая линия, направленная на развитие внимания, на- блюдательности, памяти, на умение проводить анализ, сравнение, находить закономерности. В 1 классе предполагается в основном работа на выполнение заданий по образцу учителя, опирающаяся на память ученика: тренировочные упражнения, задания запомнить букву, цифру, знак. Дети старательно выполняют репродуктивные задания учителя, стремятся быть исполнительными, четкими, усидчивыми. Это необходимые качества для усвоения программы, познавательные интересы и самостоятельность мышления не проявляются. Поэтому наряду с требованиями «Делай как я», необходимо предусматривать задания на всех этапах обучения, направленные на проявление творчества учащихся. Задания по развитию творческих способностей учащихся подбираются не столько на знание и усвоение программного материала, сколько на умение детей сравнивать, обобщать, делать выводы, обосновывать свой выбор. В период обучения грамоте на уроках письма много времени отводится развитию мелкой мускулатуры кисти руки учащихся. С первых уроков даются задания не просто дорисовать забор по образцу, а нарисовать свой из изученных элементов, подумать, что напоминает тот или иной элемент и что общего имеют различные группы букв, не только списывание слов по образцу, но и выполнение различных заданий. В результате дети уже в период обучения грамоте могут правильно писать слова, написание которых расходится с произношением, раньше начина- ют писать под диктовку. На уроках математики всегда много заданий на сравнение выражений, групп предметов, выкладывание чисел, геометрических фигур из счетных палочек, преобразование выражений, нахождение лишних и недостающих данных. По примеру телевизионной игры «Звездный час» дается задание по составлению как можно большего количества слов из данных букв. Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Одним из видов грамматической игры является кроссворд-игра - задача, содержащая в себе большие возможности для развития
творческих способностей школьников. Работа с кроссвордами возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна она при закреплении материала важнейших орфограмм начального обучения русскому языку. Для развития творческих способностей используются различные игры, загадки, ребусы, головоломки, занимательные и нестандартные задачи, задания для умников и умниц, различные виды работ по русскому языку. На уроках математики при повторении и закреплении изученных тем включаю сказки. Сказка делает урок более интересным, а вопросы, на которые отвечают дети, дают большой воспитательный эффект и способствуют развитию мышления; самостоятельное сочинение сказок развивает устную речь, фантазию и смекалку. Развивают логическое мышление, память, творческое воображение и игры-путешествия. Путешествие по сказочной стране Геометрия дает первоначальные представления о прямой, отрезке, луче, разных видов углов. Готовясь к урокам чтения, необходимо все виды работ продумать так, чтобы ученик активно творчески мыслил в течение всего учебного процесса. Вопросы ставятся так, чтобы ученик мог сравнить и на этом основании сделать вывод, например: чей план из написанных на доске более удачный. Какой пункт в нашем плане вам кажется главным? Чему можно научиться, следуя сказанному в этом вопросе? Особое место в системе развития речи школьника занимает сочинение. Именно сочинение - высшая форма проявления творческих способностей ребенка. Сначала коллективно составляется предложения по картинкам с осенним, зимним или весенним пейзажами, а затем детям предлагаю написать миниатюру, придумать свое название. Умение правильно изложить свои мысли, обосновать свое мнение, умение вести дискуссию, общаться с взрослыми и сверстниками формируется в течение всех лет обучения. Здесь необходимо использовать потенциальные возможности каждого ученика.
В раздел начальное образование