Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Рабочая программа для 1 класса УМК "Перспективная начальная школа"

рабочая программа

Автор: Корвегина Ирина Александровна, учитель начальных классов, МОУ "Гимназия №34", город Саратов



В раздел начальное образование




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание курса по литературному чтению для 1 класса осуществляется в соответствии с:  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. №373;  примерной программой начального общего образования по литературному чтению;  требованиями Основной образовательной программы ОУ. Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса МОУ «Гимназия № 34» города Саратова разработана на основе авторской программы Н.А. Чураковой, М.Л. Каленчук, которая обеспечена учебником «Литературное чтение» Н.А. Чураковой.Учебник Н.А. Чураковой «Литературное чтение» для 1 класса. – М.: Академкнига/Учебник,2012 ; методическими пояснениями «Литературное чтение» Н.А. Чураковой , Методические рекомендации – М.: Академкнига/Учебник,2012г. Тетрадь для самостоятельной работы О.В. Малаховской- М.: Академкнига/Учебник, 2014г.; Н.А. Чуракова «Хрестоматия» - М.: Академкнига/Учебник, 2012г. «Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы). Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе — сформировать за четыре года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы; а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму (мы не вводим деления литературы на разные роды — эпос, лирику и драму, но вводим деление на разные типы повествования). Основная цель отражена в главных идеях, развиваемых на протяжении четырех лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых позволяет осуществить эти идеи и реализовать основную цель обучения — сформировать инструментарий для анализа художественных произведений. Идея первая. Сформировать грамотные представления о взаимоотношениях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы. Идея вторая. Постепенно формировать базовое понятие курса . «Литературное чтение» — понятие художественного образа (сам термин не используется). Идея третья. Учить младших школьников различать жанры — сначала жанры фольклора, потом — жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования. Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить , поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы: если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.
Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые формулированы в программных требованиях к каждому году обучения. Программные требования 1-го класса определяются: необходимостью формирования потребности и мотива чтения; логикой развития литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам; актуальным уровнем эстетического и нравственного развития детей шести лет. Программа 1-го класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно- композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказки. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления рифме как о созвучных словах, находящихся в конце строк; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности. Сравнивая короткие представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства. Срок реализации данной программы - 1 год. Она рассчитана на учащихся 1 «Г» класса МОУ «Гимназия № 34». На уроках применяются системно-деятельностный подход и элементы следующих технологий: обучение в сотрудничестве, личностно-ориентированное обучение, ИКТ. Для развития устойчивого интереса к учебному процессу на уроках литературного чтения используются электронные образовательные ресурсы; диск «Литературное чтение 1 класс ПНШ». Учебный план МОУ «Гимназия № 34 » отводит на изучение литературного чтения в 1«Г» классе по 4 урока в неделю, что составляет 40 часов в учебный год. Данное планирование определяет достаточный объем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающиеся научатся:
 читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;  понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в них основные логические части;  читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;  рассказывать наизусть 3-4 стихотворения разных авторов;
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной

работы получат возможность научиться:

 находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»; находить нужное произведение в книге, ориентируясь на «Содержание»  задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст
.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных в (сравнение, олицетворение, контраст).
Обучающие научатся:
• отличать прозаическое произведение от стихотворного; • различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу; • находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки, звукопись, рифмы).
Обучающиеся получат возможность научиться:
 различать сюжетно-композиционные особенности кумулятивной (сказка- цепочка) и докучной сказок;  обнаруживать подвижность границ между жанрами фольклора и литературы (прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельную песенку, закличку; рассказ - сказку).
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся
Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающие научатся:
 понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;  читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям и по цепочке, опираясь на маркирование;  рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженным в тексте.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 осваивать на практике малые фольклорные жанры и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация);  находить в разделе «Музейный Дом» иллюстрации, подходящие к конкретным фольклорным текстам, сравнивать тексты и иллюстрации.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения

В области общих учебных действий

научатся:

ориентироваться
в учебной книге, то есть читать язык условных обозначений;
находить
выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенном разделе (в конце учебника) нужную иллюстрацию;

работать
с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и хрестоматией), то есть сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради, учебника и хрестоматии; 
находить
нужный раздел тетради для самостоятельной работы и хрестоматии.
В области коммуникативных учебных действий

научатся:
В рамках коммуникации как сотрудничества: • работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, *выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; выполнять работу по цепочке. В рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
В

области

контроля

и

самоконтроля

учебных

действий

обучающиеся

получат возможность научиться:
понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос; обращаться к тексту для подтверждения ответа
Список литературы.


Литература для учителя.
1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2012. 2. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 1 класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2012. 3. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности: 1-4 класс: в 2 ч./ Составитель Н.А. Чуракова, -М.: Академкнига/Учебник, 2012- Ч1:240с. ( «Проект «Перспективная начальная школа»)
Литература для учащихся.
1. Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2014 2.Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Интернет ресурсы:
 edu  encyclopedia  nachalka


В раздел начальное образование