"ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
статья
Автор: Коробкина Наталья Митрофановна, учитель начальных классов, НОУ "Школа Мариоль", город Воронеж, Воронежская область
В раздел начальное образование
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Особенности развития качеств человека, которые характеризуются как «личность», зависит возможность реализации индивидуальных способностей. Основные задачи формирования личности могут быть определены таким образом: формирование ценностной определенности и ценностной то- лерантности; формирование конвергентного и дивергентного мышления, поисковой активности; формирование самосознания, позитивной Я - концепции; формирование самостоятельности; формирование способности к кооперации, соотнесению своих интересов с интересами других людей, признание ценности личностной уникальности каждого человека. Младший школьный возраст является периодом ученичества, способствующего формирования творческих способностей личности. Представление о себе, своем отношении к себе, своему «Я», выход за пределы ограниченных представлений и знаний о внешнем мире. Чувственно-национальные качества личности являются универсальными компонентами в становлении характера и сохраняются в дальнейшем во взрослой жизни. Формирование ценностной определенности означает, прежде всего, обеспечение условий для выявления смысла выполняемой деятельности каждым ребенком. Задача обучения ориентированного на личность - содействовать ценностной определенности. Для этого недостаточно передачи некоторого представления о том, «что такое хорошо, что такое плохо». В содержании преподаваемых предметов есть нравственные идеалы и образцы. Присутствует ценностный аспект и в методах преподавания. Ценностные ориентации определяются через интересы, убеждения, мировоззрение, направленность личности. Формировать личность - это создавать условия для развития ценностных ориентаций, делать обучение осмысленным. Личностный подход означает возможность обретения ребенком своей системы ценностей при встрече с другими ценностями. Ценностная толерантность при этом означает способность терпимо относиться к иной, отличной от твоей, системе ценностей. В этой связи исключительно важным является разбудить и поддерживать у детей чувство понимания, взаимозависимости в мире, развивать у них коммуникативность, умение предупреждать и снимать конфликты. С первого класса необходимо учить детей слушать друг друга, принимать мнение другого, понимать его. Из этого формируется коммуникативная культура.
При анализе условий формирования у учащихся самостоятельности на уроке можно сделать, воспользовавшись планом наблюдения урока. Выделяются следующие пути и способы формирования самостоятельности: выбор целей, учебных задач, формулировка темы; выбор количества и уровня трудности заданий; выбор времени, срока выполнения; рассмотрение разных вариантов ответов; оценка детьми своей работы, ответов других учеников. Чем больше вариантов самостоятельности мы сможем увидеть на уроке, тем благоприятнее условия для самовыражения ребенка. Процесс выбора стимулирует самопознание, ответственность за достигнутый результат, приводит к желанной для педагога цели, когда дети начинают чувствовать ответственность за результаты своего учебного труда. Задача личностного подхода - формирование поисковой активности, развитие дивергентного мышления. Оно предполагает, что человек способен к нестандартным, но подходящим к данной ситуации решениям в любой сфере жизни, будь то общение или решение учебных задач, способности продуцировать альтернативные варианты решения. Развитие личности - это становление самосознания ребенка, позитивной Я - концепции. Часто стратегии ребенка выстраиваются вопреки его индивидуальным качествам. Импульсивное поведение, слабый самоконтроль обусловлены, как правило, низким уровнем самосознания. Каждый ребенок способен успешно учиться и достигать хороших результатов, даже в «трудных» предметах, при условии преподавания этих дисциплин на соответствующем профессиональном уровне и оказании индивидуальной помощи. Оптимальным условием для работы учеников в полную силу может стать сочетание дифференциации учебного материала с разделением класса на группы (пары, потоки, по вариантам и т.д.) с учетом уровня подготовки и развития учащихся, их работоспособности, а также сочетание коллективной и самостоятельной работы в этих группах. Во время урока создается определенный эмоциональный настрой, при котором ребенок не боится высказывать свои мысли о чем-то незнакомом, неизвестном. Не секрет, что дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями, именно при сотрудничестве со сверстниками, к детям приходит понимание своей значимости: «Мои знания, умения необходимы группе для успешного выполнения задания». При этом у ребенка вырабатываются навыки общения и сотрудничества, что, бесспорно, является залогом дальнейшего успешного обучения. И только сотрудничая в группе, ребенок учится оценивать объективно собственную работу и работы своих сверстников. Работу в группах (парах) можно использовать на разных этапах урока: проверка домашнего задания, подготовка к восприятию нового материала, закрепление пройденного материала, проверка знаний. По данным психологических исследований использование личностно
ориентированного обучения в начальной школе показало положительную тенденцию роста познавательной активности, эмоционально-волевой сферы; снизился уровень школьной тревожности, конфликтности. Дети с интересом ходят в школу, успешно адаптируются к обучению в среднем звене.
В раздел начальное образование