Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Учебный материал, как средство для развития творческого мышления детей"

статья

Автор: Андреева Вера Сергеевна, учитель начальных классов, МОБУ СОШ 29, города Якутска республики Саха (Якутия)



В раздел начальное образование




Учебный материал, как средство для развития

творческого мышления детей.
Андреева Вера Сергеевна, учитель начальных классов МОБУ СОШ № 29 г. Якутска Одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей. С психологической точки зрения младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление школьников младших классов более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. С самого момента поступления ребёнка в образовательное учреждение педагог должен обеспечить условия для развития творческого мышления и создать благоприятствующую атмосферу. Хочу поделиться, как в своём классе я реализую эти организационно - педагогические условия на уроках. Урок - широкое и ёмкое понятие, которое можно рассматривать бесконечно, причём с разных точек зрения. Перед учителем стоит задача отобрать учебный материал для развития творческих сил детей. В урок надо включать специальные задания, требующие самостоятельного активного поиска учеником ответов на вопросы, самостоятельной постановки вопросов, предоставлять возможность фантазировать, пробовать и ошибаться. Нельзя ограничивать начинающего школьника в его действиях, не заставляйте с первых дней мыслить «как все». Нельзя ограничивать детей школьной программой. Надо раскрепостить мышление ученика, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа. Поэтому я считаю, что можно даже на уроке найти 5–10 минут на решение нестандартных задач, развивающих логику и смекалку, направленных на развитие творчества ребенка. Такие занятия помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывают в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения. Очень хорошо если этому можно посвятить целый урок. Немаловажной ступенью в развитии креативного мышления является обучение решению задач познавательного, поискового и творческого характера. Виды творческих задач Обычно в школе решают так называемые «закрытые» задачи, т.е. имеющие точное условие, строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. Жизнь же ставит перед человеком «открытые» задачи, имеющие довольно размытые, разные пути решения. Исходя из этого, существуют следующие
виды творческих задач.

Изобретательская.
Её условие содержит противоречие: «Вы хотите есть. На столе еда, а у стола голодная собака ». Как быть? Ответы детей: - вызвать хозяина собаки; - испугать собаку и прогнать; - бросить собаке кость или мясо; - надо самому уйти; Решение этой задачи показало, что дети видят разные варианты решений.
Исследовательская.
Произошло некоторое явление. Необходимо выявить его причины. Например, почему вода испаряется? Как это происходит? Почему?
Конструкторская.
Не содержит противоречий и предлагает продумывание устройств под заданную цель. Придумать, как измерить площадь фигуры, тогда как дети ещё не имеют представления о самом понятии «площадь».
Прогностическая.
Предлагает анализ положительных и отрицательных последствий известных всем явлений или можно видоизменить обычную задачу и прогнозировать результат.
Задача с достраиваемым условием.

Дети анализируют и сами вводят необходимые данные и ограничения. К первоначальному этапу отношу задания на сравнение геометрических фигур, на выбор сходных фигур, на выделение частей сложного чертежа, на составление и преобразование фигур в соответствии с условием задачи, на составление рассказов к рисункам. Конечно, задачи 1 и 2 вида (исследовательские и изобретательские) едва ли будут уместны на каждом уроке математики. Их я использую на уроках окружающего мира, чтения, труда, а на уроках математики – в разминках и минутах отдыха, организованных в форме «мозгового штурма».
«Мозговой

штурм»
является методом, позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время. При проведении «мозгового штурма» запрещается критика и поощряется любая идея, даже шуточная и явно нелепая. С целью активизации мышления младших школьников можно использовать следующие задания. Можно предложить детям следующие задачи: 1) Можно ли разделить 5 яблок между пятью ребятами так, чтобы каждый получил по яблоку, и одна осталась в коробке? 2) Петя дал младшему брату половину запаса яблок и ещё одно яблоко, и у него не осталось ни одного яблока. Сколько яблок было у Пети? 3) Два отца и три сына съели три сливы. По сколько съел каждый из них? 4) В квартирах №1,2,3 жили три котёнка: белый, черный, серый. В квартирах №1 и №2 не жил черный котенок. Белый котенок жил не в квартире №1 . В какой квартире жил каждый котенок? 5) Рысь съедает 600 кг мяса за 6 часов, а лев – в 2 раза быстрее. За какое время они съедят это мясо вместе? 6) Двое учеников очистили 400 картофелин; один очистил 3 штуки в минуту, другой – 2. Второй работал на 25 мин больше первого. Сколько времени работал каждый? 7) Три школьника купили ручки. Один отдал за эту покупку 21 рубль, другой 18 рублей, а третий 15 рублей. Первый школьник получил на две ручки больше, чем третий. Сколько ручек купил каждый школьник? 8) Малыш может съесть 600 г. Варенья за 6 минут, а Карлсон – в 2 раза быстрее. За какое время они съедают это варенье. Нестандартные задачи на умножение и деление 1) Можно ли 10 книг расставить на 3 полках поровну? 2) Чему равно произведение 0*1*324*4*5? 3) Запиши все пары чисел, произведение которых равно 36. 4) Хватит ли 8 двухместных парт, чтобы рассадить 20 учеников? 5) Придумайте и запишите такое число, не равное 0, которое делится на 3, на 4, на 6. 6) Запиши цифру 5. Какую цифру нужно приписать справа, чтобы полученное число разделилось на 6? 7) В записи 6 5 2 расставь знаки действия и скобки так, чтобы значение полученного выражения было равно 42. Запишите равенство. 8) Каждый торт разделили пополам, а каждую половинку ещё пополам. На каждое из 12 блюдец положили 1 кусок торта. Сколько было тортов?
Задания на разминку.
Основной задачей разминки является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективного усвоения знаний невозможно. Поэтому вопросы, которые могут быть включены в разминку, достаточно легкие, способные вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, шуточные. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебной деятельности. - Сколько тебе лет? А через два года, сколько будет тебе лет? - Какой сегодня день недели? Месяц? - Какая буква пятая в алфавите? - Быстро назовите пять имен девочек? - Сколько всего ножек у трех осьминожек? - Росло 4 яблони. На каждой – по три ветке, на каждой ветке по три груши. Сколько всего груш? - Сколько яиц можно съесть натощак? - Одно яйцо варят 3 минуты. Сколько времени надо варить 7 яиц? - Перечислите пять растений , названия которых начинается с гласной буквы? - Сколько концов у двух палок? А у двух с половиной? Приведу пример
открытых заданий
(на которые нет и не может быть заранее известных ответов и решений).
1) Что общего и в чем отличие цифр от 1 до 9 и девяти цветных стекол и одного прозрачного? 2) Дай свое определение, что такое «задача». 3) Изобрети новую геометрическую фигуру с 7 вершинами. Дай ей название. 4) Сравни таблицу умножения с алфавитом и найди, чем они похожи, а чем отличаются.
Числовые последовательности
1) Взгляни на ряд чисел, отделенных друг от друга запятыми. 2) Постарайся понять правило, по которому составлен этот ряд, и попробуй описать это правило словами. 3) Догадайся. Каким должно быть следующее число. 4) Запиши его в конце ряда. 5) Проверь решение. 6) Если решение правильное, обведи красным карандашом номер примера. 7) Посчитай, сколько задач ты решил. 8) Если правильно решено больше половины всех задач, поставь себе отметку 5. 9) Если ты справился с половиной или с меньшим числом задач, поставь себе отметку 4. Начнем с самых простых примеров. 1) 3, 4, 5, 6, 7, 8________________________________________ 2) 5, 7, 9, 11, 13________________________________________ 3) 4, 8, 12, 16, 20_______________________________________ 4) 11, 22, 33, 44, 55, 66__________________________________ 5) 29, 39, 49, 59, 69, 79__________________________________ 6) 87, 75, 63, 51, 39, 27__________________________________ 7) 112, 223, 334, 445, 556________________________________ 8) 1, 2, 2, 3, 3, 3, 4, 4, 4, 4, _______________________________ 9) 100, 99, 97, 94, 90, 85_________________________________ 10) 10.123, 234, 345, 456, 567, 678__________________________ Различного рода задания способствуют развитию: памяти, внимания, воображения, мышления, но и позволяют углубить знания детей, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности. Систематическая работа учителя в режиме творческого обучения, когда ежедневно ученикам на уроках предлагается решать нестандартные задания, способствует формированию положительного отношения к заданиям проблемно-поискового характера, гибкости мышления, умению проводить мини-исследования, содействует проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиске решений. Таким образом, развивая творческое (креативное) мышление мы можем добиться хороших результатов в обучении и развитии ребёнка.


В раздел начальное образование